РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Эрудит»
г. Оренбург
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ Шагеева С.А. Протокол № 1 от __.08.2021г. |
|
«Утверждено» Директор МОАУ «СОШ № 72» _______Белка О.Ю __.08.2021г. |
Программа курса «Эрудит» направлена на развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовку их к участию в интеллектуальных играх и конкурсах различного уровня с включением материала повышенной трудности, заданий творческого характера, проектно-исследовательской деятельности.
Разработчик программы: методическое объединение учителей начальной школы
Принято на заседании педагогического совета протокол №1 от __.08.2018г. |
Содержание
1. Результаты освоения курса «Эрудит»……………………………… |
4 |
2. Содержание программы …………………………………………… |
6 |
3. Тематическое планирование с указанием часов, отведенных на изучение курса ……………………………………………………….. |
8
|
Результаты освоения курса «Эрудит»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Метапредметными
результатами
изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Основные виды деятельности:
l решение логических задач по разным отраслям знаний
l работа с различными источниками информации
l составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
l разработка, создание и защита проектов (презентаций)
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками
информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Форма подведения итогов реализации
программы:
интеллектуальный марафон.
Содержание программы
В содержании курса «Эрудит» интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира, информатики. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников. Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды мыслительной деятельности: память, внимание, воображение, логика, речь и т.д.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Сроки реализации образовательной программы:
Программа рассчитана на 136 занятий в год, интегрированный курс по ряду областей: русский язык, литературное чтение, математика, информатика и окружающий мир.
Тематическое планирование с указанием часов,
отведенных на изучение курса «Эрудит»
№% |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1-2 |
Решение математических логических задач. Пространственные представления. |
2 |
3-4 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. «Биография» слов |
2 |
5 |
Решение логических задач на применение общих знаний. «Огородные» сказки. |
1 |
6-7 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. «Шарады и загадки» |
2 |
8 |
Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов. Наши имена |
1 |
9-10 |
Решение математических логических задач. Решение логических задач на применение общих знаний. Весёлая геометрия |
2 |
11-12 |
Решение языковых логических задач. Слова-близнецы |
2 |
13 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Кроссворды |
1 |
14-15 |
Виды линий. Решение математических логических задач. |
2 |
16 |
Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. «К тайнам слова» |
1 |
17-18 |
Решение языковых логических задач. Алгоритмы. Логические цепочки. |
2 |
19-20 |
Решение и составление ребусов, содержащих предлоги. Решение логических задач на применение общих знаний. Прятки с предлогами. |
2 |
21-22 |
Решение математических логических задач. Закономерности. |
2 |
23 |
Решение языковых логических задач. Слова-друзья. |
1 |
24 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Весёлая геометрия. |
1 |
25-26 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Чайнворды. |
2 |
27-28 |
Виды линий. Решение математических логических задач. Времена года. |
2 |
29 |
Решение языковых логических задач. Головоломки, ребусы, кроссворды. |
1 |
30 |
Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. «Чудо-дерево». |
1 |
31-32 |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Решение логических задач на применение общих знаний. Что скрывает сорока? |
2 |
33 |
Решение математических логических задач. Порядок возрастания и убывания. |
1 |
34-35 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Фразеологизмы. |
2 |
36 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Ребусы. |
1 |
37 |
Решение математических логических задач. Отрезки. |
1 |
38 |
Обобщение знаний. Решение языковых логических задач. |
1 |
39 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Блицтурнир по решению задач. |
1 |
40-41
|
Решение и составление рисуночных ребусов. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Что бы это значило? |
2 |
42-43 |
Решение математических логических задач. Уравнения. |
2 |
44 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Стихотворения о сказках. |
1 |
45-46 |
Структура, содержание и защита проекта (презентация). Проект «По сказкам Пушкина». |
2 |
47 |
Решение математических логических задач. Отрезки. |
1 |
48-49 |
Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. «Волшебный цветок». |
2 |
50-51 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Игра «Сто к одному». |
2 |
52-53 |
Разгадывание и составление загадок. Решение языковых логических задач. Карусель загадок. |
2 |
54 |
Решение математических логических задач. Логические задачи. |
1 |
55-56 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Интеллектуальная разминка. |
2 |
57 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Новые игры по старым правилам. |
1 |
58-59 |
Решение языковых логических задач. Ищем рифму. |
2 |
60-61 |
Решение математических логических задач. Виды углов. |
2 |
62 |
Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
1 |
63-64 |
Решение логических задач на применение общих знаний. В царстве смекалки. |
2 |
65-66 |
Разгадывание шарад. Решение языковых логических задач. Загадки – шарады. |
2 |
67 |
Решение математических логических задач. Подмечаем, сравниваем, анализируем, обобщаем. |
1 |
68 |
Решение языковых логических задач. Конкурс «Угадай сказку». |
1 |
69 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Лингвистические игры. |
1 |
70-71 |
Решение математических логических задач. Виды углов. |
2 |
72-73 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Волшебные превращения цифр. |
2 |
74 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Интеллектуально-творческая игра. |
1 |
75-76 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Задачи на смекалку. |
2 |
77-78 |
Решение загадок и логических задач о сказочных героях. Решение языковых логических задач. Путешествие в сказку. |
2 |
79-80 |
Решение логических задач. Сложные и сокращенные слова. |
2 |
81-82 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Спрятавшиеся слова. |
2 |
83-84 |
Решение математических логических задач. Углы. |
2 |
85 |
Решение языковых логических задач. Устаревшие слова. В музее истории слов. |
1 |
86-87 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Танграм. |
2 |
88-89 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Игра-соревнование. Слова - пришельцы. |
2 |
90 |
Решение математических логических задач. Графическое моделирование. |
1 |
91-92 |
Знакомство с анаграммами, решение и составление. Решение языковых логических задач. Секреты анаграммы. |
2 |
93-94 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Объёмные геометрические фигуры. |
2 |
95 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Крылатые слова. |
1 |
96 |
Решение математических логических задач. Ломаная. |
1 |
97-98 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Тарабарская грамота. |
2 |
99
|
Структура, содержание и защита проекта (презентация). Проект «Как появились предложения?» |
1 |
100 |
Обобщение знаний. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. «Путешествие в страну Знаний». |
1 |
101 |
Решение математических логических задач. Периметр. |
1 |
102-103 |
Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением. Решение языковых логических задач. Крылатые слова. |
2 |
104 |
Решение логических задач на применение общих знаний. |
1 |
105-106 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Работа с пословицами. |
2 |
107 |
Решение математических логических задач. Прямоугольник. Квадрат. |
1 |
108-109 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. С чего начинается речь?
|
2 |
110-111 |
Решение языковых логических задач. Особая роль предлога.
|
2 |
112 |
Обобщение знаний. Решение языковых логических задач. «Путешествие на остров сокровищ». |
1 |
113-114 |
Решение математических логических задач. Периметр. Строительство и транспорт. |
2 |
115-116 |
Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Пословица недаром молвится. |
2 |
117-118 |
Решение математических логических задач. Решай, отгадывай, считай. |
2 |
119 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Составление кроссвордов. |
1 |
120 |
Решение математических логических задач. Треугольники. |
1 |
121-122 |
Решение языковых логических задач. «Прадедовские» приставки. |
2 |
123-124 |
Сочетания слов по смыслу. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Каждому слову своё место. |
2 |
125 |
Обобщение знаний. Решение языковых логических задач. |
1 |
126 |
Решение логических задач на применение общих знаний Контур. |
1 |
127-128 |
Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними. Прямой и переносный смысл речевых оборотов. |
2 |
129 |
Решение математических логических задач. |
1 |
130-131 |
Решение математических логических задач. Многоугольники. Рыцарский замок. |
2 |
132-133 |
Решение логических задач на применение общих знаний. Омофоны. Различай слова по смыслу. |
2 |
134-135 |
Решение языковых логических задач. Необыкновенные сочетания.
|
2 |
136 |
Прямой и переносный смысл речевых оборотов. Исторический праздник грамоты. |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.