МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Рабочая программа внеурочной деятельности «АЗБУКА СОДЕРЖАНИЯ ЖИВОТНЫХ»
Разработана: Южиковой Маргаритой
Александровной, учителем физики и математики высшей квалификационной
категории
с. Успенка, 2017 год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» составлена на основе:
• основной образовательной программы среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Успенская средняя общеобразовательная школа»;
• примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А.Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. — М: Просвещение,
2010, - IIIс. - (Стандарты второго поколения); авторской программы В.А. Ясвина.
Программа «Азбука содержания животных» соответствует научно-познавательному направлению внеурочной деятельности. Она предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развития сообразительности, наблюдательности, любознательности. В процессе занятий дети учатся рассуждать, видеть сходства и различия во внешних признаках предлагаемых объектов, замечать изменения в их развитии, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Содержание программы носит личностно ориентированный, деятельностный и развивающий характер.
Содержание курса «Азбука содержания животных» оказывает существенное влияние на воспитание гуманной, творческой, социально - активной личности ребенка, бережно и естественно относящейся к богатству природы и к самому себе, как неотъемлемой части природы.
Цели программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы:
• научить детей использовать имеющие знания о животных в повседневной жизни;
• способствовать расширению кругозора;
• обучить умению работать индивидуально и в группе, отстаивать свою точку зрения;
• развивать природные задатки и способности детей;
• воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Цель занятий состоит в освоении опыта практического применения знаний и умений при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д.
На занятиях используются различные методы и формы обучения, в основном практические занятия; лекции носят обзорный характер, сопровождаются демонстрацией фотографий, рисунков, а также просмотром видеоматериалов, презентаций. Учащиеся ведут наблюдения за животными, выполняют творческие задания. Занятия могут проводиться не только в классе, но и вне его. Каждая тема завершается практической работой.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию во время занятий подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Сроки реализации данной программы 1 год.
Знания, умения и навыки, приобретенные обучающимся при изучении данного курса будут применяться на занятиях окружающего мира.
Технологии: педагогика сотрудничества, обучение с применением ИКТ, личностно – ориентированное обучение, метод проектов.
Планируемые результаты реализации программы:
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД: Регулятивные УУД:
• Учитъся работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
• Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
• Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
• Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
• Оценивать правильность поведения людей в природе.
• Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
• Называть условия, необходимые для жизни животных.
• Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
• Приводить примеры домашних животных своего края.
• Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1.Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни:
приобретение школьником знаний
• о правилах содержания животных, о правилах обращения с животными;
• об основных нормах гигиены;
• о принятых в обществе нормах отношений к природе;
• об ответственности за поступки, слова и мысли;
• о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом:
развитие ценностного отношения школьника к родной природе: к животным, растениям, человеку.
3. Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия:
• приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
• принятия на себя ответственности за других людей, за жизнь животных, опыта заботы о «братьях наших меньших».
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично втор
Содержание курса
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов – любителей животных.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о собаках.
Основы практической фелиологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки. Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники (4 ч.)
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах. Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике. Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные - артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам. Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий.
Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
№ п/п |
Название тем и занятий |
Количество часов |
Дата проведения |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
По плану |
По факту |
||||||
I |
Как животные оказались в нашем жилище? |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
1/1 |
Отношение к животным первобытных людей. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа № 1 по теме «Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными». |
1 |
0,5 |
0,5 |
01.09 |
|
|
II |
Почему мы любим животных? |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
2/1 |
Интерес к животным, их огромное разнообразие.Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные помогают сохранить здоровье. |
1 |
0,5 |
0,5 |
8.09 |
|
|
3/2 |
Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Практическая работа № 2 по теме «Конкурс эрудитов – любителей животных». |
1 |
0,5 |
0,5 |
15.09 |
|
|
III |
Собаки – самые верные друзья человека |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
4/1 |
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. |
1 |
1 |
--- |
22.09 |
|
|
5/2 |
«Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. |
1 |
1 |
--- |
29.09 |
|
|
6/3 |
Как выбрать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.Практическая работа № 3 по теме «Просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак». |
1 |
--- |
1 |
06.10 |
|
|
IV |
Кошки, которые не гуляют сами по себе |
3 |
2 |
1 |
|
|
|
7/1 |
Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Породы кошек |
1 |
1 |
--- |
13.10 |
|
|
8/2 |
Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Как выбрать кошку. Воспитание котят. |
1 |
1 |
--- |
20.10 |
|
|
9/3 |
Как ухаживать за взрослой кошкой. Практическая работа № 4 по теме |
1 |
- |
1 |
27.10 |
|
|
«Освоение приемов ухода за взрослой кошкой». |
|
|
|
|
|
V |
Пернатая радуга в комнате |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
|
10/1 |
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. |
1 |
0,5 |
0,5 |
10.11 |
|
11/2 |
Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Корма и правила кормления. |
1 |
0,5 |
0,5 |
17.11 |
|
12/3 |
Почему не стоит ловить птиц в природе.Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. |
1 |
0,5 |
0,5 |
24.11 |
|
13/4 |
Практическая работа № 5 по теме «Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приемов чистки клетки». |
1 |
- |
1 |
01.12 |
|
VI |
Хомка и его ближайшие родственники |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
|
14/1 |
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Мышевидные. |
1 |
0,5 |
0,5 |
08.12 |
|
15/2 |
Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. |
1 |
0,5 |
0,5 |
15.12 |
|
16/3 |
Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе |
1 |
0,5 |
0,5 |
22.12 |
|
17/4 |
Практическая работа № 6 по теме «Оформление места проживания хомячка». |
1 |
--- |
1 |
12.01 |
|
VII |
Рыбы – самые тихие соседи |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
|
18/1 |
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Выбор и покупка аквариума. |
1 |
0,5 |
0,5 |
19.01 |
|
19/2 |
Размещение и оборудование аквариума. Приборы для аквариума. Аквариум как модель природного водоема. Основные группы рыб. |
1 |
0,5 |
0,5 |
26.01 |
|
20/3 |
Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. |
1 |
0,5 |
0,5 |
02.02 |
|
21/4 |
Практическая работа № 7 по теме «Просмотр видеоматериалов; освоение приемов очистки стенок аквариума». |
1 |
--- |
1 |
09.02 |
|
VIII |
Школа для ваших любимцев |
5 |
2 |
3 |
|
|
22/1 |
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.02 |
|
23/2 |
Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. |
1 |
0,5 |
0,5 |
02.03 |
|
24/3 |
Животные в цирке. Знаменитые |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
животные – артисты. |
|
|
|
09.03 |
|
25/4 |
Обучение домашних животных различным трюкам. |
1 |
0,5 |
0,5 |
16.03 |
|
26/5 |
Практическая работа № 8 «Отработка навыков дрессировки животных». |
1 |
--- |
1 |
23.03 |
|
IX |
Взрослые, которые всегда готовы помочь |
4 |
2 |
2 |
|
|
27/1 |
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. |
1 |
1 |
--- |
06.04 |
|
28/2 |
Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. |
1 |
0,5 |
0,5 |
13.04 |
|
29/3 |
Клубы любителей различных животных . Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
20.04 |
|
30/4 |
Практическая работа № 9 по теме «Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим животным». |
1 |
--- |
1 |
27.04 |
|
X |
Мы в ответе за тех, кого приручили |
3 |
1 |
2 |
|
|
31/1 |
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
04.05 |
|
32/2 |
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
11.05 |
|
33/3 |
Практическая работа № 10 по теме «Освоение приемов фотографирования птиц и животных». |
1 |
--- |
1 |
18.05 |
|
XI |
Итоговое занятие. Конференция, выставка |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
|
34/1 |
Подготовка конференции, выставки фотографий и рисунков с изображением животных. |
1 |
0,5 |
0,5 |
25.05 |
|
35/2 |
Практическая работа № 11 по теме «Проведение конференции. Выставка фотографий и рисунков животных». |
1 |
--- |
1 |
26.05 |
|
Итого |
35 |
15,5 |
19,5 |
|
|
Литература для учителя:
1. Н. Арнольд, М. Оливер. Я познаю мир: Коварные животные: Для умных, но ленивых: веселые уроки / Н. Арнольд, М. Оливер; Пер. с англ. Д. С. Щигеля, М. В. Сеферовой, М. Я. Беньковский. – М.: АСТ, 2004. – 430 с.
2. Г урБрэдбери. У. Птицы морей, побережий и рек. – М.: Мир, 1983. – 128 с.
3. Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. – М., 1995.
4. Ляхов П. Р. Рассказы о животных для детей / авт.-сост.П. Р. Ляхов. – М.: АСТ, Астрель, 2010. - 398 с.
5.Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М.Д. Махлин. – М., 1993.
6. Плешаков А. А. Природа. Учебное пособие для начальной школы. – М.: ВентанаГраф, 1994. – 144 с.
7. Хомич Е. О.Что? Зачем? Почему? Детская энциклопедия. / Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. – Минск: Харвест, 2007. – 320 с.
Литература, рекомендованная для учащихся:
1. Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999.
2. Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
3. Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
4. Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С.
Жердев. М., 1988.
5. Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
6. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
7. Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
8. Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
9. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
10. Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
11 Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
12. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д.
Полонский.-М., 2000.
13. Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
14. Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
15. Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
16. Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
17. Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
18. В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.