«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ Задоно-
Кагальницкая СОШ
Приказ от 28.08.2019 г. №228
________Ю.В. Лисичкина
Семикаракорский район, ст. Задоно-Кагальницкая
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Задоно – Кагальницкая средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Культура здоровья
9 класс
Составлена в соответствии с государственными
требованиями к минимуму содержания
образования и уровню подготовки учащихся Учитель: Туроверова Л.А..
2019-2020 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности в 9 а классе «Культура здоровья» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования и авторской программы О.Ф.Жукова «Культура здоровья» 2011г.
Цель курса: сформировать у учащихся знания, умения и навыки (компетентности), которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
Задачи
Образовательные:
· - формирование знаний о физическом, психическом, социальном благополучии человека;
· - обучение ребенка самопознанию;
· - обучение безопасности и профилактике несчастных случаев;
· -обучение гигиеническим правилам и предупреждению инфекционных заболеваний;
· - обучение здоровому питанию;
· - формирование физической культуры личности;
· - обучение навыкам семейной жизни, половое воспитание.
· обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
· привитие детям элементарных гигиенических навыков;
Воспитательные:
· желание быть здоровым душой и телом;
· стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
· приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
· самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
· обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
· формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Место предмета в учебном плане
Авторская программа О.Ф.Жукова «Культура здоровья» 2011г для 9 класса рассчитанная на 34 часа в год
На изучение курса Культура здоровья в 9 классе отводится 1 час в неделю. Курс рассчитан на 34 часа . В соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Задоно – Кагальницкая СОШ») за год будет проведено 30 часов, программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
Программа состоит из шести разделов:
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
На изучение каждого раздела отводится:
Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание - 3 часа
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала. К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев, рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Роль курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с обучающимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Распределение количества часов по изучаемым темам 9 класс
|
№ п/п |
Разделы программы |
Количество часов |
|
I. |
Здоровье, здоровый образ жизни |
7 |
|
1. |
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». |
1 |
|
2. |
Продукты питания в разных культурах. |
1 |
3. |
Традиции национальной кухни. |
1 |
4. |
Двигательный режим. |
1 |
5. |
Биологические ритмы организма. |
1 |
6. |
Утомление и переутомление. |
1 |
7. |
Условия труда и отдыха. |
1 |
II. |
Обучение самопознанию |
4 |
1. |
Знание своего тела. |
1 |
2. |
Осознание и признание себя |
1 |
3. |
Самопознание через ощущение, чувство, образ |
1 |
4. |
Самоуважение и самооценка. |
1 |
III. |
Межличностное общение |
4 |
1. |
Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. |
1 |
2. |
Базовые компоненты общения. |
1 |
3. |
Виды и формы общения. |
1 |
|
|
|
|
|
|
||
4. |
Отношения между мальчиками и девочками. |
1 |
IV. |
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев |
8 |
1. |
Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев. |
1 |
2. |
Безопасное поведение на дорогах. |
1 |
3. |
Факторы, приводящие к травматизму. |
1 |
4. |
Способы оказания доврачебной помощи. |
1 |
5. |
Безопасное поведение в транспорте. |
1 |
6. |
Экстремальные ситуации криминального характера. |
1 |
7. |
Экстремальные ситуации аварийного характера. |
1 |
8. |
Поведение в природной среде. |
1 |
V. |
Профилактика ПАВ — зависимостей |
4 |
1. |
Почему люди употребляют ПАВ. Аспекты курения |
1 |
2. |
Последствия курения. Влияние курения на потомство. |
1 |
3. |
Злоупотребление алкоголем |
1 |
4. |
Привычка сохранять здоровье. |
1 |
VI. |
Обучение навыкам семейной жизни. Половое воспитание. |
3 |
1. |
Близкие отношения и связанные с ними риски. |
1 |
2. |
Семья, брак, функции семьи |
1 |
3. |
Семейные стили воспитания |
1 |
|
|
ИТОГО ЧАСОВ |
30 часов |
Календарно-тематическое планирование
|
9класс |
||||||||||
|
№ |
Тема |
Часы |
Содержание |
Дата по плану |
Дата проведения факт. |
|||||
|
Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – 7 часов |
||||||||||
|
1. |
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». |
1 |
Значение хорошего здоровья для общества |
02.09. |
|
|||||
|
2. |
Продукты питания в разных культурах. |
1 |
Кухни народов мира. Истории и традиции. Продукты питания в разных культурах |
09.09. |
|
|||||
|
3. |
Традиции национальной кухни. |
1 |
Роль традиций национальной кухни в развитии национальной культуры народов Питание народа, его кухня - важнейшая часть человеческого быта и национальной культуры. Искусство приготовления пищи - как древнейшая область человеческой деятельности. Формирование гастрономических привычек, пристрастий и характерных особенностей национальной кухни народов. |
16.09. |
|
|||||
|
4. |
Двигательный режим. |
1 |
Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля. |
23.09 |
|
|||||
|
5. |
Биологические ритмы организма. |
1 |
Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения биологических процессов в организме. Влияние биологических ритмов на работоспособность школьников. |
30.09. |
|
|||||
|
6. |
Утомление и переутомление. |
1 |
