Рабочая программа 5 класс

  • docx
  • 20.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ФГОС 5 класс технология Казакевич В.М..docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Львовская средняя общеобразовательная школа имени И.С.Ефанова

 

 

Согласовано:                                                                                   Принята:                                                                          Утверждено:

Заместитель  директора  по                                        на  заседании  педагогического                                                    Директор  школы

УВР  Смирнова  В.М.                                                                         совета                                                                                  Зимов А.В.

_____________________                                                              Протокол №  ___                                                     _______________________

от  “____” _________   201_ г.                                           от  “____” ________201_г.                                                 от  “____” ________201_г.

 

 

 

                                                                            Рабочая программа предмета

Технология

5 класс

ФГОС

 

                                                                          Разработано

                                                                                                         Учителем технологии Кнехт М.Д.

                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                           2020- 2021 учебный год

 

 

                                                                   Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана в соответствии:

с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ Львовской СОШ;

Рабочая программа разработана  на основе авторской  программы по  технологии  5-9 классы / [Авторская программа по предмету «Технология» для учащихся  5-9 классовВ.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова]. — М.: Просвещение, 2018.-58 с.

Данная программа рекомендована для  использования в период перехода от программ, деливших предмет по направлениям обучения: индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии, к новому содержанию технологического образования.

Предметная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования всех школьников, предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности.

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей.

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Содержанием  программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

                    технологическая культура производства;

                    распространенные технологии современного производства и сферы услуг;

                    культура, эргономика и эстетика труда;

                    получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

                    основы черчения, графики, дизайна;

                    знакомство с миром профессий,

                    влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

                    методы  творческой, проектной деятельности;

                    история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии.

Содержание деятельности обучающихся  по программе в соответствии с целями выстроено в структуре 11 разделов:   

Раздел 1. Основы производства.

Раздел 2. Общая технология.

Раздел 3. Элементы техники и машин.

Раздел 4. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

Раздел 5. Технологии обработки пищевых продуктов.

Раздел 6. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Раздел 7. Технологии получения, обработки и использования информации.

Раздел 8. Технологии растениеводства.

Раздел 9. Технологии животноводства.

Раздел 10. Социальные-экономические технологии.

Раздел 11. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.

 

Все разделы содержания связаны между собой: результаты работ в рамках одного раздела служат исходным продуктом для постановки задач в другом – от информирования, моделирования элементов технологий и ситуаций к реальным технологическим системам и производствам, способам их обслуживания и устройством отношений работника и работодателя.

Каждый компонент  программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий. Предусматривается фронтальный опрос.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.

 

Место предмета «Технология» в базисном учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Технология» изучается с 5-го по 8-й класс. В том числе:  5 классе — по 70 ч, из расчета 2 ч в неделю.

 

         Предметные результаты освоения учащимися предме­та «Технология» :

Предметные результаты:

В трудовой сфере:

 1) планирование технологического процесса и процесса труда;

 2) организация рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

3) планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами;

4) выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

5) определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;

6) соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

7) документирование результатов труда и проектной деятельности;

В мотивационной сфере:

1) оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

2) стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

 1) дизайнерское  проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

2) применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного в создании изделий материальной культуры;

3) сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;

4) развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;

В коммуникативной сфере:

1) умение быть лидером и рядовым членом коллектива;

2) публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;

3) способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;

4) способность бесконфликтного общения в коллективе.

В физиолого-психологической сфере:

1) развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;

2) развитие глазомера;

3) развитие осязания, вкуса, обоняния.

       

 

 

                                                                          

 

 

                                                                           Тематическое планирование

                                        с определением основных видов учебной деятельности

Темы, входящие

в разделы программы

Количество

часов

Характеристика видов деятельности учащихся

1. Методы и средства творческой и проектной деятельности

4

Понимать значимость творчества в жизни и деятельности человека и проекта как формы представления результатов творчества.

 Определять особенности рекламы новых товаров.

Осуществлять самооценку интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

2.Основы производства

4

Осваивать новые понятия: техносфера и потребительские блага.

Знакомиться с производствами потребительских благ и их характеристикой.

Различать объекты природы и техносферы.

Собирать и анализировать дополнительную информацию о материальных благах.

Наблюдать и составлять перечень необходимых потребительских благ для современного человека.

Разделять потребительские блага на материальные и нематериальные.

 Различать виды производств материальных и нематериальных благ.

 Участвовать в экскурсии на предприятие, производящее потребительские блага.

Проанализировать собственные наблюдения и создать  реферат о техносфере и производствах потребительских благ

3. Современные и перспективные технологии

4

Осознавать роль технологии в производстве потребительских благ. Знакомиться с видами технологий в разных сферах производства. Определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности.

Собирать и анализировать дополнительную информацию о видах технологий.                                                        Участвовать в экскурсии на производство и делать обзор своих наблюдений

4.Элементы техники и машин

2

Осознавать и понимать роль техники. Знакомиться с разновидностями техники и её классификацией. Пользоваться простыми ручными инструментами. Управлять простыми механизмами и машинами. Составлять иллюстрированные проектные обзоры техники по отдельным отраслям производства

5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов

24

Знакомиться с разновидностями производственного сырья и материалов. Формировать  представление о получении различных видов сырья и материалов.

