Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
docx
11.10.2021
Рабочая программа
3кл Математические представления.docx

           

«Рассмотрено»

Руководитель МО

 

 ___________________

___________________

Протокол №1 от___________ 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

_____________________

Ю.В. Рожкова

________________2021 г.

«Утверждено»

Директор

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

 _____________________

 

Н.В. Полякова

_______________2021 г.

Приложение № ____ 

к АООП НОО

Приказ  № 340 от 01.09.2021 г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по математическому представлению

для 3 класса

(уровень: специального коррекционного обучения)

Учитель Тирских Людмила Николаевна

Нет квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021/2022 учебный год


 

Пояснительная записка

 

       Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

    Цель: овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

      Задачи:

-        расширение  жизненного опыта учащихся;

-         формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);

-        формирование  элементарных математических представлений о форме, величине;

-        формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;

-        формирование  умений  различать и сравнивать предметы по форме, величине;

-        создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;

-        формирование учебной мотивации и интереса к уроку.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

  У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.

             Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математи­ческим представлениям и конструированию «Программа» преду­сматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учеб­ной деятельности доступной их восприятию «картины мира».

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения - «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

 

 

Описание места учебного предмета в учебном плане:

 

Класс

3 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных)  результатов.

 

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

-        проявлять познавательный интерес;

-        проявлять и выражать свои эмоции;

-        обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

-        участвовать в совместной, коллективной деятельности;

-        проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

-         проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

-        совместные действия с педагогом;

-        деятельность по подражанию;

-        деятельность по образцу;

-        деятельность по последовательной инструкции;

-        самостоятельная деятельность ученика;

-        умение ребенка исправить допущенные ошибки.

 

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

-        цвет, величину, размер, форму предметов;

-        положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и  слова, их обозначающие; 

-        понятия  «верх-низ», «право-лево», «один-много»;

-       число и цифру 1, 2, 3, 4, 5;

-        понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Предполагается (ожидается), что учащиеся будут  уметь:

-         сравнивать предметы по величине, размеру;

-        определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;

-         устанавливать (называть) порядок следования предметов;

-         узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

-       определять форму знакомых предметов;

-      сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;

-      писать цифры 1, 2, 3, 4, 5 (по обводке);

-      соотносить число, количество и цифры в пределах 5;

-     находить нужную картинку к соответствующим частям суток;

-    конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец;

-        выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.

 

Содержание учебного предмета:

1.     Количественные представления:

-        нахождение одинаковых предметов;

-        объединение предметов в единое множество;

-        различение множеств (один, много, мало, пусто);

-        сравнение количества (один – много);

-        изменение количества (один – много);

-        число и цифра 1, 2, 3, 4, 5.

2.     Представления о форме:

-        круг;

-        квадрат;

-        треугольник;

-        точка;

-        прямая линия;

-        кривая линия.

3.     Представления о величине:

-        большой – маленький, больше – меньше;

-        длинный – короткий, длиннее – короче;

-        высокий – низкий, выше – ниже;

-        широкий – узкий; шире – уже;

-        тяжелый – легкий, тяжелее – легче;

-        глубокий – мелкий; глубже – мельче;

-        толстый – тонкий, толще – тоньше.

4.     Пространственные представления:

-        верх – низ; вверху – внизу;

-        право – лево, справа – слева;

-        впереди – сзади;

-        посередине;

-        первый – последний;

-        перед, после, между.

5.     Временные представления:

-        времена года;

-        сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);

-        рано – поздно.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1.      АООП для детей с нарушением интеллекта

2.      Математика. 3 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.

3.      С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015.

4.      Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева

5.      Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

6.      Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.


Календарно-тематическое планирование

 

Тема

Дата

Коррекционные Предметные

Задачи

Базовые учебные действия

1-2

Число и цифра 1.

02.09-03.09

Брать монеты по одной, опускать в копилку.

 

 

Последовательно выполнять отдельные операции, действия по образцу педагога

Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Выполняет последовательно организованные движения

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Понимает инструкцию по пиктограммам

Наблюдает за окружающими предметами

Принимает помощь от учителя

Наблюдает за окружающими предметами

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Выполняет действие способом рука-в-руке;

Подражает действиям, выполняемым педагогом

Понимает жестовую инструкцию

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики

 

3-4

Число и цифра 2.

