Нормативная база
Рабочая программа внебюджетного курса составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования;
-Программы элективного курса «За здоровый образ жизни» В.В. Гаевой,– Волгоград: Учитель, 2009.
-Образовательной программы основного и среднего общего образования МБОУ СОШ №6
-Учебного плана школы
-Положения о рабочей программе основного и среднего общего образования
-Календарного учебного графика.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы
Программа внебюджетного курса «Валеология на службе здоровья» предназначена для изучения в 8 классе и рассчитана на 1,5 часа занятий в неделю в течение одного учебного года в количестве 64 часов.
Данная программа не только расширяет и систематизирует знания учащихся по биологии, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности.
Тематика программы помогает школьникам осознать себя в окружающем мире, понять, что здоровье – это достояние всего общества, поэтому каждый человек должен бережно относиться к себе и своему здоровью.
Темы программы помогают осознать непреходящую ценность природы для удовлетворения материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека, понять, что человек - это часть природы, его назначение- понять законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами.
Целью данной программы «Валеология на службе здоровья» является информация и расширение знаний учащихся в области медицины, психологии, экологии и некоторых социальных вопросов, направленных на повышение возможностей человека в современном обществе.
Задачи программы:
- Развитие интереса к получению знаний о человеке как явлении природы.
- Формирование у учащихся нетерпимого отношения к ухудшающимся условиям окружающей среды, наносящей ущерб здоровью людей.
- Формирование негативного отношения к вредным привычкам.
- Формирование адекватного поведения учащихся, направленного на выздоровление в случае заболевания.
- Знакомство с основами рационального питания.
- Развитие творческого потенциала учащихся в ходе написания реферата, выполнения практических и исследовательских работ.
Необходимость курса обусловлена осознанием человеком того факта, что общество не справляется с проблемами здоровья, не использует для его сохранения достижения прогресса.
Программа направлена на максимальную адаптацию человека к жизни, здоровому образу жизни, на осознание того, что от здоровья отдельных граждан зависит здоровье нации, а значит, и её будущее.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
1.Что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни.
2.Последствия прямого и косвенного воздействия среды на здоровье человека.
3.Традиции русской национальной культуры в оценке здоровья человека.
4.Самые важные факторы здоровья и риска заболеваний для сохранения и укрепления здоровья.
5.Понятие исторического подхода к проблеме развития человека как биологического вида.
6.Понятие социально-психологической среды и предъявляемые ею требования к современному человеку.
7.Влияние вредных привычек на состояние здоровья человека.
8.Основные требования к охране труда.
9.Понятие рационального питания.
10.Влияние ближайшего окружения: домашних условий, социума на здоровье человека.
11.Меры по улучшению качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
1.Объяснять необходимость знаний о здоровье для каждого культурного человека.
2.Сопоставлять характеристику понятий «здоровье» и «болезнь».
3. Объяснять влияние факторов здоровья и риска болезни на увеличение смертности
4.Объяснять связь наследственных болезней с изменением генотипа человека.
5.Давать характеристику природной среды своей местности, своей квартиры.
6.Предотвращать негативное влияние стресса на здоровье человека.
7.Анализировать и оценивать образ жизни себя самого и своей семьи.
8.Составлять и обосновывать основные требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления собственного здоровья.
9.Составлять рацион питания, полезный для здоровья человека, учитывая индивидуальные особенности.
10.Уметь сказать «нет!» вредным привычкам.
Содержание учебного предмета
с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Введение. Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья». Психика и здоровье. Механизмы психической защиты. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие. Жизнь в экстремальных условиях. Природная среда - источник инфекционных заболеваний. Поселения как среда жизни. Среда жилого помещения. Шум и здоровье. Образ жизни моей семьи. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. Культура питания. Лечение музыкой. Слова-паразиты. Бранное слово. Мёд и пчёлы. Алкоголизм, табакокурение, наркомания-болезни химической зависимости. Вредным привычкам-нет!
Тема 1. Введение. Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья» (4 ч).
Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья». Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ. Парадоксы нашего здоровья. Поговорки, пословицы на тему здоровья. Вольтер о здоровье. Золотые правила здоровья всех Времён и Народов.
Тема 2. Психика и здоровье (4 ч).
Основы психического здоровья. Механизмы психической защиты. Основы психического здоровья, эмоции. Эмоции, сердечный ритм и здоровье. Выживание в экстремальных ситуациях.
Тема 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие (6 ч).
