Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочих программ Б. М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяева, О.А.Коблова, Т.А.Мухина «Изобразительное искусство» предметной линии учебников системы «Школа России» (М.: Просвещение, 2014), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры миро отношений, выработанных поколениями.
Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребѐнка.
Задача: развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способность углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний.
Авторская программа рассчитана на 34 часа, 34 учебные недели, 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа, 34 учебных недели, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты: чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.; умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств; понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; усвоение названий ведущих художественных музеев Россиии художественных музеев своего региона; умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники; способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ; освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей. Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в групппе). Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объекта), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка). Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.
Нормы оценивания
Отметка "5" -учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; -правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; - верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка "4" -учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; -гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; -умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Отметка "3" -учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; -допускает неточность в изложении изученного материала.
Отметка "2" 19 -учащийся допускает грубые ошибки в ответе; -не справляется с поставленной целью урока.
Описание методического обеспечения:
1.Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 2 класс. М.: «Просвещение», 2012 г.
2.Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г.
Содержание учебного курса
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Выставки |
1. |
Как и чем работает художник? |
8 |
- |
2. |
Реальность и фантазия |
7 |
- |
3. |
О чем говорит искусство |
11 |
- |
4. |
Как говорит искусство |
8 |
1 |
|
Итого: |
34 ч. |
1 |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Дата |
Содержание (разделы, темы) |
Кол-во часов |
Оборудование урока |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
|||||
|
|
Как и чем работает художник? |
8ч |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами, гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги, пастель, мелки акварель, цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей тушь или чёрная гуашь, чернила, перо, тонкая кисть или уголь; белая бумага пластилин, стеки, серпантин, конфетти, семена, нитки |
Познавательные: -проводить сравнение по заданным критериям. -создавать элементарные композиции на заданную тему, -проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. -анализировать образец, определять материалы. оценивать по заданным критериям Регулятивные: -организовывать свое рабочее место. -учитывать выделенные учителем ориентиры действия. -принимать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: -ставить вопросы, обращаться за помощью -определять общую цель и пути её достижения, оказывать взаимопомощь. -строить понятные для партнёра высказывания. Личностные: -внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с работами художников. |
1. |
|
Три основных цвета-желтый, красный, синий. |
1 |
||
2. |
|
Белая и чёрная краски. |
1 |
||
3. |
|
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. |
1 |
||
4. |
|
Выразительные возможности аппликации. |
1 |
||
5. |
|
Выразительные возможности графических материалов. |
1 |
||
6. |
|
Выразительность материалов для работы в объеме. |
1 |
||
7. |
|
Выразительные возможности бумаги. |
1 |
||
8. |
|
Неожиданные материалы (обобщение темы). |
1 |
||
|
|
Реальность и фантазия |
7ч |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами, гуашь, кисть, бумага большой лист (цветной или тонированной) бумаги уголь, мел, тушь, тонкая кисть или гуашь(один цвет), любой графический материал (один-два) цвета, большие листы для панно. |
Познавательные: -проводить сравнение по заданным критериям. -осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы; -осуществлять правила рисования с натуры, умение рисовать ветку хвойного дерева. Регулятивные: -организовывать свое рабочее место. -удерживать цель учебной деятельности, заданную учителем. Коммуникативные: -ставить вопросы, обращаться за помощью. -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. -сотрудничать с товарищами в ходе работы -давать эстетическую оценку выполненных работ. Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с зимней природой. |
9. |
|
Изображение и реальность. |
1 |
||
10. |
|
Изображение и фантазия. |
1 |
||
|
|||||
11. |
|
Украшение и реальность. |
1 |
||
12. |
|
Украшение и фантазия. |
1 |
||
13. |
|
Постройка и реальность. |
1 |
||
14. |
|
Постройка и фантазия. |
1 |
||
15. |
|
Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. |
1 |
||
|
|
О чём говорит искусство |
11ч |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами, гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги, пастель, мелки, цветная бумага, цветная бумага, пластилин, стека, дощечки, цветная бумага, ножницы, клей |
Познавательные: -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -наблюдать за настроением животных, передавать наблюдения и переживания в рисунке. -находить общие черты в характере произведений разных видов искусства. Регулятивные: -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно. -преобразовывать практическую задачу в познавательную. -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: -задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. -строить понятные для партнёра высказывания Личностные: -чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. -адекватная мотивация учебной деятельности (познавательные мотивы). |
16. |
|
Изображение характера животных. |
1 |
||
17. |
|
Изображение природы в различных состояниях. |
1 |
||
|
|||||
18. |
|
Изображение характера человека: женский образ. |
1 |
||
19. |
|
Изображение характера человека: мужской образ. |
1 |
||
20. |
|
Образ человека в скульптуре. |
1 |
||
21. |
|
Человек и его украшения. |
1 |
||
22. |
|
О чём говорят украшения. |
1 |
||
23 -24. |
|
Образ здания. |
2 |
||
25 -26. |
|
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. |
2 |
||
|
|
Как говорит искусство. |
8ч. |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, CDдиски с обучающими программами, гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги, пастель или цветные мелки, тушь, ножницы, клей, цветная бумага, пластилин, стеки.
|
Познавательные: -осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе и иллюстрациях. -применять правила и пользоваться инструкциями; . -анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. -моделировать коллективное панно. -выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Регулятивные: -ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того , что ещё неизвестно -преобразовывать практическую задачу в познавательную Коммуникативные: -задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. -формулировать собственное мнение, вести устный диалог. -участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах. Личностные: -ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой. |
27. |
|
Тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. |
1 |
||
28. |
|
Тихие и звонкие цвета. |
1 |
||
29. |
|
Что такое ритм линий? |
1 |
||
30. |
|
Характер линий. |
1 |
||
31. |
|
Ритм пятен. |
1 |
||
32. |
|
Пропорции выражают характер. |
1 |
||
33. |
|
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. |
1 |
||
34. |
|
Обобщающий урок. Выставка работ. |
1 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
34 часа |
|
|
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п |
№ урока /тема по рабочей учебной программе |
Тема с учетом корректировки |
Сроки корректировки |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.