1МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПЕКТР»
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Сорни ясын» (золотое слово)
Направленность: социально-педагогическая
Возраст: 5 - 7 лет
Программа рассчитана на 9 месяцев (68 часов)
Первое полугодие – 4 месяца, 15 недель (30 часа)
Второе полугодие – 5 месяцев, 19 недель (38 часов)
» |
Автор-разработчик: Тырлина Евгения Анатольевна педагог дополнительного образования МАУ ДО «Спектр»
|
с. Варьеган, 2021г.
I. Основные характеристики программы.
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы – социально-педагогическая.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Актуальность программы:
1. В условиях формирования национально-русского двуязычия актуальным становится специально организованная деятельность по обучению хантыйскому языку в образовательном учреждении. Усвоение с дошкольного возраста языка своего народа является неисчерпаемым богатством, играет огромную роль в умственном и нравственном развитии детей, является средством общения и познания окружающего мира. Проживая в многонациональном регионе каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа.
2. Программа направлена на создание условий развития ребенка дошкольника, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Отличительные особенности программы:
В программе большое место уделяется художественно-эстетическому воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками, мастерами народа ханты. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста, на один год обучения.
Адресат программы:
Программа рассчитана на детей 5-7 лет.
Состав группы – 8 человек.
Объём и сроки освоения программы.
Программа рассчитана на 9 месяцев (68 часов)
Первое полугодие – 4 месяца, 15 недель (30 часов)
Второе полугодие – 5 месяцев, 19 недель (38 часов)
Форма обучения: очная, образовательная и досуговая деятельность.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проходят в одной группе. При проведении занятий используются различные формы обучения. Количество обучающихся в группе 8 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 мин, две подгруппы, 68 часов в год, после занятий с детьми проводится физ. минутка.
Квалификация педагога соответствует профилю программы.
1.2 Цели программы:
1. Приобщение детей к культуре своего народа;
2. Способствовать глубокому и сознательному теоретическому и практическому усвоению языка.
Одна из основных задач программы – обеспечить самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Использовать внедрение современных инновационных и компьютерных технологий обучения родному (ханты) языку по средством прикладного искусства народа ханты.
- Воспитание патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о родном языке, крае. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину, чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
– Приобщение детей к устному народному творчеству, фольклору. Формирование и развитие у детей художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Программа создана на основе «Пособия по развитию устной речи детей дошкольного возраста, не владеющих хантыйским языком» С.А.Попова, Р.Г.Решетникова, под редакцией Е.И.Ромбандеева. В отличие от данной программы в моей программе большое место уделяется художественно- эстетическому воспитанию, применяя разнообразные средства приобщения детей к хантыйской культуре через национальное прикладное искусство: знакомство с орнаментом, с традиционной одеждой, предметами быта, национальными игрушками, мастерами народа ханты. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста, на один год обучения.
1.3 Содержание программы.
Учебный план
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
Форма контроля
|
|||
всего |
теория |
практика |
||||
I полугодие |
||||||
1.1. |
Введение. Вводное занятие
|
2 |
2 |
|
Беседа |
|
1.2. |
Экскурсия |
2 |
|
2 |
Практическая работа |
|
1.3. |
Знакомство с языком |
2 |
2 |
|
Практическая работа |
|
1.4. |
«Дом и предметы быта». |
6 |
4 |
2 |
Практическая работа |
|
1.5. |
«Времена года» |
4 |
4 |
|
Практическая работа |
|
1.6. |
«Моя семья» |
6 |
3 |
3 |
|
|
1.7. |
«Одежда» |
6 |
3 |
3 |
|
|
1.8. |
«Промежуточная аттестация» |
2 |
|
2 |
Практическая работа |
|
|
Всего за I полугодие |
30 |
18 |
12 |
|
|
II полугодие |
||||||
2.1. |
«Животные» |
10 |
7 |
3 |
Практическая работа |
|
2.2. |
«Олень - друг человека» |
14 |
10 |
4 |
Практическая работа |
|
2.3. |
«Знакомство с берестой, и берестяными изделиями» |
4 |
3 |
1 |
Практическая работа |
|
2.4.
|
«Профессии» |
4 |
3 |
1 |
Практическая работа |
|
2.5. |
«Ягода» |
4 |
3 |
1 |
Практическая работа |
|
2.6.
|
«Итоговая аттестация» |
2 |
|
2 |
Практическая работа |
|
|
Всего за II полугодие |
38 |
26 |
12 |
|
|
|
Всего за год |
68 |
44 |
24 |
|
|
Содержание учебно-тематического плана.