Старение как процесс, теории старения. Старение и эволюция человека. Старение и окружающая среда. Долгожители Земли на островах Окинава и Сардиния. Баня и долголетие. Лечебные свойства бани. Вегетарианство и здоровье.
Тема 4. Жизнь в экстремальных условиях(4ч).
Жизнь в экстремальных условиях. Адаптация. Человек и пустыня. Обитатели тропических лесов.
Жизнь на высокогорье.
Тема 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний (7 ч).
Инфекционное заболевание, специфический возбудитель. Грибковые заболевания. Интоксикация. Эпидемии в истории человечества. Материалы Всемирной организации здравоохранения. Климат и здоровье. Ультрафиолетовое облучение.
Тема 6. Поселения как среда жизни (8 ч).
Звуковой ландшафт. Измерение уровня шума. Тишина и творчество. Звуки, питающие мозг энергией.
Тема 8. Образ жизни моей семьи (3 ч)
Образ жизни моей семьи. Образ жизни предков. Отношение членов семьи к проблеме свободного времени.
Тема 9. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов (3 ч).
Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. Ритмические процессы в организме человека. Хронодиагностика -новое направление медицины.
Тема 10. Культура питания (7 ч).
Рациональное питание, режим дня. Зачем вам нужны фрукты и овощи? Как держать процесс старения в узде. Десять главных овощей и фруктов. Здоровое питание. Л.р. «Составление рациона». Принципы рационального питания. Правила домашней диетологии.
Тема 11. Лечение музыкой (2 ч).
Лечение музыкой. Настроение регулирует музыка.
Тема 12. Слова-паразиты (2 ч).
Слова-паразиты. Грамотная коммуникация.
Тема 13. Бранное слово (1 ч).
Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань.
Тема 14. Мёд и пчёлы (3 ч).
История пчеловодства. Пчелиные продукты. Мёд исцеляющий.
Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания — болезни химической зависимости (4 ч).
Алкоголизм, табакокурение, наркомания. Урок-суд. Урок-вертушка. Губительная сигарета.
Тема 16. «Вредным привычкам — нет!» - выступление агитбригады ( 1 ч).
Урок- конференция.
Виды и формы контроля
Ø Лабораторная работа
Ø Реферативная работа
Ø Конспекты
Ø Сообщения
Ø Собеседования
Перечень учебно-методического и
материально- технического обеспечения
образовательного процесса
1. Биология (газеты и журналы).
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М: Новая волна, 2000.
3. Внеурочная работа по биологии. Составитель С.М. Курганский. Москва Вако,2015.
4. Программа элективного курса «Аналитическая биохимия». В.Д. Храмова, - Волгоград, 2007.
5. Сборник программ элективных курсов. Биология. Предпрофильная подготовка. Составитель И.П.Чередниченко. –Волгоград, 2007.
Требования к техническому оснащению
1. Видео- и фотоматериалы, презентации.
2. Широкоэкранный телевизор, ноутбук.
3.Интернет-ресурсы.
Календарно - тематическое планирование
|
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Дата предполагаемая |
Дата фактическая |
Примечание |
|
|
Тема 1. Введение. Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья» (4 ч). |
|
|
|
|
|
1 |
Предмет и задачи программы «Валеология на службе здоровья». Валеология, экология, здоровье и болезнь, ВОЗ. |
1 |
|
|
|
|
2 |
Парадоксы нашего здоровья. Поговорки, пословицы на тему здоровья. |
1 |
|
|
|
|
3 |
Вольтер о здоровье. |
1 |
|
|
|
|
4 |
Золотые правила здоровья всех Времён и Народов. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 2. Психика и здоровье (4 ч). |
|
|
|
|
|
5 |
Механизмы психической защиты. Основы психического здоровья, эмоции. |
1 |
|
|
|
|
6 |
Эмоции, сердечный ритм и здоровье. |
1 |
|
|
|
|
7 |
Выживание в экстремальных ситуациях. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 3. Здоровый образ жизни: творчество и долголетие (6 ч). |
|
|
|
|
|
8 |
Старение как процесс, теории старения, |
1 |
|
|
|
|
9 |
Старение и эволюция человека. |
|
|
|
|
|
10 |
Старение и окружающая среда. |
|
|
|
|
|
11 |
Долгожители Земли на островах Окинава и Сардиния. |
