МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам. дир. по УПР Директор КГБПОУ «УКЛПО»
____________ Журавский С.В. ______________Коротов В.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.04 Безопасность Жизнедеятельности»
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
С Усть-Калманка, 2022 г
Программа учебной дисциплины разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 14 апреля 2022 г. N 235.;
- примерной основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования утвержденной протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 35.00.00 от 09 сентября 2022 г. № 2 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ: Приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № 496 от 10.10.2022
Организация-составитель: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КАЛМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Составители:
Захарова И.А преподаватель первой категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
|
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.04 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является обязательной частью Социально-гуманитарного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01- ОК 09,
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК01- ОК09
|
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них; родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим. |
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; -меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении, (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
68 76 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
38 28 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
40 40 |
практические занятия |
28 28 |
Самостоятельная работа* |
- 6 |
Промежуточная аттестация в виде дифференцированного зачёта |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, ак. ч / |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях |
20/10 |
|
|
Тема 1.1.
Чрезвычайные ситуации мирного времени и защита от них |
Содержание учебного материала |
8 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
Цели и задачи изучения дисциплины. Понятие и общая классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Чрезвычайные ситуации социального происхождения. Терроризм и меры по его предупреждению. Основы пожаробезопасности и электробезопасности |
4 |
||
В том числе практических занятий |
4 |
||
Практическое занятие № 1. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера |
2 |
||
Практическое занятие № 2. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся* |
– |
||
Тема 1.2.
Способы защиты населения от оружия массового поражения |
Содержание учебного материала |
8 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14 ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
1. Ядерное оружие и его поражающие факторы. Действия населения в очаге ядерного поражения. Химическое оружие и его характеристика. Действия населения в очаге химического поражения. Средства индивидуальной защиты населения |
4 |
||
2. Биологическое оружие и его характеристика. Действие населения в очаге биологического поражения. Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности. Средства коллективной защиты населения |
|||
В том числе практических занятий |
4 |
||
Практическое занятие № 3. Правила поведения и действия в очаге химического и биологического поражения |
2 |
||
Практическое занятие № 4. Использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов при ЧС |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся* |
– |
||
Тема 1.3.
Организационные и правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях |
Содержание учебного материала |
4 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
1. Устойчивость работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан |
2 |
||
2. Понятие и основные задачи гражданской обороны. Организационная структура гражданской обороны. Основные мероприятия, проводимые ГО. Действия населения по сигналам |
|||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Практическое занятие № 5. Правила поведения и действия по сигналам гражданской обороны |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы |
2 |
||
Раздел 2. Основы военной службы и медицинской подготовки |
48/18 |
|
|
Модуль «Основы военной службы» (для юношей) |
48/18 |
|
|
Тема 2.1.
Основы военной безопасности Российской Федерации |
Содержание учебного материала |
10 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
1. Нормативно-правовая база обеспечения военной безопасности Российской Федерации, функционирования ее Вооруженных Сил и военной службы граждан |
6 |
||
2. Организация обороны Российской Федерации |
|||
В том числе практических занятий |
4 |
||
Практическое занятие № 6. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания, их основные задачи |
2 |
||
Практическое занятие № 7. Общая физическая и строевая подготовка |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы |
2 |
||
Тема 2.2.
Вооруженные Силы Российской Федерации |
Содержание учебного материала |
10 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
1. Русская военная сила – от княжеских дружин до ракетно-космических войск. Назначение и задачи Вооруженных Сил |
6 |
||
2. Состав Вооруженных Сил. Руководство и управление Вооруженными Силами |
|||
3. Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации 2008-2020 гг |
|||
В том числе практических занятий |
4 |
||
Практическое занятие № 8. Виды Вооруженных Сил, рода войск, история их создания, их основные задачи |
2 |
||
Практическое занятие № 9. Общая физическая и строевая подготовка |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся* |
– |
||
Тема 2.3.
Воинская обязанность в Российской Федерации |
Содержание учебного материала |
8 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
1. Понятие и сущность воинской обязанности. Воинский учет граждан. Призыв граждан на военную службу |
6 |
||
2. Медицинское освидетельствование и обследование граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на военную службу |
|||
3. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе |
|||
В том числе практических занятий |
2 |
||
Практическое занятие № 10. Обязательная подготовка граждан к военной службе |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся* |
– |
||
Тема 2.4.
Символы воинской чести. Боевые традиции Вооруженных Сил России |
Содержание учебного материала |
10 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
1. Боевое Знамя части – символ воинской чести, доблести и славы. Боевые традиции Вооруженных сил РФ |
6 |
||
2. Ордена – почетные награды за воинские отличия в бою и заслуги в военной службе. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации |
|||
3. Патриотизм и верность воинскому долгу. Дружба, войсковое товарищество |
|||
В том числе практических занятий |
4 |
||
Практическое занятие № 11. Воинские звания и военная форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации |
2 |
||
Практическое занятие № 12. Общая физическая и строевая подготовка |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся* |
– |
||
Тема 2.5.
