«Рассмотрено» Руководитель МО
___________________ ___________________ Протокол №1 от___________ 2021 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________________ Ю.В. Рожкова ________________2021 г. |
«Утверждено» Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» _____________________
Н.В. Полякова _______________2021 г. Приложение № ____ к АООП НОО Приказ № 340 от 01.09.2021 г. |
Рабочая программа
по математическому представлению
для 3 класса
(уровень: специального коррекционного обучения)
Учитель Тирских Людмила Николаевна
Нет квалификационной категории
2021/2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель: овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Задачи:
- расширение жизненного опыта учащихся;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине;
- формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
- формирование умений различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формирование учебной мотивации и интереса к уроку.
Общая характеристика учебного предмета
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения - «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс |
3 класс |
Количество часов в неделю |
2 часа |
Итого в год |
68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- цвет, величину, размер, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и слова, их обозначающие;
- понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много»;
- число и цифру 1, 2, 3, 4, 5;
- понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать (называть) порядок следования предметов;
- узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- определять форму знакомых предметов;
- сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5 (по обводке);
- соотносить число, количество и цифры в пределах 5;
- находить нужную картинку к соответствующим частям суток;
- конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец;
- выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.
Содержание учебного предмета:
1. Количественные представления:
- нахождение одинаковых предметов;
- объединение предметов в единое множество;
- различение множеств (один, много, мало, пусто);
- сравнение количества (один – много);
- изменение количества (один – много);
- число и цифра 1, 2, 3, 4, 5.
2. Представления о форме:
- круг;
- квадрат;
- треугольник;
- точка;
- прямая линия;
- кривая линия.
3. Представления о величине:
- большой – маленький, больше – меньше;
- длинный – короткий, длиннее – короче;
- высокий – низкий, выше – ниже;
- широкий – узкий; шире – уже;
- тяжелый – легкий, тяжелее – легче;
- глубокий – мелкий; глубже – мельче;
- толстый – тонкий, толще – тоньше.
4. Пространственные представления:
- верх – низ; вверху – внизу;
- право – лево, справа – слева;
- впереди – сзади;
- посередине;
- первый – последний;
- перед, после, между.
5. Временные представления:
- времена года;
- сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);
- рано – поздно.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. АООП для детей с нарушением интеллекта
2. Математика. 3 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.
3. С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015.
4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата |
Коррекционные Предметные Задачи |
Базовые учебные действия |
1-2 |
Число и цифра 1. |
02.09-03.09 |
Брать монеты по одной, опускать в копилку.
|
Последовательно выполнять отдельные операции, действия по образцу педагога Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Выполняет последовательно организованные движения Принимать цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса Понимает инструкцию по пиктограммам Наблюдает за окружающими предметами Принимает помощь от учителя Наблюдает за окружающими предметами Переключает взгляд с одного предмета на другой. Выполняет действие способом рука-в-руке; Подражает действиям, выполняемым педагогом Понимает жестовую инструкцию Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики
|
3-4 |
Число и цифра 2. |
09.09-10.09 |
Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу.
|
|
5-6 |
Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2. |
16.09-17.09 |
Находить в окружающей обстановке кубик.
|
|
7-8 |
Порядковые числительные «первый», «второй». |
23.09-24.09 |
Находить разницу между предметами.
|
|
9-10 |
Сложение и вычитание в пределах 2. |
30.09-01.10 |
Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце)
|
|
11-12 |
Число и цифра 3. |
07.10-08.10 |
Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия.
|
|
13-14 |
Сравнение предметных множеств 1, 2, 3. |
14.10-15.10 |
Нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки.
|
|
15-16 |
Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. |
21.10-22.10 |
Ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов: длинный – короткий.
|
|
17 |
Контрольная работа. |
28.10 |
|
|
18-19 |
Состав числа 3. |
29.10-11.11 |
Показывать и выделять длинные и короткие предметы.
|
|
20-21 |
Сложение и вычитание в пределах 3. |
12.11-18.11 |
Производить манипуляции с лентами.
|
|
22-23 |
Сравнение чисел и действий над ними. |
19.11-25.11 |
Переносить с одного места на другое бытовые предметы.
|
|
24-25 |
Сопоставление сравнения чисел и действий над числами. |
26.11-02.12 |
Удерживать карандаш, проводить линии. Находить свои личные вещи.
|
|
26-27 |
Число и цифра 4. |
03.12-09.12 |
Ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой.
|
|
28-29 |
Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный. |
10.12-16.12 |
Складывать на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.
|
|
30 |
Контрольная работа |
17.12 |
|
|
31-32 |
Два способа образования числа 4. |
23.12-24.12 |
Ориентироваться в собственном теле. |
|
33-34 |
Сложение и вычитание в пределах 4. |
13.01-14.01 |
Поднимать руки вверх, вниз.
|
|
35-36 |
Понятие об арифметической задаче. |
20.01-21.01 |
Складывать вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно.
|
|
37-38 |
Простые задачи на нахождение суммы. |
27.01-28.01 |
Брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять.
|
|
39-40 |
Состав числа 4. |
03.02-04.02 |
Брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимать обращенную речь.
|
|
41-42 |
Сравнение чисел в пределе 4. Работа со счетами. |
10.02-11.02 |
Закрывать и открывать глаза по требованию учителя.
|
|
43-44 |
Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0. |
17.02-18.02 |
Показывать на себе и на кукле части.
|
|
45-46 |
Решение задач по картинкам и рисункам учебника. |
24.02-25.02 |
Выполнять действия в соответствии с режимом дня.
|
|
47-48 |
Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4. |
03.03-04.03 |
Катать кольца от «Пирамиды» по комнате с помощью взрослого.
|
|
49-50 |
Число и цифра 5. |
10.03-11.03 |
Выполнять действия по картинке. |
|
51-52 |
Состав числа 5. |
17.03-18.03 |
Сопровождать игру речью.
|
|
53 |
Контрольная работа. |
24.03 |
|
|
54-55 |
Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные. |
25.03-07.04 |
Вынимать из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика. Играть с бусами разной величины.
|
|
56-57 |
Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа. |
08.04-14.04 |
Показывать на пальцах один, много. Выполнять последовательно организованные движения.
|
|
58-59 |
Меры стоимости: монета 5 руб. |
15.04-21.04 |
Набрасывать кольца на стержень. Показывать жестом. |
|
60-61 |
Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения. |
22.04-28.04 |
Определять один и много. Находить предметы контрастного размера.
|
|
62-63 |
Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания. |
29.04-05.05 |
Брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному.
|
|
64-65-66 |
Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность. |
06.05-12.05-13.05 |
Выбирать предметы из множеств. Подставлять игрушки в отношении собственного тела: далеко, близко. |
|
67 |
Контрольная работа |
19.05 |
|
|
68 |
Повторение пройденного материала. |
20.05 |
Дотягиваться до предметов вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. Находить предмет по требованию учителя.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.