МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______________ Г.Х. Константинова
28 августа 2017 года
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
2 «В» КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
СОСТАВИТЕЛЬ: ХОРЕШКО МАРИНА ИВАНОВНА,
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ
ВИДНОЕ
2017
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы общеобразовательной системы «Школа России» «Окружающий мир. Мир вокруг нас» (1-4) автор А. А. Плешаков ( М., «Просвещение» 2015). Программа составлена из расчета 2 часа в неделю 68 часов в год и обеспечена учебно-методическим комплектом для 2 класса:. А. А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир» 2 класс, часть 1,2,. Издательство: М., «Просвещение», 2015 год; Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (автор А. А. Плешаков) Издательство: М., «Просвещение», 2015 год; Тесты к учебнику «Окружающий мир» (авторы А. А. Плешаков). Издательство М., «Просвещение» 2015 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассников продолжается:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Чтение: работа с информацией
Учащийся научится:
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два‑три существенных признака.
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);
- заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения и зависимости;
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух трех шагов (на основе предложенного набора действий).
У второклассника продолжится формирование ИКТ- компетентности:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их, распечатывать на принтере;
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- конструирование небольших сообщений: текстов, в том числе с добавлением иллюстраций (рисунков, фотографий);
- создание презентации (письменной и устной) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере;
- поиск информации для проектной деятельности, в том числе в контролируемом Интернете.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по литературному чтению и авторской программой учебного курса.
Где мы живем (4 ч)
Родная страна. Город и село. Проект «Родной город». Природа и рукотворный мир.
Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Где мы живем».
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода? В гости к осени (экскурсия). В гости к осени (урок). Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и воду. Про воздух и воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга. Будь природе другом. Проект «Красная книга». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. Проект «Профессии». В гости к зиме (экскурсия). В гости к зиме (урок). Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Презентация проектов «Родной город (село), «Красная книга, или возьмем под защиту», «профессии».
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)
Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде в лесу. Опасные незнакомцы. Проверим себя и оценим свои достижения.
Раздел «Общение» (7 ч)
Наша дружная семья. Проект «Родословная». В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры. Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Обобщение».
Раздел «Путешествия» (18 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне (экскурсия). В гости к весне. Россия на карте. Проект «Города России». Путешествие по Москве. Московский Кремль.
Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Страны мира. Проект «Страны мира». Впереди лето. Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов по программе |
Сокращение и увеличение часов |
Количество часов фактически |
1 |
Где мы живем |
4 ч |
0 |
4 ч |
2 |
Природа |
20 ч |
0 |
20 ч |
3 |
Жизнь города и села |
10 ч |
0 |
10 ч |
4 |
Здоровье и безопасность |
9 ч |
0 |