I полугодие:
1.1. «Вводное занятие». (2 часа)
Теория: Знакомство с планом работы на год. Правила поведения на занятия. Введение. Цели и задачи программы. Знакомство с педагогом. Комплектование групп.
1.2. «Экскурсия». (2 часа)
1.3. «Знакомство с языком». (2 часа)
Беседа. Расширять знания детей об окружающей действительности, воспитание любви к родной земле, своему народу. Научить детей воспринимать и понимать формы речевого этикета на хантыйском языке.
Практика: Здравствуй! – пыча! хорошо – ем; плохо – атым; спасибо – пашыпа.
1.4. «Дом и предметы быта». (6 часов)
Теория: Усвоение детьми запаса слов на хантыйском языке; ознакомление с окружающим. Практика: Окно – ытын выс; дверь – охпи; стол – пысан; стул – ай пысан; жить, живут – волта (волут).
1.5. «Времена года». (4 часа)
Теория: Расширить и обогатить знания детей о характерных явлениях осени; воспитывать умение видеть красоту в осенней природе; употреблять и правильно произносить в речи специфические звуки хантыйского языка.
Практика: для активного усвоения: осень – сухыс; дождь - юм; идет – юл; земля – мых.
1.6. «Моя семья». (6 часов)
Теория: «Моя семья» – дети знакомятся со словами родственной терминологии, дети наглядно проигрывают ситуации взрослых, то есть своих родителей, братьев и сестер.
Практика: Мама – анки, папа – ачи, бабушка – анганги, дедушка – чеччечи.
Для пассивного усвоения: Имею (у меня есть) ма тайлым мама, папа, брат и я-анки, ачи ма тайлым. Это вся моя – семья! Теми ма семьяем!
1.7. «Одежда». (6 часов)
Теория: Продолжать совершенствовать хантыйскую речь детей. Обогащать словарный запас новыми словами.
Практика: Активный запас слов: одежда – сух; платье, рубашка – ернас; платок – сумендах; одеть – лумылта; Шуба – сак; нир – кисы молыпси– малица, пос – рукавицы.
1.8. «Промежуточная аттестация». (2часа)
Практика: Практическая работа на выявление ключевых, метапредметных и предметных компетенции учащихся.
II полугодие:
2.1. «Животные». (10 часов)
Теория: Закрепление умений и навыков образовывать и употреблять в речи формы множественного числа существительных, обозначающих домашних животных. Научить употреблять форму настоящего – будущего времени глагола первого и третьего лица единственного числа.
Практика: Корова – масс; лошадь – лав; жеребенок – мас мок; кошка – кешка; собака – амп; олень – вели; кормить – лапылта; поить – енча; везти – тута.
.
2.2. «Олень - друг человека». (14 часов)
Теория: Воспитать любовь к животным своего края; познакомить с домашним животным – олень, его внешним видом, особенностями жизни. Учить образовывать и употреблять в речи формы множественного числа, существительных, обозначающих домашних животных.
Практика: Олень – вели; кормить – лапыта; везти – тута
2.3. «Знакомство с берестой, и берестяными изделиями». (4 часа)
Теория: Познакомить детей с материалом бересты, её качеством, показать разные изделия из бересты. Воспитывать интерес к берестяным изделиям, изготовлять изделия для своей группы. Ввести в активный словарь слова: «тунтых», «сахун», «вунчип».
Практика: береста-тунтых, берестяная чашка-сахун, берестяной кузовок-вунчип.
2.4. «Профессии». (4 часа)
Теория: Формировать представление детей о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека; создать условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий; воспитывать уважение и благодарность к людям различных профессий, ценностное отношение к труду и его результатам.
Практика: рыбак-кул кэнцэ ко, врач-лекэр, учитель-унэлтэтэ, продавец-пэркащник, охотник-войэк кэнцэ ко.
