рабочая программа история 10 класс

  • pdf
  • 23.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая программа 10 класс история .docx.pdf



  Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

 

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от

12.05.2019г.) 

2.                  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (редакция от 29.06.2017 г.) 

3.                  СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993 с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011г., 25 декабря 2013г., 24 ноября 2015г.) 

4.                  ПОЛОЖЕНИЕМ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА МБОУ СОШ №14 г. Яровое Алтайского края.

 

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Личностные результаты: 

                    ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;  

                    готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 

                    готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественнополитическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

                    готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; 

                    принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;       – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.  Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):  – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; 

                    уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); 

                    формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;        – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. 

 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

                    гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; 

                    признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; 

                    мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 

                    интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; 

                    приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному дост – достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; 

                    готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:           – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;       – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; 

                    способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; 

                    формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); 

                    развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: 

                    мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

                    готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

                    экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; – умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

                    ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. 

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: 

                    уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; 

                    готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 

                    потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; 

                    готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

                    физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.  Метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: 

                    самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

                    оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; 

                    оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

                    выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; 

                    организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;        – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 

2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:

  искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; 

  критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; 

  использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; 

  находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; 

  выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: 

                    осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

                    при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); 

                    координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; 

                    распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

 

В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса;  знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела

дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; представлять культурное наследие России и других стран;  работать с историческими документами; 

сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;  критически анализировать информацию из различных источников; 

соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами,

персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники

информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; 

составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов,

интернет-ресурсов;  работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;  читать легенду исторической карты; 

владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;  демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;  оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;

ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их

современных версиях и трактовках.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры;  определять место и время создания исторических документов; 

проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран;  характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной

истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими         деятелями      характера       и          значения        социальных реформ           и          контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;  использовать картографические     источники     для      описания        событий         и          процессов      новейшей

отечественной истории и привязки их к месту и времени;  представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную

карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей

ХХ века;  анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; 

обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией;  приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;  применять полученные знания при анализе современной политики России; владеть элементами проектной деятельности.

 

2. Содержание курса истории 10 класс.

                                           

Содержание учебного предмета

10 класс

Всеобщая история. (28 часов)  

Тема 1: Введение в курс. Мир в начале 20 ст.  

Понятие «Новейшая и современная история». Периодизация новейшей истории XX-начало XXI в. Основные события и вехи XX столетия. 

Основные характеристики новой индустриальной эпохи. Формирование индустриального общества. Урбанизация и миграция. Новые явления в экономике. Усиление роли государства. Изменения в обществе в условиях массового промышленного производства. Характерные черты НТП в начале века. Переход к современному индустриальному производству.  

Социальные и профсоюзное движения. Содержание и особенности осуществления социального реформизма в ведущих странах мира. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо.Политические партии и основные идеологические направления: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм, коммунизм. Становление социал-демократии.  

Монополизация. Государство и монополистический капитал. Ведущие государства мира в начале XX в. Характерные черты экономического и политического развития Великобритании, Франции, Германии, АвстроВенгрии, Италии, Японии, США. Неравномерность развития ведущих стран мира. 

Общая характеристика колониальных и зависимых стран. Системы колониального управления. Начало антиколониальной борьбы. Национально-освободительные движения на Востоке(Китай, Индия, Иран, Турция). Особенности ситуации в регионе Латинской Америки. Мексиканская революция 1910-1917 гг.  Основные цели внешней политики ведущих держав. Колониальные империи. «Новый империализм». Две тенденции в международных отношениях в начале XX в. Территориальный раздел мира. Возникновение военно-политических блоков. Международная конференция в Гааге. Пацифистское движение. Милитаризация как альтернатива социальным реформам.Гонка вооружений. Основные международные кризисы и конфликты в начале ХХ ст 

Тема 2: Первая мировая война и ее итоги.  

Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества. 

Версальско - вашингтонская система.  

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения.

Вашингтонская конференция (1921 -1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление ВерсальскоВашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.  Последствия войны. Революции и распад империй.  

Социальные последствия Первой мировой войны. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны 

Тема 3. Послевоенное обустройство мира.  

Мир после Первой мировой войны. 

Революционные события 1918-начала 1920-х гг. в Европе. Ноябрьская революция и возникновение Веймарской республики в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический Интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. Маргинализация и фашизация общества.  

Послевоенное обустройство мира. Оформление Версальско-Вашингтонской системы. 

Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. “14 пунктов” В. Вильсона. Версальский договор. Мирные договора с союзниками Германии. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Лига Наций как гарант сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.). Договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в послевоенном мире и ее противоречия. 

