Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Рабочая программа
2клРечь и альтернативная коммуникация.docx

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2021 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ  № 340 от 01.09.2021 г.

 

 

 

Рабочая программа

по речи и альтернативной коммуникации

для 2 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

 

2021/2022 учебный год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

 

 Личностные

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения совместной деятельности;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

Предметные

·         развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка:

-        понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

-        умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

·         овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

-        качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

-        понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

-        умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и другими).

·         умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

-        мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

-        умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

-        умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).

·         глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

-        узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

-        использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

·         развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

-        узнавание и различение образов графем (букв);

-        графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

·         чтение и письмо:

-        начальные навыки чтения и письма.

 

Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета  задач  подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся, формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий.

 

Содержание учебного предмета

Раздел: Коммуникация

Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Ответы на вопросы звуком (словом, предложением). Задавание вопросов предложением. Прощание с собеседником звуком (словом).

Коммуникация с использованием невербальных средств. Зависимая коммуникация: формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия),  удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

 

Раздел: Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации"

 

Импрессивная речь

Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки, одежда, обувь, овощи, фрукты, транспорт и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих  действия предмета (пить, есть, сидеть,  стоять,  бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание предложений.

Экспрессивная речь

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние собственного имени. Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные         принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление)  слов, указывающих  на  предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих число количество предметов (пять, второй и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Называние (употребление) предложений.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Сообщение собственного имени посредством мануальных знаков и графических символов при помощи зависимой или независимой коммуникации. Сообщение имён членов семьи посредством зависимой или независимой коммуникации. Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения предметов и объектов (игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт и др.).

Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения обобщающих понятий (игрушки, одежда, обувь, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, и др).

Использование графического, предметного символа или мануального знака для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др. Использование напечатанного слова, графического символа или мануального знака для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др. Составление простых предложений с использованием графического, предметного символа или мануального знака.

Работа над содержание сказки «Репка» с использованием графического, предметного символа или мануального знака. пиктограмм, картинок.

Раздел  «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.

 

Чтение

Основными видами работы являются беседы; прослушивание коротких стихотворений, загадок, скороговорок. Совершенствованию произносительной стороны речи способствуют артикуляционные упражнения для губ.  Развитие слухового восприятия и речевого слуха является основой для усвоения звуков речи. Обучающийся учится различать звуки окружающей действительности, например: шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д., практически знакомятся с понятиями слово, звук; учатся составлять предложения с использованием картинок и графических схем, выделять отдельные звуки и буквы в начале слова. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного расположения, к сочетанию с другими буквами. Программа данного раздела состоит из следующих разделов:

  • Неречевые звуки.
  • Речевые звуки.
  • Слово.
  • Предложение.
  • Повторение.

Письмо

Формирование технических навыков: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.

Программа по письму:

  1. Рисование фигуры по шаблону с последующим закрашиванием.
  2. Рисование фигуры по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием.
  3. Рисование прямых вертикальных линий.
  4. Рисование прямых горизонтальных линий.
  5. Рисование прямых наклонных линий.
  6. Печатание букв А, О,У, М, Х,С, слов по шаблону.
  7. Повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Разделы

Количество часов

Раздел 1. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.

28ч

.

Раздел 2. Чтение

 

37ч

 

Раздел 3: Письмо

 

34ч

 

Элементы контрольных работ методом наблюдения по критериям относительной успешности.

Итого

102ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно- тематическое планирование

 

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

тема

очно

1

4.09

 

Введение пиктограмм

Ознакомление со словами – «спасибо», «пожалуйста».

1

2

5.09

 

Введение пиктограмм

Ознакомление со словами – «спасибо», «пожалуйста».

1

3

 

 

Введение пиктограмм. Слово – благодарность.

 

4

11.09

 

Введение пиктограмм. Слово – благодарность.

1

5

12.09

 

Составление предложений по условно-графической схеме.

1

6

 

 

Введение пиктограмм обобщающих понятий.

 

7

18.09

 

Введение пиктограмм обобщающих понятий.

1

8

19.09

 

Прослушивание сказки «Репка».

1

9

 

 

Прослушивание сказки «Репка».

 

10

25.09

 

Кодирование слов, к сюжетной картинке.

1

11

26.09

 

Кодирование слов, к сюжетной картинке.

1

12

 

 

Работа над содержанием сказки «Репка»

 

13

2.10

 

Работа над содержанием сказки «Репка»

1

14

3.10

 

Условно – графическая фиксация предложений.

1

15

 

 

Составление предложения по схеме.

 

16

16.10

 

Составление предложения по схеме.

1

17

17.10

 

Составление предложения по схеме.

1

18

 

 

Буква, звук Сс. Узнавание, конструирование буквы Сс

 

19

23.10

 

Буква, звук Сс. Узнавание, конструирование буквы Сс

1

20

24.10

 

Буква, звук Сс. Узнавание, конструирование буквы Сс

1

21

 

 

Буква, звук Сс. Узнавание, конструирование буквы Сс

 

22

30.10

 

Выделение буквы Сс

1

23

31.10

 

Выделение буквы Сс

1

24

 

 

Выделение буквы Сс

 

25

6.11

 

Введение пиктограмм обобщающих понятий.

1

26

7.11

 

Введение пиктограмм обобщающих понятий.

