МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
27 августа 2018 года
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
(социальное направление)
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 ЛЕТ
3 класс 2018 – 2019 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ,
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я – пешеход и пассажир» и сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: «Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с.
На изучение предмета по учебному плану отводится 1 час в неделю, итого 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Обучающиеся 3-го класса должны знать:
1. Элементы дороги и их назначение – проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, обочина, кювет. Назначение бордюра и пешеходных ограждений.
2. Что такое остановочный путь, его составляющие.
3. Что такое пешеходный переход (нерегулируемый, регулируемый, подземный, надземный). Обозначения переходов. Правила пользования переходами.
4. Правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
5. Что такое перекресток. Типы перекрестков. Различие между регулируемым и нерегулируемым перекрестками. Правила перехода проезжей части на них.
6. Значение сигналов светофора и регулировщика. Правила перехода проезжей части по этим сигналам.
7. Значение предупредительных сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Назначение и название дорожных знаков и дорожной разметки.
9. Правила поведения пешехода на тротуаре. Правила поведения при движении в группе.
10. Правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
11. Особенности поведения пешеходов на загородной дороге. Правила перехода через железнодорожные пути.
12. Типичные ошибки пешеходов при пересечении проезжей части.
13. Безопасный путь в школу.
14. Где разрешается играть. Где можно ездить на самокатных средствах.
15. Возможности и особенности своего зрения и слуха.
Обучающиеся научаться:
1. Определять места перехода через проезжую часть.
2. Переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
3. Обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
4. Пользоваться городским маршрутным транспортом в сопровождении взрослого.
5. Пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
6. Определять безопасные места для игр и езды на велосипеде и других самокатных средствах.
7. Оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера).
8. Определять величину своего шага и скорость своего движения.
9. Определять признаки движения автомобиля.
10. Ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Личностные:
1. принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
2. самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
3. уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
4. осознание ответственности человека за общее благополучие;
5. этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
6. положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
7. способность к самооценке;
8. начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
1. навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
2. умение ставить и формулировать проблемы;
3. навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
4. установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
1. использование речи для регуляции своего действия;
2. адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
3. умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
4. умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
1. работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
2. ставить вопросы;
3. обращаться за помощью;
4. формулировать свои затруднения;
5. предлагать помощь и сотрудничество;
6. слушать собеседника;
7. договариваться и приходить к общему решению;
8. формулировать собственное мнение и позицию;
9. осуществлять взаимный контроль;
10. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы кружка «Я - пешеход и пассажир»
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов практически |
1 |
Улица полна неожиданностей |
11 |
0 |
11 |
2 |
Наши верные друзья |
9 |
0 |
9 |
3 |
Это должны знать все |
14 |
0 |
14 |
Итого 34часа |
Улица полна неожиданностей -11ч. Дисциплина на дороге.
Составные части улицы, дороги. Улицы города Безопасная дорога в школу.
Может ли машина сразу остановиться Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
Где еще можно переходить дорогу. Подвижные игры по ПДД. А мы знаем ПДД?
Наши верные друзья-9ч. Пешеходные переходы. Регулируемые перекрестки. Светофор.
Регулируемый перекрёсток Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам. Дорожная полиция. Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей. Дорожные знаки Дорожные знаки и дорожная разметка.
Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.
Это должны знать все-14ч. Опасные ситуации при переходе дороги.
История появления автомобиля и правил дорожного движения.
Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта.
Мы –пешеходы, мы – пассажиры Где можно и где нельзя играть.