Тема 4: Страны Европы и США: от процветания к кризису. Общественно-политический выбор стран Европы и Америки.  Капиталистический мир в 20 е годы. Страны Европы и США в 20-е г.  

Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.  Мировой экономический кризис.  

Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социальнопсихологические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30. -е гг. XX в. 

США. Новый курс Рузвельта. Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. 

Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.Демократические страны Европы.  

Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами. Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере. 

Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия. Формирование тоталитарных и авторитарных  режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных  проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и  социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской  партии. Особенности итальянского фашизма. 

Тоталитарные режимы в 30-е годы. Германия. Испания  

Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология националсоциализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг. Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военноавторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма. Международное отношения в 1930-е гг.  Тема 5: Страны Центральной и Восточной Европы в 20-х - 1930-х гг. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1920–1930-е гг.  

Особенности социально-экономического развития стран Центральной и Восточной Европы (Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия). 

Характерные особенности демократических и авторитарных режимов в странах Центральной и Восточной Европы. Становление Второй Речи Посполитой. Переворот 1926 г. Ю. Пилсудский. Режим «санации». Создание Чехословацкого государства. Внешняя политика. Т. Масарик. Венгерская революция. Период

Венгерской Советской республики. Режим Хорти. Королевская диктатура в Румынии. Установление режима И. Антонеску. Режим А. Стамболийского в Болгарии. Королевская диктатура. Борис III. Королевство сербов, хорватов и словенцев в Югославии. Видовданская конституция. Государственные перевороты 1929 г. и 1941 г.  

Влияние Первой мировой на ситуацию в Азии. Модернизация и милитаризация Японии.Меморандум Танака. Сунь Ятсен. Народная революция в Китае 1925-1927 гг. Политика Чан Кайши. Гражданская война в Китае. Японо-китайская война. Умеренное и радикальное движение в Индии. М. Ганди. Гандизм. Кампании ненасильственного сопротивления.М.Кемаль. Модернизационные реформы в Турции. Палестинская проблема.  

Панафриканизм. Изменение политической и социально-экономической ситуации в регионе Латинской Америки. Типология политических режимов.  

Тема 6. Международные отношения 1920-х - 1930-х гг. Развитие культуры в первой половине ХХ ст.  

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Причины нестабильности Версальско-Вашингтонской системы. Попытки решения проблемы разоружения в Европе. Шаги по стабилизации международных отношений. Германский и русский вопросы репараций и попытки их урегулирования. Планы Дауэса и Юнга. Конференция в Генуе. Пересмотр послевоенных договоров в 20-х гг. ХХ ст. Пакт Бриана – Келлога. Итоги развития международных отношений в 20-е гг.  Кризис Версальско-Вашингтонской системы.  

Обострение противоречий Версальско-Вашингтонской системы. Женевская конференция. Возникновение очага новой мировой войны на Дальнем Востоке и в Африке. Разжигание очага новой войны в Европе. Ось

«Берлин – Рим – Токио». Попытки создания системы коллективной  

безопасности. Политика умиротворения и ее крах. Мюнхенское соглашение. Крах ВерсальскоВашингтонской системы. Секретные переговоры в Москве. Пакт Риббентропа-Молотова и его последствия  Развитие мировой культуры в первые десятилетия ХХ в.  

Важнейшие достижения науки и техники в начале ХХ ст. Нобелевские премии. Новые явления в культурной жизни (авангардизм, модернизм, символизм). Спорт и олимпийское движение. Рождение массовой культуры.  Развитие мировой культуры в межвоенные годы.  

Основные достижения науки и техники в 20-30 е гг. Изменения в повседневной жизни.Основные тенденции в развитии искусства (постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный экспрессионизм, супрематизм, сюрреализм). Смысловое обновление литературы. Кинематограф как вид массовой культуры.  

Тема 7: Вторая мировая война и ее уроки  

Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг. 

Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои. 

Создание антигитлеровской коалиция ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира. 

Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества. 

Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности на службе войны, искусство на службе у пропаганды.  История России ( 40 часов)  

Тема I. Россия в годы «великих потрясений»  

Россия и мир накануне Первой мировой войны. Вступление России в войну. Геополитические и военностратегические планы командования. Боевые действия на австро-германском и кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. Брусиловский прорыв и его значение. Массовый героизм воинов. Национальные подразделения и женские батальоны в составе русской армии. Людские потери. Плен. Тяготы окопной жизни и изменения в настроениях солдат. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военнопромышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Благотворительность. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Война и реформы: несбывшиеся ожидания. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений: от патриотического подъема к усталости и отчаянию от войны. Кадровая чехарда в правительстве. 

Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. «Прогрессивный блок» и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Эхо войны на окраинах империи: восстание в Средней Азии и Казахстане. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и «пораженцы». Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества. 

Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революции 1917 г. Февраль – март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец российской империи. Реакция за рубежом. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Революционная эйфория. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна – лето: «зыбкое равновесие» политических сил при росте влияния большевиков во главе с В.И. Лениным. Июльский кризис и конец «двоевластия». православная церковь. Всероссийский Поместный собор и восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. 1 сентября 1917 г.: провозглашение России республикой. 25 октября (7 ноября по новому стилю): свержение Временного правительства и взятие власти большевиками («октябрьская революция»). Создание коалиционного правительства большевиков и левых эсеров. В.И. Ленин как политический деятель. 

Диктатура пролетариата как главное условие социалистических преобразований. Первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Отказ новой власти от финансовых обязательств Российской империи. Национализация промышленности. 

«Декрет о земле» и принципы наделения крестьян землей. Отделение церкви от государства и школы от церкви. 

Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. Слабость центра и формирование

«многовластия» на местах. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и территориальных совнархозов. Первая Конституция России 1918 г. 

Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 – весной 1918 г.: Центр, Украина, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Средняя Азия. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческие потери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Комуч, Директория, правительства А.В. Колчака, А.И. Деникина и П.Н. Врангеля. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Повстанчество в Гражданской войне. Будни села: «красные» продотряды и «белые» реквизиции. Политика «военного коммунизма». Продразверстка, принудительная трудовая повинность, сокращение роли денежных расчетов и административное распределение товаров и услуг. «Главкизм». Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Террор «красный» и «белый» и его масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов – ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. 

Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. Вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование Русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921–1922 гг. 

«Несвоевременные мысли» М. Горького. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. «Окна сатиры РОСТА». План монументальной пропаганды. Национализация театров и кинематографа. Издание «Народной библиотеки». Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. Повседневная жизнь и общественные настроения. Городской быт: 

бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Деятельность Трудовых армий. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Кустарные промыслы как средство выживания. Голод, «черный рынок» и спекуляция. Проблема массовой детской беспризорности. Влияние военной обстановки на психологию населения.  Тема II. Советский Союз в 1920-1930 – х. гг.  

 

Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921–1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и др. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике (нэп). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Иностранные концессии. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922–1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Попытки внедрения научной организации труда (НОТ) на производстве. Учреждение в СССР звания «Герой Труда» (1927 г., с 1938 г. – Герой Социалистического Труда). 

Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г. Ситуация  в Закавказье и Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика «коренизации» и борьба по вопросу о национальном строительстве. Административно-территориальные реформы 1920-х гг. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В.И. Ленина и борьба за власть. В.И. Ленин в оценках современников и историков. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Молодежная политика. Социальные «лифты». Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Организация детского досуга. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей «эксплуататорских классов». Лишенцы. Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы. Отходничество. Сдача земли в аренду. 

 

«Великий перелом». Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. «Раскулачивание». Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. 

Создание МТС. Национальные и региональные особенности коллективизации. Голод в СССР 

в 1932–1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Днепрострой, Горьковский автозавод. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Турксиб. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Иностранные специалисты и технологии на стройках СССР. Милитаризация народного хозяйства, ускоренное развитие военной промышленности. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Успехи и противоречия урбанизации. Утверждение «культа личности» Сталина. Малые «культы» представителей советской элиты и региональных руководителей. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры. Ужесточение цензуры. Издание «Краткого курса истории ВКП(б)» и усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937–1938 гг. «Национальные операции» НКВД. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ: социальнополитические и национальные характеристики его 

 

контингента. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. 

Культурное пространство советского общества в 1920–1930-е гг. Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. 

Культура периода нэпа. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Сельские избычитальни. Основные направления в литературе (футуризм) и архитектуре (конструктивизм). Достижения в области киноискусства. Культурная революция и ее особенности в национальных регионах. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Наркомпроса. Рабфаки. Культура и идеология. Академия наук и Коммунистическая академия, Институты красной профессуры. Создание «нового человека». Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Рабселькоры. Развитие спорта. Освоение Арктики. Рекорды летчиков. Эпопея «челюскинцев». Престижность военной профессии и научноинженерного труда. Учреждение звания Герой Советского Союза (1934 г.) и первые награждения. 

