Рабочая программа

  • doc
  • 04.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 93.doc

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс

 

 СОГЛАСОВАНО:                                                              УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР                                                     Директор школы                                                                                                                                       

 _____        Л.А.Берсенева                                              ______ А.В.Макридин

 «     » __________ 2019 г.                                                «     » ________ 2019 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ПРЕДМЕТУ

«АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»

ДЛЯ 1 КЛАССА II ВАРИАНТ

   НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

 

 

 

 

              Составитель рабочей программы

                                                 учитель домашнего обучения

              Деревскова Светлана Сергеевна

                                                              

 

 

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _ от «   » _______ 2019 г

Руководитель ШМО: _________/Бозова Л. Н./

 

Структура программы по предмету «Адаптивная физкультура» предусматривает следующие разделы:

1.     Пояснительная записка;

2.     Общая характеристика учебного предмета  с учётом особенностей его освоения учащимися;

3.     Описание места учебного предмета в учебном плане;

4.     Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;

5.     Содержание учебного предмета;

6.     Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7.     Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;

 

 

                                        Пояснительная записка.

 

Рабочая программа по предмету « Адаптивная физкультура» составлена в соответствии с нормативно – методическими документами:

 

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 

 

-АООП (2 вариант) образования обучающихся с тяжёлой и глубокой   умственной отсталостью, ТМНР;

 

-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР;

-Программой обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

 

 -Приказом  Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05.07.2017г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253»

 

 

 

Учебным планом для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР  СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год;

 

 

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является адаптивное физическое развитие, которое    происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Занятия адаптивной физической культурой должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.

 

 Цель программы: возможная  коррекция дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработка жизненно необходимых двигательных умений и навыков глубоко умственно отсталых учащихся с ТМНР.


 Общая характеристика учебного предмета  с учётом особенностей его освоения учащимися.

 

Занятия адаптивной физической культурой должны быть направлены по возможности на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.

    Строевые упражнения: построение с помощью учителя в круг, по одному, повороты по ориентирам.

    Общеразвивающие упражнения: основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.

    Упражнения для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками. Поднимание рук в стороны и вверх, приседания; стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; опираясь правой (левой) рукой о  стенку (на высоте плеч), другая рука на поясе. Поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя  серединой стопы на гимнастической палке (канате); ходьба на пятках, ходьба на носках (ноги прямые), на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь).

Упражнения по возможности для развития и коррекции общей и мелкой моторики: упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, лестницей, скамейкой из различных исходных положений; пальчиковая гимнастика.

Координационные упражнения: смыкание, размыкание, построение в колонну, шеренгу, повороты на месте. Основные положения: туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног.  Выполнение упражнений на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ  различной координационной сложности.

Основные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие.

 

                     Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по предмету « Адаптивная физкультура» разработана  в соответствии  с АООП (2 вариант) и  учебным планом СКО школы – интернат VIII вида  и  рассчитана на 34 учебных недели (68  часов, по 2 часа в неделю)

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

 

Тема

Количество часов

Построение и перестроение.

3

Дыхательные упражнения.

4,5

Общеразвивающие упражнения.

9

Итого

16,5 часа

 

 

Планирование коррекционной работы

по « Адаптивной физкультуре» в 1  классе:

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

-возможное развитие зрительного восприятия при выполнении упражнений с гимнастическими палками, большими мячами.

- возможная  коррекция устойчивости внимания;

 Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:

- возможное развитие слухового восприятия на задания со слов учителя;

 Развитие импрессивной речи:

- возможное формирование умений слушать речь учителя;

- развитие возможного умения выполнять определенные задания, упражнения;

  Развитие пластичности и гибкости:

- через возможные общеразвивающие упражнения;

  Коррекция мышления.

- возможность совершенствовать навыки и умения полученные ранее;

- соблюдения правил техники безопасности по возможности;

   Коррекция и развитие  двигательной активности:

   - бег и ходьба;

   - чередование бега  с ходьбой.

 

 Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

 

 

Возможные личностные результаты  (жизненные компетенции) освоения включают в себя:

 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения обучающимися АООП

 

1)Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

 

- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

 

- Освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений.

 

- Совершенствование   физических   качеств:   ловкости,   силы, быстроты, выносливости.

 

- Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

 

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

 

- Повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.

 

          Содержание учебного предмета.

                            Упражнения на дыхание.

  Правильное дыхание в ходьбе с имитацией.

                          Основные положения и движения.

Вращение головой. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.

 Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой. Выделение пальцев. Круговые движения кистью.

Движение рук из данных положений. Наклоны. Движения прямой ногой.

Выполнение движений по командам с показом направления учителем

                         Упражнения на формирование правильной осанки.

Принятие правильной осанки, стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости.

Ходьба с сохранением правильной осанки,  руки за спину.

                         Ритмические упражнения.

Прохлопывание простого ритмического рисунка.

                          Ходьба и бег

Ходьба по кругу. Ходьба на носках. Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову. Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию

                         Прыжки.

Прыжки на двух ногах с передвижением вперед,  с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты

            Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов.

Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку.

                         Лазание, перелазание, подлезание.

Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол. Стойка на носках – две–три секунды. Стойка на одной ноге, руки на пояс.

                          Упражнения на равновесие.

Ходьба по гимнастической скамейке с предметом.

Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке.

Расхождение при встрече вдвоем на полосе, шириной  20-30см.

