Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Миасс
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УВР Директор школы
_____ Л.А.Берсенева ______ А.В.Макридин
« » __________ 2019 г. « » ________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»
ДЛЯ 1 КЛАССА II ВАРИАНТ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель рабочей программы
учитель домашнего обучения
Деревскова Светлана Сергеевна
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол № _ от « » _______ 2019 г
Руководитель ШМО: _________/Бозова Л. Н./
Структура программы по предмету «Адаптивная физкультура» предусматривает следующие разделы:
1. Пояснительная записка;
2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
3. Описание места учебного предмета в учебном плане;
4. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
5. Содержание учебного предмета;
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету « Адаптивная физкультура» составлена в соответствии с нормативно – методическими документами:
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-АООП (2 вариант) образования обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР;
-Программой обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05.07.2017г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253»
Учебным планом для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год;
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является адаптивное физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Занятия адаптивной физической культурой должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.
Цель программы: возможная коррекция дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработка жизненно необходимых двигательных умений и навыков глубоко умственно отсталых учащихся с ТМНР.
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися.
Занятия адаптивной физической культурой должны быть направлены по возможности на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.
Строевые упражнения: построение с помощью учителя в круг, по одному, повороты по ориентирам.
Общеразвивающие упражнения: основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.
Упражнения для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками. Поднимание рук в стороны и вверх, приседания; стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; опираясь правой (левой) рукой о стенку (на высоте плеч), другая рука на поясе. Поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате); ходьба на пятках, ходьба на носках (ноги прямые), на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь).
Упражнения по возможности для развития и коррекции общей и мелкой моторики: упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, лестницей, скамейкой из различных исходных положений; пальчиковая гимнастика.
Координационные упражнения: смыкание, размыкание, построение в колонну, шеренгу, повороты на месте. Основные положения: туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног. Выполнение упражнений на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ различной координационной сложности.
Основные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа по предмету « Адаптивная физкультура» разработана в соответствии с АООП (2 вариант) и учебным планом СКО школы – интернат VIII вида и рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
|
Тема |
Количество часов |
|
Построение и перестроение. |
3 |
|
Дыхательные упражнения. |
4,5 |
|
Общеразвивающие упражнения. |
9 |
|
Итого |
16,5 часа |
Планирование коррекционной работы
по « Адаптивной физкультуре» в 1 классе:
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
-возможное развитие зрительного восприятия при выполнении упражнений с гимнастическими палками, большими мячами.
- возможная коррекция устойчивости внимания;
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- возможное развитие слухового восприятия на задания со слов учителя;
Развитие импрессивной речи:
- возможное формирование умений слушать речь учителя;
- развитие возможного умения выполнять определенные задания, упражнения;
Развитие пластичности и гибкости:
- через возможные общеразвивающие упражнения;
Коррекция мышления.
- возможность совершенствовать навыки и умения полученные ранее;
- соблюдения правил техники безопасности по возможности;
Коррекция и развитие двигательной активности:
- бег и ходьба;
- чередование бега с ходьбой.
Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты (жизненные компетенции) освоения включают в себя:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения обучающимися АООП
1)Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).
- Освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений.
- Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
- Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
- Повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений.
Содержание учебного предмета.
Упражнения на дыхание.
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией.
Основные положения и движения.
Вращение головой. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой. Выделение пальцев. Круговые движения кистью.
Движение рук из данных положений. Наклоны. Движения прямой ногой.
Выполнение движений по командам с показом направления учителем
Упражнения на формирование правильной осанки.
Принятие правильной осанки, стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости.
Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину.
Ритмические упражнения.
Прохлопывание простого ритмического рисунка.
Ходьба и бег
Ходьба по кругу. Ходьба на носках. Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову. Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию
Прыжки.
Прыжки на двух ногах с передвижением вперед, с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты
Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов.
Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку.
Лазание, перелазание, подлезание.
Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол. Стойка на носках – две–три секунды. Стойка на одной ноге, руки на пояс.
Упражнения на равновесие.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом.
Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке.
Расхождение при встрече вдвоем на полосе, шириной 20-30см.
Игры
«Пузырь» - перестроение из тесного круга в широкий, взявшись за руки. «Сделай фигуру», «Вот так поза », «Поймай комара». «Лошадки».
Календарная план - сетка
|
Дни недели |
Кол-во часов |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
||||||||||||||||
|
|
|
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Чт. |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дни недели |
Кол-во часов |
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
||||||||||||||||||||
|
|
|
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Чт. |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование.
|
№ урока |
Разделы, темы программы |
Кол-во часов |
Дата |
Вид деятельности |
Оборудование |
Словарь |
|
|
Построение и перестроение. |
3ч. |
|
Практический показ, упражнения в правильном дыхании, работа с иллюстрациям. |
|
|
|
1 |
Основная стойка, стойка «на ширине плеч». |
0,5 |
|
Картинки, иллюстрации. |
Дыхание. |
|
|
3 |
Построение в одну шеренгу «равнение по черте». |
0,5 |
|
Игрушки. |
|
|
|
4 |
Перестраивание из шеренги в круг, взявшись за руки. |
0,5 |
|
|
|
|
|
5 |
Размыкание на вытянутые руки в стороны. |
0,5 |
|
Презентации . |
Вдох. выдох. |
|
|
6 |
Размыкание на вытянутые руки вперёд. |
0,5 |
|
|
|
|
|
7 |
Повороты по ориентирам. |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
Дыхательные упражнения. |
4,5 |
|
Показ учителем, отработка правильности выполнения движений и упражнений.
