Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа –Югры
«Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ТГ Директор школы
____________ __________Васильев В. Н.
Протокол № ________ Приказ №_______
От «____»____________2016 г. «____»___________2016 г.
Рабочая программа курса
Математика
Класс 5
учитель надомного обучения:
Уральская Н.А.
Ханты-Мансийск, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: для 5-9 классов.: В 2 сб./ под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. - М. : Гумаитар.изд.центр ВЛАДОС, 2013. - Сб. 1- 224с. и ориентирована на учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2016. – 224 с.
Программа рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю, в том числе количество часов для проведения самостоятельных и контрольных работ.
Общая характеристика курса математики в 4 классе
В 5 классе школьник знакомится с нумерацией в пределах 1000. Выполняет операции сложения и вычитания чисел в пределах 1000, нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы.
Методический материал предполагает продолжение знакомства с величинами (длиной, массой, стоимостью, временем), единицами измерения этих величин, их соотношением, числами, выражающими длину, стоимость, массу, время и т. д., и действиями с ними. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой общего образования изучение курса математики в 5 классе составляет 3 часа в неделю, 102 часа в год.
Академические, жизненные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы:
5 класс
академические:
· класс единиц, разряды в классе единиц;
· десятичный состав чисел в пределах 1000;
· единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;
· римские цифры;
· дроби, их виды;
·
виды
треугольников в зависимости от величины углов и длин
сторон;
·
выполнять
устное сложение и вычитание чисел в пределах 100
(все случаи);
· читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000;
· считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;
· выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000.
· выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;
· выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;
· выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости длины, массы в пределах 1 000;
· умножать и делить на однозначное число;
· получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;
· решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;
· уметь строить треугольник по трем заданным сторонам;
· различать радиус и диаметр.
ПРИМЕЧАНИЯ. Обязательно:
· продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;
· овладеть табличным умножением и делением;
· определять время по часам тремя способами;
· самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.
личностные:
овладение началами математики (например, понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства и времени в различных видах деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т. д.);
формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками, старшими и младшими в образовательной деятельности;
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и связывать с жизнью.
Содержание курса
Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2,20,200; по 5,50,500; по 25,250 устно, письменно, с использованием счетов. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе.
Округление чисел до десятков, сотен, знак =.
Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи).
Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.
Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км = 1 000 м, 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц.
Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение: 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год.
Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1м — 45 см; 8м55см±3м19 см; 8 м 55 см ± 19 см; 4м55см±3м;8м±19 см; 8 м ± 4 м 45 см).
Римские цифры. Обозначение чисел I—XII.
Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.
Умножение числа 100. Знак умножения (.). Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.
Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.
Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 4; 488 : 4 и т. п.).
Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.
Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.
Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.
Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.
Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.
Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон.
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.
Масштаб: 1: 2; 1:5; 1: 10; 1: 100.
Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S.
Учебно-методические средства обучения рабочей программы
1. Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: для 5-9 классов.: В 2 сб./ под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. - М. : Гумаитар.изд.центр ВЛАДОС, 2013. - Сб. 1- 224с.;
2. Учебник «Математика» для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2016. – 224 с.
Дополнительная литература
1. Пименова А.И, «Учим таблицу умножения». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2015. – 64 .
