Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 г. Валдай»
Утверждаю
директор МАОУ «СШ « 2 г. Валдай»
_________ Матвеева Н.Ю.
Адаптированная рабочая программа
по алгебре
8 класс
Составитель:
Ханмагомедова Е.Е.
учитель математики,
высшая квалификационная категория
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 8 класса разработана на 102 учебных часа ( 3 часа в неделю).
Рабочая программа по предмету «Алгебра» в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Стандарт основного общего образования по математике.
Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.
2. Н.Г. Миндюк. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: «Просвещение», 2014.
Количество часов по плану:
всего - 102 ч;
в неделю – 3 ч;
контрольные работы - 7;
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КУРСА ПО ТЕМАМ.
|
№ п/п. |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
|
1. |
ПОВТОРЕНИЕ |
5 |
|
2. |
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ДРОБИ |
20 |
|
3. |
КВАДРАТНЫЕ КОРНИ |
20 |
|
4. |
КВАДРАТНЫЕ УРАВНЕНИЯ |
20 |
|
5. |
НЕРАВЕНСТВА |
20 |
|
6. |
СТЕПЕНЬ С ЦЕЛЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИКИ |
10 |
|
7. |
ПОВТОРЕНИЕ |
7 |
|
|
Итого |
102 |
Важными коррекционными задачами курса математики коррекционно- развивающего обучения являются:
· развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
· нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
· формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
· развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
· развитие общеучебных умений и навыков.
Усвоение учебного материала по математике вызывает большие затруднения в связи с такими их особенностями, как быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, низкие общеучебные умения и навыки. Учет особенностей таких учащихся требует, чтобы при изучении нового материала обязательно происходило многократное его повторение; расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь математики с жизнью; актуализация первичного жизненного опыта учащихся
Для эффективного усвоения учебного материала по математике для изучения нового материала используются готовые опорные конспекты, индивидуальные дидактические материалы и тесты на печатной основе. Часть материала, не включенного в «Требования к уровню подготовки выпускников», изучается в ознакомительном плане, а некоторые, наиболее сложные вопросы исключены из рассмотрения.
Целью изучения курса алгебры в 8 классе является изучение квадратичной функции и её свойств.
Задачи:
- повторить и закрепить знания полученные в 5-7 классах;
- выработать умение выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- расширить класс функций, свойства и графики которых известны учащимся; продолжить формирование представлений о таких фундаментальных понятиях математики, какими являются понятия функции, её области определения, ограниченности; непрерывности, наибольшего и наименьшего значений на заданном промежутке;
- выработать умение выполнять несложные преобразования выражений, содержащих квадратный корень, изучить новую функцию
- навести определённый порядок в представлениях учащихся о действительных (рациональных и иррациональных) числах;
- выработать умение выполнять действия над степенями с любыми целыми показателями;
- выработать умения решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к квадратным, и применять их при решении задач;
- выработать умения решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной; познакомиться со свойствами монотонности функции.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы:
личностные:
- формирование ответственного отношения к учению;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, - умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных задач;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
предметные:
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символическим языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей;
- умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач;
- умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев;
- умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач
из математики, смежных предметов, практики;
- овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов:
должны знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость
во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
должны уметь:
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы; находить
значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и
алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратов корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним,
системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные уравнения;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
изображать множество решений линейного неравенства;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу;
находить значения аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при
решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Математическое образование в 8 классе складывается из нескольких содержательных компонентов, которые естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика – способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни, служит базой для всего дальнейшего изучения математики.
Алгебра – формирует математический аппарат для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности; подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Алгебра развивает алгоритмическое мышление, необходимое для освоения курса информатики; воображение, творчество. Учащийся получает конкретные знания о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Алгебра является органическим продолжением и обобщением курса арифметики. Центральное понятие этого курса – понятие числа – развивается и расширяется от рационального до действительного
Содержание курса
Раздел 1. Рациональные дроби.
В данном разделе рассматриваются такие понятия, как «целое выражение», «дробное выражение», «рациональное выражение», «рациональная дробь», «допустимые значения переменной», «тождество», «тождественно равные выражения», «тождественное преобразование выражения», «сокращение дробей», «приведение дроби к новому знаменателю»
Изучаются алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления и возведения в степень рациональных дробей. Изучение функции y=k/x проводится по тому же плану, что и изучение линейной функции.
Цели изучения раздела:
• ввести понятие рациональной дроби, научить в несложных ситуациях находить допустимые значения переменной (или переменных) в данной дроби и сформировать навыки сокращения дроби и приведения к новому знаменателю;
• сформировать навыки преобразования суммы и разности дробей в дробь;
• обучить приёмам нахождения произведения и частного рациональных дробей, сформировать навыки преобразования рациональных выражений
Раздел 2. Квадратные корни.
В данном разделе формируется
первоначальное представление об иррациональном числе; новым является вопрос о
представимости иррациональных чисел в виде десятичных дробей. Вводятся понятия
квадратного корня и арифметического квадратного корня. Показывается приём
нахождения приближённых значений квадратных корней. Изучаются основные свойства
арифметического квадратного корня, формируется аппарат, позволяющий
преобразовывать выражения с радикалами. Функциональная линия продолжается
знакомством с функцией
, её
графиком и свойствами.
Цели изучения раздела:
• систематизировать и развить знания о рациональных числах, сформировать начальное представление об иррациональных числах;
• сформировать понятия квадратного корня, арифметического квадратного корня;
• познакомить с приёмом
нахождения приближённых значений иррационального числа
; научить решать квадратные уравнения вида х2=а;
• рассмотреть основные свойства арифметического квадратного корня и научить их применению в простейших ситуациях;
Раздел 3. Квадратные уравнения.
В данном разделе вводится определение квадратного уравнения, неполного квадратного уравнения, рассматриваются виды таких уравнений и для каждого из них разбирается приём решения. Выводится формула корней квадратного уравнения, рассматривается частный её вид. Вводятся новые понятия: «рациональное уравнение», «целое уравнение», «дробное уравнение». Формулируется алгоритм решения дробного уравнения. В разделе развивается линия решения задач алгебраическим методом.
Цели изучения раздела:
• ввести понятие квадратного уравнения, систематизировать сведения о неполных квадратных уравнениях и обучить приёмам их решения;
• научить решать квадратные уравнения по формуле корней;
Раздел 4. Неравенства.
В этом разделе вводится алгебраическое определение понятий «больше» и «меньше», формулируются основные свойства числовых неравенств, формируется навык применения свойств к оценке значения выражения и доказательству неравенств. Вводятся понятия «абсолютная погрешность», «точность приближения», «относительная погрешность». После рассмотрения элементов теории множеств формулируется алгоритм решения линейных неравенств с одной переменной и их систем.
Цель изучения раздела:
· дать алгебраическое истолкование понятия «больше» и «меньше», систематически изложить свойства числовых неравенств и показать возможность их применения для оценки значений выражений;
· ввести понятия «абсолютная погрешность», «точность приближения», «относительная погрешность»;
· сформировать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
Раздел 5. Степень с целым показателем. Элементы статистики.
При изучении раздела вводится понятие степени с целым отрицательным показателем, рассматриваются её свойства, формируется навык преобразования выражений, содержащих степени с целым отрицательным показателем. Рассматривается понятие стандартного вида числа, приводятся примеры действий над такими числами.
В этом разделе учащиеся знакомятся с простейшими статистическими характеристиками. Их содержательный смысл разъясняется на простейших примерах.
Цель изучения раздела:
· рассмотреть свойства степени с целым показателем и сформировать умение использовать их для преобразования выражений, познакомить учащихся с понятием стандартного вида числа;
· сформировать представление о простейших статистических характеристиках.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
|
Содержание материала |
|
Характеристика основных видов деятельности обучающегося на уровне учебных действий |
|
1. Повторение. Рациональные дроби. |
25 |
|
|
Рациональные дроби и их свойства. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. |
|
Формулировать основное свойство рациональной дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять все действия с рациональными дробями, а также возводить дробь в степень. Выполнять различные преобразования рациональных выражений, доказывать тождества. Знать свойства функции y-k/x, к≠0, уметь строить её график. |
|
2. Квадратные корни 20 |
19111 |
|
|
Действительные числа. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Применение свойств арифметического квадратного корня.
