МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
27 августа 2018 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 «В» КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВНОВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования на основе авторской программы «Окружающий мир» (1 – 4) А.А. Плешакова, утвержденной МО РФ, образовательной системы «Школа России», «Просвещение», 2015 год. Программа составлена из расчета 2 часа в неделю 68 часов в год (из расчета 34 учебные недели) и обеспечена учебно-методическим комплектом для 3 класса учебник «Окружающий мир. 3 класс». Издательство «Просвещение», 2018 год.
Планируемые предметные результаты освоения окружающего мира
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
В результате освоения окружающего мира обучающиеся 3 класса научатся:
· определять место человека в мире — часть природы и общества;
· распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
· называть основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
· называть основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
· определять взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
· устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
· знать строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
· правилам гигиены; основы здорового образа жизни;
· правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
· правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
· потребности людей; товары и услуги;
· роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
· некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
· распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
· проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
· объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
· соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
· выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
· выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
· владеть элементарными приемами чтения карты;
· приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
№ |
Тема |
Количество часов по программе |
Увеличение или уменьшение часов |
Количество часов фактически |
1 |
Как устроен мир |
6 |
0 |
6 |
2 |
Эта удивительная природа |
18 |
0 |
18 |
3 |
Мы и наше здоровье |
10 |
0 |
10 |
4 |
Наша безопасность |
7 |
0 |
7 |
5 |
Чему учит экономика |
12 |
0 |
12 |
6 |
Путешествия по городам и странам |
15 |
0 |
15 |
|
Итого |
68 часа |
0 |
68 часа |
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии:
Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Практические работы: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Формы организации учебных занятий
Виды учебной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов по плану
|
Дата планируемая |
Дата фактическая |
Раздел «Как устроен мир» (6 часов) |
||||
1 |
Природа. |
1 |
1неделя |
|
2 |
Человек. |
1 |
1неделя |
|
3 |
Проект «Богатства, отданные людям». |
1 |
2неделя |
|
4 |
Общество. |
1 |
2неделя |
|
5 |
Что такое экология. |
1 |
3неделя |
|
6 |
Природа в опасности! |
1 |
3неделя |
|
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)
|
||||
7 |
Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Тела, вещества, частицы». |
1 . |
4неделя |
|
8 |
Разнообразие веществ. Практическая работа № 2 «Обнаружение крахмала в продуктах питания». |
1 |
4неделя |
|
9 |
Воздух и его охрана. Практическая работа № 3 «Свойства воздуха». |
1 |
5неделя |
|
10 |
Вода. Практическая работа № 4 «Свойства воды». |
1 |
5неделя |
|
11 |
Превращения и круговорот воды. Практическая работа № 5 «Круговорот воды в природе». |
1 |
6неделя |
|
12 |
Берегите воду! |
1 |
6неделя |
|
13 |
Как разрушаются камни. |
1 |
7неделя |
|
14 |
Что такое почва. Практическая работа № 6 «Состав почвы». |
1
|
7неделя |
|
15 |
Разнообразие растений. |
1 |
8неделя |
|
16 |
Солнце, растения и мы с вами. |
1 |
8неделя |
|
17 |
Размножение и развитие растений. Практическая работа № 7 «Размножение и развитие растений». |
1 |
9неделя |
|
18 |
Охрана растений. |
1 |
9неделя |
|
19 |
Разнообразие животных. |
1 |
10неделя |
|
20 |
Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». |
1 |
10неделя |
|
21 |
Размножение и развитие животных. |
1 |
11неделя |
|
22 |
Охрана животных. |
1 |
11неделя |
|
23 |
В царстве грибов. |
1 |
12неделя |
|
24 |
Великий круговорот жизни. Тест №1. |
1 |
12неделя |
|
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов) |
||||
25 |
Организм человека. |
1 |
13неделя |
|
26 |
Органы чувств. |
1 |
13неделя |
|
27 |
Надёжная защита организма. Практическая работа № 8 «Знакомство с внешним строением кожи». |
1 |
14неделя |
|
28 |
Опора тела и движение. |
1 |
14неделя |
|
29 |
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». |
1 |
15неделя |
|
30 |
Дыхание и кровообращение. Практическая работа № 9 «Подсчет ударов пульса». |
1 |
15неделя |
|
31 |
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Промежуточная диагностическая работа. |
1 |
16неделя |
|
32 |
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
1 |
16неделя |
|
33 |
Умей предупреждать болезни. |
1 |
17неделя |
|
34 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
17неделя |
|
Раздел «Наша безопасность» (7 часов) |
||||
35 |
Огонь, вода и газ. |
1 |
18неделя |
|
36 |
Чтобы путь был счастливым. Тест № 2. |
1 |
18неделя |
|
37 |
Дорожные знаки. Тест № 3. |
1 |
19неделя |
|
38 |
Проект «Кто нас защищает». |
1 |
19неделя |
|
39 |
Опасные места. |
1 |
20неделя |
|
40 |
Природа и наша безопасность. |
1 |
20неделя |
|
41 |
Экологическая безопасность. Практическая работа № 10 «Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды». |
1
|
21неделя |
|
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов) |
||||
42 |
Для чего нужна экономика. |
1 |
21неделя |
|
43 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
1 |
22неделя |
|
44 |
Полезные ископаемые. Практическая работа № 11 «Полезные ископаемые». |
1 |
22неделя |
|
45 |
Растениеводство Практическая работа № 12 «Знакомство с культурными растениями». |
1
|
23неделя |
|
46 |
Животноводство. |
1 |
23неделя |
|
47 |
Какая бывает промышленность. |
1 |
24неделя |
|
48 |
Проект «Экономика родного края». |
1 |
24неделя |
|
49 |
Что такое деньги. Практическая работа № 12 «Знакомство с различными монетами». |
1
|
25неделя |
|
50 |
Государственный бюджет. |
1 |
25неделя |
|
51 |
Семейный бюджет. |
1 |
26неделя |
|
52 |
Экономика и экология. Тест № 4. |
1 |
26неделя |
|
53 |
Экономика и экология. |
1 |
27неделя |
|
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов) |
||||
54-56 |
Золотое кольцо России. |
3
|
27неделя 28неделя |
|
57 |
Проект «Музей путешествий». |
1 |
29неделя |
|
58 |
Наши ближайшие соседи. |
1 |
29неделя |
|
59 |
На севере Европы. |
1 |
30неделя |
|
60 |
Что такое Бенилюкс. |
1 |
30неделя |
|
61 |
В центре Европы. |
1 |
31неделя |
|
62 |
По Франции и Великобритании (Франция). |
1 |
31неделя |
|
63 |
По Франции и Великобритании (Великобритания). |
1 |
32неделя |
|
64 |
На юге Европы. |
1 |
32неделя |
|
65 |
По знаменитым местам мира. Тест № 5. |
1
|
33неделя |
|
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Итоговая диагностическая работа. |
1 |
33неделя |
|
67-68 |
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». |
2 |
34неделя |
|
|
ИТОГО |
68 |
|
|
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от 27.08.2018 г. №1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ______ /Ловицкая Т. А./
27.08.2018 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.