Знакомиться с понятием «конструкционные материалы». Формировать представление о технологии получения конструкционных материалов, их механических свойствах. Анализировать свойства и предназначение конструкционных и текстильных материалов. Выполнять некоторые операции по обработке конструкционных материалов.

Овладевать средствами и формами графического отображения объектов. Знакомиться с особенностями технологий обработки текстильных материалов.

Проводить лабораторные исследования свойств различных материалов. Составлять коллекции сырья и материалов.

Осваивать умение читать и выполнять технические рисунки и эскизы деталей.

Изготавливать простые изделия из конструкционных материалов.

Выполнять некоторые операции по обработке текстильных мате- риалов из натуральных волокон растительного происхождения с помощью ручных инструментов, приспособлений, машин.

Создавать проекты изделий из текстильных материалов

6. Технологии обработки пищевых продуктов

10

Осваивать новые понятия: рациональное питание, пищевой рацион, режим питания.

Знакомиться с особенностями механической кулинарной обработки овощей и видами их нарезки.

Получать представление об основных и вспомогательных видах тепловой обработки продуктов (варка, жарка, тушение, запеканке, припускание; пассерование, бланкирование).

Составлять меню, отвечающее здоровому образу жизни. Пользоваться пирамидой питания при составлении рациона питания. Проводить опыты и анализировать способы определения качества мытья столовой посуды экспресс - методом химического анализа.

Осваивать способы определения доброкачественности пищевых продуктов органолептическим методом и экспресс - методом химического анализа.

Приготавливать и украшать блюда из овощей.

Заготавливать зелень, овощи и фрукты с помощью сушки и замораживания. Соблюдать правила санитарии и гигиены при обработке и хранении пищевых продуктов

 

7. Технологии получения, преобразования и использования энергии

2

Осваивать новые понятия: работа, энергия, виды энергии. Получать представление о механической энергии, методах и средствах её получения, взаимном преобразовании потенциальной и кинетической энергии, аккумуляторах механической энергии.

Знакомиться с применением кинетической и потенциальной энергии на практике. Проводить опыты по преобразованию механической энергии.

Собирать дополнительную информацию об областях получения и применения механической энергии. Знакомиться с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию.         Изготавливать игрушку йо-йо

8. Технологии получения, обработки и использования информации

6

Осознавать и понимать значение информации и её видов. Усваивать понятия объективной и субъективной информации. Получать представление о зависимости видов информации от органов чувств. Сравнивать скорость и качество восприятия информации раз- личными органами чувств. Оценивать эффективность восприятия и усвоения информации по разным каналам её по- лучения

9. Технологии растениеводства

6

Осваивать новые понятия: культурные растения, растениеводство и агротехнология. Получать представление об основных агротехнологических приёмах выращивания культурных растений. Осознавать значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Знакомиться с классификацией культурных растений и видами исследований культурных растений.

Проводить описание основных агротехнологических   приёмов выращивания культурных растений. Выполнять классифицирование культурных растений по группам. Проводить исследования культурных растений. Выполнять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений с помощью ручных орудий труда на пришкольном участке. Определять полезные свойства культурных растений, выращенных на пришкольном участке

10. Технологии животноводства

4

Получать представление о животных как об объектах технологий и о классификации животных. Определять, в чём заключаются потребности человека, которые удовлетворяют животные.

Собирать дополнительную информацию о животных организмах. Описывать примеры использования животных на службе безопасности жизни человека. Собирать информацию и проводить описание основных видов сельскохозяйственных животных своего села и соответствующих направлений животноводства-

11. Социальные технологии

4

Получать представление о сущности социальных технологий, о человеке как об  объекте социальных технологий, об основных свойствах личности человека. Выполнять тест по оценке свойств личности. Разбираться в том, как свойства личности влияют на поступки человека

 

 

                                                    

                                                                  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      

            Раздел . Основы производства.

Теоретические сведения. Ч то такое техносфера. Что такое потребительские блага. Производство потребительских благ. Общая характеристика производства.   Техносфера и сфера природы как среды обитания человека. Характеристики техносферы и её проявления. Общая характеристика производства. Труд как основа производства. Умственный и физический труд. Предметы труда в производстве. Общая характеристика современных средств труда. Виды средств труда в производстве.                                                                                                                                                                                        Лабораторно-практические и практические работы.                                                                               Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе.

Проведение наблюдений.

Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин.

  Раздел. Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности.

 Теоретические сведения. Что такое творчество. Творчество в жизни и деятельности человека.  Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих про­ектах. Цель и задачи проектной деятельности в 5 классе. Состав­ные части годового творческого проекта пятиклассников. Проект как форма представления результатов творчества. Основные этапы проектной деятельности и их характеристики. Техническая и технологическая документация проекта, их виды и варианты оформления. Методы творческой деятельности: метод фокальных объектов, мозговой штурм, морфологический анализ.

Лабораторно-практические и практические работы.

Самооценка интересов и склонностей к какому-либо виду деятельности.

Составление перечня и краткой характеристики этапов проектирования конкретного продукта труда.

Анализ качества проектной документации проектов, выполненных ранее одноклассниками.

Деловая игра «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа. Разработка изделия на основе метода фокальных объектов и морфологической матрицы.

Подготовка презентации проекта с помощью MicrosoftPowerPoint.

 Раздел. Общая технология.

Теоретические сведения.  Классификация производств и технологий. Понятие о технологии. Классификация технологий по разным основаниям. Основные признаки проявления технологии в отличие от ремесленного способа деятельности. Общие характеристики технологии. Алгоритмическая сущность технологии в производстве потребительских благ. Производственная, технологическая и трудовая дисциплина. Особенности создания технологической документации для швейного производства.

 Лабораторно-практические и практические работы.

Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека. Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе. Проведение наблюдений. Ознакомление с образцами предметов труда.

 Раздел. Элементы техники и машин.

Теоретические сведения. Что такое техника. Инструменты, механизмы и технические устройства. Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машин­ных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка ниж­ней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выве­дение нижней нитки наверх. Приёмы работы на швейной маши­не: начало работы, поворот строчки под углом, закрепление машинной строчки в начале и конце работы, окончание работы. Неполадки, связанные с неправильной заправкой ниток. Назначе­ние и правила использования регулирующих механизмов: пере­ключателя вида строчек, регулятора длины стежка, клавиши ши­тья назад. Правила безопасной работы на швейной машине. Виды столярных инструментов. Правила безопасной работы с ними. Сверлильный станок. Правила безопасной работы на сверлильном станке.

Лабораторно-практические и практические работы.

 Последовательность работы на швейной машине.

 Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами.

 Раздел. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов.

Теоретические сведения. Виды материалов. Натуральные, искусственные и синтетические материалы. Конструкционные материалы. Текстильные материалы. Механические свойства конструкционных материалов. Механические, физические и технологические свойства тканей из натуральных волокон. Технология механической обработки материалов. Графическое отображение формы предмета. Графическое изображение изделия: технический рисунок, эскиз, чертёж. Применение компьютера для разработки графической документации. Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы.

Конструкционные древесные материалы.

Классификация текстильных во­локон. Способы получения и свойства натуральных волокон рас­тительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в усло­виях прядильного, ткацкого и отделочного современного произ­водства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атлас­ное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.

Общие свойства текстильных материалов: физические, эрго­номические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхожде­ния: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент. Профессии оператор прядильного производства, ткач. Технологии механической обработки материалов: разрезание и распиливание, вырубка, строгание, долбление, сверление, точение, фрезерование, шлифование и полирование, рубка.

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготов­ления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Рас­положение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Осо­бенности построения выкроек салфетки, подушки для стула, фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкрой­ки. Правила безопасной работы ножницами.

Подготовка ткани к раскрою. Рас­кладка выкроек на ткани с учётом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек в зависимости от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка выкройки с учётом припусков на швы. Выкраивание деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы портновскими булавками, швейными иглами и ножницами.

Понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособ­ления для ручных работ. Требования к выполнению ручных ра­бот. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колёсика, пря­мыми стежками, с помощью булавок.

Основные операции при ручных работах: предохранение срезов от осыпания — ручное обмётывание; временное соедине­ние деталей — смётывание; временное закрепление подогнутого края — замётывание (с открытым и закрытым срезами).

Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Пра­вила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание.

Классификация машинных швов: соединительных (стачной шов вразутюжку и стачной шов взаутюжку) и краевых (шов вподгибку с открытым срезом и шов вподгибку с открытым обмётан­ным срезом, шов вподгибку с закрытым срезом).

Последовательность изготовления швейных изделий. Техно­логия пошива салфетки, фартука. Обработка накладных карманов. Обработка кулиски под мягкий пояс (в фартуке), ре­зинку (в юбке). Профессии закройщик, портной.

Лабораторно-практические и практические работы.

 Определение направления долевой нити в ткани.

Определение лицевой и изнаночной сторон в ткани.

Сравнительный анализ прочности окраски тканей.

Составление коллекции образцов древесины разных пород.

Определение пород древесины. Характеристика пиломате­риалов и древесных материалов.

Изучение свойств тканей из хлопка и льна.

Снятие мерок и изготовление выкройки проектного изде­лия.

Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.

 Раскладка выкроек на ткани. Раскрой швейного изделия.

Изготовление образцов ручных и машинных работ.

Проведение влажно-тепловых работ.

Обработка проектного изделия по индивидуальному плану.

 Раздел. Технологии обработки пищевых продуктов.

Тема. Основы рационального питания.

  Теоретические сведения. Питание как физиологическая по­требность. Пищевые (питательные) вещества. Значение белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности человека. Пищевая пирамида. Санитарно-гигиенические требо­вания к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, хранению продуктов и готовых блюд. Необходимый набор посуды для приготовления пищи. Пра­вила и последовательность мытья посуды. Уход за поверхностью стен и пола. Современные моющие и чистящие средства для ухо­да за посудой, поверхностью стен и пола.Безопасные приёмы работы на кухне. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными прибора­ми, горячей посудой и жидкостью, ножом и приспособлениями. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.

Лабораторно-практические и практические работы.

 Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи.

  Тема. Витамины и их значение в питании.                                                                                                                                                   Теоретические сведения. Роль витаминов, минеральных веществ и воды в обме­не веществ, их содержание в пищевых продуктах. Пищевые отравления. Правила, позволяющие их избежать. Первая по­мощь при отравлениях. Режим питания.                                      Лабораторно-практические и практические работы.                                                                         Со­ставление индивидуального режима питания и дневного рацио­на на основе пищевой пирамиды.

Тема. Бутерброды и горячие напитки

      Теоретические сведения. Продукты, применяемые для при­готовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Профессия пекарь. Виды бутербродов. Технология приготовле­ния бутербродов. Инструменты и приспособления для нареза­ния продуктов. Требования к качеству готовых бутербродов. Условия и сроки их хранения. Подача бутербродов.

Виды горячих напитков (чай, кофе, какао, цикорий, горя­чий шоколад). Сорта чая, их вкусовые достоинства, полезные свойства. Влияние эфирных масел, воды на качество напитка. Технология заваривания, подача чая. Сорта и виды кофе. Устрой­ства для размола зёрен кофе. Технология приготовления кофе, подача напитка. Приборы для приготовления кофе. Получение какао-порошка. Технология приготовления какао, подача на­питка.

Лабораторно-практические и практические работы. Приготовление и оформление бутербродов.

Приготовление горячих напитков (чай, кофе, какао). Дегустация блюд. Оценка качества.

Соблюдение правил безопасного труда при работе с ножом и горячей жидкостью.

Тема. Технология обработки овощей и фруктов.                                                                                                                                   Теоретические сведения. Пищевая (питательная) ценность овощей и фруктов. Содержание в них витаминов, минеральных солей, глюкозы, клетчатки. Содержание влаги в продуктах, её влияние на качество и сохранность продуктов. Способы хранения овощей и фруктов. Свежезамороженные овощи. Под­готовка к заморозке, хранение и условия кулинарного использо­вания свежезамороженных продуктов.                       Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Определение доброкачественности овощей по внеш­нему виду. Методы определения количества нитратов в овощах с помощью измерительных приборов, в химических лаборато­риях, с помощью бумажных индикаторов в домашних условиях. Способы удаления лишних нитратов из овощей.

Общие правила механической кулинарной обработки ово­щей. Особенности обработки листовых и пряных овощей, лука и чеснока, тыквенных овощей, томатов, капустных овощей.

Правила кулинарной обработки, обеспечивающие сохране­ние цвета овощей и витаминов. Правила измельчения овощей, наиболее распространённые формы нарезки овощей. Инстру­менты и приспособления для нарезки.

Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Техноло­гия приготовления салата из сырых овощей (фруктов). Украше­ние готовых блюд продуктами, входящими в состав салатов, зе­ленью.

Значение и виды тепловой обработки продуктов (варка, припускание, бланширование, жарение, пассерование, тушение, за­пекание). Преимущества и недостатки различных способов теп­ловой обработки овощей. Технология приготовления салатов и винегретов из варёных овощей. Условия варки овощей для са­латов и винегретов, способствующие сохранению питательных веществ и витаминов. Требования к качеству и оформлению го­товых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Механическая кулинарная обработка овощей и фруктов.

Определение содержания нитратов в овощах.

Приготовление и оформление блюд из сырых и варёных овощей и фруктов.

Дегустация блюд. Оценка качества.

Тема. Блюда из яиц

Теоретические сведения. Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Меры предосторожности при работе с яйцами. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспо­собления для взбивания. Способы варки куриных яиц: всмятку, в «мешочек», вкрутую. Подача варёных яиц. Жарение яиц: при­готовление яичницы-глазуньи, омлета натурального. Подача готовых блюд.

Лабораторно-практические и практические работы.

Определение свежести яиц. Приготовление блюд из яиц.

Дегу­стация блюд. Оценка качества.

Тема. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку

 Теоретические сведения. Меню завтрака. Понятие о кало­рийности продуктов. Понятие о сервировке стола. Особенности сервировки стола к завтраку. Набор столового белья, приборов и посуды для завтрака. Способы складывания салфеток. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Лабораторно-практические и практические работы.

 Разработка меню завтрака. Приготовление завтрака.

Сервировка стола к завтраку. Складывание салфеток.

  Раздел. Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Теоретические сведения. Что такое энергия. Виды энергии. Накопление механической энергии.  Работа и энергия. Виды энергии. Механическая энергия. Методы и средства получения механической энергии. Взаимное преобразование потенциальной и кинетической энергии. Энергия волн. Применение кинетической и потенциальной энергии в практике. Аккумуляторы механической энергии.                                                                                                                                                                                                        

 Лабораторно-практические и практические работы.                                                                                                                          Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и применения механической энергии.                                                                                                                          Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию. Изготовление игрушки йо-йо. Подготовка иллюстрированных рефератов по теме.

    Раздел. Технологии получения, обработки и использования информации.

Теоретические сведения. Информация и ее виды. Каналы восприятия информации человеком. Способы материального представления и записи визуальной информации. Объективная и субъективная информация. Характеристика видов информации в зависимости от органов чувств.

 Лабораторно-практические и практические работы.

Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств. Чтение и запись информации различными средствами отображения информации.

       Раздел. Технологии растениеводства.

Теоретические сведения.     Растения как объект технологии. Значение культурных растений в жизнедеятельности человека. Исследования культурных растений или опыты с ними.   Общая характеристика и классификация культурных растений. Условия внешней среды, необходимые для выращивания культурных растений. Технологии вегетативного размножения культурных растений. Методика (технология) проведения полевого опыта и фенологических наблюдений.

Основные виды дикорастущих растений, используемых человеком. Предназначение дикорастущих растений в жизни человека. Технологии заготовки сырья дикорастущих растений. Технологии переработки и применения сырья дикорастущих растений. Условия и методы сохранения природной среды.

 Лабораторно-практические и практические работы.                                                                         Определение основных групп культурных растений.

Визуальная диагностика недостатка элементов питания культурных растений. Освоение способов и методов вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани)  на примере комнатных декоративных культур. Проведение фенологических наблюдений за комнатными растениями.

Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком. Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона. Освоение способов переработки сырья дикорастущих растений (чаи, настои, отвары и др.).                                                  

Раздел. Технологии животноводства.

   Теоретические сведения.     Животные и технологии XXI века. Животные и материальные потребности человека. Сельскохозяйственные животные и животноводство. Животные — помощники человека. Животные на службе безопасности жизни человека. Животные для спорта, охоты, цирка и науки. Животные организмы как объект технологии. Классификация животных организмов  как объекта технологии.

Технологии преобразования  животных организмов в интересах человека и их основные элементы.

Лабораторно-практические и практические работы Сбор информации об основных видах сельскохозяйственных животных своего села, соответствующих направлениях животноводства и их описание. Сбор информации и  описание примеров  разведения  животных  для удовлетворения  различных потребностей человека, классификация этих потребностей.        

Сбор информации и описание условий содержания  домашних животных  в своей семье,  семьях друзей.

Раздел. Социальные  технологии.

Теоретические сведения. Человек как объект технологии. Потребности людей. Содержание социальных технологий. Сущность социальных технологий. Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия.

Виды социальных технологий. Технологии общения. Образовательные технологии. Медицинские технологии. Социокультурные технологии.

Лабораторно-практические и практические работы.

Тесты по оценке свойств личности.

Составление и обоснование  перечня личных потребностей, их иерархическое построение.

Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по  данной программе

По завершении учебного года обучающийся 5 класса:

характеризует рекламу как средство формирования потребностей;

характеризует виды ресурсов, объясняет место ресурсов в проектировании и реализации технологического процесса;

называет предприятия региона проживания, работающие на основе современных производственных технологий, приводит примеры функций работников этих предприятий;

разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «потребность», «конструкция», «механизм», «проект» и адекватно пользуется этими понятиями;

объясняет основания развития технологий, опираясь на произвольно избранную группу потребностей, которые удовлетворяют эти технологии;

приводит произвольные примеры производственных технологий и технологий в сфере быта;

составляет техническое задание, памятку, инструкцию, технологическую карту;

осуществляет сборку моделей с помощью образовательного конструктора по инструкции;

осуществляет выбор товара в модельной ситуации;

 осуществляет сохранение информации в формах описания, схемы, эскиза, фотографии;

конструирует модель по заданному прототипу;

получил и проанализировал опыт проведения испытания, анализа, модернизации модели;

получил и проанализировал опыт разработки оригинальных конструкций в заданной ситуации: нахождение вариантов, отбор решений, проектирование и конструирование, испытания, анализ, способы модернизации, альтернативные решения;

получил и проанализировал опыт изготовления информационного продукта по заданному алгоритму;

получил и проанализировал опыт изготовления материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) рабочих инструментов;

получил и проанализировал опыт разработки или оптимизации и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту.

Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся, направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных объектов.

Подразумевается и значительная внеурочная активность обучающихся. В рамках внеурочной деятельности активность обучающихся связана:

с выполнением заданий на самостоятельную работу с информацией;

с проектной деятельностью;

с реализационной частью образовательного путешествия;

с выполнением практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования.

В результате обучения по данной программе обучающиеся должны овладеть:

•          трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

•          умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

•          навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда;

•          ответственным отношением к сохранению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, основой которого является здоровое питание.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование учебного предмета Технология

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Д/З

Введение в предмет – 1 час

1-2

 

Введение в Технологию.  Инструктаж по ТБ и правилам поведения на уроках технологии.

Практическая работа. «Сбор дополнительной информации по теме в Интернете и справочной литературе».

Формирование целостного  мировозрения соответствующего современному уровню развития мира, ценности здорового и безопасного образа жизни

Введение.

П.1.1

Естественная и искусственная окружающая среда -техносфера.

Практическая работа. «Ознакомление с измерительными приборами и проведение измерений различных физических величин».

Основы производства –  3 часов

3-4

 

Производство и труд как его основа. Современные средства труда. Общая характеристика производства.

Формирование целостного представления о техносфере. Классификация объектов окружающего мира. Проявление познавательных интересов и активности.

П.1.4

 

 

П.1.2

П.1.3

Что такое потребительские блага Производство и труд как его основа.

Производство потребительских благ.

Практическая работа. «Составление рациональных перечней потребительских благ для современного человека»

Современные и перспективные технологии-4часа

5-6

 

Что такое технология. Сущность технологии в производстве.

Формирование целостного представления о техносфере, производстве. Организация и сотрудничество с учителем и сверстниками. Проявление познавательных интересов и активности.

П.3.1

 

П.3.2

Классификация производств и технологий.

Практическая работа. «Составление списка технических средств, которые используются семьей для приготовления пищи».

7-8

 

Характеристика технологии и технологической документации.

Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Работа с информацией, анализ, синтез. Проявление познавательных интересов и активности.

Формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. Становление самоопределения, самостоятельная организация и выполнение различных работ. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний

Сообщение по теме

Практическая работа. «Создаем техническую документацию».

Элементы техники и машин – 2 часа

9-10

 

Что такое техника? Инструменты, механизмы, технические устройства. Швейная машина. Столярные инструменты. Сверлильный станок.

Формирование целостного представления о техносфере, производстве. Рефлексия. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности.

Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, владение безопасными приемами работы с техническим устройством и уходом за ним. Проявление познавательных интересов и активности.

П.4.1

П.4.2

Практическая работа. «Правила безопасной работы и последовательность работы на швейной машине. Ознакомление с имеющимися в кабинетах и мастерских видами техники: инструментами, механизмами, станками, приборами и аппаратами».

Технологии обработки пищевых продуктов –10 часа

11-12

 

Основы рационального питания.

 

Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности.

Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены.

П.8.1

Практическая работа. «Кухонная утварь. ТБ и правила санитарии».

13-14

 

Витамины и их значение в питании.

 

Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности.

П.8.2

П.8.3

Бутерброды и горячие напитки.

 Практическая работа. «Выполнение эскиза художественного оформления бутерброда».

 

15-16

 

Блюда из яиц.

 

Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Оценка, систематизация знаний.

Сообщение по теме

Практическая работа. «Определение свежести яйца. Выполнение художественной росписи яйца».

17-18

 

Технология обработки овощей и фруктов.

 

Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности. Оценка, систематизация знаний

П.9.1

П.9.2

П.9.3

П.9.4

Практическая работа. «Подбор оригинального рецепта салата из овощей с помощью дополнительной литературы»

19-20

 

Технология сервировки стола. Правила этикета.

Формирование рационального ведения домашнего хозяйства, соблюдение норм правил безопасной работы, правил санитарии и гигиены. Проявление познавательных интересов и активности. Оценка, систематизация знаний.

Презентация по теме

Практическая работа. «Сервировка стола к завтраку. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными способами».

Методы и средства творческой проектной деятельности- 4часа

21-22

 

Методы и средства творческой проектной деятельности.

Практическая работа. Изготовление изделия и оформ­ление документа­ции.

Определение целей  и задач проектной деятельности.

Изучение этапов выполнения проекта. Познакомятся с при­мерами творческих проектов. Научатся самостоятельно пла­нировать свою дея­тельность; определять цель и задачи проект­ной деятельности; обра­батывать изделие по индивидуальному плану; осуществлять самоконтроль и оцен­ку качества готового изделия; анализиро­вать ошибки; изготов­лять детали и изделия по техническим ри­сункам, эскизам, чер­тежам и технологиче­ским картам; оформ­лять документацию по проекту; проводить презентацию своей работ.

П.2.1

 

23-24

 

Этапы проектной деятельности.

Практическая работа. Изготовление изделия и оформ­ление документа­ции.

Оформление портфолио и пояснительной  записки к творческому проекту. Подготавливать электронную презентацию проекта.

 Формирование само­стоятельного планирования своей деятельности; проявление творческой инициативы; изготов­лять детали и изделия по техническим ри­сункам, эскизам, чер­тежам и технологиче­ским картам

 

П.2.2

Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов – 24часов

25-26

 

Технологии механической обработки материалов.

 

Формирование основ графической культуры. Проявление познавательных интересов и активности. Овладение установками, нормами и правилами НОТ.

Владение способами НОТ, формирование приемов работы с элементами восприятия действительности и методами чтения графического представления информации.

 

П.6.1

Графическое отображение формы предмета.

Практическая работа. Изготовление модели ткацкого станка

27-28

 

Виды материалов. Классификация материалов и их свойства.

Практическая работа. Распознавание волокон растительного происхождения. Определение нити основы и лицевой стороны в тканях полотняного переплетения.

Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности.

 

П.5.1

П.5.2

29-30

 

Конструкционные и текстильные материалы.

Распознавание видов, назначение материалов применяемого в технологических процессах. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Изучение свойств тканей из хлопка, льна и волокон животного происхождения. Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон. Определение вида тканей по сырьевому составу и изучение их свойств.  Оценка, систематизация знаний. Проявление познавательных интересов и активности. Становление самоопределения.

 

П.5.3

П.5.4

Практическая работа. Сравнение свойств конструкционных и текстильных материалов.

31-32

 

Механические свойства конструкционных материалов.

Практическая работа. «Составление коллекции образцов древесины разных пород».

Организация рабочего места для столярных работ.  Чтение графического изображения изделия. Разметка плоского изделия.

Разработка сборочного чертежа со спецификацией объёмного изделия и составление технологической карты. Разработка конструкторской и технологической документации на проектируемое изделие с применением компьютера. Рефлексия. Становление самоопределения.

П.6.1

 

 П.6.2.

Механические, физические и технологические свойства материалов.

Практическая работа. Описание коллекции конструкционных (текстильных материалов)

33-34

 

Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи. Терминология ручных работ.

Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий: определение цели урока, актуализация знаний учащихся о ткани и волокнах.

 

Практическая работа. «Выполнение ручных стежков, строчек и швов с учетом правил безопасной работы».

35-36

 

Простейшие ручные швы. Терминология ручных работ.

Заслушивание со­общений о процессе изготовления

в старину. Рас­сматривание выполненных об­разцов ткани. Кол­лективный поиск ответа на вопрос: что означают тер­мины «стежок», «строчка», «шов»?

Беседа об инстру­ментах и приспо­соблениях для ручных работ, о требованиях к выполнению ручных работ.

Сообщение теоре­тических сведений «Основные опера­ции при ручных работах. Прямой  косой и петельный стежки», «Спосо­бы переноса линий выкройки на дета­ли кроя». Демон­страция приемов выполнения швей­ных ручных работ.

 

Выучить термино-логию ручных работ

Практическая работа. «Выполнение ручных стежков, строчек и швов с учетом правил безопасной работы».

37-38

 

Технологии механической обработки конструкционных материалов. Машинные швы. Терминология машинных швов.

Коллективное рас­суждение по пред­ставленным изде­лиям. Основные операции при ма­шинной обработке изделия. Сообще­ние теоретических сведений «Клас­сификация ма­шинных швов». Выполнение зада­ния: назвать шов (по образцам). Сообщение теоре­тических сведений «Технология вы­полнения стачного шва и шва впод­гибку». Демон­страция приемов выполнения швов.

 

П.7.1

Выучить термино-логию машинных швов

Практическая работа. «Изготовление образцов машинных швов».

39-40

 

Влажно- тепловая обработка ткани. Правила техники безопасности. Терминология ВТО.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Формулирование цели урока, определение тематики новых знаний. Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала. Беседа с использованием материалов учебника: устройство утюга, приемы влажно-тепловой обработки, правила безопасной работы утюгом. Контроль.

 

 

Выучить термино-логию ВТО

Практическая работа. «Влажно-тепловая обработки образцов ручных стежков».

41-42

 

Конструирование швейных изделий.

Заслушивание со­общений учащихся об истории утюга. Формирование умений построения и реализации новых знаний, понятий и способов действий: формулирование цели урока, определение плана изучения нового материала. Беседа с использованием материалов учебника, ЭОР: правила снятия мерок для построения швейного изделия. Выполнение практической работы в паре «Снятие мерок дли построения чертежа фартука.

 

Не задано

Практическая работа: Выполнение расчетов по формулам на основе снятых мерок. Построение чертежа фартука в М1:4 и М1:1. Моделирование фартука выбранного фасона. Подготовка выкройки фартука к раскрою.

43-44

 

Раскрой швейного изделия.

Коллективное рас­суждение о после­довательности из­готовления про­стейших швейных изделий.

Определять способ подготовки данного вида ткани к раскрою. Выполнять экономную раскладку выкроек на ткани с учётом направления долевой нити, ширины ткани и направления рисунка, обмеловку с учётом припусков на швы. Выкраивать детали швейного изделия. Находить и предъявлять информацию об истории создания инструментов для раскроя.

 

Не задано

Практическая работа. «Экономная раскладка выкройки фартука на ткани и раскрой. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя».

45-46

 

Подготовка к примерке

Рассматривание готовых изделий. Коллективное рас­суждение о после­довательности из­готовления про­стейших швейных изделий.

Изготовление образцов ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя: прямыми стежками, с помощью булавок; обмётывание косыми (или петельными) стежками; замётывание (вподгибку с открытым срезом и вподгибку с закрытым срезом); смётывание.

 

Не задано

Практическая работа. «Прокладывание контрольных и контурных линий. Смётывание деталей».

47-48

 

Изготовление изделия.

Рассматривание готовых изделий. Коллективное рас­суждение о после­довательности из­готовления про­стейших швейных изделий. Оценка качества.

Не задано

Практическая работа. «Соединение деталей фартука. Примерка и исправление дефектов после примерки. ВТО. Оценка качества».

 

 

Технологии получения, преобразования и использования энергии – 2 часов

49-50

 

Технологии получения, преобразования и использования энергии.

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. Сбор дополнительной информации об областях получения и применения механической энергии в Интернете и справочной литературе. Ознакомление с устройствами, использующими кинетическую и потенциальную энергию.

 

П.10.1

П.10.2

П.10.3

 Работа и энергия. Виды энергии.

Практическая работа. Изготовление и испытание маятника Максвелла. Изготовление игрушки «йо-йо». 

Технологии растениеводства-6 часа

51-52

 

Технологии растениеводства. Растения как объект технологии.

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности. Определение основных групп культурных растений.

 

П.12.1

Характеристика и классификация  культурных растений.

Практическая работа. Определение основных групп культурных растений.

 

53-54

 

Значение культурных растений в жизнедеятельности человека.

Практическая работа. Технология выращивания рассады. Приготовление места под рассаду, грунта, семян. Посадка семян в грунт.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Формулирование цели урока, определение тематики новых знаний.

 

П.12.2

55-56

 

Общая технология выращивания культурных растений.

Практическая работа. Определение основных видов дикорастущих растений, используемых человеком. Проведение фенологических наблюдений за комнатными растениями.

Визуальная диагностика недостатка элементов питания культурных растений.    Освоение способов и методов вегетативного размножения культурных растений (черенками, отводками, прививкой, культурой ткани)  на примере комнатных декоративных культур.

 Освоение технологий заготовки сырья дикорастущих растений на примере растений своего региона. Освоение способов переработки сырья дикорастущих растений (чаи, настои, отвары).

П.12.3

П.12.4

                                                                                           Технологии животноводства-4 часа

57-58

 

Животные и технологии 21 века.

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда, готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Проявление познавательных интересов и активности.

П.13.1

Практическая работа. Распознавание основные типы животных.

 

59-60

 

Животноводство и материальные потребности человека.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Формулирование цели урока, определение тематики новых знаний. Приводить примеры технологий производства основных видов животноводческой продукции: молока, мяса, яиц, шерсти, пушнины;

осуществлять контроль и оценку качества продукции животноводства;

собирать информацию и описывать технологию  разведения, содержания домашних животных на примере  своей семьи, семей своих друзей, зоопарка.

П.13.2

Практическая работа. Оценивание роли животных в сельскохозяйственном производстве.

Технологии получения, обработки и использования информации- 6 часов

61-62

 

Информация и ее виды.

Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки. Сравнение скорости и качества восприятия информации различными органами чувств. Чтение и запись информации различными средствами отображения информации. Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Освоение методов запоминания информации.

 

П.11.1

Практическая работа. «Отобразить одну информацию для восприятия разными органами чувств».

63-64

 

Каналы восприятия информации человеком.

 

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Формулирование цели урока, определение тематики новых знаний. Осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, эскизах, фотографиях;

представлять информацию вербальным

и невербальным средствами.

П.11.2

Практическая работа. Представление, запись информации и обработка информации с помощью компьютера.

65-66

 

Способы материального представления и записи визуальной информации.

Актуализация знаний по изучаемой теме, подготовка мышления к усвоению нового материала, анализ учебной ситуации и моделирование этапов изучения нового материала. Применять технологии получения, представления, преобразования и использования информации из различных источников.

 

П.11.3

Практическая работа. Оценка восприятия содержания информации в зависимости от установки.

 

Социальные технологии – 4часа

67-68

 

Сущность и особенности социальных технологий.

Практическая работа. «Разработка технологий общения при конфликтных ситуациях».

 

Применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла. Осознание необходимости общественно полезного труда. Проявление познавательных интересов и активности. Контроль и систематизация информации о техносфере, современном производстве и их применении при решении практических задач. Объяснять специфику социальных технологий, пользуясь произвольно избранными примерами, характеризуя тенденции развития социальных технологий в XXI веке. Называть виды социальных технологий; характеризовать технологии работы с общественным мнением, технологии сферы услуг, социальные сети как технологию. Оценка, систематизация знаний.

П.15.1

П.15.2

 

Виды социальных технологий. Технологии общения.

Образовательные технологии. Медицинские технологии. Социокультурные технологии.

Практическая работа. «Составление и обоснование  перечня личных потребностей, их иерархическое построение».

 

69-70

 

Человек как объект социальных технологий. Основные свойства личности человека. Потребности и их иерархия.

Практическая работа. «Тесты по оценке свойств личности».

П.15.3

Обобщающая проверочная работа

Итого 70 часов

Средства контроля

1.Устная проверка

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • полностью усвоил учебный материал;
  • умеет изложить учебный материал своими словами;
  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в основном усвоил учебный материал;
  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
  • подтверждает ответ конкретными примерами;
  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;
  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
  • слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

 

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • почти не усвоил учебный материал;
  • не может изложить учебный материал своими словами;
  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;
  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

 

  1. При выполнении практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

·           творчески планирует выполнение работы;

·           самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

·           правильно и аккуратно выполняет задания;

·           умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

 

 

 

Оценка «4» ставится, если учащийся:

·           правильно планирует выполнение работы;

·           самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

·           в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

·           умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

 

Оценка «3» ставится, если учащийся:

·           допускает ошибки при планировании  выполнения работы;

·           не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

·           допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

·           затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.

 

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • не может правильно спланировать выполнение работы;
  • не может использовать знаний программного материала;
  • допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;
  • не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями  и другими средствами.
  1. При выполнении творческих и проектных работ

Технико-экономические требования

    Оценка «5»

ставится, если учащийся:

Оценка «4»

ставится, если учащийся:

Оценка «3»

ставится, если учащийся:

Оценка «2»

ставится, если учащийся:

Защита проекта

Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы.

Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Обнаруживает, в основном, полное соответствие

доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные

вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами

Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на отдельные вопросы.

Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами.

Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы.

Не может правильно и четко ответить на многие вопросы.

Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами.

Оформление проекта

Печатный вариант.

Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта.

Грамотное, полное изложение всех разделов.

Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения.

Печатный вариант.

Соответствие требованиям выполнения проекта.

Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов.

Качественное, неполное количество наглядных материалов.

Соответствие технологических разработок современным

требованиям.

Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям.

Рукописный вариант.

Не соответствиетребованиям выполнения проекта.

Неграмотное изложение всех разделов.

Отсутствие наглядных

материалов.

Устаревшие технологии обработки.

Практическая направленность

Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта.

 

Выполненное изделие соответствует и может

использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения.

Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении.

Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению.

Соответствие технологии выполнения

Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании

Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных  инструкционных карт не имеют принципиального значения

Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению

Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от  технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется

Качество

проектного изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия

Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается

Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворительно, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению

Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия

 

  1. При выполнении тестов, контрольных работ

 

Оценка «5» ставится, если учащийся:     выполнил   90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся:     выполнил   70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся:     выполнил   30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся:     выполнил   до 30 % работы

 

 

Учебно - методические средства обучения

Список рекомендованной литературы для педагога:

1. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.М. Казакевича - М: Просвещение, 2019 г.

2. Программа по курсу «Технология» авторского коллектива Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., для организаций общего образования, на основе Примерной основной образовательной программе основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ.

3. Методические рекомендации по оборудованию мастерской