|
|
Приводить примеры
рациональных и иррациональных чисел. Находить значения арифметических
квадратных корней, используя при необходимости калькулятор. Знать теоремы о корне
из произведения и дроби, тождество |
|
3. Квадратные уравнения |
20 |
|
|
Квадратное уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. |
|
Решать квадратные уравнения. Исследовать квадратное уравнение по дискриминанту и коэффициентам. Решать дробные рациональные уравнения, сводя решение таких уравнений к решению линейных и квадратных уравнений с последующим исключением посторонних корней. |
|
4. Неравенства |
20 |
|
|
Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной и их системы. |
|
Формулировать и доказывать свойства числовых неравенств. Находить пересечение и объединение множеств, в частности числовых промежутков. Решать линейные неравенства. Решать системы линейных неравенств, в том числе таких, которые записаны в виде двойных неравенств. |
|
5. Степень с целым показателем. Элементы статистики. |
10 |
|
|
Степень с целым показателем и её свойства. Элементы статистики. |
|
Знать определение и свойства степени с целым показателем. Применять свойства степени с целым показателем при выполнении вычислений и преобразовании выражений. Использовать простейшие статистические характеристики (среднее арифметическое, размах, мода, медиана) .Использовать наглядное представление статистической информации в виде столбчатых и круговых диаграмм |
|
6. Повторение |
7 |
|
.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
(3 часа в неделю. Всего 102 часа)
|
№ урока |
№ пп
|
Тема урока |
К-во ч |
Дата проведения урока |
Повторение |
|
|
по плану |
по факту |
|||||
|
1-2 |
|
Повторение |
5 |
|
|
Действия с десятичными и обыкновенными дробями, решение уравнений |
|
|
|
Рациональные дроби |
20 |
|
|
|
|
3-4 |
1 |
Рациональные выражения и их свойства |
2 |
|
|
Отрицательные числа, действия с рациональными числами |
|
5-6 |
2 |
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. |
2 |
|
|
Обыкновенные дроби, основное свойство дроби, формулы сокращенного умножения |
|
7 |
3 |
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. |
1 |
|
|
Формулы сокращенного умножения, раскрытие скобок, вын-ие за скобки общего множителя |
|
8-10 |
4 |
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. |
3 |
|
|
приведение дробей к общему знаменателю, формулы сокращ-го умножения, , раскрытие скобок, вынесение за скобки общего множителя |
|
11 |
|
Контрольная работа №1 «Рациональные дроби. Сложение и вычитание дробей» |
1 |
|
|
|
|
12 |
5 |
Умножение дробей. Возведение дроби в степень. |
1 |
|
|
Умножение обыкн.дробей, сокращение дробей, разложение на множители, степень, действия со степенями |
|
13 |
6 |
Деление дробей. |
1 |
|
|
Деление обыкн. дробей |
|
14-16 |
7 |
Преобразование рациональных выражений. |
4 |
|
|
Умножение деление дробей, сокращение дробей, разложение на множители, формулы сокращенного умножения |
|
17 |
8 |
Функция |
2 |
|
|
Координатная плоскость, график линейной функции |
|
18 |
|
Решение упражнений |
2 |
|
|
|
|
19 |
|
Контрольная работа №2 «Умножение и деление дробей. Преобразование рациональных выражений»
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Квадратные корни |
20 |
|
|
|
|
20 |
10,11 |
Рациональные числа. Иррациональные числа. |
1 |
|
|
Действия с рациональными числами,периодические дроби |
|
21 |
12 |
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.. |
1 |
|
|
Возведение в степень, формулы сокращенного умножения |
|
22 |
13 |
Уравнение |
2 |
|
|
|
|
23 |
14, 15 |
Нахождение приближенных
значений квадратного корня. Функция |
2 |
|
|
График линейной функции |
|
24 |
16 |
