Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
31.01.2020
Рабочая программа
РП псих.-развив. 2019-2020.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная            школа №15»Еманжелинского муниципального района Челябинской области

 

 

 

        Согласовано:

        на заседании методсовета

        протокол №_______

        от _____________ 2019 г.

        зам. директора по ВР

         ________Т.В.Кропинова

                                            Утверждаю:

                       Директор МБОУ «СОШ №15»

                      _____________ Г.Н. Голынина                                                    «___» ______________2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 курса психолого-развивающих занятий с обучающимися ЗПР

по ФГОС в 1-4 классе

 

Общеинтеллектуальное направление

Срок реализации программы 2019-2023 г.г.

 

 

 

 

Составитель:                                                                                                                           Казанцева Светлана Владимировна

учитель высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

г. Еманжелинск

2019

 

 

1.      Результаты освоения курса внеурочной деятельности  

1.1  Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):

 

-  положительное отношение к школе;

-  расширять представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

- уметь ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

-  принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

1.2. Метапредметные результаты:

 

Регулятивные УУД:

 

- умение работать по плану;

- умение контролировать выполнение заданий;

- начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 

Познавательные УУД:

 

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение сравнивать и группировать предметы;

- умение извлекать информацию из сюжетного рисунка;

- умение переводить информацию из одного вида в другой (из рисунка в схему);

-  способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и других способность к наблюдательности, умение замечать новое; - стремление к активности и

самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

- умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия.

 

Коммуникативные УУД:

 

-  слушать и понимать речь других;

- уметь обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

- уметь решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

- умение участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях;

- умение отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;

- умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

- умение слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в паре.

 

II. Содержание  программы курса   внеурочной деятельности

 

1 класс 

 

Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений 

 

Данный раздел направлен на переход от наглядно - действенного к наглядно - образному мышлению с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности, выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Развитие словарного запаса. Развитие вербально-логического мышления. Развитие мыслительной операции сравнения, способности выделять существенные признаки.

Упражнения на простейшие анализы с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

 

Раздел 2. Развитие внимания

 

Данный раздел направлен на развитие зрительной памяти, слуховой памяти, двигательной памяти, смысловой памяти. Развитие общей осведомлѐнности. Развитие временных понятий. Упражнения «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров из карточек по образцу («Мозаика»), знакомство с игрой «Муха»), игры «Внимательный художник», «Точки», «И мы...», «Запутанные дорожки».

 

Раздел 3. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти

 

Данный раздел направлен на запоминание различных предметов (5—6 предметов без учета месторасположения), игры «Внимательный художник», «Найди отличия».

 

Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и воображения

Данный раздел направлен на развитие зрительно-перцептивного восприятия, формирование восприятия отдельных свойств и предметов по форме. Развитие объѐма, переключения, концентрации и распределения внимания. Развитие зрительного внимания, слухового внимания, устойчивости внимания, произвольного внимания.

Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Развитие зрительного и пространственного восприятия. Развитие зрительно-моторной координации, звукобуквенного анализа и графических навыков. Развитие мелкой моторики.

 

Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений

 

Данный раздел направлен на знакомство с причиной и следствием событий, а так же противоречиями. Упражнения на поиск и выявление закономерностей, умозаключения по аналогии, целенаправленный перебор логических возможностей. Составление загадок с использованием главной функции предмета.

 

Раздел 6. Развитие личностно-мотивационной сферы  

 

Данный раздел направлен на знакомство с обучающимися, правила поведения на занятиях, формирование учебной мотивации, снятию тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации. Развитие произвольности, саморегуляции, эмоционально-волевой сферы. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

 

2 класс

 

Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений

Данный раздел направлен на развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать, строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков. Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое», несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1—2 особенностей, лежащих в основе выбора, «Противоположное слово», «Подбери пару», аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

 

Раздел 2.Развитие внимания

 

Данный раздел направлен на повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Упражнения на развитие навыков самоконтроля: «Графический диктант» (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра «Муха» — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров («Мозаика», «Точки», выполнение заданий «Запутанные дорожки», игра «Внимательный художник»).

 

Раздел 3.Развитие памяти

 

Данный раздел направлен на развитие визуальной и аудиальной памяти. Упражнения, аналогичные используемым на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации.

 

Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и воображения  

 

Данный раздел направлен на развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков. Игры на перевоплощение: «Мозаика» (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, «Зашифрованный рисунок», получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

 

Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений

 

Данный раздел направлен на формирование логической операции классифицирования по двум свойствам. Формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и найти лучшее решение.

 

Раздел 6. Формирование личностно-мотивационной сферы

 

Данный раздел направлен на Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание «Подбери пару», лабиринты, логические задачи).

 

3 класс

 

Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений

 

Данный раздел направлен на развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1— 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой.

 

Раздел 2.Развитие внимания  

 

Данный раздел направлен на развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности. Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра «Муха» — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра «Кто быстрее и точнее», основанная на диагностическом тесте «Корректурная проба», поиск ошибок в тексте.

 

Раздел 3.Развитие памяти

 

Данный раздел направлен на развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения, аналогичные используемым на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации.

 

Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и воображения  

 

Данный раздел направлен на развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления. Упражнения аналогичные применяемым на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов «Волшебный круг».

 

Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений

Данный раздел направлен на формирование умений рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и нахождение лучшего решения. Решение частично-поисковых задач разного уровня.

 

Раздел 6. Формирование личностно-мотивационной сферы  

 

Данный раздел направлен на развитие навыков совместной деятельности. Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

 

4 класс  

 

Раздел 1. Формирование общеинтеллектуальных умений

 

Данный раздел направлен на формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. Упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений (аналитические задачи 3-го типа с построением «логического квадрата»); переформулировка отношений из прямых в обратные, задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами.

 

Раздел 2.Развитие внимания

 

Данный раздел направлен на развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане. Упражнения, аналогичные применяемым на 3-м этапе; самостоятельное планирование этапов деятельности.

 

Раздел 3.Развитие памяти

 

Данный раздел направлен на развитие аудиальной и визуальной, кратковременной и долговременной памяти. Упражнения, аналогичные используемым на 2-м и 3-м этапах, с увеличением объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.

 

Раздел 4. Развитие пространственного восприятия и воображения

 

Данный раздел направлен на формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.

 

Раздел 5. Формирование простейших поисковых умений

 

Данный раздел направлен на формирование умения рассматривать различные пути или варианты достижения цели. Умение делать определенное умозаключение для формирования выводов из нескольких суждений. Целенаправленный перебор логических возможностей. Решение поисковых задач разного уровня.

Раздел 6. Формирование личностно-мотивационной сферы

 

Данный раздел направлен на развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика

 

Ш. Тематическое планирование с указанием количества часов

1 класс (68ч)

 

Тема занятия

 

Кол-во часов

 

1.           

Стартовая диагностика»

1

2.           

«Учимся образно мыслить!»

2

3.           

«Учимся обобщать и делать выводы!»

2

4.           

«Учимся устанавливать простые закономерности!»

2

5.           

«Сравнение предметов, слов и чисел»

4

6.           

«Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям»

4

7.           

«Учимся себя контролировать!»

2

8.           

«Упражнения на развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания»

2

9.           

«Упражнения на развитие наблюдательности»

2

10.       

«Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах»

2

11.       

«Составление простых узоров из карточек по образцу. Знакомство с игрой «Муха»»

2

12.       

«Упражнения на развитие визуальной памяти»

2

13.       

«Упражнения на развитие аудиальной памяти»

2

14.       

«Упражнение на развитие кратковременной слуховой, смысловой памяти»

2

15.       

«Учимся ставить цель. Личный план действий»

4

16.       

«Упражнения на восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона»

3

17.       

«Формирование элементов конструктивных навыков и воображения»

4

18.       

«Учимся сравнивать и анализировать!»

4

19.       

«Учимся обобщать!»

4

20.       

«Логичность умозаключений»

4

21.       

«Развитие навыков совместной деятельности»

2

22.       

«Развитие чувства ответственности за принятое решение»

3

23.       

«Логичность умозаключений»

4

24.       

«Развитие навыков совместной деятельности»

2

25.       

«Развитие чувства ответственности за принятое решение»

2

26.       

Диагностика на конец учебного года

1

 

2 класс (68ч)

 

Тема занятия

 

Кол-во часов

1.     

«Стартовая диагностика на начало учебного года»

1

2.     

«Развитие предметно - практической деятельности»

2

3.     

«Развитие предметно - практической деятельности»

2

4.     

«Упражнения на простейшие обобщения типа «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй девятое»

2

5.     

«Сравнение предметов, слов и чисел»

2

6.     

«Учимся выделять существенные признаки предметов»

4

7.     

«Учимся устанавливать связи между предметами»

4

8.     

«Оперирование признаками предметов»

4

9.     

«Развитие качеств внимания: сосредоточенности, концентрации, переключения»

4

10.              

«Упражнения на развитие навыков самоконтроля»

4

11.              

«Развитие умения быстро переключаться

с одного вида деятельности на другой»

2

12.              

«Уровень устойчивости внимания»

2

13.              

«Упражнения на развитие визуальной памяти с увеличением объем материала для запоминания (5—7 предметов с учетом расположения)»

4

14.              

«Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально»

4

15.              

«Упражнения на развитие смысловой памяти»

4

16.              