09.09-10.09

Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает  мяч по столу.

 

5-6

Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2.

16.09-17.09

Находить в окружающей обстановке кубик.

 

7-8

Порядковые числительные «первый», «второй».

23.09-24.09

Находить разницу между предметами.

 

9-10

Сложение и вычитание в пределах 2.

30.09-01.10

Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце)

 

11-12

Число и цифра 3.

07.10-08.10

Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия.

 

13-14

Сравнение предметных множеств 1, 2, 3.

14.10-15.10

Нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки.

 

15-16

Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные.

21.10-22.10

Ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов: длинный – короткий.

 

17

Контрольная работа.

28.10

 

18-19

Состав числа 3.

29.10-11.11

Показывать и выделять длинные и короткие предметы.

 

20-21

Сложение и вычитание в пределах 3.

12.11-18.11

Производить  манипуляции с лентами.

 

22-23

Сравнение чисел и действий над ними.

19.11-25.11

Переносить с одного места на другое бытовые предметы.

 

24-25

Сопоставление сравнения чисел и действий над числами.

26.11-02.12

Удерживать карандаш, проводить линии.

Находить свои личные вещи.

 

26-27

Число и цифра 4.

03.12-09.12

Ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой.

 

28-29

Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный.

10.12-16.12

Складывать на место сборно-раз­борные игрушки, настольный и напольный конструктор.

 

30

Контрольная работа

17.12

 

31-32

Два способа образования числа 4.

23.12-24.12

Ориентироваться в собственном теле.

33-34

Сложение и вычитание в пределах 4.

13.01-14.01

Поднимать руки вверх, вниз.        

 

35-36

Понятие об арифметической задаче.

20.01-21.01

Складывать вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно.

 

37-38

Простые задачи на нахождение суммы.

27.01-28.01

Брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять.

 

39-40

Состав числа 4.

03.02-04.02

Брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимать обращенную речь.

 

41-42

Сравнение чисел в пределе 4. Работа со счетами.

10.02-11.02

Закрывать и открывать глаза по требованию учителя.

 

43-44

Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0.

17.02-18.02

Показывать на себе и на кукле части.

 

45-46

Решение задач по картинкам и рисункам учебника.

24.02-25.02

Выполнять действия в соответствии с режимом дня.

 

47-48

Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4.

03.03-04.03

Катать кольца от «Пирамиды» по комнате с помощью взрослого.

 

49-50

Число и цифра 5.

10.03-11.03

Выполнять действия по картинке.

51-52

Состав числа 5.

17.03-18.03

Сопровождать игру речью.

 

53

Контрольная работа.

24.03

 

54-55

Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные.

25.03-07.04

Вынимать из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика. Играть с бусами разной ве­личины.

 

56-57

Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа.

08.04-14.04

Показывать на пальцах один, много. Выполнять последовательно организованные движения.

 

58-59

Меры стоимости: монета 5 руб.

15.04-21.04

Набрасывать кольца на стержень.

Показывать жестом.

60-61

Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения.

22.04-28.04

Определять один и много. Находить предметы контрастного размера.

 

62-63

Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания.

29.04-05.05

Брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному.

 

64-65-66

Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность.

06.05-12.05-13.05

Выбирать предметы из множеств. Подставлять игрушки в отношении собственного тела: далеко, близко.

67

Контрольная работа

19.05

 

68

Повторение пройденного материала.

20.05

Дотягиваться до предметов вставая на цыпочки, поднимая руки вверх.

Находить предмет по требованию учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Рассмотрено» Руководитель МО ___________________ ___________________

Пояснительная записка

Пояснительная записка

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности: - проявлять познавательный интерес; - проявлять и выражать свои эмоции;…

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности: - проявлять познавательный интерес; - проявлять и выражать свои эмоции;…

Представления о форме: - круг; - квадрат; - треугольник; - точка; - прямая линия; - кривая линия

Представления о форме: - круг; - квадрат; - треугольник; - точка; - прямая линия; - кривая линия

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Понимает инструкцию по пиктограммам

Понимает инструкцию по пиктограммам

Число и цифра 1. 02.09-03

Число и цифра 1. 02.09-03
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021