Квадратный корень из произведения и дроби. |
2 |
|
|
Действия с рациональными числами |
|
25 |
17 |
Квадратный корень из степени. |
2 |
|
|
свойства квадратного корня, действия с рациональными числами |
|
26 |
|
Решение упражнений |
2 |
|
|
|
|
27 |
|
Контрольная работа №3 «Квадратные корни» |
1 |
|
|
|
|
28 |
18 |
Вынесение множителя за знак корня. |
2 |
|
|
Формулы сокращенного умножения |
|
29 |
18 |
Внесение множителя под знак корня. |
2 |
|
|
Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями |
|
30 |
|
Семестровая контрольная работа |
1 |
|
|
|
|
31-32 |
19 |
Преобразование выражений, содержащих квадратные корни. |
2 |
|
|
Сложение, вычитание дробей с разными знаменателями |
|
|
|
Квадратные уравнения |
20 |
|
|
|
|
33 |
21 |
Неполные квадратные уравнения. |
3 |
|
|
|
|
34-35 |
22 |
Формула корней квадратного уравнения. |
4 |
|
|
|
|
36-37 |
23 |
Решение задач с помощью квадратных уравнений. |
2 |
|
|
|
|
38 |
24 |
Теорема Виета. |
1 |
|
|
|
|
39 |
|
Решение примеров. |
2 |
|
|
|
|
40 |
|
Контрольная работа №4 «Квадратные уравнения» |
1 |
|
|
|
|
41-43 |
25 |
Решение дробных рациональных уравнений. |
3 |
|
|
|
|
44-45 |
26 |
Решение задач с помощью рациональных уравнений. |
3 |
|
|
|
|
46 |
|
Контрольная работа №5 «Дробные рациональные уравнения» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Неравенства |
20 |
|
|
|
|
47 |
28,29 |
Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. Оценка значения выражения |
2 |
|
|
|
|
48-49 |
30 |
Сложение и умножение числовых неравенств. |
2 |
|
|
|
|
50 |
31 |
Погрешность и точность приближения. |
2 |
|
|
|
|
51 |
32,33 |
Пересечение и объединение множеств. Числовые промежутки. |
2 |
|
|
|
|
52-53 |
34 |
Решение неравенств с одной переменной. |
8 |
|
|
|
|
54-55 |
35 |
Решение систем неравенств с одной переменной. |
3 |
|
|
|
|
56 |
|
Контрольная работа №6 «Числовые неравенства» «Неравенства с одной переменной и их системы» |
1 |
|
|
|
|
|
|
Степень с целым показателем. Элементы статистики |
10 |
|
|
|
|
57 |
37 |
Определение степени с целым отрицательным показателем. |
2 |
|
|
|
|
58-59 |
38 |
Свойства степени с целым показателем. |
3 |
|
|
|
|
60 |
39 |
Стандартный вид числа. |
2 |
|
|
|
|
61-62 |
40 |
Размах, мода, медиана. Сбор и группировка статистичес-ких данных. Наглядное представление статис-тической информации. |
2 |
|
|
|
|
63 |
|
Контрольная работа № 7 «Степень с целым показателем.Элементы статистики»
|
1 |
|
|
|
|
|
|
Повторение |
7 |
|
|
|
|
64-66 |
|
Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса |
5 |
|
|
|
|
67 |
|
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
|
|
68 |
|
Итоговый урок. |
1 |
|
|
|
Литература
В учебный комплекс для 8 класса входят:
1. Макарычев Ю.Н.Алгебра: 8 класс/Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С. Б. - М.:Просвещение, 2014.
2. Жохов В. И. Уроки алгебры в 8 классе: кн. для учителя / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнева. — М.: Просвещение, 2010.
3. Дудицын Ю.П. Алгебра: 8класс:тематические тесты/Ю.П.Дудицын, В.Л.Кронгауз.- М.:Просвещение,2012
4. Миндюк Н.Г. Алгебра, 8кл.:рабочая тетрадь в 2-х ч./Н.Г.Миндюк, И.С.Шлыкова.- М.:Просвещение,2014-09-08
5. Жохов В.И. Алгебра,8 кл.:дидактические материалы/В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк.-М.:Просвещение,2014
6. Макакрычев Ю.Н. Изучение алгебры в 7 – 9 кл.:пособие для учителей/Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк,С.Б.Суворова,И.С.Шлыкова.- М.:Просвещение,2009
7. Н.Г. Миндюк. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю.Н. Макарычева и других. 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – Москва: «Просвещение», 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.