2.5. «Ягода». (4 часа)
Теория: Сформировать обобщающие понятия «ягоды», уточнить их отличительные признаки и качества. Расширять и обогощать представления детей о ягодах, продолжать учить различать их по внешнему виду, правильно называть их, описывать.
Практика: брусника-канэк, голубика-лэник, клюква-пан, морошка-морэнк, черёмуха-ём.
2.6. «Итоговая аттестация». (2часа)
Практика: Практическая работа на выявление ключевых, метапредметных и предметных компетенции учащихся.
1.4. Планируемые результаты. Учащиеся смогут:
Иметь представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенной нации;
Уметь слышать и понимать речь воспитателя, уметь рассказать на родном (ханты) языке о своей семье, об игрушках;
Знать о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных хантыйских орнаментов;
Уметь создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции на темы окружающей жизни родного края.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Годовой учебный план.
Этапы образовательного
процесса
1 полугодие-15 учебных недель
|
|
13.09.2021-28.12.2021 |
Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
21.12.2021-22.01.2022 |
Промежуточная аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по итогам 1-го полугодия |
30.12.2021-09.01.2022 |
Зимние каникулы |
2 полугодие – 19 учебных недель |
|
09.01.2022- 31.05.2022 |
Учебный процесс, мероприятия, выставки, концерты |
29.03.2022 -31.03.2022 |
Весенние каникулы |
04.05.2022 - 25.05.2022 |
Итоговая аттестация обучающихся по усвоению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ |
Работа в летний период |
|
01.06.2022-31.08.2022 |
Реализация дополнительных (краткосрочных) общеобразовательных общеразвивающих программ, мастер-классы, работа дворового клуба, работа профильных отрядов. |
Нерабочие праздничные дни: |
|
1 января – 8 января - Новый год 7 января – Рождество Христово 23 февраля - День защитника Отечества 8 марта – Международный женский день 1 мая – Праздник Весны и Труда 9 мая – День Победы 12 июня – день России 4 ноября - День народного единства |
2.2. Условия реализации программы:
Занятия проходят в кабинете соответствующем нормам СанПин. Каждый учащийся имеет рабочее место. В кабинете имеется методические разработки, литература, наглядные пособия, столы и стулья, интерактивная доска. Дети посещают музей села Варьёган, сотрудничаем со школой посёлка.
2.3. Формы аттестации:
Для выявления уровня компетентности и дальнейшей динамики развития способностей обучающихся проводится педагогическая диагностика, которая осуществляется методиками:
I. Оценка уровня предметных компетентностей;
II. Оценка уровня метапредметных компетентностей;
III. Оценка уровня ключевых компетентностей;
2.4. Оценочные материалы.
Уровень усвоения теоретических знаний обучающихся оценивается с помощью контрольно-измерительных материалов по русскому языку.
2.5. Методические материалы.
Методическое обеспечение программы.
-методы обучения (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, игровой, проектный и др.)
- методы воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
− формы организации учебного занятия - беседа, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, практическое занятие, презентация.
− дидактические материалы – раздаточные материалы, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
Условия реализации программы:
Учебный кабинет для занятий одновременно не менее 7 человек.
Наглядные пособия – презентации
Раздаточный материал – карта ХМАО - Югра, книги, фотографии, кусочки разноцветной ткани, иголка, нитки, ножницы, клей, изделия из бисера.
Занятия проводятся в с.Варьеган, ул. Центральная 17, МБДОУ «Варьёганский ДСКВ «Олененок».
