Министерство образования Камчатского края
Краевое государственное профессиональное образовательное автономное учреждение
«Камчатский политехнический техникум»
(КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»)
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИны
ОГСЭ.06 Финансовая грамотность и основы предпринимательской деятельности
ДЛЯ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Петропавловск - Камчатский - 2023
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности по специальности среднего профессионального образования
Организация-разработчик: КГПАОУ «Камчатский политехнический техникум».
Разработчик: Макарова Юлия Владимировна, преподаватель первой квалификационной категории.
РЕКОМЕНДОВАНО
ЦК гуманитарных дисциплин, физической культуры и ОБЖ протокол № 1 от 21 сентября 2023 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом протокол № 1 от 23 сентября 2023 г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Паспорт рабочей программы дисциплины………………………………….. |
4 |
1.1 |
Область применения программы ……………………………………………. |
4 |
1.2 |
Место дисциплины в структуре образовательной программы…………….. |
4 |
1.3 |
Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины…………………………………………………………………… |
4 |
1.4 |
Количество часов на освоение программы дисциплины………………….. |
10 |
2 |
Структура и содержание дисциплины……………………………………… |
11 |
2.1 |
Объём дисциплины и виды учебных занятий………………………………. |
11 |
2.2 |
Тематический план и содержание дисциплины…………………………….. |
12 |
3 |
Условия реализации рабочей программы дисциплины……………………. |
26 |
3.1 |
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению…………………………………………………………………… |
26 |
3.2 |
Информационное обеспечение обучения …………………………………… |
26 |
4 |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины……………………. |
28 |
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения «Финансовая грамотность и основы предпринимательской деятельности» в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО (ОПОП СПО) при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: курс «Финансовая грамотность и основы предпринимательской деятельности» включён в вариативную часть основной образовательной программы (как часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла).
Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;
развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
формирование знаний о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
Личностные характеристики и установки:
• сформированность субъектной позиции как способности самостоятельно планировать и ответственно принимать решения в сфере личных и семейных финансов с учётом возможных рисков;
• готовность к правильному поведению в непредвиденных обстоятельствах и к принятию решения о финансовом обеспечении качества жизни;
• готовность жить по средствам.
Метапредметные результаты:
• решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их условия (назначение разных банковских услуг, виды вкладов, плюсы и минусы кредитования, способы страхования, доходность и риски при размещении сбережений в ценные бумаги, информация по фондовому рынку, учёт и планирование личных доходов, налогообложение и налоговые вычеты, альтернативные инструменты обеспечения старости, презентация своих качеств и компетенций как работника, организационно-правовые формы предприятий, выбор финансовых продуктов и услуг, безопасность финансовых операций, в том числе в сети Интернет) (МР 1);
• ставить финансовые цели и планировать деятельность по достижению целей с учётом возможных альтернатив; • оценивать способы решения практических финансовых задач и делать оптимальный выбор, выполнять самоанализ полученного результата (МР 2);
• владеть коммуникативными компетенциями: находить, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников; грамотно реализовывать позиции (покупателя, заёмщика, вкладчика, налогоплательщика, потребителя страховых услуг, участника фондового рынка и др.) (МР 3);
• анализировать свою учебную и практическую деятельность в области финансов (МР 4).
Предметные результаты:
• владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, банковские услуги и продукты, кредит, сберегательный вклад, банковская карта, инвестиции, фондовый рынок, риск, ценные бумаги, операции с ценными бумагами, инвестиционный портфель, страхование, страховой случай, личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности, доходы и расходы семьи, налоги, налоговый вычет, ИНН, пенсия, пенсионные накопления, пенсионное страхование, фирма, финансовый менеджмент, банкротство фирмы, предпринимательство, предприниматель, предприятие, организационно-правовая форма предприятия, бизнесплан, финансовые риски, экономический кризис, финансовое мошенничество, финансовая безопасность) (ПР 1);
• знать правила грамотного и безопасного поведения при взаимодействии с финансовыми институтами (банки, фондовый рынок, налоговая служба, страховые компании, валютный рынок) и уметь их применять на практике (ПР 2).
