Рабочая программа

  • docx
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 67.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативная база

 

Рабочая программа внебюджетного курса составлена на основе:

 

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования;

-Программы элективного курса «За здоровый образ жизни» В.В. Гаевой,– Волгоград: Учитель, 2009.

-Образовательной программы основного и среднего общего образования МБОУ СОШ №6

-Учебного плана школы

-Положения о рабочей программе основного и среднего общего образования

-Календарного учебного графика.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане школы

       Программа внебюджетного курса «Валеология на службе здоровья» предназначена для изучения в 8 классе и рассчитана на 1,5 часа занятий в неделю в течение одного учебного года в количестве 64 часов.

       Данная программа не только расширяет и систематизирует знания учащихся по биологии, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.

       Тематика программы помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен бережно относиться к себе и своему здоровью.

        Темы программы помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек - это часть природы, его назначение- понять законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.

        Целью данной программы «Валеология на службе здоровья» является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе.

Задачи программы:

- Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы.

- Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающимся условиям окружающей среды, наносящей ущерб здоровью людей.

- Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

- Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания.

- Знакомство с основами рационального питания.

- Развитие творческого потенциала учащихся в ходе написания реферата, выполнения практических и исследовательских работ.

        Необходимость курса обусловлена осознанием человеком того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса.

       Программа направлена на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни, на осознание того, что от здоровья отдельных граждан зависит здоровье нации, а значит, и её будущее.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.

2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.

3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.

4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.

5.Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.

6.Понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку.

7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.

8.Основные требования к охране труда.

9.Понятие рационального питания.

10.Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека.

11.Меры по улучшению качества окружающей среды.

Учащиеся должны уметь:

1.Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.

2.Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».

3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности

4.Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.

5.Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.

6.Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.

7.Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.

8.Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.

9.Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.

10.Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.

Содержание учебного предмета

с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Введение. Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья». Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. Жизнь в экстремальных условиях. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения. Шум и здоровье. Образ жизни моей семьи. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. Культура питания. Лечение музыкой. Слова-паразиты. Бранное слово. Мёд и пчёлы. Алкоголизм, табакокурение, наркомания-болезни химической зависимости. Вредным привычкам-нет!

Тема 1. Введение. Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья» (4 ч).

Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья». Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ. Парадоксы нашего здоровья. Поговорки, пословицы на тему здоровья. Вольтер о здоровье. Золотые правила здоровья всех Времён  и Народов.

 

Тема 2. Психика и здоровье (4 ч).

Основы психического здоровья. Механизмы психической защиты. Основы психического здоровья, эмоции. Эмоции, сердечный ритм и здоровье. Выживание в экстремальных ситуациях.

Тема 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие (6 ч).

Старение как процесс, теории старения. Старение и эволюция человека. Старение и окружающая среда. Долгожители Земли на островах Окинава и Сардиния. Баня и долголетие. Лечебные свойства бани. Вегетарианство и здоровье.

 

Тема 4. Жизнь в экстремальных условиях(4ч).

Жизнь в экстремальных условиях. Адаптация. Человек и пустыня. Обитатели тропических лесов.

Жизнь на высокогорье.

 

Тема 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний (7 ч).

Инфекционное заболевание, специфический возбудитель. Грибковые заболевания. Интоксикация. Эпидемии в истории человечества. Материалы Всемирной организации здравоохранения. Климат и здоровье. Ультрафиолетовое облучение.

 

Тема 6. Поселения как среда жизни (8 ч).

Формирование городского ландшафта. Зонирование города. Растения в городе. Город по условиям озеленения. Среда жилого помещения. Психоэмоциональные перегрузки горожанина. Проблема сохранения здоровья рабочих и служащих. Заболевания, от которых можно себя оградить.

Тема 7. Шум и здоровье (4 ч).

Звуковой ландшафт. Измерение уровня шума. Тишина и творчество. Звуки, питающие мозг энергией.

 

Тема 8. Образ жизни моей семьи (3 ч)

Образ жизни моей семьи. Образ жизни предков. Отношение членов семьи к проблеме свободного времени.

Тема 9. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов (3 ч).

Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. Ритмические процессы в организме человека. Хронодиагностика  -новое направление  медицины.

 

Тема 10.  Культура питания (7 ч).

Рациональное питание, режим дня. Зачем вам нужны фрукты и овощи? Как держать процесс старения в узде. Десять главных овощей и фруктов. Здоровое питание. Л.р. «Составление рациона». Принципы рационального питания. Правила домашней диетологии.

Тема 11. Лечение музыкой (2 ч).

Лечение музыкой. Настроение регулирует музыка.

Тема 12. Слова-паразиты (2 ч).

Слова-паразиты. Грамотная коммуникация.

Тема 13. Бранное слово (1 ч).

Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

Тема 14. Мёд и пчёлы (3 ч).

История пчеловодства. Пчелиные продукты. Мёд исцеляющий.

Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания — болезни химической зависимости (4 ч).

Алкоголизм, табакокурение, наркомания. Урок-суд. Урок-вертушка. Губительная сигарета.

Тема 16. «Вредным привычкам — нет!» - выступление агитбригады ( 1 ч).

Урок- конференция.

 

Виды и формы контроля

 

Ø Лабораторная работа

Ø  Реферативная работа

Ø  Конспекты

Ø  Сообщения

Ø  Собеседования

 

Перечень учебно-методического и

материально- технического обеспечения

образовательного процесса

1.     Биология (газеты и журналы).

2.     Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М: Новая волна, 2000.

3.     Внеурочная работа по биологии. Составитель С.М. Курганский. Москва Вако,2015.

4.     Программа элективного курса «Аналитическая биохимия». В.Д. Храмова, - Волгоград, 2007.