«Уровень объема кратковременной

визуальной памяти»

4

17.              

Упражнения на развитие пространственной координации. Развитие восприятия «зашумленных» объектов»

2

18.              

«Упражнения на развитие воображения»

4

19.              

«Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки со счетными палочками»

4

20.              

«Учимся находить простые закономерности»

4

21.              

«Упражнения на простейшие умозаключения»

4

22.              

«Решение частично-поисковых задач разного уровня»

4

23.              

«Развитие навыков совместной деятельности»

4

24.              

«Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы»

4

25.              

Итоговая диагностика на конец учебного года

1

 

 

3класс (68ч)

 

Тема занятия

 

Кол-во часов

 

1.       

«Стартовая диагностика на начало учебного года»

1

2.       

«Классификация предметов и явлений»

2

3.       

«Формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию»

2

4.       

Комбинированные задания для овладения операцией «классификация».

2

5.       

«Формирование умения относить предметы к роду (родовые и видовые понятия)»

2

6.       

«Формирование умения устанавливать последовательность подчинения понятий (ограничение и обобщение понятий)»

2

7.       

«Формирование умения давать определение понятиям»

4

8.       

«Задания и упражнения, закрепляющие знания, умения и навыки по составлению определений»

4

9.       

«Диагностика уровня сформированности умения проводить классификацию, отношения типа род - вид, обобщение, ограничение, определение понятий»

4

10.   

Упражнения на развитие внимания, наблюдательности»

4

11.   

«Формирование навыков произвольности. Игра «Муха» — 3-й уровень (работа в умозрительном плане)»

4

12.   

«Развитие умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой»

4

13.   

«Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности»

4

14.   

«Упражнения на развитие визуальной памяти»

4

15.   

«Упражнения на развитие аудиальной памяти»

4

16.   

«Упражнения на развитие тактильной памяти»

4

17.   

«Уровень развития кратковременной слуховой, смысловой памяти»

2

18.   

«Упражнения на развитие пространственной координации»

2

19.   

«Упражнения на развитие воображения»

2

20.   

«Упражнения по развитию конструктивного мышления. Головоломки. Задачи – смекалки»

2

21.   

«Учимся устанавливать закономерности»

2

22.   

«Упражнения на развитие мышления по аналогии»

2

23.   

«Логичность умозаключений»

2

24.   

«Решение частично-поисковых задач разного уровня»

2

25.   

«Развитие навыков совместной деятельности»

1

26.   

«Развитие чувства ответственности за принятое решение»

1

27.   

«Итоговая диагностика»

1

 

4класс (68ч)

 

Тема занятия

 

Кол-во часов

1.       

«Стартовая диагностика на начало учебного года»

1

2.       

«Развитие мыслительных операций анализа и синтеза»

4

3.       

«Упражнения на развитие логической операции отрицания»

4

4.       

«Упражнения с лишними и недостающими данными, («Подбери пару», «Угадай слово», «Дорисуй девятое», «Продолжи закономерность»)»

4

5.       

«Дедукция (умозаключения, обоснования, доказательства)»

4

6.       

«Диагностика уровня сформированности операций анализа и синтеза, умение проводить простейшие доказательства»

4

7.       

«Упражнения на развитие внимания. Самостоятельное планирование этапов деятельности»

4

8.       

«Упражнения на развитие саморегуляции и умения работать в умозрительном плане»

5

9.       

«Уровень сформированности произвольного внимания и работоспособности»

4

10.   

«Упражнения на развитие визуальной, аудиальной кратковременной и долговременной памяти»

5

11.   

«Уровень развития кратковременной слуховой, визуальной памяти»

4

12.   

«Упражнения на развитие пространственной координации»

4

13.   

«Упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера»

4

14.   

«Решение аналитических задач»

4

15.   

«Решение криптограмм, пиктограмм»

4

16.   

«Развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика»

4

17.   

Итоговая диагностика

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»Еманжелинского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»Еманжелинского муниципального района

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1

II . Содержание программы курса внеурочной деятельности 1 класс

II . Содержание программы курса внеурочной деятельности 1 класс

Составление загадок с использованием главной функции предмета

Составление загадок с использованием главной функции предмета

Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и найти лучшее решение

Оперируя предметами в мысленном плане, представляя разные варианты их возможных изменений и найти лучшее решение

Решение частично-поисковых задач разного уровня

Решение частично-поисковых задач разного уровня

Данный раздел направлен на развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика

Данный раздел направлен на развитие познавательных интересов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности, окончание формирования социального статуса ученика

Упражнения на развитие навыков самоконтроля» 4 2

Упражнения на развитие навыков самоконтроля» 4 2

Упражнения на развитие аудиальной памяти» 4 2

Упражнения на развитие аудиальной памяти» 4 2

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020