|
Муниципальное образование Староминский район, ст.Староминская |
|
|
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
|
|
средняя общеобразовательная школа № 2 |
|
|
МО Староминский район |
|
|
|
|
|
|
УТВЕРЖДЕНО решением педагогическогосовета от «» августа 2015 года протокол № 1 Председатель __________И.Н. Дацко
|
Рабочая программа внеурочной
деятельности по английскому языку
«В стране занимательной грамматики»
5 класс
2015-2016 учебный год
1.Пояснительная записка
Востребованность знаний иностранного языка бесспорно, но его изучение требует нелегкой систематической работы. Наиболее сложным в овладении языком является изучение грамматики. Система времен английского языка и другие грамматические явления отличаются от родного языка, а иногда не имеют аналогов в нем. Поэтому дети часто считают грамматику неинтересной, скучной. Чтобы сделать этот процесс более занимательным и эффективным была создана программа внеурочной деятельности «В стране занимательной грамматики». Изучение и закрепление грамматических явлений и структур базируется на использовании рифмовок, стихотворений, лексических и грамматических сказок. Это – тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, а, следовательно, работа с ним положительно эмоционально окрашена для ученика, что в значительной степени содействует более прочному усвоению материала.
Грамматические рифмовки и сказки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной или сказочной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка. Рифмованные структуры и стихи или лексико-грамматические сказки могут быть успешно использованы на разных ступенях освоения грамматического материала:
Ø на этапе презентации нового грамматического явления (в качестве иллюстрированного материала для формулирования правила его употребления);
Ø на этапе формирования рецептивных навыков (узнавание той или иной грамматической формы в другом контексте);
Ø при формировании продуктивных грамматических навыков говорения (благодаря использованию упражнений на подстановку, трансформацию, расширение структур и комбинирование грамматического материала с ранее изученным и усвоенным учащимися).
Программный материал внеурочной деятельности учащимся возможность развить и углубить свои знания английской грамматики, способствует активизации их мыслительных и творческих умений, формирует мировоззрение учащихся, предусматривает толерантное принятие языковых ценностей другого народа.
Данная программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).
Статус программы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Особое место в этом ряду отводится общеучебным умениям и способам деятельности, т. е. формированию универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть учащиеся. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Требования к результатам внеурочной деятельности:
|
результаты |
формируемые умения |
средства формирования |
|
личностные |
- формирование у детей мот-вации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии; -развитие познавательных на-выков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном простран-стве, развитие критического и творческого мышления. |
организация на занятии парно-групповой работы |
|
Метапредметные результаты |
||
|
регулятивные |
-учитывать выделенные учи-телем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее суще-реализации, в том числе во внутреннем плане; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные зада-чи; -преобразовывать практичес-кую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
|
познавательные |
- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; - добывать необходимые зна-ния и с их помощью проделывать конкретную работу; - осуществлять поиск необхо-димой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавате-льных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; - осуществлять анализ объек-тов с выделением существенных и несущественных при-знаков |
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
|
|
коммуникативные |
- учиться выполнять различ-ные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - умение координировать свои усилия с усилиями других; - формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - задавать вопросы; - допускать возможность сущ ествования у людей раз лич-ных точек зрения, в том чис-ле не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации раз личных позиций в сотрудни-честве |
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать соб ственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою пози-цию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать кон-фликты на основе учета инте-ресов и позиций всех его уча-стников; - с учетом целей коммуника-ции достаточно точно, после-довательно и полно переда-вать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
|
Овладение универсальными учебными действиями в конечном счёте ведёт к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому занятия по внеурочной деятельности будет способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности.
Программа ориентирована на личность ребёнка, т.к. расширяет грамматический и лингвистический кругозор детей: школьник получает сведения о грамматических структурах и явлениях языка другой страны и её жителях. Учащийся учится наблюдать и сравнивать речевые и грамматические явления родного и английского языка. Это помогает ему понять, что грамматические явления в разных языках выражаются разными способами.
Изучение школьниками грамматики английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности ребенка.
Главной целью данного курса является:
ü развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком путём углубления и закрепления уже имеющиеся знаний и получения дополнительных;
ü создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через внеурочную деятельность посредством английского языка.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1).В области познания:
- приобщать школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- знакомить с языковыми (грамматическими) особенностями языка другого народа в сравнении с родным языком;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2).В области развития:
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке.
3).В области воспитания:
- способствовать
воспитанию толерантности и уважения к языку другого народа;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс творческих отчётов;
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению английским языком.
Коммуникативная компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур, характерных для английского языка.