Организационные и правовые основы военной службы в Российской Федерации |
Содержание учебного материала |
10 |
ЛР 3, ЛР 11, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 14
ОК 01 ОК 02 ОК 04 ОК 07
|
1. Военная служба – особый вид государственной службы. Воинские должности и звания военнослужащих. Правовой статус военнослужащих |
6 |
||
2. Права и обязанности военнослужащих. Социальное обеспечение военнослужащих. Начало, срок и окончание военной службы. Увольнение с военной службы |
|||
3. Прохождение военной службы по призыву. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба |
|||
В том числе практических занятий |
4 |
||
Практическое занятие № 13. Ответственность военнослужащих. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации |
2 |
||
Практическое занятие № 14. Общая физическая и строевая подготовка |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы |
2 |
||
Промежуточная аттестация дифференцированный зачёт |
2 |
|
|
Всего: |
76 |
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий (автомобильная аптечка первой помощи, перевязочные средства, средства иммобилизации, маски с клапанами для искусственного дыхания, робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи, носилки и т.д.), огнетушители порошковые (учебные), огнетушители пенные (учебные), огнетушители углекислотные (учебные), расходные материалы для практических работ, техническими средствами обучения: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа проектор, плазменный телевизор, интернет, дозиметр, люксметр. Учебные фильмы, мультимедийные средства обучения.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации
программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного
фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных и (или) электронных изданий в качестве основного,
при этом список может быть дополнен другими изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Менумеров, Р. М. Электробезопасность: учебное пособие для спо / Р. М. Менумеров. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-8191-0.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для спо / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева, Н. Б. Мануйлова. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-7404-2.
3. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона: учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0.
4. Дацков, И. И. Электробезопасность в АПК: учебное пособие для спо / И. И. Дацков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 132 с. — ISBN 978-5-8114-6544-6
5. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / В. С. Долгов. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 188 с. — ISBN 978-5-8114-3928-7
3.2.2. Основные электронные издания:
1.Менумеров, Р. М. Электробезопасность: учебное пособие для спо / Р. М. Менумеров. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-8191-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/173112 (дата обращения: 08.09.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для спо / Н. В. Горькова, А. Г. Фетисов, Е. М. Мессинева, Н. Б. Мануйлова. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-7404-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/174970 (дата обращения: 08.09.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Широков, Ю. А. Защита в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона: учебное пособие для спо / Ю. А. Широков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 488 с. — ISBN 978-5-8114-6463-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148019 (дата обращения: 08.09.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Дацков, И. И. Электробезопасность в АПК: учебное пособие для спо / И. И. Дацков. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 132 с. — ISBN 978-5-8114-6544-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148489
5. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник / В. С. Долгов. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 188 с. — ISBN 978-5-8114-3928-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148233
3.2.3. Дополнительные источники
1. Культура безопасности жизнедеятельности. [Электронный ресурс] / Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийных бедствий: сайт // Режим доступа: http://www.culture.mchs.gov.ru/testing/?SID=4&ID=5951.
2. Портал МЧС России [Электронный ресурс]: сайт // Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/.
3. Энциклопедия безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. –– URL: http://bzhde.ru.
4. Официальный сайт МЧС РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru.
5. Безопасность в техносфере [Электронный ресурс]. – URL: http://www.magbvt.ru.
6. База данных информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/.
7. Федеральная государственная информационная система «Национальная электронная библиотека» http://нэб.рф/.
8. Университетская информационная система «РОССИЯ» http://uisrussia.msu.ru/.
9. www.goup32441. narod. ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Знания: Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; |
Демонстрирует знания нормативных документов в своей профессиональной деятельности, демонстрирует готовность к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов, в том числе условиях противодействия терроризму; Владеет информацией об государственных системах защиты национальной безопасности России. |
Оценка решений ситуационных задач Тестирование Устный опрос Практические занятия Ролевые игры Зачет |
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; |
Дает характеристику различным видам потенциальных опасностей и перечислять их последствия |
|
Основы военной службы и обороны государства; |
Демонстрирует знания основ военной службы т оборон государства |
|
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; |
Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечислять способы защиты населения от ОМП. |
|
Способы защиты населения от оружия массового поражения; |
Формулирует задачи и основные мероприятия ГО, перечисляет способы защиты населения от ОМП. |
|
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; |
Демонстрирует знания эффективных превентивных мер для предотвращения пожароопасных ситуаций; Умеет определять пожаро и взрывоопасность различных материалов. |
|
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; |
Владеет знаниями об организации и порядке призыва граждан на военную службу |
|
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении(оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; |
Ориентируется в видах вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО |
|
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
Демонстрирует знания в области анатомо-физиологических последствий воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; Демонстрирует знания порядка и правил оказания первой помощи пострадавшим, в том числе при транспортировке |
|
Умения: Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; |
Способен разработать алгоритм действий организовать и провести мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий ЧС |
Наблюдение в процессе практических занятий Оценка решений ситуационных задач Экспертная оценка аудиторной и внеаудиторной работы, Зачет
|
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. |
Владеть мерами по снижению опасностей различного вида |
|
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения |
Демонстрирует умения использовать средства индивидуальной защиты и оценивает правильность их применения |
|
Применять первичные средства пожаротушения |
Демонстрирует умения пользоваться первичными средствами пожаротушения и оценивает правильность их применения |
|
Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности |
Отличает виды вооруженных сил, ориентируется в перечне военно-учетных специальностей. |
|
Владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы |
Демонстрирует владение особенностями бесконфликтного поведения в повседневной деятельности, в условиях ЧС мирного и военного времен |
|
Оказывать первую помощь пострадавшим. |
Демонстрирует умения оказывать первую помощь пострадавшим; В правильной последовательности осуществляет манипуляции по оказанию первой помощи. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.