Рабочая программа
по профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
« Мы любим жизнь»
Направлена на организацию профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении
Пояснительная записка.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. Основные цели и задачи программы.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
3. Основные направления деятельности:
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.
4. Содержание основных понятий.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. Принципы реализации программы.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Содержание работы |
Сроки |
Ответственный |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. |
В течение года |
Психолог Соц. педагог |
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. |
сентябрь |
Соц. педагог |
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. |
В течение года |
Психолог Соц. педагог |
Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. |
По запросу |
Соц. педагог |
Информационная и организационно - посредническая помощь семьям, находящимся в социально – опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним. |
В течение года (по запросу) |
Соц. педагог |
Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска. |
ежемесячно |
Соц. педагог |
Проведение выездного рейда «Каникулы» |
Каникулярное время |
Соц. педагог |
Заседание Совета профилактики |
Один раз в четверть |
Психолог Соц. педагог |
Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. |
Каникулярное время |
Соц. педагог |
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания. |
В течение года |
Психолог |
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. |
В течение года |
Психолог, Соц. педагог |
Учащиеся |
||
Психологические классные часы:
Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 класс)
|
В течение года (по запросу) |
Психолог |
Правовые классные часы:
|
В течение года (по запросу) |
Соц. педагог |
Формирование у учащихся позитивного образа Я (через уроки психологии) |
В течение года |
Психолог |
Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации, ШП № 17 2004) |
сентябрь |
Психолог |
Занятие «У нас новенький!» (2-4 класс, цель: организация взаимодействия между детьми для знакомства и принятия нового ученика коллективом класса, ШП № 20 2005) |
сентябрь |
Психолог |
Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека, ШП №20 2010) |
октябрь |
Психолог |
Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству, ШП №19 2010) |
октябрь |
Психолог
|
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений, ШП № 16 2008) |
январь |
Психолог Соц. педагог |
Игра «В чем смысл жизни?" (9 класс, ШП №5 2005) |
В течение года |
Психолог |
Тренинг «Быть уверенным – это здорово!» (цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс, Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 9 класс) |
В течение года |
Психолог
|
Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ГИА |
Март-апрель |
Психолог
|
Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 9 класс, ШП №39 2003) |
апрель |
Психолог
|
Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер» |
По запросу |
Психолог
|
Педагоги |
||
Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога |
Один раз в месяц 2 полугодие |
Психолог |
Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков» |
сентябрь |
Психолог |
Информирование педагогов по теме «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» |
В течение года |
Психолог |
Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» (ШП №2 2005) |
В течение года |
Психолог |
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» (ШП №10,12, 16, 19 – 2001) |
В течение года |
Психолог |
Родители |
||
Родительские собрания, лектории:
|
По плану, по запросу |
Психолог, Соц. педагог |
Диагностика |
||
Учащиеся |
||
Исследование социального статуса |
ежегодно |
Психолог |
Исследование уровня адаптации (1, 5, классы) |
ежегодно |
Психолог |
Исследование уровня тревожности |
ежегодно |
Психолог |
Определение личностных отклонений подросткового возраста:
|
По запросу |
Психолог |
Определение склонности к девиантному поведению |
По запросу |
Психолог |
Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» |
По запросу |
Психолог |
Родители |
||
Выявление сферы проблем и ресурсов в отношениях между родителями и детьми:
|
По запросу |
Психолог |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.