МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
27 августа 2018 года
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
(Духовно-нравственное направление)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 – 9 ЛЕТ
3 класс 2018 – 2019 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2018
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандартывторого поколения), представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников 3-го класса.
На изучение предмета по учебному плану отводится 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
У обучающихся 3-го класса должны сформироваться:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
- гуманистическое и демократическое отношение к ценности многонационального российского общества.
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
Личностные результаты:
-осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
-осознание личной ответственности за судьбу страны, потребность быть деятельным участником в общественной , трудовой и досуговой сферах жизни;
-формирование гордости за свою Родину, гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
-понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности и способность руководствоваться ими в практической деятельности;
-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
-способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
6часов.в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
-способность использовать историко-литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
-совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
-совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
-в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
-усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин России, его права и обязанности; , искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); гражданин мира, международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория;
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;
-умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий;
-умение ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах в их вековом и годовом исчислении различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия.
-умение пользоваться картой для определения границ России, её крупнейших городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
-овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
-сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Содержание программы внеурочной деятельности «Я-гражданин России»
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
“Я и я” |
4 |
0 |
4 |
2 |
“Я и семья” |
8 |
0 |
8 |
3 |
“Я и культура” |
5 |
0 |
5 |
4 |
«Я и школа» |
5 |
0 |
5 |
5 |
“Я и мое Отечество» |
8 |
0 |
8 |
6 |
«Я и планета» |
4 |
0 |
4 |
Итого 34 часа |
3 класс «Россия – Родина моя
1.“Я и я”(4 ч) – формирование гражданского отношения к себе.
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать.
Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком.
Диагностика.
2.“Я и семья”(8 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам.
3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука.
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами.
Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка.
Экскурсии в вернисаж, библиотеку.
4.“Я и школа”(5 ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. По каким правилам мы живем.
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады.
5.“Я и мое Отечество”(8 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Флаги России.
Город, в котором я живу. История страны в названиях улиц. Путешествие по стране.
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии.
О подвигах женщин в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
6.“Я и планета”(4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Осень в родном городе. Сад на окошке.
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.
Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Количество часов по плану |
Виды деятельности, формы |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
«Я и я» -4 часа. |
|||||
1 |
Кому нужна моя помощь? |
1 |
Беседа |
|
|
2 |
Кто, что любит и умеет делать. |
1 |
Беседа |
|
|
3 |
Мы все такие разные. |
1 |
Диспут |
|
|
4 |
Для чего я рожден? Быть человеком. |
1 |
Дискуссия |
|
|
“Я и семья” -8 часов |
|||||
5 |
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. |
1 |
Дискуссия |
|
|
6-7 |
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. |
2 |
Проект |
|
|
8 |
Мой папа – мастер на все руки. |
1 |
Беседа |
|
|
9 |
Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. |
1 |
Игра |
|
|
10 |
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! |
1 |
Викторина |
|
|
11 |
Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. |
1 |
Круглый стол |
|
|
12 |
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. |
1 |
Диспут |
|
|
“Я и культура” 5 часов |
|||||
13 |
Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. |
1 |
Игра |
|
|
14-15 |
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. |
2 |
Путешествие |
|
|
16 |
Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. |
1 |
Поэтический вечер |
|
|
17 |
Новогодние зарисовки. Новогодняя сказка. |
1 |
Сказка |
|
|
«Я и школа» 5 часов |
|||||
18 |
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. |
1 |
Круглый стол |
|
|
19 |
Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? |
1 |
Ролевая игра |
|
|
20 |
Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. |
1 |
Ролевая игра |
|
|
21 |
Вежливая улица. По каким правилам мы живем. |
1 |
Игра |
|
|
22 |
Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. |
1 |
Практическое занятие |
|
|
«Я и мое Отечество» 8 часов |
|||||
23-24 |
Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Флаги России. |
2 |
Лекция |
|
|
25-26 |
Город, в котором я живу. История страны в названиях улиц. Путешествие по стране. |
2 |
Путешествие |
|
|
27-28 |
Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. |
2 |
Исследование |
|
|
29-30 |
О подвигах женщин в военное время. |
2 |
Конференция |
|
|
«Я и планета» 4 часов |
|||||
31 |
Осень в родном городе. Сад на окошке.
|
1 |
Экскурсия |
|
|
32 |
Животные из Красной книги. |
1 |
Викторина |
|
|
33 |
Животные – рекордсмены. Сад на окошке. |
1 |
Путешествие |
|
|
34 |
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. |
1 |
Исследование |
|
|
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от 27.08.2018 г № 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А.Ловицкая
27.08.2018 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.