ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА - ИНТЕРНАТ №2
г. АБИНСКА
(полное наименование образовательного учреждения)
года педсовета
по предмету «Основы социальной жизни»
(указать учебный предмет, курс)
Степень обучения (класс) основное общее 5-9 класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов: 68 часов, (2 часа в неделю)
Учитель: Новикова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант, Приказ от 24.11.2022г.
Адаптированная рабочая программа по предмету Основы социальной жизни составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом ГБОУ школы — интерната № 2 г. Абинска на 2023 — 2024 учебный год.
Перечень нормативных документов:
Рабочая программа по изобразительному искусству на 2023 / 2024 учебный год составлена на основе:
• Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-03, от 23.07.2013 № 203-ФЗ); е Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.
•
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (СП 1.2.3685-21);
• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно — эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП - 2.4.3648-20);
• Приказ от 15.08.2023 «О разработке и утверждении АОС)П УО в соответствии с ФАООП УС)»;
• АООП УО ГБОУ школы - интерната № 2 г. Абинска;
• Устав ГБОУ № 2, г.Абинска;
• Приказ № 3 «Об утверждении положения о системе оценки достижений освоения АООП».
Учебный предмет ”Основы социальной жизни“ имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предмета Основы социальной жизни предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, Овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) Л. 1.- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину; Л.2. - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Л.З.- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; ЛА - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Л.5 - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
Л.б - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
Л.7 - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; Л.8 - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
ЛЛО — способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
Л.11 - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; Л.12 - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
Л.1З - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
Л.14 - проявление готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
На основании применения метода экспертной оценки (процедура оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) осуществляется всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями.
Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах.
Результаты анализа представлены условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2
З балла - значительная динамика.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития обучающег ося, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Предметные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1)
ФАООП УС) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный |
овень: |
|
П.м.1 |
представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; |
|
п.м.2 |
приготовление несложных видов блюд под руководством педагогического аботника; |
|
п.м.з |
представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности п и п иготовлении пищи; |
|
п.м.4 |
знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение своенных п авил в повседневной жизни; |
|
|
п.м.5 |
знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством вз ослого; |
|
||||||
|
п.м.б |
знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагогического работника посредством обращения в п едп иятия бытового обсл живания; |
|
||||||
|
п.м.7 |
знание названий то говых о ганизаций, их видов и назначения; |
|
||||||
|
п.м.8 |
совершение покупок различных товаров под руководством вз ослого; |
|
||||||
|
п.м.9 |
пе воначальные п едставления о статьях семейного бюджета; |
|
||||||
|
п.м.10 |
п едставления о азличных видах с едств связи; |
|
||||||
|
п.м.11 |
знание и соблюдение правил поведения в общественных местах магазинах, анспо те, м зеях, медицинских еждениях ; |
|
||||||
|
п.м.12 |
знание названий организаций социальной направленности и. их назначения; |
|
||||||
|
|
остаточный |
овень: |
||||||
|
п.д.1 |
знание способов х анения и пе е аботки од ктов питания; |
|||||||
|
п.д.2 |
составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; |
|||||||
|
п.д.з |
самостоятельное п иготовление несложных знакомых блюд; |
|||||||
|
п.д.4 |
самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; |
|||||||
|
п.д.5 |
соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей к; |
|||||||
|
п.д.б |
соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; п едставления о мо ально-этических но мах поведения; |
|||||||
|
п.д.7 |
некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, сти ка белья, мытье пос ды ; |
|||||||
|
п.д.8 |
навыки обращения в различные медицинские учреждения (под ководством вз ослого); |
|||||||
|
п.д.9 |
пользование различными средствами связи для решения п актических житейских задач; |
|||||||
п.д.10 |
знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет асходов и доходов семейного бюджета; |
|
|||||||
п.д.11 |
составление различных видов деловых бумаг под руководством педагогического работника с целью обращения в различные о ганизации социального назначения. |
|
|||||||
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
индиви ального и ди |
е енци ованного подходов. |
||||
Бальна я оценка |
Достовернос ть Верно/невер но |
Самостоятельно сть |
Полнота и надежнос ть |
Результат |
|
баллов |
Не верно |
Не выполнено при оказании различных видов помощи |
Неполные |
«не удовлетворительн о» |
|
1 балл |
Верно выполняет от 35 0/0 до 500/0 заданий |
Выполнено опорой образец |
с на |
Частично полные |
«удовлетворитель но» |
2 балла |
Верно выполняет от 51 0/0 до 65 0/0 заданий. |
Выполнено словесной инструкцией |
по |
Полные |
«хорошо» |
З балла |
Верно выполняет свыше 65 0/0 заданий. |
Задание выполнено полностью самостоятельно |
|
Полные |
«отлично» |
Изучение предмета ОС)К на этапе 5-9 классов направлено на формирование следующих базовых учебных действий:
|
. Личностные |
|||
|
1.1 |
испытывать чувство гордости за свою страну; |
||
|
1.2 |
гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; |
||
|
1.3 |
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; |
||
|
1.4 |
уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; |
||
|
1.5 |
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; |
||
|
1.6 |
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
||
|
2. Коммуникативные |
|||
|
2.1 |
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых) |
||
|
2.2 |
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его |
||
|
2.3 |
использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач |
||
|
2.4 |
использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
||
|
З. Регулятивные |
|||
|
3.1 |
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления |
||
|
3.2 |
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; |
||
|
3.3 |
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; |
||
|
3.4 |
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; |
||
|
3.5 |
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
||
|
|
|
||
4. Познавательные |
|
|||
4.1 |
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; |
|
||
|
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; |
|
||
4.3 |
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
|
||
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется следующую система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла,
не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию педагогического работника, при необходимости требуется оказание помощи;
2
З балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагогического работника;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию педагогического работника;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Содержание учебного предмета.
1. Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья
и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.
Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.
Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).
Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.
Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.
Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач
Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).
Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
2. Охрана здоровья. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.
Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого (”зеленки”). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.
Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия.
Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.
Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.
Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов ”скорой” или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием.
Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности.
Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего Питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба.
Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, саюзел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.
Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.
Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.
Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.
Кухонная мебель: названия, назначение.
Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.
Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).
Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.
Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.
Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами.
Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми.
4. Одежда и обувь.
Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды.
Значение опрятного вида человека.
Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель, зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.
Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки.
Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года, назначения (спортивная, домашняя, выходная), вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная).
Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии.
Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви, их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.
Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.
Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
5. Питание. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.
Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.
Виды продуктов питания. Молоко • и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение КИПЯЧеНИЯ молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).
Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.
Мясо и мясопродукты. Первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.
Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.
Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.
Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей.
Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе.
Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина.
Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.
Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола.
Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.
Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теста: пирожки, булочки, печенье. Приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.
6. Транспорт. Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.
Проезд из дома в образовательную организацию. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.
Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.
Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.
Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.
7. Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.
Почта. Работа почтового отделения связи ”Почта России”. Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.
Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.
Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.
Интернет-связь. Электронная почта. Видеосвязь (скайп). Особенности, значение в современной жизни.
Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.
8. Предприятия, организации, учреждения. Образовательные организации. Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих.
Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение.
9. Семья. Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи).
Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки, правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время.
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров.
Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций.
Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография.
Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.
Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование . расходов на месяц по отдельным статьям.
Планирование дорогостоящих покупок.
Место предмета в учебном плане
Курс ОСЖ рассчитан на очную форму обучения. В учебном плане на изучение данного предмета в 5-9 классе выделено по 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год.
5 класс
|
Название разделов программы |
|
Кол-во часов |
|
Личная гигиена и здоровье |
|
8 |
2 |
Жилище |
|
8 |
З |
Одежда и обувь |
|
12 |
4 |
Питание |
|
|
5 |
Транспорт |
|
6 |
6 |
Семья |
|
4 |
|
|
Итого |
68 |
6 класс
|
Название разделов программы |
|
Кол-во часов |
|
Личная гигиена и здоровье |
|
6 |
2 |
Охрана здоровья. Виды медицинской помощи |
|
6 |
З |
Жилище |
|
8 |
4 |
Одежда и обувь |
|
6 |
5 |
Питание |
|
20 |
6 |
Транспорт |
|
6 |
7 |
Средства связи |
|
5 |
8 |
Предприятия, организации, учреждения |
|
|
9 |
Семья |
|
8 |
|
|
Итого |
68 |
7
|
Название разделов программы |
|
Кол-во часов |
1 |
Личная гигиена и здоровье |
|
6 |
2 |
Охрана здоровья. Виды медицинской помощи |
|
4 |
з |
Жилище |
|
15 |
4 |
Одежда и обувь |
|
9 |
5 |
Питание |
|
12 |
6 |
Транспорт |
|
4 |
7 |
Средства связи |
|
6 |
8 |
Предприятия, организации, учреждения |
|
4 |
9 |
Семья |
|
8 |
|
|
Итого |
68 |
8 класс
|
|
Название разделов программы |
Кол-во часов |
||||
|
1 |
Личная гигиена и здоровье |
4 |
||||
|
2 |
Охрана здоровья. Виды медицинской помощи |
6 |
||||
|
З |
Жилище |
5 |
||||
|
4 |
Одежда и обувь |
9 |
||||
|
5 |
Питание |
12 |
||||
|
6 |
Транспорт |
6 |
||||
|
7 |
Средства связи |
6 |
||||
8 |
Предприятия, организации, учреждения |
|
4 |
|
|||
9 |
Семья |
|
16 |
|
|||
|
|
Итого |
68 |
|
|||
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебно-методическое обеспечение
Учебник: 1. Основы социальной жизни. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / СВ Комарова, Е.Л.Александрова. Москва : Просвещение, 2023
2. Основы социальной жизни. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / С.В.Комарова, Е.Л.Александрова.