Объективные и субъективные признаки усталости, утомления и переутомления, их причины, методы устранения и профилактика. Выбор средств снятия утомления. |
07.10. |
|
|||||
|
7 |
Условия труда и отдыха. |
1 |
Режим физического и умственного труда и отдыха - важное условие крепкого здоровья и бодрого духа. Сознательное соблюдение режима - серьезный фактор волевого самовоспитания |
14.10. |
|
|||||
|
Раздел 2. ОБУЧЕНИЕ САМОПОЗНАНИЮ – 4 часа |
||||||||||
|
8 |
Знание своего тела. |
1 |
Индивидуальные особенности строения и развития человека |
21.10. |
|
|||||
|
9. |
Осознание и признание себя |
1 |
Я-концепция и её ключевые компоненты. Что такое самопознание. Нужно ли человеку учиться познавать себя Три состояния личности: Ребёнок, Взрослый, Родитель. Каким я хочу быть? Жизненные трудности и их роль в саморазвитии личности. Саморазвитие личности и достижение жизненных целей. |
11.11. |
|
|||||
|
10. |
Самопознание через ощущение, чувство, образ
|
1 |
Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Кризисы развития в период взросления (кризис идентичности переживания отчуждения) Стресс, его психологические, физиологические проявления, способы совладения со стрессом. |
18.11. |
|
|||||
|
11. |
Самоуважение и самооценка.
|
1 |
Мои ценности. Я принимаю решения. Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. Ролевые позиции в группе. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. |
25.11. |
|
|||||
|
Раздел 3. ПРАВИЛА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ – 4 часа |
||||||||||
|
12. |
Биологическое и социальное во взаимоотношениях людей. |
1 |
Понятия: "личность", "социальная среда", "индивид", "индивидуальность", "самовыражение"; взаимосвязь между личностью и социальной средой. |
02.12. |
|
|||||
|
13. |
Базовые компоненты общения. |
1 |
Что такое общение. Виды общение. Формы общения. Компоненты общения. Роль общения. |
09.12. |
|
|||||
|
14. |
Виды и формы общения. |
1 |
Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. |
16.12. |
|
|||||
|
15 |
Отношения между мальчиками и девочками. |
1 |
Психологические особенности взаимоотношений мальчиков и девочек. Культура взаимоотношений между учащимися противоположного пола. |
23.12. |
|
|||||
|
Раздел 4. ОБУЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОФИЛАКТИКЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ – 8 часов |
||||||||||
|
16 |
Обучение безопасности и профилактике несчастных случаев. |
1 |
Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. |
13.01. |
|
|||||
|
17 |
Безопасное поведение на дорогах. |
1 |
Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. |
20.01. |
|
|||||
|
18. |
Факторы, приводящие к травматизму. |
1 |
Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Правила безопасного проезда в транспорте. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. |
27.01. |
|
|||||
|
19. |
Способы оказания доврачебной помощи.
|
1 |
Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде |
03.02. |
|
|||||
|
20. |
Безопасное поведение в транспорте. |
1 |
Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице |
10.02. |
|
|||||
|
21. |
Экстремальные ситуации криминального характера. |
1 |
Основные правила безопасности в криминогенной ситуации. Как избежать нападения преступника на улице и в других общественных местах |
17.02. |
|
|||||
|
22. |
Экстремальные ситуации аварийного характера. |
1 |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях — это основная составляющая здорового образа жизни, обеспечивающая социальное благополучие человека. |
02.03. |
|
|||||
|
23 |
Поведение в природной среде. |
1 |
Экология и экологическая безопасность Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России |
16.03. |
|
|||||
|
Раздел 5. ПРОФИЛАКТИКА ПАВ-ЗАВИСИМОСТЕЙ – 4 часа |
||||||||||
|
24 |
Почему люди употребляют ПАВ. Аспекты курения |
1 |
История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Почему люди начинают курить. Почему люди продолжают курить. |
30.03. |
|
|||||
|
25 |
Влияние курения на потомство. |
1 |
Просмотр видеофильмов. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма |
06.04. |
|
|||||
|
26. |
Злоупотребление алкоголем |
1 |
Алкоголь и закон. Умение отказываться от алкоголя. |
13.04. |
|
|||||
|
27 |
Привычка сохранять здоровье. |
1 |
Привычка сохранять здоровье. |
20.04. |
|
|||||
|
Раздел 6. ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ – 3 часа |
||||||||||
|
28 |
Близкие отношения и связанные с ними риски. |
1 |
О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. |
27.04 |
|
|||||
|
29 |
Семья, брак, функции семьи |
1
|
Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье. |
18.05. |
|
|||||
|
30 |
Семейные стили воспитания |
1 |
Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей |
25.05 |
|
|||||
|
|
Итого: |
30 |
|
|||||||
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:
· активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
· оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
· характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
· общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
· обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
· организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
· планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
· анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
· планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
· представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
· организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
· бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
· взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
· выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
· расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Данные разделы раскрывают три взаимосвязанных компонента здоровья: физическое, психоэмоциональное и социальное здоровье.