2.6 Календарно-тематический план
№ п\п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
|
1 полугодие
|
|||||||||
1
|
Сентябрь |
14.09.2021
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Беседа |
2
|
«Введение» |
Ул. Центральная, 17
|
Беседа |
|
2 |
|
21.09.2021
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
«Экскурсия» |
2
|
«Экскурсия по экологической тропе» |
Ул. Центральная.,17 |
Беседа |
|
3 |
|
28.09.2021
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Знакомство с языком» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
4 |
октябрь |
05.10. 2021
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Дом и предметы быта» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
5 |
|
12.10.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Жилище коренных народов Севера-чум» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
6 |
|
19.10.2021
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Знакомство с куханной утварью» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
7 |
|
26.10. 2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Времена года» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
8 |
ноябрь |
02.11.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
Рассматривание картины «Осенний лес» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
9 |
|
09.11.2021
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Моя семья» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
10 |
|
16.11.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Моя семья» (Продолжение) |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
11 |
|
23.11.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Рассматривание семейных фотографий» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
12 |
декабрь |
30.11.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Одежда» |
Ул. Центральная.,17
|
Карточка по теме |
|
13 |
|
07.12.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Игра |
2 |
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» |
Ул. Центральная.,17
|
|
|
14 |
|
14.12.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Хантыйский платок» |
Ул. Центральная.,17
|
|
|
15 |
|
21.12.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
|
2 |
«Промежуточная аттестация» |
Ул. Центральная.,17
|
|
|
16 |
|
28.12.2021 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
Повторение |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
2 полугодие
|
|||||||||
17 |
январь |
11.01.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Игра |
2
|
«Животные» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
18 |
|
18.01.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Домашние животные» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
19 |
|
25.01.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Игра |
2 |
Игра «Назови зверей» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
20 |
февраль |
01.02.2022 |
|
Оригами |
2 |
«Кошка» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
21 |
|
08.02.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Олень - друг человека» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
22 |
|
15.02. 2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Орнамент – символическое изображение животных, растений, птиц, явлений природы» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
23 |
|
22.02. 2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Аппликация |
2 |
Орнамент «Заячьи ушки» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
24 |
март |
01.03. 2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Ручной труд |
2 |
«Игольница». |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
25 |
|
15.03.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Плетение |
2
|
«Знакомство с берестой, и берестяными изделиями» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
26 |
|
22.03. 2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Ручной труд |
2 |
«Короб для сбора ягод» |
Ул. Центральная.,17 |
Карточка по теме |
|
27 |
|
29.03.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Профессии» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
28 |
апрель |
05.04.2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2 |
«Профессии» (Продолжение) |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
29 |
|
12.04.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Занятие |
2
|
«Ягода» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
30 |
|
19.04. 2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Аппликация |
2 |
«Ягода в лукошке» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
31 |
|
26.04. 2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Беседа |
|
Чтение хантыйских сказок |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
32 |
май |
17.05. 2022 |
15.30-15.55 16.05-16.30 |
|
2 |
«Промежуточная аттестация» |
Ул. Центральная.,17 |
|
|
33 |
|
24.05.2022
|
15.30-15.55 16.05-16.30 |
Беседа |
2
|
Повторение |
Ул . Центральная.,17 |
|
|
Литература
Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду. – В кн.: Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. М.
Аванесова В.Н. Воспитание и обучение в разновозрастной группе. – М., 1997.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 127с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1991. 207с.
Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед.институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» , - 2-ое издание - М.: Просвещение. 255с.
Венгер Л.А.Психологические вопросы подготовки детей к школьному обучению.// Дошкольное воспитание, 2004.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Книга для воспитателя детского сада. – изд 2-ое, перераб. – М.: Просвещение, 1983, 100с.
Запарожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников //Дошкольное воспитание.
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателей дет. Сада. – 2-ое издание дораб. – М., Просвещение, 1987. 160с.
Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. М., Просвещение.
Лонгортова З. В. «Монсян мув» (Земля сказок). Изд. «Красный Север», 2008.
Лисина М.И. Влияние общения со взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни / Развитие общения у дошкольников. М.: Педагогика.
Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение.
Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение.
Методические указания по обучению хантыйской грамоте \\ Просвещение. №18, с.124-141.
Методические рекомендации по использованию хантыйских загадок / Авт.-сост. Е.А.Немысова. г.Ханты-Мансийск, 1990. 18с.
Монщат па потрат / Авт.-сост. В.Н.Соловар. Нижневартовск. 1996 64с.
Методические рекомендации по развитию хантыйской речи в старшей группе детского сада. Ханты-Мансийск, 1990. 75с.
Национальная газета «Лух Авт». Ангальский мыс.
Орнамент и вещь в культуре хантов. А.М.Сязи. Изд.Томск. универ-та. 2000
Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М.И.Лисиной. – М.: Педагогика.
1. Обучение 6-х детей общению на русском языке / Е.В.Коток. НИИ преподав. Рус. Языка в школе АПН СССР // Русский язык в нац
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.