2. Ушакова О.Д. «Математика», 3 класс, - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010
Календарно-тематическое планирование
Математика
|
№ п/п
|
Наименование раздела и тем |
Часы учебного времени |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). |
Примечание |
|
I четверть 25 часа |
||||
|
§1. Повторение |
25 |
|
||
|
1 |
Числа 1-100 |
1 |
Умение осуществлять арифметические действия в пределах 100. |
|
|
2-3 |
Зависимость между ценой, количеством и стоимостью. |
2 |
|
|
|
4 |
Единицы измерения длины (мм, см, дм, м). Их соотношения. |
1 |
|
|
|
5 |
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд. Название компонентов и результатов действий. |
1 |
|
|
|
6 |
Переместительное свойство сложения и умножения |
1 |
|
|
|
7 |
Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд. |
1 |
|
|
|
8-9 |
Нахождение неизвестного слагаемого. Проверка сложения вычитанием. |
2 |
Умение находить неизвестное число |
|
|
10 |
Нахождение неизвестного уменьшаемого. Проверка вычитания сложением. |
1 |
|
|
|
11 |
Нахождение неизвестного вычитаемого. Проверка вычитания вычитанием. |
1 |
|
|
|
12 |
Понятие об умножении. Название компонентов результата умножения. |
1 |
|
|
|
13 |
Соотношение: стоимость-цена-количество. |
1 |
Умение решать задачи на определение цена-стоимость-количество |
|
|
14-15 |
Увеличение на несколько единиц и в несколько раз. |
2 |
Умение увеличивать и уменьшать на несколько и в несколько раз |
|
|
16 |
Деление на равные части. Название компонентов и результата деления. |
1 |
|
|
|
17-18 |
Уменьшение в несколько раз и на несколько единиц.. |
2 |
|
|
|
19 |
Деление по содержанию. |
1 |
|
|
|
20 |
Соотношение: цена-стоимость-количество. |
1 |
Умение решать задачи на определение цена-стоимость-количество. |
|
|
21 |
Нахождение части числа. |
1 |
|
|
|
22 |
Порядок выполнения действий. |
1 |
|
|
|
23 |
Контрольная работа по теме «Арифметические действия в пределах 100» |
1 |
|
|
|
24 |
Работа над ошибками. Метрическая система мер. |
1 |
|
|
|
25 |
Круглые сотни. Сложение и вычитание круглых сотен. |
1 |
|
|
|
II четверть 21 час |
||||
|
§2. Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд |
21 |
|
|
|
|
26 |
Нумерация в пределах 1000. |
1 |
Знать о разрядах: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. |
|
|
27-28 |
Получение трехзначных чисел.. |
2 |
Умение получать трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. |
|
|
29 |
Округление чисел до десятков и сотен. Знак округления ≈. |
1 |
Умение округлять числа |
|
|
30 |
Римская нумерация |
1 |
|
|
|
31-32 |
Меры стоимости, длинны, массы |
2 |
|
|
|
33 |
Сложение и вычитание круглых сотен и десятков |
1 |
Умение оперировать числами арифметическими действиями в пределах 100 |
|
|
34-35 |
Сложение и вычитание без перехода через разряд |
2 |
|
|
|
36 |
Самостоятельная работа по теме «Тысяча» |
1 |
|
|
|
37-38 |
Периметр многоугольника |
2 |
Знание основ геометрии, различение треугольников по разным признгакам |
|
|
39 |
Различение треугольников по видам |
1 |
|
|
|
40-41 |
Различение треугольников по длинам сторон |
2 |
|
|
|
42 |
Разностное сравнение чисел |
1 |
Уметь сравнивать на сколько единиц одно число больше (меньше) другого |
|
|
43 |
Кратное сравнение чисел |
1 |
Уметь сравнивать во сколько раз одно число больше (меньше) другого |
|
|
44 |
Нахождение неизвестного числа |
1 |
|
|
|
45 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд». |
1 |
|
|
|
46 |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
|
III четверть 33 часа |
||||
|
§3. Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд |
33 |
|
|
|
|
47-48 |
Сложение с переходом через разряд |
2 |
Сложение и вычитание с переходом через разряд |
|
|
49-50 |
Вычитание с переходом через разряд |
2 |
|
|
|
51 |
Самостоятельная работа по теме «Арифметические действия в пределах 1000» |
1 |
|
|
|
52 |
Нахождение одно или нескольких долей предмета, числа |
1 |
Понимание понятии «Дроби». Умение находить часть целого , записывать дробь в тетрадь |
|
|
53-54 |
Образование дробей. Числитель и знаменатель дроби. |
2 |
|
|
|
55 |
Сравнение дробей |
1 |
|
|
|
56 |
Правильные и неправильные дроби |
1 |
|
|
|
57 |
Умножение и деление чисел 10,100 и на 10,100. |
1 |
|
|
|
58 |
Замена крупных мер мелкими |
1 |
Умение оперировать купюрами разного достоинства |
|
|
59 |
Замена мелких мер крупными |
1 |
|
|
|
60-61 |
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число |