Не смотря на то, что данная рабочая программа внеурочной деятельности нацеливает на обучение детей основам английской грамматики, у учащихся параллельно формируются и другие виды речевой деятельности: аудирование и чтение через прослушивание и чтение лингвистических и грамматических сказок, рифмовок и стихов; говорение – через использование грамматического материала в речи; письмо – через выполнение письменных упражнений, написание тестов или собственных рифмовок.
2. Общая характеристика программы по английскому языку
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий: целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение грамматики английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на иностранном, так и на родном языке. К тому же расширяется его словарный запас за счет интернациональных слов.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет устанавливать разнообразные связи с предметами, изучаемыми в школе, и формировать общеучебные и межпредметные умения и навыки.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
3. Место программы в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
§ предметные;
§ метапредметные;
§ личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 6 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
4. Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
Основными задачами Федерального компонента государственного стандарта второго поколения являются:
- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Что касается иностранного языка, то он расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся, оказывает влияние на формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
5. Предполагаемый результат освоения программы по внеурочным занятиям «Занимательная грамматика»
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
· грамматические явления и структуры английского языка;
· наизусть рифмованные грамматические «запоминалки» (доступные по содержанию и форме);
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· применять основные нормы речевого поведения в процессе общения;
· грамматически правильно строить английские предложения в речи;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· сочинять собственные рифмовки;
· участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
ü толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
ü познавательная, творческая, общественная активность;
ü самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
ü умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
ü коммуникабельность;
ü уважение к себе и другим;
ü личная и взаимная ответственность;
ü готовность действия в нестандартных ситуациях;
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
|
№ |
Название урока |
Дата проведения |
|
1. |
Времена группы Simple,развитие навыков устной речи,грамматических навыков |
7.09 |
|
2. |
Времена группы Simple,развитие грамматических навыков,аудирования |
14.09 |
|
3. |
Времена группы Simple,развитие грамматических навыков,письменной речи |
21.09 |
|
4. |
Времена группы Simple,развитие грамматических навыков,тренировка в серии упражнений |
28.09 |
|
5. |
Времена группы Perfect,развитие грамматических навыков ,устной речи |
5.10 |
|
6. |
Времена группы Perfect,развитие грамматических навыков,тренировка грамматических навыков в серии упражнений |
12.10 |
|
7. |
Времена группы Perfect ,развитие грамматических навыков,аудирования |
19.10 |
|
8. |
Времена группы Perfect ,развитие грамматических навыков,проектной деятельности |
26.10 |
|
9. |
Имена существительные,способы образования,развитие грамматических навыков |
2.11 |
|
10. |
Структура английского предложения, развитие грамматических навыков |
9.11 |
|
11. |
Вопросительные предложения в группе Simple, развитие грамматических навыков |
16.11 |
|
12. |
Отрицательные предложения в группе Simple, развитие грамматических навыков |
23.11 |
|
13. |
Специальные вопросы,развитие грамматических навыков |
30.11 |
|
14. |
Множественное число имен существительных,развитие лексико-грамматических навыков |
7.12 |
|
15. |
Исключения имен существительных,развитие грамматических навыков,чтения |
14.12 |
|
16. |
Неправильные глаголы ,развитие лексико-грамматических навыков |
21.12 |
|
17. |
Настоящее совершенное время,тренировка в серии упражнений |
11.01 |
|
18. |
Развитие навыков устной ,письменной речи ,составление проекта |
18.01 |
|
19. |
Настоящее длительное время,развитие грамматических навыков,аудирования |
25.01 |
|
20. |
Исключения в настоящем длительном времени,развитие грамматических навыков,устной речи |
1.02 |
|
21. |
Развитие навыков письменной речи,написание письма как части ОГЭ |
8.02 |
|
22. |
Прошедшее длительное время,развитие лексико-грамматических навыков |
15.02 |
|
23. |
Сравнение времен прошедшего времени,тренировка в серии упражнений |
22.02 |
|
24. |
Предлоги времени,развитие навыков чтения,грамматических навыков |
29.02 |
|
25 |
Написание открытки,развитие навыков письменной речи |
7.03 |
|
26 |
Количественные числительные ,развитие навыков устной речи,грамматических навыков |
14.03 |
|
27 |
Порядковые числительные,развитие навыков чтения,аудирования |
21.03 |
|
28 |
Чтение дат в английском языке,развитие грамматических навыков,чтения |
28.03 |
|
29 |
Личные местоимения,тренировка в серии упражнений |
4.04 |
|
30 |
Настоящее длительное время в значении будущего действия,развитие навыков устной речи |
11.04 |
|
31 |
Конструкция to be going to,тренировка в серии упражнений |
18.04 |
|
32 |
Глагол to be в настоящем времени,развитие грамматических навыков |
25.04 |
|
33 |
Глагол to be в прошедшем времени,развитие грамматических навыков |
16.05 |
|
34 |
Обобщение изученного материала,составление проекта |
23.05 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.