Общие профессиональные компетенции:
• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии (в том числе для решения собственных финансовых задач), проявлять к ней интерес (ОК 1);
• организовывать собственную деятельность (в том числе в области учёта расходов и доходов, приобретения финансовых продуктов и услуг), выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);
• принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (в том числе в области личных финансов) (ОК 3);
• осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (в том числе в области грамотного финансового поведения) (ОК 4);
• использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5);
• работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6);
• брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых) и результат выполнения заданий (ОК 7);
• самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (в том числе финансового самообразования) (ОК 8).
Тематическое планирование программы предусматривает личностные результаты реализации рабочей программы воспитания, формированию которых способствуют элементы программы. Личностные результаты реализации программы воспитания представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Личностные результаты реализации программы воспитания
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) |
Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР 1 |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР 7 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР 8 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР 11 |
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР 12 |
Личностные результаты реализации программы воспитания, |
|
Осуществлять диагностику систем, узлов и механизмов автомобильных двигателей |
ЛР 13 |
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных двигателей согласно технологической документации |
ЛР 14 |
Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией |
ЛР 16 |
Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей |
ЛР 17 |
Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и электронных систем автомобилей согласно технологической документации |
ЛР 18 |
Проводить ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей в соответствии |
ЛР 19 |
Осуществлять диагностику трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей |
ЛР 20 |
Осуществлять техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей согласно технологической документации |
ЛР 21 |
Проводить ремонт трансмиссии, ходовой части и органов управления автомобилей в соответствии с технологической документацией |
ЛР 22 |
Выявлять дефекты автомобильных кузовов |
ЛР 23 |
Проводить ремонт повреждений автомобильных кузовов |
ЛР 24 |
Проводить окраску автомобильных кузовов |
ЛР 25 |
Планировать деятельность подразделения по техническому обслуживанию и ремонту систем, узлов и двигателей |
ЛР 26 |
Организовывать материально-техническое обеспечение процесса по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ЛР 27 |
Осуществлять организацию и контроль деятельности персонала подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ЛР 28 |
Разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности подразделения по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств |
ЛР 29 |
Определять необходимость модернизации автотранспортного средства |
ЛР 30 |
Планировать взаимозаменяемость узлов и агрегатов автотранспортного средства и повышение их эксплуатационных свойств |
ЛР 31 |
Владеть методикой тюнинга автомобиля |
ЛР 32 |
Определять остаточный ресурс производственного оборудования |
ЛР 33 |
На изучение дисциплины «Финансовая грамотность и основы предпринимательской деятельности» по специальностям среднего профессионального образования технологического профиля отводится 32 часа, в том числе 24 часа аудиторной нагрузки, 8 часов практических работ.
Преподавание курса, наряду с традиционными лекционно-практическими формами обучения, предусматривает проведение интерактивных лекций, проблемных семинаров, деловых игр, рефлексивных практикумов. Программа предусматривает применение в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий на платформе Moodle.
Контроль качества освоения дисциплины «Финансовая грамотность и предпринимательской деятельности» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерное тестирование. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета по итогам изучения дисциплины в конце семестра.
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета и выставляется на основании результатов выполнения контрольной работы. Программа предусматривает постоянный мониторинг образовательных достижений, обучающихся использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы.
В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы.
Программа предусматривает дифференцированный подход к изучению учебной дисциплины: для одарённых обучающихся, средний уровень обученности, для обучающихся испытывающих трудности в обучении и с ослабленным здоровьем.
При изучении курса «Финансовая грамотность и предпринимательская деятельность» особое внимание уделено не только формированию у обучающихся системных представлений о финансовых аспектах жизни в современном обществе, но и выработке практических навыков использования этих знаний для решения стандартных финансовых проблем, с которыми каждый человек сталкивает¬ся в своей жизни. Не случайно в материалах для обучающихся теоретическое изложение занимает мало места и постоянно дополняется соответствующи¬ми примерами из практики, а также детальным анализом конкретных спосо¬бов использования тех или иных финансовых инструментов. Способ подачи информации в материалах для обучающихся позволяет сформировать не только необходимые знания, но и умение эти знания активно использовать при решении повседневных жизненных задач. На это же должны быть на¬правлены и семинарские занятия.
