Планируемые результаты изучения предмета в 6 классе
После изучения программы «Флора Кузбасса» обучающиеся должны знать:
- морфологию растений;
- систематику низших и высших растений;
- значение растений в жизни животных и человека;
- ядовитые растения и грибы области;
- съедобные растения и грибы области;
- правила сбора растений и грибов;
- охраняемые виды растений родного края.
Кроме того, обучающиеся должны уметь и обладать навыками:
- описывать морфологическое строение растений;
- записывать формулу цветка;
- определять тип плода;
- определять вид растения по определителю;
- определять ядовитые растения и грибы;
- оказывать первую медицинскую помощь при отравлении ядовитыми растениями и грибами;
- собирать и изготавливать гербарий.
Содержание программы
Введение
Что такое флора? Понятие о флоре. Значение растений в природе и жизни человека. Что необходимо знать каждому человеку о растениях
Раздел 1. Экологические факторы в жизни растений
Среды жизни растений. Условия жизни растений. Экологические факторы. Абиотический фактор – солнечная радиация. Свет и фотосинтез. Регулирование человеком условий освещения растения.
Почва в жизни растений. Вода в жизни растений. Состав почвы. Значение почвы в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к почве. Улучшение почв человеком. Содержание воды в клетках растения. Поступление воды в растение. Экологические группы растений по отношению к воде. Обеспечение растений водой.
Температура в жизни растений. Воздух в жизни растений. Роль тепла в жизни растений. Разнообразие температурных условий на Земле. Приспособление растений к высоким температурам, адаптация к низким температурам. Улучшение человеком температурных условий для растений. Состав воздуха. Ветер и растения. Приспособление растений к опылению. Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.
Биотические факторы в жизни растений: животные и растения Биотические факторы в жизни растений: влияние растений друг на друга. Насекомоядные растения и растения паразиты. Сезонные изменения растений.
Лабораторная работа №1 «Растения разных экологических групп».
Раздел 2. Растительные сообщества
Сообщества живых организмов и их виды. Строение, состав и структура сообществ.
Ярусное строение растительного сообщества. Воздействие человека на растительные сообщества.
Многообразие природных сообществ. Сообщества Кузбасса.
Смена природных сообществ. Изменения в сообществах.
Лабораторная работа №2 «Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе».
Раздел 3. Охрана растительного мира
Сообщества живых организмов. Условия существования растений. Разные формы влияния растений друг на друга. Сожительство растений с грибами и бактериями. Непрерывность жизни.
Растительность Кемеровской области. Её изменение в результате хозяйственной деятельности человека. Состав растительных сообществ. Изменение растительных сообществ. Воздействие человека на растительность.
Охрана растительного мира Кузбасса. Растения из Красной книги Кемеровской области. Обеднение видового разнообразия растительного мира. Редкие и охраняемые растения. Красные книги. Охраняемые территории и их значения.
Что должен знать каждый о флоре родного края. Растения, подлежащие охране по всей территории России, на территории Кузбасса. Растительное биоразнообразие родного края.
Раздел 2. Систематика растений
Задачи и методы систематики растений. Отделы бактерий. Задачи и методы систематики. Систематические единицы. Краткая история систематики. Отделы бактерий: строение, размножение, питание и дыхание, сапрофиты. Вирусы.
Отделы водорослей. Общая характеристика, строение и размножение. Распространение и значение.
Отделы грибов. Строение и физиологические особенности. Размножение.
Классы грибов: фикомицеты, сумчатые грибы, базидиальные грибы. Основные
представители грибов родного края. Роль грибов в природе и жизни человека.
Съедобные и несъедобные грибы. Первая помощь при отравлении грибами сморчков,
гербарий пораженных растений головней
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Классификация лишайников. Строение и размножение. Роль в природе и их использование.
Отдел Мохообразные. Общая характеристика. Строение мхов. Классы: печеночные мхи, лиственные мхи. Роль мхов в заболачивании и торфообразовании. Отдел Хвощевидные. Хвощи Кемеровской области. Отдел Плауновидные. Плауны нашей области.
Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика. Класс Плауновидные. Класс Членистые (хвощи полевой и лесной). Класс Папоротниковидные.
Отдел Голосеменные. Общая характеристика. Класс Саговниковые. Класс Шишконосные.
Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Формула цветка. Представители отдела. Редкие виды Значение.
Лабораторная работа №3 «Определение растений семейства».
Тематическое планирование
Разделы |
Теория |
Практика |
Всего часов |
1.Введение |
1 |
- |
1 |
2. Экологические факторы в жизни растений |
10 |
1 |
11 |
3. Растительные сообщества |
6 |
1 |
7 |
4. Охрана растительного мира |
3 |
- |
3 |
5. Систематика растений |
11 |
3 |
12 |
Итого: |
29 |
5 |
34 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.