2 |
Умение умножать и делить двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд Запись примера в столбик |
|
|
62-63-64-65 |
Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд |
4 |
|
|
|
66-67 |
Проверка умножения и деления |
2 |
|
|
|
68-69-70-71 |
Умножение и деление двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд |
4 |
Умение умножать и делить двухзначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд |
|
|
72-73 |
Построение треугольников |
2 |
Умение строить треугольник при помощи циркуля. Буквы латинского алфавита: A, B, C, D, E, K, M, O, P, S. |
|
|
74-75 |
Круг, окружность. Лини в круге |
2 |
Умение строить круги при помощи циркуля. Знание понятия радиус |
|
|
76 |
Масштаб |
1 |
Понимание понятия «Масштаб» |
|
|
77 |
Повторение материала по теме «Геометрический материал» |
1 |
|
|
|
78 |
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд» |
1 |
|
|
|
79 |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
|
IV четверть 21 |
||||
|
§4. Повторение пройденного за год |
21 |
|
|
|
|
80 |
Единицы измерения длины: километр (1 км). |
1 |
Знание ссоотношения
единиц измерения длины: 1 м = 1 000 мм, |
|
|
81-82 |
Единицы измерения массы: грамм, тонна (г, т). |
2 |
Понимание ссоотношения единиц измерения массы: 1 кг = 1 000 г, 1 т = 1 000 кг, 1 т = 10 ц |
|
|
83-84 |
Денежные купюры: 500 р., 1 000 р. |
2 |
Умение разменивать, заменять нескольких купюр одной |
|
|
85 |
Единицы измерения времени |
1 |
Знание единиц времени: год, месяц, неделя, сутки, часы, т.д. |
|
|
86 |
Самостоятельная работа на тему «Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы» |
1 |
|
|
|
87-88 |
Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. |
2 |
Умение решать внетабличные примеры 120 * 3; 480 : 4 |
|
|
89-90 |
Деление на 10 и 100 без остатка; |
2 |
Умение делить и умножать на 10 и 100 с остатком и без него |
|
|
91-92 |
Деление на 10 и 100 с остатком |
2 |
|
|
|
93-94 |
Умножение
трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд в одном
разряде: |
2 |
Умение умножать трехзначные числа с переходом и без перехода через разряд. Записывать действия в столбик |
|
|
95-96 |
Умножение трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд в двух разрядах: 175 * 3 |
2 |
|
|
|
97-98 |
Особые случаи умножения – первый множитель трехзначное число с нулем на конце или в середине: 280 * 3; 208 * 3 |
2 |
|
|
|
99-100 |
Письменное умножение и деление двузначного числа на однозначное число |
2 |
|
|
|
101 |
Контрольная работа по итогам года «Действия в пределах 1000» |
1 |
|
|
|
102 |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
|
102 |
|
|
||
Тексты контрольных работ
Арифметические действия в пределах 100.
I вариант
1. Решить задачу.
Для озеленения сквера в первый день привезли 50 кустов сирени, а во второй на 16 кустов меньше. Сколько всего кустов сирени привезли за два дня?
2. Решить примеры.
42-15 6×4:3
26+37 5×6:10
54-19 4×6:3
3. Найти неизвестный компонент.
X+30=80
91- X=45
II вариант
1. Решить задачу.
В первой бочке 23 л молока, а во второй на 18 литров больше. Сколько литров молока в двух бочках?
2. Решить примеры.
71-48 3×6:2
46+36 4×4:8
45-18 8×3:6
3. Найти неизвестный компонент.
X+40=100
84- X=5
Сложение и вычитание в пределах 1000 без перехода через разряд.
I вариант
· Решите задачу.
В одном доме проживает 230 жильцов, а соседнем на 108 жильцов больше. Сколько жильцов проживает в двух этих домах?
· Реши примеры.
626 – 410
345+520
278 + 311
250 +742
724-224
865-743
548-(200+148)
475-(100+175)
II вариант
· Решите задачу.
В парке посадили 224 саженцев березы, а саженцев липы на 104 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке?
· Реши примеры.
276-176
324+651
321+204
836-520
432-302
325+223
628-(400+128)
724-(324+100)
Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд.
I вариант
· Решите задачу.
В парке посадили 223 саженцев берез, а саженцев лип на 144 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке?
· Решите примеры.
528 + 266 - 124
355 + (197- 89)
384 + 437
889 – 346
II вариант
· Решите задачу.
В цветочный магазин привезли 435 гвоздик, а роз на 137 меньше. Сколько всего цветов привезли в магазин?
· Решите примеры.
518 + 166 - 152
235 + (107- 49)
484 + 347
989 – 336
Арифметические действия в пределах 1000.
I вариант
· Решите задачу.
В августе собрали 234 т картофеля, а в сентябре на 56 т меньше. Сколько всего тонн картофеля собрали за два месяца?