9 ч |
5 |
Общение |
7 ч |
0 |
7 ч |
6 |
Путешествия |
18 ч |
0 |
18 ч |
Итого 68 68 |
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Кол-во часов по плану |
Дата |
|
Планируемая |
фактическая |
|||
Где мы живем -4 часа
|
||||
1 |
Родная страна. |
1 |
1 неделя |
|
2 |
Город и село. Проект «Родной город». |
1 |
|
|
3 |
Природа и рукотворный мир. |
1 |
2 неделя |
|
4 |
Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Где мы живем» |
1 |
|
|
Природа -20 ч
|
||||
5 |
Неживая и живая природа. |
1 |
3 неделя |
|
6 |
Явления природы. |
1 |
|
|
7 |
Что такое погода? |
1 |
4 неделя |
|
8 |
В гости к осени (экскурсия). |
1 |
|
|
9 |
В гости к осени (урок). |
1 |
5 неделя |
|
10 |
Звездное небо |
1 |
|
|
11 |
Заглянем в кладовые земли |
1 |
6 неделя |
|
12 |
Про воздух и воду |
1 |
|
|
13 |
Про воздух и воду |
1 |
7 неделя |
|
14 |
Какие бывают растения |
1 |
|
|
15 |
Какие бывают животные |
1 |
8 неделя |
|
16 |
Невидимые нити |
1 |
|
|
17 |
Дикорастущие и культурные растения |
1 |
9 неделя |
|
18 |
Дикие и домашние животные |
1 |
|
|
19 |
Комнатные растения |
1 |
10 неделя |
|
20 |
Животные живого уголка. |
1 |
|
|
21 |
Про кошек и собак |
1 |
11 неделя |
|
22 |
Красная книга |
1 |
|
|
23 |
Будь природе другом. Проект «Красная книга» |
1 |
12 неделя |
|
24 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» |
1 |
|
|
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) |
||||
25 |
Что такое экономика |
1 |
13 неделя |
|
26 |
Из чего что сделано |
1 |
|
|
27 |
Как построить дом |
1 |
14 неделя |
|
28 |
Какой бывает транспорт |
1 |
|
|
29 |
Культура и образование |
1 |
15 неделя |
|
30 |
Все профессии важны. Проект «Профессии» |
1 |
|
|
31 |
В гости к зиме (экскурсия) |
1 |
16 неделя |
|
32 |
В гости к зиме (урок) |
1 |
|
|
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» |
1 |
17 неделя |
|
34 |
Презентация проектов «Родной город (село), «Красная книга, или возьмем под защиту», «профессии» |
1 |
|
|
Раздел «Здоровье и безопасность-9»
|
||||
35 |
Строение тела человека |
1 |
18 неделя |
|
36 |
Если хочешь быть здоров |
1 |
|
|
37 |
Берегись автомобиля! |
1 |
19 неделя |
|
38 |
Школа пешехода |
1 |
|
|
39 |
Домашние опасности |
1 |
20 неделя |
|
40 |
Пожар |
1 |
|
|
41 |
На воде в лесу |
1 |
21 неделя |
|
42 |
Опасные незнакомцы |
1 |
|
|
43 |
Проверим себя и оценим свои достижения. |
1 |
22 неделя |
|
Раздел «Общение-7 ч» |
||||
44 |
Наша дружная семья. |
1 |
|
|
45 |
Проект «Родословная». |
1 |
23 неделя |
|
46 |
В школе. |
1 |
|
|
47 |
Правила вежливости. |
1 |
24 неделя |
|
48 |
Ты и твои друзья. |
1 |
|
|
49 |
Мы – зрители и пассажиры. |
1 |
25 неделя |
|
50 |
Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Обобщение». |
1 |
|
|
Раздел «Путешествия» (18 ч) |
||||
51 |
Посмотри вокруг. |
1 |
26 неделя |
|
52 |
Ориентирование на местности. |
1 |
|
|
53 |
Ориентирование на местности. |
1 |
27 неделя |
|
54 |
Формы земной поверхности. |
1 |
|
|
55 |
Водные богатства. |
1 |
28 неделя |
|
56 |
В гости к весне (экскурсия) |
1 |
|
|
57 |
В гости к весне. |
1 |
29 неделя |
|
58 |
Россия на карте. |
1 |
|
|
59 |
Проект «Города России». |
1 |
30 неделя |
|
60 |
Путешествие по Москве. |
1 |
|
|
61 |
Московский Кремль. |
1 |
31 неделя |
|
62 |
Город на Неве. |
1 |
|
|
63 |
Путешествие по Оке |
1 |
32 неделя |
|
64 |
Путешествие по планете. |
1 |
|
|
65 |
Страны мира. Проект «Страны мира» |
1 |
33 неделя |
|
66 |
Впереди лето. |
1 |
|
|
67 |
Тест. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
1 |
34 неделя |
|
68 |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». |
1 |
|
Согласовано:
протокол заседания ШМО
учителей начальных классов
от 28.08. 2017 г № 1
Согласовано:
Зам. директора по УВР
______ /Ловицкая Т.А./
28. 08.2017 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.