Москва : Просвещение, 2023
1. Веретенников И.В. Методика коррекционно-развивающей работы: Социально-бытовое ориентирование, М., 2000 год.
2.
З. Воронкова ВВ. «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе» Школа-Пресс, 1994 год.
4. Гладкая ВВ. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НИД ЭНАС, 2003 год — 92 с.
5. ДевятковаТ.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,
Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя [под редакцией АЛЛ. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год.
6. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 1991 год. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для обеспечения реализации содержания программы, повышению коррекционно-воспитательного процесса, развитию познавательной деятельности, выработке навыков самостоятельности и сознательной дисциплины у учащихся используют специально оборудованный кабинет, с четко определенными и специально оборудованными зонами. Проведение уроков в специально оборудованном кабинете могут показать учащимся в каких жизненных ситуациях или видах деятельности они могут применить полученные знания и умения.
Так же используются презентации, видеофрагменты, таблицы, плакаты, дидактический и раздаточный материал по основным темам для формирования наиболее полных и достоверных знаний.
Печатные пособия
1. Адрес
2. Гигиена питания
З. Гигиена полости рта
4. Движение учащихся группами и в колонне
5. На улицах города
6.
7. Обход транспорта
8. Переход улиц и дорог
9. Пешеходные переходы
10. Правила безопасной работы приспособлениями
11. Правила безопасной работы с газовой плитой
12. Правила безопасной работы с горячей жидкостью
13. Правила безопасности при работе с ручными инструментами
14. Правила дорожного движения для велосипедистов
15. Правила личной гигиены
16. Правила личной гигиены
17. Правила поведения в кабинете ОСЖ.
18. Правила техники безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью
19. Предупреждение воздушно-капельных инфекций
20. Причины дорожно-транспортных происшествий
21. Суточная потребность в витаминах
22. Транспортные средства
23. Требования к обработке и хранению продуктов
Учебно-практическое оборудование
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
1. Бритвенные принадлежности (станок со съемными лезвиями, кисточка для бритья)
2. Губки, мочалки из натурального и синтетического волокна для мытья тела
3. Зеркало
4. Зубные щетки, зубные пасты
5. Крем, мыло, шампуни для различных типов волос и кожи, дезодоранты, одеколон
6. Маникюрный набор (ножницы, пилка)
7. Полотенца (для тела, лица, ног)
8. Расчёски, массажные щетки для волос
Раздел «»Одежда и обувь»
1. Инструкции по эксплуатации, уходу за одеждой и обувью
2. Крем для обуви, блеск для обуви
З. Образцы взрослой детской обуви из различных материалов
4.
5. Образцы тканей
6. Щетки одежные, для чистки обуви, нанесения крема Раздел «Жилище»
1. Веник
2. Моющие и чистящие средства З. Шкаф комбинированный для одежды
4. Щетки для мытья стен, радиаторов отопления, для пола. Раздел
«Питание»
1. Доски разделочные
2. Кухонный гарнитур
З. Мойка с подводкой горячей и холодной воды
4. Набор кухонных ножей
5. Набор мисок
6. Набор столовых приборов
7. Набор эмалированных кастрюль
8. Наборы сервировочные (солонки, горчичница, перечница)
9. Обеденная зона
10. Обеденный сервиз
11. Сушилка для посуды
12. Тарелки глубокие, мелкие, закусочные, пирожковые
13. Хлебница
14. Холодильник «Атлант»
15. Чайник электрический «Bosch»
16. Чайный сервиз
17. Электро плиты
18. Яйцерезка
Раздел «Транспорт»
1. Знаки дорожного движения
2. Образцы проездных билетов
З. Плакаты с изображением наземного, воздушного, водного транспорта
4. Правила пользования автобусом
Раздел «Охрана здоровья»
1. Географический атлас Краснодарского края
2. Набор лекарственных трав
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью, интерактивная доска,
ПК, проектор,
РАССМОТРЕНО
Протокол№1 заседания методического объединения учителей политехнического цикла
ГБОУ школы-интерната №2
от 29 ав ста 2023 г.
С йети—. Н. Новикова СОГЛАСОВАНО
Замести ь д ктора по УВР
ЕД. Золотарева уста 2023 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.