5.     Сборник программ элективных курсов. Биология. Предпрофильная подготовка. Составитель И.П.Чередниченко. –Волгоград, 2007.

Требования к техническому оснащению

1.  Видео- и фотоматериалы, презентации.

2.  Широкоэкранный  телевизор, ноутбук.

3.Интернет-ресурсы.

 

                                     Календарно - тематическое планирование

 

п/п

Наименование темы

Количество часов

Дата предполагаемая

Дата фактическая

Примечание

 

 Тема 1. Введение. Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья» (4 ч).

 

 

 

 

1

Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья». Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ.

1

 

 

 

2

Парадоксы нашего здоровья. Поговорки, пословицы на тему здоровья.

1

 

 

 

3

Вольтер о здоровье.

1

 

 

 

4

Золотые правила здоровья всех Времён  и Народов.

1

 

 

 

 

Тема 2.  Психика и здоровье (4 ч).

 

 

 

 

5

Механизмы психической защиты. Основы психического здоровья, эмоции.

1

 

 

 

6

Эмоции, сердечный ритм и здоровье.

1

 

 

 

7

Выживание в экстремальных ситуациях.

1

 

 

 

 

Тема 3.  Здоровый образ жизни: творчество и долголетие (6 ч).

 

 

 

 

8

Старение как процесс, теории старения,

1

 

 

 

9

Старение и эволюция человека.

 

 

 

 

10

Старение и окружающая среда.

 

 

 

 

11

Долгожители Земли на островах Окинава и Сардиния.

1

 

 

 

12

Баня и долголетие. Лечебные свойства бани.

1

 

 

 

13

Вегетарианство и здоровье.

1

 

 

 

 

Тема 4.  Жизнь в экстремальных условиях. (4ч).

 

 

 

 

14

Жизнь в экстремальных условиях. Адаптация

1

 

 

 

15

Человек и пустыня.

1

 

 

 

16

Обитатели тропических лесов.

1

 

 

 

17

Жизнь на высокогорье.

1

 

 

 

 

Тема 5.  Природная среда - источник инфекционных заболеваний (7 ч).

 

 

 

 

18

Инфекционное заболевание, специфический возбудитель.

1

 

 

 

19

Грибковые заболевания.

1

 

 

 

20

Интоксикация.

1

 

 

 

21

Эпидемии в истории человечества.

1

 

 

 

22

Материалы Всемирной организации здравоохранения.

1

 

 

 

23

Климат и здоровье.

1

 

 

 

24

Ультрафиолетовое облучение.

1

 

 

 

 

Тема 6. Поселения как среда жизни (8 ч).

 

 

 

 

25

Формирование городского ландшафта.

1

 

 

 

26

Зонирование города.

1

 

 

 

27

Растения в городе.

1

 

 

 

28

Город по условиям озеленения.

1

 

 

 

29

Среда жилого помещения.

1

 

 

 

30

Психоэмоциональные перегрузки горожанина.

1

 

 

 

31

Проблема сохранения здоровья рабочих и служащих.

1

 

 

 

32

Заболевания, от которых можно себя оградить.

1

 

 

 

 

Тема 7.  Шум и здоровье (4 ч)

 

 

 

 

33

Звуковой ландшафт

1

 

 

 

34

Измерение уровня шума

1

 

 

 

35

Тишина и творчество

1

 

 

 

36

Звуки, питающие мозг энергией.

1

 

 

 

 

Тема 8. Образ жизни моей семьи (3 ч)

 

 

 

 

37

Образ жизни моей семьи.

1

 

 

 

38

Образ жизни предков.

1

 

 

 

39

Отношение членов семьи к проблеме свободного времени.

1

 

 

 

 

Тема 9. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов (3 ч).

 

 

 

 

40

Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов.

1

 

 

 

41

Ритмические процессы в организме человека.

1

 

 

 

42

Хронодиагностика-новое направление  медицины.

1

 

 

 

 

Тема 10.  Культура питания (7 ч).

 

 

 

 

43

Рациональное питание, режим дня.

1

 

 

 

44

Зачем вам нужны фрукты и овощи?

1

 

 

 

45

Как держать процесс старения в узде.

1

 

 

 

46

Десять главных овощей и фруктов.

1

 

 

 

47

Здоровое питание. Л.р. «Составление рациона»

1

 

 

 

48

Принципы рационального питания.

1

 

 

 

49

Правила домашней диетологии.

1

 

 

 

 

Тема 11. Лечение музыкой (2 ч).

 

 

 

 

50

Лечение музыкой.

1

 

 

 

51

Настроение регулирует музыка.

1

 

 

 

 

Тема 12. Слова-паразиты ( 2 ч).

 

 

 

 

52

Слова-паразиты.

1

 

 

 

53

Грамотная коммуникация.

1

 

 

 

 

Тема 13. Бранное слово (1 ч).

 

 

 

 

54

Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.

1

 

 

 

 

Тема 14. Мёд и пчёлы (3 ч).

 

 

 

 

55

История пчеловодства.

1

 

 

 

56

Пчелиные продукты.

1

 

 

 

57

Мёд исцеляющий.

1

 

 

 

 

Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания — болезни химической зависимости (4 ч).

 

 

 

 

58

Алкоголизм, табакокурение.

1

 

 

 

59

Наркомания

1

 

 

 

60

Урок-суд.

1

 

 

 

61

Урок-вертушка.

1

 

 

 

62

Губительная сигарета.

1

 

 

 

 

Тема 16. «Вредным привычкам — нет!» - выступление агитбригады ( 1 ч).

1

 

 

 

63

17. Урок - конференция.

1

 

 

 

64

Итоговое занятие.

     1

 

 

 

 

ВСЕГО

  64 ч