1 |
|
|
|
|
12 |
Баня и долголетие. Лечебные свойства бани. |
1 |
|
|
|
|
13 |
Вегетарианство и здоровье. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 4. Жизнь в экстремальных условиях. (4ч). |
|
|
|
|
|
14 |
Жизнь в экстремальных условиях. Адаптация |
1 |
|
|
|
|
15 |
Человек и пустыня. |
1 |
|
|
|
|
16 |
Обитатели тропических лесов. |
1 |
|
|
|
|
17 |
Жизнь на высокогорье. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 5. Природная среда - источник инфекционных заболеваний (7 ч). |
|
|
|
|
|
18 |
Инфекционное заболевание, специфический возбудитель. |
1 |
|
|
|
|
19 |
Грибковые заболевания. |
1 |
|
|
|
|
20 |
Интоксикация. |
1 |
|
|
|
|
21 |
Эпидемии в истории человечества. |
1 |
|
|
|
|
22 |
Материалы Всемирной организации здравоохранения. |
1 |
|
|
|
|
23 |
Климат и здоровье. |
1 |
|
|
|
|
24 |
Ультрафиолетовое облучение. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 6. Поселения как среда жизни (8 ч). |
|
|
|
|
|
25 |
Формирование городского ландшафта. |
1 |
|
|
|
|
26 |
Зонирование города. |
1 |
|
|
|
|
27 |
Растения в городе. |
1 |
|
|
|
|
28 |
Город по условиям озеленения. |
1 |
|
|
|
|
29 |
Среда жилого помещения. |
1 |
|
|
|
|
30 |
Психоэмоциональные перегрузки горожанина. |
1 |
|
|
|
|
31 |
Проблема сохранения здоровья рабочих и служащих. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Заболевания, от которых можно себя оградить. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 7. Шум и здоровье (4 ч) |
|
|
|
|
|
33 |
Звуковой ландшафт |
1 |
|
|
|
|
34 |
Измерение уровня шума |
1 |
|
|
|
|
35 |
Тишина и творчество |
1 |
|
|
|
|
36 |
Звуки, питающие мозг энергией. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 8. Образ жизни моей семьи (3 ч) |
|
|
|
|
|
37 |
Образ жизни моей семьи. |
1 |
|
|
|
|
38 |
Образ жизни предков. |
1 |
|
|
|
|
39 |
Отношение членов семьи к проблеме свободного времени. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 9. Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов (3 ч). |
|
|
|
|
|
40 |
Совы и жаворонки, или природа биологических ритмов. |
1 |
|
|
|
|
41 |
Ритмические процессы в организме человека. |
1 |
|
|
|
|
42 |
Хронодиагностика-новое направление медицины. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 10. Культура питания (7 ч). |
|
|
|
|
|
43 |
Рациональное питание, режим дня. |
1 |
|
|
|
|
44 |
Зачем вам нужны фрукты и овощи? |
1 |
|
|
|
|
45 |
Как держать процесс старения в узде. |
1 |
|
|
|
|
46 |
Десять главных овощей и фруктов. |
1 |
|
|
|
|
47 |
Здоровое питание. Л.р. «Составление рациона» |
1 |
|
|
|
|
48 |
Принципы рационального питания. |
1 |
|
|
|
|
49 |
Правила домашней диетологии. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 11. Лечение музыкой (2 ч). |
|
|
|
|
|
50 |
Лечение музыкой. |
1 |
|
|
|
|
51 |
Настроение регулирует музыка. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 12. Слова-паразиты ( 2 ч). |
|
|
|
|
|
52 |
Слова-паразиты. |
1 |
|
|
|
|
53 |
Грамотная коммуникация. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 13. Бранное слово (1 ч). |
|
|
|
|
|
54 |
Бранные слова, слова-паразиты, хула, матерная брань. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 14. Мёд и пчёлы (3 ч). |
|
|
|
|
|
55 |
История пчеловодства. |
1 |
|
|
|
|
56 |
Пчелиные продукты. |
1 |
|
|
|
|
57 |
Мёд исцеляющий. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 15. Алкоголизм, табакокурение, наркомания — болезни химической зависимости (4 ч). |
|
|
|
|
|
58 |
Алкоголизм, табакокурение. |
1 |
|
|
|
|
59 |
Наркомания |
1 |
|
|
|
|
60 |
Урок-суд. |
1 |
|
|
|
|
61 |
Урок-вертушка. |
1 |
|
|
|
|
62 |
Губительная сигарета. |
1 |
|
|
|
|
|
Тема 16. «Вредным привычкам — нет!» - выступление агитбригады ( 1 ч). |
1 |
|
|
|
|
63 |
17. Урок - конференция. |
1 |
|
|
|
|
64 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
|
|
|
ВСЕГО |
64 ч |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.