Программа основана на овладении учащимися жизненными умениями и навыками по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Важным компонентом реализации программы является использование интерактивных методов обучения, которые позволяют создать положительную мотивацию и вызвать интерес к изучаемым материалам.
К основным методам активного вовлечения учащихся в процесс формирования умений и навыков относятся: дискуссия, «мозговой штурм», демонстрации и практические действия под руководством учителя, ролевые игры, работа в малых группах, образовательные игры и моделирование ситуаций, изучение отдельных случаев рассказывание историй, дебаты, проектный метод, аудио - визуальные методы подачи материала.
Принципы реализации программы:
Наряду с общедидактическими принципами обучения при реализации программы, необходимо следовать также следующим принципам: превентивности (обучение той или иной теме проводится раньше того возраста, на который приходятся риски, способные оказать негативное воздействие на личность); принцип спиралевидного учебного плана (темы программы рассматриваются, постепенно разворачиваясь и усложняясь); принцип гендерного подхода (работа в группах, состоящих из лиц разного пола); принцип системности (необходимо рассматривать вопросы здоровья с биологической, психической и социальной точек зрения).
Оценка достижений учащихся может быть осуществлена: в начале процесса обучения (предварительная оценка); во время учебного процесса (текущая оценка); по окончании изучения определенного раздела программы (этапная оценка); в конце процесса обучения (итоговая оценка).
Оценивать достижения учащихся могут: сам ученик (самооценка); товарищи в классе; учитель; эксперты.
Программа может реализовываться в рамках школьного компонентов базисного учебного плана, а также чрез систему внеклассной работы образовательного учреждения.
Реализация программы позволит сформировать знания, умения и навыки учащихся, которые помогут им осуществлять ответственное поведение в отношении собственного здоровья и личного благополучия в течение всей жизни.
В результате реализации программы учащиеся должны знать и уметь:
Здоровье, здоровый образ жизни
Знать:
Что такое здоровье, факторы, негативно влияющие на здоровье человека. Способы сохранения и укрепления собственного здоровья. Значение хорошего здоровья для общества и личного благополучия, ответственность за собственное здоровье.
Об основных пищевых веществах, значение для здоровья полноценного питания. Как происходит пищеварение. Энергетическая ценность питания, физиологические нормы в основных продуктах питания. Подбор продуктов питания. Традиции приема пищи в разных странах.
Что такое сбалансированное питание. Питание в особых условиях. Правила поведения в местах общественного питания.
Двигательный режим как фактор здорового образа жизни. Значение движений для организма. Знать индивидуальную норму физических нагрузок. Самоконтроль во время занятий физическими упражнениями. Утомление и переутомление.
Основные гигиенические правила. Профилактика инфекционных заболеваний. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний. Знать для чего делаются прививки.
Уметь:
Соблюдать правила режима питания. Иметь навык обработки продуктов перед употреблением, хранения продуктов питания. Составлять индивидуальное меню, с учетом энергетической ценности продуктов. Организовывать питание в течение дня. Пользоваться столовыми приборами. Приготовить элементарные блюда. Оценивать правильность и сроки хранения продуктов питания.
Быть опрятно одетым. Регулярно выполнять гигиенические процедуры. Поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода. Подобрать гигиенические средства ухода за телом полостью рта.
Иметь стереотип мытья рук перед приемом пищи. Использовать пассивную защиту при общении с больным человеком. Иметь навык регулярного прохождения медицинских осмотров. Распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
Подбирать режим дня и следовать ему. Использовать разнообразные виды двигательной деятельности. Распознавать признаки утомления. Переключаться на разные виды деятельности во избежания утомления. Противостоять физическим и эмоциональным перегрузкам.
Обучение самопознанию
Знать:
Информацию об органах и частях тела, их функциональное
предназначение. Отличия состояния здоровья от состояния болезни. Индивидуальные
особенности строения тела. Функции основных систем
организма. Физиологические процессы, происходящие в организме в разные периоды
взросления.
Эмоции, типы эмоций, выражение чувств. Сильные стороны самого себя. Ответственность за выражение эмоций. Унаследованные и приобретенные черты личности. Интересы и способности личности. Самоуважение и самооценка. Биологические основы поведения. Кризисы в периоды взросления. Стресс и его профилактика.
Уметь:
Осуществлять простейшие физиологические измерения. Соблюдать адекватный для своего организма физиологический режим труда и отдыха.
Рассказывать о своих телесных ощущениях. Распознавать основные эмоции у себя и других, объяснять их. Выражать готовность, обратиться за помощью в ситуациях страха и отчаяния. Имитировать различные эмоциональные проявления. Контролировать собственное эмоциональное поведение. Принимать различия между людьми, уважать особенности их поведения. Избегать рискованных для здоровья форм поведения.
Межличностное общение
Знать:
Общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми.
Уметь:
Применять навыки межличностной коммуникации. Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.
Обучение безопасности и профилактика несчастных случаев
Знать: Основные ситуации, в которые обычно попадают дети на дорогах. Ситуации бытового и уличного травматизма, основные факторы приводящие к травматизму в быту и на улице. Правила поведения в различных экстремальных ситуациях. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Правила поведения в природной среде. Ответственность за нарушения правил дорожного движения. Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации. Правила поведения при возникновении конфликтных ситуаций в школе.
Уметь: Прогнозировать развитие ситуации на дороге. Распознавать опасные зоны в помещении, на улице. Безопасно обращаться с электро, газовыми и другими бытовыми приборами. Оказать первую помощь при травмах. Критическое отношение к поведенческим рискам. Ориентироваться в экстремальных ситуациях. Уметь объяснять младшим детям принципы безопасного поведения.
Профилактика ПАВ - зависимостей
Знать: Иметь общее представление о психоактивных веществах. Почему люди употребляют ПАВ. Канцерогенные вещества, находящиеся в сигарете. Вред табачного дыма. Почему люди начинают и продолжают курить. Что такое алкоголь и чем опасно его употребления. Как алкоголь влияет на организм человека. Последствия употребления наркотиков. История распространения ПАВ. Ответственность за употребление, хранение и распространения ПАВ. Влияние употребления ПАВ на потомство. Как отказаться от употребления ПАВ.
Уметь: Избегать ситуации пассивного курения. Вести себя, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Сопротивляться групповому давлению с целью употребления ПАВ. Объяснять младшим детям пагубность употребления ПАВ.
Обучение навыкам семейной жизни
Знать: О поло – ролевых различиях между мужчинами и женщинами, о постоянстве пола. О равноправии между мужчинами и женщинами. Изменения, происходящие в организме в процессе развития человека. Базовая информация о репродукции человека. Риски, связанные с сексуальным здоровьем человека. Семья, ее структура, обязанности членов семьи. Ответственность родителей за воспитание детей. Планирование семьи. Проявление сексуальности, сексуальное здоровье.
Уметь: Распознавать изменения, происходящие в организме в процессе взросления. Строить отношения с лицами противоположного пола. Объяснить роль семьи в жизни человека. Вести себя в различных семейных ситуациях. Избегать рисков, связанных с сексуальным здоровьем.
1. Образовательной программа "Культура здоровья" О.Ф.Жуков, М.И.Лукьянова. Ульяновск. УлГУ. 2012 г.
2. Программа «Обучение здоровью» для 1-11 классов / под общ. Ред. Л.Ф. Шатохиной. – Москва, 2005.
3. Обучение здоровью: Методические рекомендации по организации учебного процесса / Л.Ф. Шатохина. – 2005.
4. 3.Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространения наркомании: Наглядно-методическое пособие / С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович.-2-е изд. стереотипич. - М.: Центр «Планетариум», 2000. - 96 с.
5. Детство без алкоголя. Профилактика детского и подросткового алкоголизма: Наглядно-методическое пособие / В.Ю. Климович. - М.: Центр «Планетариум», 2004 . - 76 с.
6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.: АРКТИ, 2003. - 273с.
7. Настольная книга учителя физической культуры: Справ.-метод. Пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 526 с.
8. Левушкин С.П., Жуков О.Ф., Блинков С.Н. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Методическое пособие.- Ульяновск, 2004. - 207 с.
9. В Вайнер Э.Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э.Н. Вайнер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zdd.1september.ru/2006/13/1.htm.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета _________ М.А. Коломиец
МБОУ Задоно - 28.08.2019 г.
Кагальницкая СОШ
от 27.08.2019 г. № 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.