· Решите примеры.
245+(690-105) 345+128
1000-546-379 810-375
500:10 56×10
0×134 300:100
22×10 0:678
II вариант
· Решите задачу.
Школьники вырастили на своем участке 368 кг капусты, а моркови на 276 кг меньше. Сколько всего килограммов овощей вырастили школьники?
· Решите примеры.
125+(610-156) 435+128
1000-456-179 910-375
900:10 65×10
0×564 700:100
45×10 0:987
Умножение двузначного и трехзначного числа на однозначное число.
I вариант
· Решите задачу.
На корм птицам израсходовали кукурузы 120 кг, овса в 3 раза больше, чем кукурузы, а проса на 30 кг меньше, чем овса. Сколько килограммов крупы израсходовали на корм птицам?
· Решите примеры.
21×2
23×3
122×2
212×4
24×2+36
112×3-138
II вариант
· Решите задачу.
В столовую привезли 110 кг лука, картофеля в 4 раза больше, чем лука, а капусты на 120 кг меньше, чем картофеля. Сколько всего овощей привезли в столовую?
· Решите примеры.
32×3
234×2
121×4
213×2
23×2+28
221×4-199
Деление двузначного и трехзначного числа на однозначное число.
I вариант
· Решите задачу.
Магазин продал 264 магнитофона, а радиоприемников в 2 раза меньше. Сколько магнитофонов и радиоприемников продал магазин?
· Решите примеры.
842:2
96:3
426:2+359
844:4-96
II вариант
· Решите задачу.
В магазин привезли 369 ранцев, а портфелей в 3 раза меньше. Сколько ранцев и портфелей привезли в магазин?
· Решите примеры.
844:4
48:2
969:3+417
448:4-79
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд
I вариант
· Решите задачу.
В одной школе учатся 528 детей, в другой в 3 раза меньше. Сколько детей учится в двух школах?
· Решите примеры.
194×5
217×3
305×2
108:3
716:4
410:5
II вариант
· Решите задачу.
На стройку привезли в первый день 453 т песка, а во второй день в 3 раза меньше. Сколько всего тонн песка привезли на стойку за два дня?
· Решите примеры.
175×4
209×3
347×2
612:6
414:6
730:5
Сложение и вычитание в пределах 1000, их проверка.
I вариант
· Решите задачу.
С пришкольного участка собрали 144 кг свеклы, а огурцов на 56 кг меньше. Сколько килограммов овощей собрали с пришкольного участка?
· Решить примеры и проверить.
248+57
349+191
344-216
273-154
· Решить примеры.
496+349-296
748-(862-526)
· Найдите х
324-х=156
85+х=146
II вариант
· Решите задачу.
Первая бригада заготовила 223 кг грибов, вторая – на 36 кг меньше. Сколько килограммов грибов заготовили две бригады?
· Решить примеры и проверить.
857+42
373+627
452-38
756-573
· Решить примеры.
478+445-245
346+(254-98)
· Найдите х
х+110=715
х-501=199
Умножение и деление чисел в пределах 1000, их проверка.
I вариант
· Решите задачу.
Купили 2 мяча по цене 132 р. и 3 скакалки по 45 р. Сколько заплатили за всю покупку?
· Решите примеры и проверьте.
194 · 5 716 : 4
217 · 3 410 : 5
· Решите примеры.
148 · 4 – 310
714 : 7 + 825
II вариант
· Решите задачу.
Для оклеивания стен купили 4 рулона обоев по цене 95 р. и 2 пачки клея по 123 р. Сколько заплатили за всю покупку?
· Решите примеры и проверьте.
175 · 4 414 : 6
209 · 3 730 : 5
· Решите примеры.
385 · 2 – 496
654 : 6 + 378
Все действия в пределах 1000. (итоговая)
I вариант
· Решите задачу.
Кондитерская фабрика изготовила 314 кг карамели, а шоколадных конфет в 2 раза меньше. Сколько килограммов конфет и карамели изготовили на кондитерской фабрике?
· Решите примеры.
372 : 3 690 : 6 + 448 (916 – 747) · 6
171 · 2 196 · 4 - 138
II вариант
· Решите задачу.
На фабрике сшили 368 зимних курток, а летних – в 4 раза меньше. Сколько всего сшили курток на фабрике?
· Решите примеры.
197 · 4 602 – 435 : 5 109 + 368 · 2
618 : 6 (208+134) · 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.