1

27

 

 

Раскрашивание фигур с опорой на рисунок.

 

28

13.11

 

Раскрашивание фигур с опорой на рисунок.

1

29

14.11

 

Композиции из двух фигур.

1

30

 

 

Композиции из геометрических фигур.

 

31

27.11

 

Композиции из геометрических фигур.

1

32

28.11

 

Контурные изображения фигур.

1

33

 

 

Контурные изображения фигур.

 

34

4.12

 

Упражнения в ориентировке на строке.

1

35

5.12

 

Упражнения в ориентировке на строке.

1

36

 

 

Упражнения в ориентировке на строке.

 

37

11.12

 

Упражнения в ориентировке на строке.

1

38

12.12

 

Упражнения в ориентировке на строке.

1

39

 

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

 

40

18.12

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

41

19.12

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

42

 

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

 

43

25.12

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

44

26.12

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

45

 

 

Произвольное рисование вертикальных линий.

 

46

9.01

 

Произвольное рисование вертикальных линий.

1

47

15.01

 

Произвольное рисование вертикальных линий.

1

48

 

 

Элементарная контрольная работа по критериям относительной успешности.

 

49

16.01

 

Вертикальные линии.

1

50

22.01

 

Вертикальные линии.

1

51

 

 

Вертикальные линии.

 

52

23.01

 

Вертикальные линии.

1

53

29.01

 

Рисование вертикальных линий по начальной точке.

1

54

 

 

Рисование вертикальных линий по начальной точке.

 

55

30.01

 

Рисование вертикальных линий по начальной точке.

1

56

5.02

 

Рисование вертикальных линий по начальной точке.

1

57

 

 

Введение пиктограмм. Употребление слова «хорошо».

 

58

6.02

 

Введение пиктограмм. Употребление слова «хорошо».

1

59

12.02

 

Рисование простых фигур с помощью трафарета.

1

60

 

 

Обводка по контуру кругов различной величины.

 

61

13.02

 

Обводка по контуру кругов различной величины.

1

62

26.02

 

Обводка по контуру треугольников различной величины.

1

63

 

 

Обводка по контуру треугольников различной величины.

 

64

27.02

 

Введение пиктограмм.Слова – живые предметы.

1

65

5.03

 

Слова – живые предметы.

1

66

 

 

Упражнение в условно – графической фиксации слов.

 

67

6.03

 

Обводка по контуру кругов различной величины.

1

68

12.03

 

Обводка по контуру кругов различной величины.

1

69

 

 

Обводка по контуру кругов различной величины.

 

70

13.03

 

Составление предложений.

1

71

19.03

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

72

 

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

 

73

20.03

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

74

26.03

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

75

 

 

Разучивание пальчиковых упражнений.

 

76

27.03

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

77

2.04

 

Конструирование, печать букв А О У М С Х

1

78

 

 

Ознакомление со словами «спасибо» жестом, символом.

 

79

3.04

 

Элементарная контрольная работа по критериям относительной успешности.

1

80

16.04

 

Работа карандашом, ручкой на листе бумаги.

1

81

 

 

Работа карандашом, ручкой на листе бумаги.

 

82

17.04

 

Работа с шаблонами. Буква Ш, Л.

1

83

17.04

 

Работа с шаблонами. Буква Ш, Л.

1

84

 

 

Работа с шаблонами. Буква Ш, Л.

 

85

23.04

 

Слово и условно-графическая фиксация слова.

1

86

24.04

 

Условно – графическая фиксации слова.

1

87

 

 

Кодировка звуков окружающей среды.

 

88

30.04

 

Кодировка звуков окружающей среды.

1

89

30.04

 

Составление предложений по условно-графической  схеме.

1

90

 

 

Кодирование предложений. 

 

91

7.05

 

Кодирование предложений

1

92

8.05

 

Работа с шаблонами. Буква Н.

1

93

 

 

Работа с шаблонами. Буква Н.

 

94

14.05

 

Работа с шаблонами. Буква Н.

1

95

15.05

 

Работа с шаблонами. Буква Н.

1

96

 

 

Слово и условно-графическая схема.

 

97

21.05

 

Условно – графическая фиксации слова.

1

98

21.05

 

Повторение, печать изученных букв

1

99

 

 

Повторение, печать изученных букв

 

100

22.05

 

Повторение, печать изученных букв

1

101

28.05

 

Повторение, печать изученных букв

1

102

31.05

 

Повторение, печать изученных букв

 

 


 

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета задач подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой…

Формирование базовых учебных действий происходит через включение в программу учебного предмета задач подготовки ребенка к нахождению и обучению сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой…

Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях

Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях

Основными видами работы являются беседы; прослушивание коротких стихотворений, загадок, скороговорок

Основными видами работы являются беседы; прослушивание коротких стихотворений, загадок, скороговорок

Тематическое планирование

Тематическое планирование

Календарно- тематическое планирование

Календарно- тематическое планирование

Буква, звук Сс. Узнавание, конструирование буквы

Буква, звук Сс. Узнавание, конструирование буквы

Конструирование, печать букв А

Конструирование, печать букв А

Обводка по контуру кругов различной величины

Обводка по контуру кругов различной величины

Работа с шаблонами. Буква Ш,

Работа с шаблонами. Буква Ш,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021