                           Игры

«Пузырь» - перестроение из тесного круга в широкий, взявшись за руки. «Сделай фигуру», «Вот так поза », «Поймай комара». «Лошадки».

 

 


Календарная план - сетка

 

Дни недели

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

 

 

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Чт.

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дни недели

Кол-во часов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 

 

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Чт.

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                       Тематическое планирование.

урока

Разделы, темы программы

Кол-во

часов

Дата

Вид деятельности

Оборудование

Словарь

 

Построение и перестроение.

3ч.

 

 

 

 

 

Практический показ,  упражнения в правильном дыхании, работа  с иллюстрациям.

 

 

1

Основная стойка, стойка «на ширине плеч».

0,5

 

 

Картинки, иллюстрации.

Дыхание.

3

Построение в одну шеренгу «равнение по черте».

0,5

 

Игрушки.

 

4

Перестраивание из шеренги в круг, взявшись за руки.

0,5

 

 

 

5

Размыкание на вытянутые руки в стороны.

0,5

 

Презентации .

Вдох.

выдох.

6

Размыкание на вытянутые руки вперёд.

0,5

 

 

 

 

7

Повороты по ориентирам.

0,5

 

 

 

 

 

Дыхательные упражнения.

4,5

 

 

 

 

 

 

Показ учителем, отработка правильности выполнения движений и упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

Практический показ учителем, отработка правильности выполнения упражнений.

 

 

8

Дыхательные упражнения в образном оформлении: «х-х-хо-согреть руки -выдох; ф-ф-фу остудить воду-выдох; понюхать цветок-вдох».

0,5

 

Картинки, иллюстрации, альтернативная коммуникация.

Вращение.

Сгибание.

Разгибание.

9

Упражнение по подражанию, под хлопки, под счёт.

0,5

 

 

 

10

Упражнения по инструкции.

0,5

 

 

Рука.

 

11

Грудное ,брюшное и полное дыхание в исходном положение «лёжа на спине», «сидя» и «стоя».

0,5

 

Альтернативная коммуникация.

Кисть.

12

Дыхание через рот и нос.

0,5

 

 

Нос.

13

Вдох и выдох через рот.

0,5

 

 

Рот.

14

Вдох и выдох через нос.

0,5

 

 

 

15

Вдох через нос, выдох через рот.

0,5

 

 

 

16

Вдох короче выдоха:1-2-3—вдох,1-2-3-4-выдох.

0,5

 

 

 

 

Общеразвивающие упражнения.

9

 

 

 

    17

Движение руками(одновременно) в исходном положении «стоя», «сидя», «лежа»(на боку, на спине, на животе).

0,5

 

Практический показ учителем, отработка правильности выполнения упражнений.

 

 

 

 

 

Практический показ учителем, отработка правильности выполнения упражнений.

Обучающие инструкции  в картинках, средства альтернативной

коммуникации.

Осанка.

   18

Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.

0,5

 

 

Пальцы.

19

Ходьба с сохранением правильной осанки,  руки за спину

0,5

 

 

Рука.

20

Противопоставление  первого пальца остальным на одной руке, одновременно двумя руками

0,5

 

 

 

 

21

Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.

0,5

 

 

 

Палец.

22

Выделение пальцев рук.

0,5

 

Показ учителем упражнения в правильном выполнении.

 

 

23

Наклоны и повороты головы в исходных положениях «лёжа», «стоя».

0,5

 

 

 

 

24

Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны.

0,5

 

Показ учителем, упражнения в правильном выполнении.

 

 

 

Упражнения для концентрации внимания, слушание, повторение, актуализация.

 

 

 

 

Показ учителем, упражнения в правильном выполнении.

Картинки.

Таблицы.

Презентации.

 

25

Тыльное и подошвенное сгибание стопы в различных исходных положений.

0,5

 

 

 

26

Из исходного положения «стоя» поднимание на носках, перекаты с носков на пятки.

0,5

 

Обучающие инструкции  в картинках, средства альтернативной

коммуникации.

 

27

В исходном положении «лёжа на спине», «на животе» поочерёдное поднимание прямых, согнутых ног, отведение и круговые движения.

0,5

 

 

Живот.

28

Из основной стой поднимание прямой и согнутой ноги.

0,5

 

 

Альтернативна коммуникация.

Нога.

29

Приседание на всей ступне в стойке «ноги врозь».

0,5

 

 

 

 

30

Переход из положения «лёжа» в положение »сидя».

0,5

 

Показ учителем, выполнение по образцу.

 

Упражнения на концентрацию внимания, слушание, повторение.

Предметные картинки.

 

31

Выполнение по памяти комбинации движений из 2-3 элементов.

0,5

 

 

32

Отстукивание или отхлопывание заданного темпа.

0,5

 

Барабан

33

Отхлопывание отстукивание простого ритмического рисунка.

0,5

 

 

 

 

 

       Итого:

16,5ч.

 

 

 

 

 

 

 


7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

 

Дополнительные учебные пособия для учителей

·        «Развивающие и обучающие игры» С. О. Чебаева. Москва «Астрель» 2010 г.

·        Методика физического воспитания М. « Просвещение» 1980г.

·        А.Н.Смирнов «Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе» М. Просвещение1980.

 

 

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Печатные пособия

Таблицы по темам

1

 

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе

2

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

3

 

Настольные развивающие игры

5

 

Оборудование зала для занятий адаптивной физкультурой

Дорожка тканевая шириной 30см

1

 

Палка гимнастическая

5

 

Мячи разных размеров

6

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru