Рабочая программа "Азбука содержания животных" 1 класс
Оценка 5

Рабочая программа "Азбука содержания животных" 1 класс

Оценка 5
pdf
16.09.2020
Рабочая программа "Азбука содержания животных" 1 класс
азбсодживот1кл.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСПЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности «АЗБУКА  СОДЕРЖАНИЯ  ЖИВОТНЫХ»

1       класс, I уровень на 2017-2018  учебный  год 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                              Разработана: Южиковой  Маргаритой

                                                                                              Александровной,   учителем физики и                          математики высшей квалификационной                

                                                                                              категории

 

 

 

 

 

 

 

                                                               с. Успенка,   2017  год           

Пояснительная   записка

Рабочая   программа   внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» составлена  на основе:

              основной   образовательной программы среднего  общего  образования   Муниципального   бюджетного общеобразовательного  учреждения   «Успенская средняя  общеобразовательная  школа»;

              примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под  ред. В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. — М: Просвещение,

2010, - IIIс. - (Стандарты  второго  поколения); авторской программы В.А. Ясвина. 

Программа «Азбука содержания животных» соответствует научно-познавательному направлению внеурочной деятельности. Она предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развития сообразительности, наблюдательности, любознательности. В процессе занятий дети учатся рассуждать, видеть сходства и различия во внешних признаках предлагаемых объектов,  замечать изменения в их развитии, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. 

Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный  и развивающий характер.

Содержание курса «Азбука содержания животных» оказывает существенное влияние на воспитание гуманной, творческой, социально - активной личности ребенка, бережно и естественно относящейся к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы.

Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной  поддержке мероприятий  и акций, направленных на заботу о животных. 

                Задачи программы:                                     

              научить детей использовать имеющие знания  о животных в повседневной жизни;

              способствовать расширению кругозора;

              обучить  умению работать индивидуально и в группе, отстаивать свою точку зрения;

              развивать природные задатки и способности детей;

              воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при содержании  домашних  животных, птиц,  аквариумных рыбок и т. д. 

На занятиях используются различные методы и формы обучения, в основном практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов, презентаций. Учащиеся ведут наблюдения за животными, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его.  Каждая тема завершается практической работой.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию во время занятий подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей. 

Рабочая программа  рассчитана на 35 часов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.

Сроки  реализации   данной  программы  1 год. 

Знания, умения и навыки, приобретенные обучающимся при изучении данного курса будут  применяться  на занятиях окружающего мира.

Технологии: педагогика сотрудничества,  обучение с применением ИКТ, личностно – ориентированное обучение, метод  проектов.

Планируемые  результаты реализации программы:

             

У  обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.

Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

              Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

              Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

              В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными  результатами является формирование  следующих УУД:  Регулятивные УУД:  

              Учитъся работать по предложенному учителем плану.

              Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

              Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.

Познавательные УУД:

              Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

              Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.

              Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

              Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.

              Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

                Коммуникативные УУД:                             

              Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

              Слушать и понимать речь других.

              Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

              Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).

Предметными  результатами является сформированность следующих умений: 

              Оценивать правильность поведения людей в природе.

              Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.

              Называть условия, необходимые для жизни животных.

              Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.

              Приводить примеры домашних животных своего края.

              Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

 

 

 

 

                               Ожидаемые  воспитательные  результаты  реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1.Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:

приобретение школьником знаний 

                о правилах содержания животных, о правилах обращения с животными;

                об основных нормах гигиены;

                о принятых в обществе нормах отношений к природе;

                об ответственности за поступки, слова и мысли;

                о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:

развитие ценностного отношения школьника к родной природе: к животным, растениям, человеку.

3. Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:

              приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;

              принятия на себя ответственности за других людей, за жизнь животных, опыта заботы о «братьях наших меньших».

В 1 классе возможно достижение результатов первого  уровня и частично втор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса

 

Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище (1 ч.)

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.

Тема 2.Почему мы любим животных  (2 ч.)

Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.

Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.

Тема 3. Собаки – самые верные друзья (3 ч.)

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о собаках.

Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе (3 ч.)

Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.

Тема 5. Пернатая радуга в комнате (4 ч.)

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки. Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники (4 ч.)

           Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах. Практическая работа: оформление места проживания хомячка.

Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи (4 ч.)

           Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование:  грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике. Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

Тема 8. Школа для ваших любимцев (5 ч.)

           Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные - артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних  животных различным трюкам. Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.

Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь(4 ч.)

            Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили (3 ч.)

           Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.

Тема 11. Итоговое занятие. Конференция, выставка (2 ч.)

            Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий.

Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.  Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое  планирование

п/п

Название тем и занятий

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

По плану 

По факту

I

Как животные оказались в нашем жилище?

1

0,5

0,5

 

 

1/1

Отношение к животным первобытных людей. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа № 1 по теме «Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными».

1

0,5

0,5

 

 

 

01.09

 

II

Почему мы любим животных?

2

1

1

 

 

2/1

Интерес к животным, их огромное разнообразие.Содержание  и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные помогают сохранить здоровье.

1

0,5

0,5

 

8.09

 

3/2

Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Практическая работа № 2 по теме «Конкурс эрудитов – любителей животных».

1

0,5

0,5

 

15.09

 

III

Собаки – самые верные друзья человека

3

2

1

 

 

4/1

Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород.

1

1

---

 

22.09

 

5/2

«Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками.

1

1

---

29.09

 

6/3

Как выбрать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.Практическая работа № 3 по теме  «Просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак».

1

---

1

 

 

06.10

 

IV

 Кошки, которые не гуляют сами по себе

3

2

1

 

 

7/1

Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Породы кошек

1

1

---

 

13.10

 

8/2

Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Как выбрать кошку.

Воспитание котят.

1

1

---

 

20.10

 

9/3

Как ухаживать за взрослой кошкой.

Практическая работа № 4 по теме

1

-

1

 

27.10

 

 

 

«Освоение приемов ухода за взрослой кошкой».

 

 

 

 

 

V

Пернатая радуга в комнате

4

1,5

2,5

 

 

10/1

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц.

1

0,5

0,5

10.11

 

11/2

Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Корма и правила кормления.

1

0,5

0,5

17.11

 

12/3

Почему не стоит ловить птиц в природе.Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище.

1

0,5

0,5

 

24.11

 

13/4

Практическая работа № 5 по теме «Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки».

1

-

1

 

01.12

 

VI

Хомка и его ближайшие родственники

4

1,5

2,5

 

 

14/1

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки.

Мышевидные.

1

0,5

0,5

 

08.12

 

15/2

Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов.

1

0,5

0,5

 

15.12

 

16/3

Корма и правила кормления.

Особенности содержания и разведения в неволе

1

0,5

0,5

 

22.12

 

17/4

Практическая работа № 6 по теме «Оформление места проживания хомячка».

1

---

1

 

12.01

 

VII

Рыбы – самые тихие соседи

4

1,5

2,5

 

 

18/1

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Выбор и покупка аквариума.

1

0,5

0,5

 

19.01

 

19/2

Размещение и оборудование аквариума. Приборы для аквариума. Аквариум как модель природного водоема. Основные группы рыб.

1

0,5

0,5

 

26.01

 

20/3

Правила покупки и транспортировки рыб. Корма  и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки.

1

0,5

0,5

 

02.02

 

21/4

Практическая работа № 7 по теме «Просмотр видеоматериалов; освоение приемов очистки стенок аквариума».

1

---

1

 

09.02

 

VIII

 Школа для ваших любимцев

5

2

3

 

 

22/1

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак  и кошек к чистоплотности.

1

0,5

0,5

16.02

 

23/2

Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. 

1

0,5

0,5

02.03

 

24/3

Животные в цирке. Знаменитые

1

0,5

0,5

 

 

 

животные – артисты.

 

 

 

09.03

 

25/4

Обучение домашних животных различным трюкам.

1

0,5

0,5

16.03

 

26/5

Практическая работа № 8 «Отработка навыков дрессировки животных».

1

---

1

23.03

 

IX

Взрослые, которые всегда готовы помочь

4

2

2

 

 

27/1

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.

1

1

---

06.04

 

28/2

Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники.

1

0,5

0,5

 

13.04

 

29/3

Клубы любителей различных животных . Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.

1

0,5

0,5

 

20.04

 

30/4

Практическая работа № 9 по теме «Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным».

1

---

1

 

27.04

 

X

Мы в ответе за тех, кого приручили

3

1

2

 

 

31/1

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.

1

0,5

0,5

 

04.05

 

32/2

Законы,  регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4  октября – Всемирный день животных.

1

0,5

0,5

11.05

 

33/3

Практическая работа № 10 по теме «Освоение приемов фотографирования птиц и животных».

1

---

1

18.05

 

XI

 Итоговое занятие. Конференция, выставка

2

0,5

1,5

 

 

34/1

Подготовка конференции, выставки фотографий и рисунков с изображением животных.

1

0,5

0,5

 

25.05

 

35/2

Практическая работа № 11 по теме «Проведение конференции. Выставка фотографий и рисунков животных».

1

---

1

 

26.05

 

Итого

35

15,5

19,5

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

 

Литература для учителя:

1.      Н. Арнольд, М. Оливер.  Я познаю мир: Коварные животные: Для умных, но ленивых: веселые уроки / Н. Арнольд, М. Оливер; Пер. с англ. Д. С. Щигеля, М. В. Сеферовой, М. Я. Беньковский. – М.:  АСТ, 2004. – 430 с.

2.      Г урБрэдбери.  У. Птицы морей, побережий и рек. – М.: Мир, 1983. – 128 с.

3.      Дрийверова  М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова.  – М., 1995.

4.      Ляхов  П. Р. Рассказы о животных для детей / авт.-сост.П. Р. Ляхов. – М.: АСТ, Астрель, 2010. -  398 с.

5.Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М.Д. Махлин. – М., 1993.

6.                  Плешаков  А. А. Природа. Учебное пособие для начальной школы. – М.: ВентанаГраф, 1994. – 144 с.

7.                  Хомич Е. О.Что? Зачем? Почему?  Детская энциклопедия. / Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. – Минск: Харвест, 2007. – 320 с.

 

Литература, рекомендованная для учащихся:

1.                  Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999.

2.                  Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

3.                  Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

4.                  Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С.

Жердев. М., 1988.

5.                  Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

6.                  Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

7.                  Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

8.                  Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

9.                  Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

10.              Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

11 Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

12.    Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д.

Полонский.-М., 2000.

13.    Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

14.    Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

15.    Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

16.    Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

17.    Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

18.    В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Успенка, 2017 год

Успенка, 2017 год

Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей

Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми)

Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми)

Содержание курса Тема 1

Содержание курса Тема 1

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой

Законы, регулирующие правила содержания животных

Законы, регулирующие правила содержания животных

II Почему мы любим животных? 2 1 1 2/1

II Почему мы любим животных? 2 1 1 2/1

Практическая работа № 5 по теме «Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки»

Практическая работа № 5 по теме «Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки»

IX Взрослые, которые всегда готовы помочь 4 2 2 27/1

IX Взрослые, которые всегда готовы помочь 4 2 2 27/1

Н. Арнольд, М. Оливер. Я познаю мир:

Н. Арнольд, М. Оливер. Я познаю мир:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2020