Опасность игр вблизи железнодорожных путей. Поездка за город. Ты – велосипедист
Улица глазами водителей Дорожно-транспортные происшествия Оказание медицинской помощи Письмо водителю. Праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Ты - пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты - пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов по плану |
Вид (формы) деятельности |
Дата проведения |
||
теор. |
прак-ка |
план |
факт |
|||
Улица полна неожиданностей 11 часов |
||||||
1. |
Дисциплина на дороге. |
1 |
|
Беседа |
1неделя |
|
2. |
Составные части улицы, дороги. |
1 |
|
Беседа |
2 неделя |
|
3. |
Улицы города. |
|
1 |
Экскурсия |
3 неделя |
|
4 |
Безопасная дорога в школу. Составление маршрута «дом – школа – дом» с указанием всех опасных для пешехода мест на этом маршруте.
|
|
1 |
Практическое занятие |
4 неделя |
|
5. |
Может ли машина сразу остановиться
|
1 |
|
Беседа |
5 неделя |
|
6 |
Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток.
|
1 |
|
Круглый стол |
6 неделя |
|
7 |
Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке.
|
1 |
|
Беседа-игра |
7 неделя |
|
8. |
Опасные ситуации при переходе проезжей части на нерегулируемом перекрестке. Нерегулируемые перекрестки в микрорайоне школы.
|
|
1 |
Практическое занятие Экскурсия. |
8 неделя |
|
9. |
Где еще можно переходить дорогу. |
1 |
|
Круглый стол |
9 неделя |
|
10. |
Подвижные игры по ПДД |
|
1 |
Игра |
10 неделя |
|
11. |
А мы знаем ПДД? |
1 |
|
Викторина |
11 неделя |
|
Наши верные друзья 9 часов |
||||||
12 |
Пешеходные переходы. |
1 |
|
Беседа |
12 неделя |
|
13. |
Регулируемые перекрестки. Светофор. |
1 |
|
Беседа |
13 неделя |
|
14. |
Регулируемый перекрёсток |
|
1 |
Игра |
14 неделя |
|
15. |
Сигналы регулировщика и правила перехода проезжей части по этим сигналам.
|
|
1 |
Игра |
15 неделя |
|
16. |
Дорожная полиция |
1 |
|
Беседа |
16 неделя |
|
17. |
Значение дорожных знаков для пешеходов и водителей.
|
1 |
|
Проект |
17 неделя |
|
18. |
Дорожные знаки |
1 |
|
Беседа |
18 неделя |
|
19. |
Дорожные знаки и дорожная разметка. |
|
1 |
Практическое занятие |
19 неделя |
|
20. |
Конкурс на лучшего знатока дорожных знаков.
|
1 |
|
КВН |
20 неделя |
|
Это должны знать все 14 часов |
||||||
21. |
Опасные ситуации при переходе дороги.
|
1 |
|
Беседа |
21 неделя |
|
22. |
История появления автомобиля и правил дорожного движения.
|
1 |
|
Игра |
22 неделя |
|
23. |
Поездка на автобусе и троллейбусе.
|
|
1 |
Экскурсия |
23 неделя |
|
24. |
Поездка на трамвае и других видах транспорта. |
1 |
|
Круглый стол |
24 неделя |
|
25. |
Мы – пешеходы, мы – пассажиры
|
1 |
|
Викторина |
25 неделя |
|
26. |
Где можно и где нельзя играть.
|
|
1 |
Игра |
26 неделя |
|
27. |
Опасность игр вблизи железнодорожных путей
|
1 |
|
Беседа |
27 неделя |
|
28. |
Поездка за город |
1 |
|
Презентация |
28 неделя |
|
29. |
Ты – велосипедист |
1 |
|
Круглый стол |
29 неделя |
|
30. |
Улица глазами водителей |
1 |
|
Беседа |
30 неделя |
|
31. |
Дорожно-транспортные происшествия
|
1 |
|
Беседа |
31 неделя |
|
32. |
Оказание медицинской помощи |
|
1 |
Практическое занятие |
32 неделя |
|
33. |
Письмо водителю. |
1 |
|
Проект |
33 неделя |
|
34. |
Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения» |
|
1 |
Итоговый поект |
34 неделя |
|
Итого 34 24 10 |
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от 27.08.2018 г № 1
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР ____________Т.А.Ловицкая
27.08.2018 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.