При реализации данной методики важная роль отводится практическим упражнениям, практическим заданиям, а также изучению и обсуждению кейсов (case-studies). Для развития навыка коллективной деятельности и эффективной социализации используются такие формы занятий, которые приучают обучающихся взаимодействовать в коллективе и находить общий язык с разными людьми. Методика преподавания курса «Финансовая грамотность и предпринимательская деятельность» ориентирована на следующие формы организации учебной деятельности:
практикум;
дискуссия;
дистанционное обучение с использованием платформы Moodle;
групповая форма работы - командная игра;
обсуждение кейсов;
обучающая игра;
групповая форма работы - «мозговой штурм»;
урок-рефлексия;
викторина;
практические задания;
проектная форма работы - подготовка и презентация обучающимися групповых проектов.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 32 часа, в том числе: теоретических занятий 24 часа, практических 8 часов.
Учебным планом предусмотрена промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
32 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе |
32 |
теоретические занятия, в том числе дистанционные занятия на платформе Moodle; |
24 |
практические занятия, семинары и контрольные работы, в том числе промежуточная аттестация (зачет) в форме теста |
8 |
Таблица – Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Коды личностных, метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы
|
Тема 1.1 Личное финансовое планирование |
Содержание учебного материала: 1. Человеческий капитал. Способы принятия финансовых решений 2. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет 3. Структура, способы составления и планирования личного бюджета 4. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения |
2 |
МР 1, МР 3,ПР 1, ПР 2, ЛР 2, ЛР 12, ЛР 27, ЛР 33, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5
|
Теоретическое занятие: «Личное финансовое планирование» |
1 |
||
Практическое занятие № 1: Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана. |
1 |
||
Тема 1.2 Депозит |
Содержание учебного материала: 1. Банки и банковские счета 2. Влияние инфляции на стоимость активов 3. Анализ современного рынка банковских депозитов 4. Договор банковского депозита, его структура. Управление рисками по депозиту |
2 |
|
Теоретическое занятие: «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора» |
2 |
||
Тема 1.3 Кредит |
Содержание учебного материала: 1. Основные принципы кредитования. Виды кредитов 2. Стоимость кредита. Способы его погашения 3. Кредитные организации и кредитные правоотношения 4. Кредитная история. Невыплата кредита. Кредит как часть личного финансового плана |
1 |
|
Теоретическое занятие: «Кредит как часть личного финансового плана» |
1 |
||
Тема 1.4 Расчетно-кассовые операции |
Содержание учебного материала: 1. Платежные средства: наличные деньги, платежные карты, чеки 2. Операции с иностранной валютой 3. Электронные деньги. Особенности интернет-банкинга |
1 |
|
Практическое занятие №3: Заключение договора о банковском обслуживании с помощью банковской карты – формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты |
1 |
||
Тема 1.5 Страхование
|
Содержание учебного материала: 1. Страховые услуги. Договор страхования 2. Взаимоотношения участников в сфере страхования 3. Виды личного страхования 4. Как использовать страхование в повседневной жизни? |
1 |
МР 1, МР 2, МР 3, ПР 1, ПР 2, ЛР 4, ЛР 28, ЛР 29, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6 |
Практическое занятие № 4: Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов |
1 |
||
Тема 1.6 Инвестиции |
Содержание учебного материала: 1. Способы инвестирования, инвестиции физических лиц и их условия 2. Фондовый рынок и его инструменты 3. Формирование инвестиционного портфеля. Защита от инвестиционных рисков. 4. Место инвестиций в личном финансовом плане |
1 |
|
Теоретическое занятие: «Инвестиции и фондовый рынок» |
1 |
||
Тема 1.7 Пенсии |
Содержание учебного материала: 1. Понятие и виды пенсий. 2. Пенсионная система в Российской Федерации 3. Формирование индивидуального пенсионного капитала |
2 |
|
Теоретическое занятие: «Виды пенсии и пенсионная система РФ» |
2 |
||
Тема 1.8 Налоги |
Содержание учебного материала: 1. Экономическая сущность налогов. 2. Виды налогов для физических лиц 3. Порядок применения налоговых льгот и налоговых вычетов |
2 |
|
Теоретическое занятие: «Налоги» |
2 |
||
Тема 1.9 Финансовое мошенничество |
Содержание учебного материала: 1. Мошенничество с наличными деньгами. Мошенничество с инвестициями 2. Мошенничество с банковскими картами 3. Мошенничество с кредитами 4. Правила личной финансовой безопасности |
2 |
МР 1, МР 2, МР 3, МР 4, ПР 1, ПР 2, ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 5, ОК 8, ЛР. «, ЛР 3, ЛР 9, ЛР 12, ЛР 29
|
Практическое занятие №5: Формирование навыков защиты от мошенничества с банковскими картами. Махинации с кредитами. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке |
2 |
||
Тема 1.10 Создание собственного бизнеса |
Содержание учебного материала: 1. Стартап: особенности и история возникновения 2. Бизнес-идея, бизнес план |
2 |
|
Практическое занятие №6: Формирование навыков по поиску актуальной информации по ведению бизнеса. Подсчет издержек, прибыли, доходов |
|
||
Всего: |
Максимальная учебная нагрузка (всего): |
32 |
|
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете.
оснащен оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- меловая доска;
- комплект учебно–наглядных пособий для проведения практических занятий;
- техническими средствами обучения:
- персональные компьютеры,
- мультимедийный проектор,
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд института имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. Список дополнен новыми изданиями.
Основные источники:
1. Финансовая грамотность: учеб. пособие для студентов учреждений СПО /
М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева.-2-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2020.
2. Финансовая грамотность. Практикум: учеб. пособие для студентов учреждений СПО /
М.Р.Каджаева, С.В.Дубровская, А.Р.Елисеева.-2-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2020.
Дополнительные источники:
1.Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Богомолова, Н.М. Белоусова, О.В.
Кублашвили, Р.Ю. Ролдугина. М.: Изд-во МГУП им. Ивана Фёдорова, 2018. 250 с.
2.Галаганов В.П. Страховое дело: учебник для студентов СПО. 9-е изд., испр. и доп. М.:
Академия, 2017
3.Гвозденко А.А. Страхование: учебник. М.: Велби; Проспект, 2018.
4.Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус, 2019.
5.Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебное
пособие. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2020
6.Финансы и кредит (СПО): учебное пособие / под ред.О.И. Лаврушина. М.: КноРус, 2020.
Интернет- ресурсы:
www.cbr.ru – сайт Центрального банка РФ.
www.asv.org.ru – сайт Агентства по страхованию вкладов.
www.banki.ru – финансовый информационный портал ≪Banki.ru≫.
www.nalog.ru – сайт ФНС России.
www.pfrf.ru – сайт Пенсионного фонда РФ.
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и исследовательских работ, тестирования, устного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
Таблица 3 – Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения |
Формы и методы контроля результатов обучения |
1. анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; 2. применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; 3. сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; 4. грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; 5. анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); 6. оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс; 7. применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; 8. применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом; 9. применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности 10.применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита; 11.определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию 12.оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
|
Практическая работа; дифференцированный зачет |
Знания: 1. экономические явления и процессы общественной жизни; 2. структуру семейного бюджета и экономику семьи; 3. депозит и кредит; накопления и инфляцию, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане; 4. расчетно–кассовые операции; хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств; 5. формы дистанционного банковского обслуживания пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений; 6. виды ценных бумаг 7. сферы применения различных форм денег основные элементы банковской системы; 8. виды платежных средств; 9. страхование и его виды; 10.налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация); 11.правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг; 12.признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц |
Устный и письменный опрос; тестирование; дифференцированный зачет |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.