Практический показ учителем, отработка правильности выполнения упражнений. |
|
|
|
8 |
Дыхательные упражнения в образном оформлении: «х-х-хо-согреть руки -выдох; ф-ф-фу остудить воду-выдох; понюхать цветок-вдох». |
0,5 |
|
Картинки, иллюстрации, альтернативная коммуникация. |
Вращение. Сгибание. Разгибание. |
|
|
9 |
Упражнение по подражанию, под хлопки, под счёт. |
0,5 |
|
|
|
|
|
10 |
Упражнения по инструкции. |
0,5 |
|
|
Рука.
|
|
|
11 |
Грудное ,брюшное и полное дыхание в исходном положение «лёжа на спине», «сидя» и «стоя». |
0,5 |
|
Альтернативная коммуникация. |
Кисть. |
|
|
12 |
Дыхание через рот и нос. |
0,5 |
|
|
Нос. |
|
|
13 |
Вдох и выдох через рот. |
0,5 |
|
|
Рот. |
|
|
14 |
Вдох и выдох через нос. |
0,5 |
|
|
|
|
|
15 |
Вдох через нос, выдох через рот. |
0,5 |
|
|
|
|
|
16 |
Вдох короче выдоха:1-2-3—вдох,1-2-3-4-выдох. |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
Общеразвивающие упражнения. |
9 |
|
|
|
|
|
17 |
Движение руками(одновременно) в исходном положении «стоя», «сидя», «лежа»(на боку, на спине, на животе). |
0,5 |
|
Практический показ учителем, отработка правильности выполнения упражнений.
Практический показ учителем, отработка правильности выполнения упражнений. |
Обучающие инструкции в картинках, средства альтернативной коммуникации. |
Осанка. |
|
18 |
Поочерёдное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа. |
0,5 |
|
|
Пальцы. |
|
|
19 |
Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину |
0,5 |
|
|
Рука. |
|
|
20 |
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, одновременно двумя руками |
0,5 |
|
|
|
|
|
21 |
Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. |
0,5 |
|
|
|
Палец. |
|
22 |
Выделение пальцев рук. |
0,5 |
|
Показ учителем упражнения в правильном выполнении. |
|
|
|
23 |
Наклоны и повороты головы в исходных положениях «лёжа», «стоя». |
0,5 |
|
|
|
|
|
24 |
Наклоны туловища вперёд, назад, в стороны. |
0,5 |
|
Показ учителем, упражнения в правильном выполнении.
Упражнения для концентрации внимания, слушание, повторение, актуализация.
Показ учителем, упражнения в правильном выполнении. |
Картинки. Таблицы. Презентации. |
|
|
25 |
Тыльное и подошвенное сгибание стопы в различных исходных положений. |
0,5 |
|
|
|
|
|
26 |
Из исходного положения «стоя» поднимание на носках, перекаты с носков на пятки. |
0,5 |
|
Обучающие инструкции в картинках, средства альтернативной коммуникации. |
|
|
|
27 |
В исходном положении «лёжа на спине», «на животе» поочерёдное поднимание прямых, согнутых ног, отведение и круговые движения. |
0,5 |
|
|
Живот. |
|
|
28 |
Из основной стой поднимание прямой и согнутой ноги. |
0,5 |
|
|
Альтернативна коммуникация. |
Нога. |
|
29 |
Приседание на всей ступне в стойке «ноги врозь». |
0,5 |
|
|
|
|
|
30 |
Переход из положения «лёжа» в положение »сидя». |
0,5 |
|
Показ учителем, выполнение по образцу.
Упражнения на концентрацию внимания, слушание, повторение. |
Предметные картинки. |
|
|
31 |
Выполнение по памяти комбинации движений из 2-3 элементов. |
0,5 |
|
|
||
|
32 |
Отстукивание или отхлопывание заданного темпа. |
0,5 |
|
Барабан |
||
|
33 |
Отхлопывание отстукивание простого ритмического рисунка. |
0,5 |
|
|
|
|
|
|
Итого: |
16,5ч. |
|
|
|
|
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
Дополнительные учебные пособия для учителей
· «Развивающие и обучающие игры» С. О. Чебаева. Москва «Астрель» 2010 г.
· Методика физического воспитания М. « Просвещение» 1980г.
· А.Н.Смирнов «Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе» М. Просвещение1980.
Материально-техническое обеспечение
|
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения |
Кол-во |
Примечание |
|
Печатные пособия |
||
|
Таблицы по темам |
1 |
|
|
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе |
2 |
|
|
Игры и игрушки |
||
|
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). |
3 |
|
|
Настольные развивающие игры |
5 |
|
|
Оборудование зала для занятий адаптивной физкультурой |
||
|
Дорожка тканевая шириной 30см |
1 |
|
|
Палка гимнастическая |
5 |
|
|
Мячи разных размеров |
6 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.