ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебник: Авторы
А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, под редакцией А.А. Искендерова, Всеобщая история. История нового времени, 8 класс, учебник, - М.: Просвещение, 2019
Н. М. Арсентьев, А. А.
Данилов, И.В. Курукин, А.Я. Токарева под редакцией
А. В. Торкунова. История России. Россия в XVIII веке.: от царства к империи.
М.: Просвещение, 2019
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, а также Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Тематическое планирование составлено в соответствии со следующими документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г. и 31 декабря 2015 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
4.Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
5.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644).
6.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 22.05.19) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993).
7.Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 08.05.2019) "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
8. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 (с изменениями на 07 июня 2017 года) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
9.Всеобщая история: линия учебников для 5-9 классов. Авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. «Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс»; Е.В. Агибалова, Г. М. Донской. «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс»; Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России. 6 класс. В 2 ч., А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс»; Арсентьев Н.М., Данилов А.А. А. Ю. Юдовская, История России. 7 класс. В 2 ч. П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс»; А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина под редакцией А.А. Искендерова. «Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Все учебники созданы на основе ФГОС ООО.
10. История России. Линия учебников для 6 – 10 классов. (Завершенная линия учебников под научным руководством ректора МГИМО (Университета МИД России) академика РАН А.В. Торкунова, в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту). М; Просвещение, 2019 г.
Все учебники созданы на основе ФГОС ООО.
11. Проект историко-культурного стандарта, разработанный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334. 30 октября 2013 г.
12.Учебный план МБОУ СОШ № 43 на 2019 – 2020 учебный год.
Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований ФГОС ООО.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. А. Ю. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс»; М.: Просвещение, 2019 г.
2. Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М., Коваль Т. В. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 8 класс, М.: Просвещение, 2019 г.
3. Баранов П. А. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 8 класс, М.: Просвещение, 2019 г.
4. История России. 8 класс. В 2-х частях. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А.В. Торкунова. М.; Просвещение, 2019 г.
5. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М.: Просвещение, 2019 г.
Историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Изучение курса всеобщей истории в 5—9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.
Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли Рос сии во всемирно-историческом процессе;
— воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
— развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.
Цели и задачи:
Цели, на достижение которых направлено изучение истории в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников.
В действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования, принятых в 2009 – 2012 гг., названы следующие задачи изучения истории в школе:
1.∙ формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности
2.∙ формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
3.∙ овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
∙ воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
4.∙ развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
5.∙ формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
6.∙ соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории базовыми принципами школьного исторического образования являются:
1.∙ идея преемственности исторических периодов, в т.ч. непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования государственной территории единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
2.∙ рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места
роли в мировой истории и в современном мире;
7.∙ ценности гражданского общества – верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
1.∙ воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
8.∙ общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств народов в новейшей истории;
1.∙ познавательное значение российской, региональной и мировой истории;
2.∙ формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 5—9 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: урок и внеурочная деятельность.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся являются:
- предварительный (диагностический) контроль знаний
- устный опрос
- самостоятельные работы
- индивидуальные письменные задания
- письменные задания по раздаточному материалу
- тестирование
- диктанты
- написание творческих сочинений
- практическая работа (работа с документами, составление таблиц, составление схем, составление опорных конспектов, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Школьный курс истории – системообразующий для гуманитарных, поскольку историческое образование — мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Изучение курса всеобщей истории в 5—9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.
История вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания о целостной картине российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с базисным учебным планом
«Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на
ступени среднего (полного) общего образования. Базисный учебный план для
образовательных организаций Российской Федерации в целом выделяет не менее 185
ч на изучение всеобщей истории в 5—9 классах основной школы: в 5 классе — 70 ч
(2 ч в неделю),
в 6 классе — не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 7 классе — не менее 26 ч (1 ч в
неделю), в 8 классе — не менее 26 ч (1 ч в неделю), в 9 классе — 35 ч
(1 ч в неделю). Предполагается, что усвоение учащимися курсов всеобщей истории
в 5—9 классах станет основополагающим для понимания и осмысления курса «История
России» с 6 по 11 класс.
В основной школе предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах.
Учебный план составляет 350 учебных часов. В том числе в 5, 6, 7, 8, классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю и в 9 классе 105 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю.
Предмет «История» в 8 классе включает два курса: курс «Всеобщая история. История нового времени» - 26 часа, курс «История России» - 44 часов. Предполагается последовательное изучение двух курсов.
Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 5 - 9 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.
Программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5 - 9 классов. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы), «Новейшая история» (9 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативного построения курсов истории.
Программа рассчитана на 70 учебных часов, включая количество часов для проведения контрольных, лабораторных работ, экскурсий, тем проектов.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: урок и внеурочная деятельность.
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся являются:
- предварительный (диагностический) контроль знаний
- устный опрос
- самостоятельные работы
- индивидуальные письменные задания
- письменные задания по раздаточному материалу
- тестирование
- диктанты
- написание творческих сочинений
- практическая работа (работа с документами, составление таблиц, составление схем, составление опорных конспектов, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
ИСТОРИИ:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).
Личностные результаты:
·сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
·самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
·готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
·мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно - ориентированного подхода;
·Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, идентификация себя в качестве гражданина России;
·познавательный интерес к прошлому своей Родины;
·развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
·осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к самосовершенствованию;
·осознание своей идентичности, этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
·понимание культурного многообразия мира, осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, толерантность; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
·сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
·сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
·формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
·формирование и развитие основ читательской компетенции;
·систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
·выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
·приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
·способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
·заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
·активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
7) способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
8) способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории.
Частными предметными результатами обучения истории в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
·указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
·соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Знание исторических фактов, работа с фактами:
·характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
·группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
·читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
·осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых,' изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
·сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
·последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
·характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
·на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
·различать факт (событие) и его описание
(факт источника, факт историка);
— соотносить единичные исторические факты и общие явления;
— различать причину и следствие исторических событий, явлений;
— выделять характерные, существенные признаки исторических событий
и явлений;
— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
— сравнивать исторические события и явления, определять в них
общее и различия;
— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
·приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
·определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
·применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
·использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Планируемые результаты 8 КЛАСС
Личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения прирешении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИСТОРИИ 8 КЛАСС
Всеобщая история. История нового времени. (26 часа).
Рождение нового мира.
«Европейское чудо»: индустриальные революции
Эпоха Просвещения
Поиски путей модернизации. Национальные идеи.
Новый облик Европы.
Мир художественной культуры Просвещения.
Международные отношения в XVIII веке: войны и революции.
Европа в век Просвещения.
Англия на пути к индустриализации.
Франция при Старом порядке.
Германские земли в XVIII веке.
Австрийская монархия Габсбургов в XVIII веке.
Эпоха революций.
Английские колонии в Северной Америке.
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.
Французская революция XVIII века.
Европа в годы Французской революции.
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Османская империя. Персия.
Индия. Крушение империи Великих монголов.
Китай. Изоляция страны от внешнего мира.
Япония на пути модернизации: насильственное «открытие» «закрытой» страны.
Колониальная политика европейских держав в XVIII веке.
История России (44 часов).
Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу). Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как жизненно важная национальная задача.
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов»
Причины нестабильности политического строя.
Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение
политической карьеры А.Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти
Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П.
Волынского,
Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны.
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740-х – 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.
Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I.
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А. Безбородко.
Борьба России за выход к Черному морю. Войны с
Османской империей.
П.А. Румянцев, А. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их
руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация
управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание
Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин.
Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в.
Определяющее влияние идей Просвещения в
российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов
России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.
Сумарокова, Г.Р. Державина,
Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян
в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия Е.Р. Дашкова.
М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет – первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
Народы России в XVIII в.
Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.
Россия при Павле I.
Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».
Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.
Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.
Региональный компонент
Наш регион в XVIII в.
Казачество на Ставрополье в XVIIIвеке: Кавказское линейное казачье войско
Основные события и даты
1682—1725 гг. — царствование Петра I (до 1689 г. при регентстве царевны Софьи; до 1696 г. совместно с Иваном V)
1682—1689 гг. — правление царевны Софьи
1682, 1689, 1698 гг. — восстания стрельцов в Москве
1686 г. — заключение «вечного мира» с Речью Посполитой
1686—1700 гг. — война с Османской империей
1687 г. — основание Славяно-греко-латинского училища (позднее — академия) в Москве
1687, 1689 гг. — Крымские походы В. В. Голицына
1689 г. — Нерчинский договор между Россией и Китаем
1695, 1696 гг. — Азовские походы
1697—1698 гг. — Великое посольство в Европу
1700—1721 гг. — Северная война
1700 г. — поражение под Нарвой
16 мая 1703 г. — основание Санкт-Петербурга
1705—1706 гг. — восстание в Астрахани
1707—1708 гг. — восстание под предводительством Кондратия Булавина
1708—1710 гг. — учреждение губерний
1708 г. — битва при деревне Лесной
27 июня 1709 г. — Полтавская битва
1711 г. — учреждение Сената; Прутский поход
1714 г. — указ о единонаследии
27 июля 1714 г. — Гангутское сражение
1718—1720 гг. — учреждение коллегий
1718—1724 гг. — проведение подушной переписи и первой ревизии
1720 г. — сражение у острова Гренгам
1721 г. — Ништадтский мир со Швецией
1721 г. — провозглашение России империей
1722 г. — введение Табели о рангах
1722—1723 гг. — Каспийский (Персидский) поход
1725 г. — учреждение Академии наук в Петербурге
1725—1727 гг. — правление Екатерины I
1727—1730 гг. — правление Петра II
1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны
1733—1735 гг. — война за польское наследство
1736—1739 гг. — русско-турецкая война
1741—1743 гг. — русско-шведская война
1740—1741 гг. — правление Иоанна Антоновича
1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны
1755 г. — основание Московского университета
1756—1763 гг. — Семилетняя война
1761—1762 гг. — правление Петра III
1762 г. — Манифест о вольности дворянской
1762—1796 гг. — правление Екатерины II
1768—1774 гг. — русско-турецкая война
26 июня 1770 г. — Чесменское сражение
21 июля 1770 г. — сражение при Кагуле
1772, 1793, 1795 гг. — разделы Речи Посполитой
1773—1775 гг. — восстание под предводительством Емельяна Пугачёва
1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей
1775 г. — начало губернской реформы
1783 г. — присоединение Крыма к России
1785 г. — жалованные грамоты дворянству и городам
1787—1791 гг. — русско-турецкая война
1788 г. — указ об учреждении «Духовного собрания магометанского закона»
1788—1790 гг. — русско-шведская война
11 декабря 1790 г. — взятие Измаила
1791 г. — Ясский мир с Османской империей
1796—1801 гг. — правление Павла I
1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы русской армии
11 марта 1801 г. — убийство Павла I
Основные понятия и термины
Модернизация. Реформы. Меркантилизм. Гвардия. Империя. Сенат. Коллегии. Синод. Губерния. Крепостная мануфактура. Рекрутские наборы. Ревизия. Прокурор. Фискал. Прибыльщик. Ассамблея. Табель о рангах. Ратуша. Дворцовый переворот. Верховный тайный совет. Кондиции. «Бироновщина». Просвещённый абсолютизм. Секуляризация. Уложенная комиссия. Гильдия. Магистрат. Духовные управления (мусульманские). Барокко. Рококо. Классицизм. Сентиментализм.
СТРУКТУРА ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Всеобщая история. История нового времени. (70 часов).
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
Введение. Мир к началу XVIII века. |
1 |
|
2 |
Входная контрольная работа |
1 |
1 |
3 |
Рождение Нового мира. |
7 |
|
4 |
Европа в век Просвещения |
5 |
|
5 |
Эпоха революций. |
6 |
|
6 |
Традиционные общества Востока |
5 |
|
7 |
Обобщение и контроль знаний по разделу «Всеобщая история. История Нового времени» |
1 |
1 |
|
Итого |
26 |
Россия в конце XVII - XVIII веках: от царства к империи (44 часа)
№ |
Название темы |
Количество часов |
Контрольные работы |
1 |
Россия в эпоху преобразований Петра I |
14 |
|
2 |
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов |
7 |
|
3 |
Обобщение и контроль знаний по разделу «Россия в Эпоху Петра I» |
1 |
1 |
4 |
Российская империя при Екатерине II |
8 |
|
|
Обобщение и контроль знаний по разделу «Российская империя при Екатерине II» |
1 |
1 |
5 |
Российская империя при Павле I |
3 |
|
6 |
Культурное пространство Российской империи в XVIII веке |
8 |
|
7 |
Итоговый контроль знаний по курсу истории 8 класса |
1 |
1 |
8 |
Информационно – творческие проекты учащихся |
1 |
|
|
Итого |
44 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 8 КЛАССА
В результате изучения истории в 8 классе ученик должен
знать/понимать:
· основные этапы и ключевые исторические события (время, место, участники, обстоятельства);
·хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории и истории России;
·выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
·основные информационные источники по историческим периодам;
·наиболее распространённые и научно-обоснованные интерпретации и оценки событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
·важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:
·соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· извлекать необходимую информацию из различных исторических и современных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.) и систематизировать полученную информацию, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
· сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
·рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
·давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;
· объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
·определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
·объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
·получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVIII веке;
· уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.
Календарно – тематическое планирование по истории
8 класс
№ урока п/п |
№
урока |
Дата |
Тема урока / § по УМК |
Дом. задание |
Универсальные учебные действия Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Познавательные УУД: – находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; – анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; – оценивать степень и способы деятельности и достижения цели. Основные виды деятельности ученика: – Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия – Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта модернизационного подхода к оценке событий, процессов – Работать с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, находить исторические объекты на карте. соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды. – Рассказывать об исторической личности. Конкретизировать примерами оценку взглядов, убеждений человека. Давать оценку деятельности исторической персоны. – Рассказывать об историческом событии, раскрывать его значение. – Составлять план рассказа. – Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. – Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы. – Различать причины и следствия исторических событий, явлений. – Использовать новые термины и понятия в историческом контексте. – Описывать условия жизни и быта социальных групп. – Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. |
||||
1. |
1 |
|
Введение. Мир к началу XVIII века. |
стр. 5-8, читать; вопросы стр.8 |
2. |
2 |
|
Входная контрольная работа |
|
Рождение нового мира. (8 часов) |
||||
3. |
1 |
|
Европейское чудо»: индустриальные революции, капитализм. §1 |
§ 1, карта стр.19, док. стр. 21 |
4. |
2 |
|
Эпоха Просвещения: новые взгляды, веротерпимость, космополитизм. §2 |
§ 2, читать, таблица «Просветители и идеологии» док. стр. 32-33 |
5. |
3 |
|
Поиски путей модернизации. Национальные идеи. §3 |
§ 3, пересказ, вопросы, задание (4 по выбору) |
6. |
4 |
|
Новый облик Европы. §4 |
§ 4 читать, вопросы, |
7-8 |
5-6 |
|
Мир художественной культуры Просвещения. §5-6 |
§ 5-6, читать |
9-10 |
7-8 |
|
Международные отношения в XVIII веке: войны и революции. §7 |
§ 7 читать, вопросы § 7 пересказ, даты, |
Европа в век Просвещения. (5 часа) |
||||
11. |
1 |
|
Англия на пути к индустриализации. §8 |
§8, пересказ |
12. |
2 |
|
Франция при Старом порядке. §9 |
§9 пересказ, задание 1 (по выбору) |
13. |
3 |
|
Германские земли в XVIII веке. §10 |
§10, пересказ |
14. |
4 |
|
Австрийская монархия Габсбургов в XVIII веке. §11 |
§11, пересказ, вопросы |
Эпоха революций. (5 часов) |
||||
15 |
1 |
|
Английские колонии в Северной Америке. § 12 |
§12, пересказ, вопросы |
16 |
2 |
|
Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. §13 |
§13, пересказ, задание 5 (по выбору) |
17-18 |
3-4 |
|
Французская революция XVIII века. §14-15 |
§14-15, читать, карта, вопросы, док.
стр 181-183 |
19-20 |
5-6 |
|
Европа в годы Французской революции. §16 |
§16, читать, карта. стр.187 §16, пересказ, даты, исследовательский проект стр. 199 (по выбору) |
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. (6 часов) |
||||
21 |
1 |
|
Османская империя. Персия. §17 |
§17, пересказ, даты, вопросы |
22 |
2 |
|
Индия. Крушение империи Великих монголов. §18 |
§18, пересказ, вопросы, |
23 |
3 |
|
Китай. Изоляция страны от внешнего мира. §19 |
§19, пересказ, вопросы, задание 3 (по желанию) |
24 |
4 |
|
Япония на пути модернизации: насильственное «открытие» «закрытой» страны. §20 |
§20, пересказ, вопросы, задание 1 сравнит. таблица |
25 |
5 |
|
Колониальная политика европейских держав в XVIII веке. §21 |
§21, пересказ, вопросы, исследовательский проект стр. 238 (по выбору) |
26 |
6 |
|
Итоговое обобщение: контроль знаний. |
|
|
||||
История России |
||||
№ урока п/п |
№
урока |
Дата |
Тема урока / § по УМК |
Дом. задание |
Универсальные учебные действия Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Познавательные УУД: – находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; – анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; – устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; – выдвигать версии; – планировать учебную деятельность; – работать по плану, сверяясь с целью; – находить и исправлять ошибки; – оценивать степень и способы деятельности и достижения цели. Основные виды деятельности ученика: – Устанавливать причинно-следственные связи исторических процессов, прогнозировать их последствия – Аргументировать выводы и суждения для расширения опыта модернизационного подхода к оценке событий, процессов – Работать с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, находить исторические объекты на карте. соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды. – Рассказывать об исторической личности. Конкретизировать примерами оценку взглядов, убеждений человека. Давать оценку деятельности исторической персоны. – Рассказывать об историческом событии, раскрывать его значение. – Составлять план рассказа. – Использовать приёмы сравнительного анализа при аргументации собственных выводов и оценок. – Выделять и кратко формулировать основные проблемы развития страны на основе обобщения материалов темы. – Различать причины и следствия исторических событий, явлений. – Использовать новые термины и понятия в историческом контексте. – Описывать условия жизни и быта социальных групп. – Устанавливать факторы, способствующие развитию культуры, приводить примеры взаимодействия культур. – Выступать с подготовленными сообщениями, презентациями и т. д. – Приводить примеры взаимодействия культур. – Раскрывать роль и значение науки в развитии страны, значимость научного познания. |
||||
1 |
1 |
|
Введение. У истоков Российской модернизации |
стр. 5-6, читать |
Россия в эпоху преобразований Петра I (14 часов) |
||||
2 |
1 |
|
Россия и Европа в конце XVII в. § 1 |
§ 1, читать, карта, основные даты,
задание 3, |
3 |
2 |
|
Предпосылки Петровских реформ § 2 |
§2, пересказ, сравнительная таблица
«Реформаторы и их реформы», |
4 |
3 |
|
Начало правления Петра I § 3 |
§ 3 пересказ, основные даты, вопросы, задание 1 (по выбору) |
5-6 |
4-5 |
|
Великая Северная война 1700—1721 гг. § 4 |
§ 4 пересказ, даты, карта с. 30, вопросы, задание 3 (по выбору) |
7 |
6 |
|
Реформы управления Петра I § 5 |
§5, основные понятия и даты пересказ, даты, вопросы, задание2 (по желанию) |
8 |
7 |
|
Экономическая политика Петра I § 6 |
§ 6 пересказ, даты, основные понятия, вопросы, задание 5 (по желанию) |
9 |
8 |
|
Российское общество в Петровскую эпоху § 7 |
§ 7 пересказ, основные понятия, вопросы, задание 2 (по желанию) |
10 |
9 |
|
Церковная реформа. Положение традиционных конфессий § 8 |
§ 8 пересказ, даты, вопросы, задание 3 (по желанию) |
11 |
10 |
|
Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам § 9 Р/К. Российская политика на Северном Кавказе в начале XVIII века |
§ 9 пересказ, даты, вопросы, задание 3 (по желанию) |
12 |
11 |
|
Перемены в культуре России в годы Петровских реформ § 10 |
§ 10, читать, основные понятия, вопросы, задание 2 (по желанию) |
13 |
12 |
|
Повседневная жизнь и быт при Петре I § 11 |
§ 11, читать, основные понятия, вопросы, задание 2 (по желанию) |
14 |
13 |
|
Значение петровских преобразований в истории страны § 12 |
§ 12 пересказ, вопросы, задание 1 (по желанию) |
15 |
14 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме |
|
Россия при наследниках Петра: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) |
||||
16-17 |
1-2 |
|
Эпоха дворцовых переворотов (1725–1762) §§ 13-14 |
§ 13-14, читать, вопросы задание1,2 (по выбору) |
17 |
3 |
|
Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. §15 |
§ 15, пересказ, даты, вопросы, документ с.96, задание 5 (по выбору) |
18 |
4 |
|
Внешняя политика России в 1725—1762 гг. § 16 Р/К. Кавказский регион в политике России, Турции и Ирана |
§ 16 пересказ, даты, карта с. 100, вопросы, док. с. 103-104 задание 2 (по выбору) |
19 |
5 |
|
Национальная и религиозная политика |
с. 105-109 пересказ, даты, вопросы, задание 1,2 (по желанию) |
20 |
6 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме |
|
Российская империя при Екатерине II (10 часов) |
||||
21 |
1 |
|
Россия в системе международных отношений § 17 |
§17 пересказ, даты, вопросы, задание 1,5 (по выбору) |
22 |
2 |
|
Внутренняя политика Екатерины II § 18 |
§ 18 пересказ, даты, вопросы, задание 2 (по выбору) |
23 |
3 |
|
Экономическое развитие России при Екатерине II § 19 |
§ 19, пересказ, даты, вопросы, схема с. 12 |
24 |
4 |
|
Социальная структура российского общества второй половины XVIII в. § 20 |
§ 20 читать, вопросы, задание 3 (по желанию) |
25 |
5 |
|
Народные движения. Восстание Е. И. Пугачёва § 21 |
§ 21 пересказ,
даты, задание 1, 2 (по выбору) |
26 |
6 |
|
Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II Р/К. Казачество на Ставрополье |
с. 32-37 пересказ, даты, вопросы, задание 1,2 (по выбору), |
27-28 |
7-8 |
|
Внешняя политика Екатерины II § 22 |
§ 22, читать, даты, карта с. 39, 41, 45, вопросы, § 22, пересказ, |
29 |
9 |
|
Освоение Новороссии и Крыма § 23 |
§ 23, пересказ, даты, вопросы, задание 1,4 (по выбору) |
30 |
10 |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме |
|
Россия при Павле I (3 часа) |
||||
30 |
|
|
Внутренняя политика Павла I § 24 |
§ 24, пересказ, даты, вопросы, задание 2,6 (по выбору) |
31-32 |
|
|
Внешняя политика Павла I § 25 |
§ 25, пересказ, даты, карта с. 65 вопросы, задание 4 (по желанию) |
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 часов) |
||||
33 |
|
|
Общественная мысль, публицистика, литература. |
стр. 72-76, читать, вопросы, |
34-35 |
|
|
Образование в России в XVIII в. |
стр. 77-80 читать, задание 1 (по желанию) |
36-37 |
|
|
Российская наука и техника в XVIII в. |
стр. 81-85, вопросы читать, задание 5 (по желанию) |
38 |
|
|
Русская архитектура XVIII в. |
стр. 86-91, читать, задание 2,5 (по выбору) |
39 |
|
|
Живопись и скульптура. |
стр. 91-96,читать, задание 2, 4 (по выбору) |
40 |
|
|
Музыкальное и театральное искусство |
стр. 97-101, читать, задание 1, 4 (по выбору) |
41-42 |
|
|
Народы России в XVIII
в. |
стр. 101-104, читать, задание 2 (по желанию) |
43 |
|
|
Перемены в повседневной жизни российских сословий § 26 |
§ 26, читать, вопросы |
44 |
|
|
Обобщение и контроль знаний по курсу. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.