Культурная революция. От обязательного начального образования – к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм как художественный метод. Литература и кинематограф 1930-х годов. Культура русского зарубежья. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров: ВАСХНИЛ, ФИАН, РНИИ и др. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Общественные настроения. Повседневность 1930-х годов. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Потребление и рынок. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Условия труда и быта на стройках пятилеток. Коллективные формы быта. Возвращение к «традиционным ценностям» в середине 1930-х гг. Досуг в городе. Парки культуры и отдыха. ВСХВ в Москве. Образцовые универмаги. Пионерия и комсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в СССР. Жизнь в деревне. Трудодни. Единоличники. Личные подсобные хозяйства колхозников. 

Внешняя политика СССР в 1920–1930-е годы. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции «построения социализма в одной стране». Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Проблема «царских долгов». Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции.

«Военная тревога» 1927 г. Вступление 

СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол и ситуация на Дальнем Востоке в конце 1930-х гг. 

СССР накануне Великой Отечественной войны. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Нарастание негативных тенденций в экономике.

Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции 

СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Включение в состав СССР Латвии, Литвы и Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины  и Западной Белоруссии. Катынская трагедия. «Зимняя война» с Финляндией. 

 

Тема III. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.  

Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Первый период войны (июнь 1941 – осень 1942). План «Барбаросса». Соотношение сил сторон на 22 июня 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов – всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. И.В. Сталин – Верховный  главнокомандующий. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов «молниеносной войны». 

Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября на

Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой–весной 1942 г. Неудача Ржевско-Вяземской операции. Битва за Воронеж. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. «Дорога жизни». Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. «Генеральный план Ост». Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Лагеря уничтожения. Холокост. Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и 

медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу. Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Коренной перелом  в ходе войны (осень 1942 – 1943 г.). Сталинградская битва. Германское наступление весной– летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. «Дом Павлова». Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и наступление на Ржевском направлении. Разгром окруженных под Сталинградом гитлеровцев. Итоги и значение победы Красной Армии под Сталинградом. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной армии летом–осенью 1943 г. 

 

Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Генерал Власов и Русская освободительная армия. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943–1946 гг. Человек и война: единство фронта и тыла. «Всѐ для фронта, всѐ для победы!». Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Добровольные взносы в фонд обороны. Помощь эвакуированным. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Создание Суворовских и Нахимовских училищ. Культурное пространство войны. Песня «Священная война» – призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Фронтовые корреспонденты. Выступления фронтовых концертных бригад. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и церковь в годы войны. Избрание на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 г. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. СССР и союзники. Проблема второго фронта. Лендлиз. Тегеранская конференция 1943 г. Французский авиационный полк «Нормандия-Неман», а также польские и чехословацкие воинские части на советско-германском фронте. 

Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Завершение освобождения территории СССР. Освобождение правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Боевое содружество советской армии и войск стран антигитлеровской коалиции. Встреча на Эльбе. 

Битва за Берлин и окончание войны в Европе. Висло-Одерская операция. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Военноэкономическое превосходство СССР над Германией в 1944–1945 гг. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского «Атомного проекта». Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. ГУЛАГ. Депортация «репрессированных народов». Взаимоотношения государства и церкви. Поместный собор 1945 г. Антигитлеровская коалиция. Открытие Второго фронта в Европе. Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения и дискуссии. Обязательство Советского Союза выступить против Японии. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре «Д»). Решение проблемы репараций. Советскояпонская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Боевые действия в Маньчжурии, на Сахалине и Курильских островах. Освобождение Курил. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Создание ООН. Конференция в Сан-Франциско в июне 1945 г. Устав ООН. Истоки «холодной войны». Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. Осуждение главных военных преступников. 

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом. Людские и материальные потери. Изменения политической карты Европы.  Итоговое повторение  

Итоговое тестирование  

 

 

 

3. Тематическое планирование по курсу «История» в 10 классе

68 часов (2 часа в неделю)

№  п/п

Раздел, тема урока

Колво часов

 

Раздел 1. Новейшая история. Первая половина XX века

28

1-2

Мир накануне Первой мировой войны

2

3

«Новый империализм»  Происхождение Первой мировой войны.

1

4-5

Первая мировая война 1914-1918гг

2

6-7

Последствия войны: революции и распад империй

2

8-9

Версальско-Вашингтонская система. Международные отношения в 1920 – е гг

2

10-11

Страны Запада в 1920—е гг. США. Великобритания, Франция. Германия

2

12-13

Мировой экономический кризис 1929-1933 г.г. Великая депрессия. Пути выхода из кризиса.  

2

14-15

Страны Запада в 1930 –е гг. США: «Новый курс» Ф.Рузвельта. Великобритания: национальное правительство.

2

16-17

Нарастание агрессии в мире. Установление нацисткой диктатуры в Германии.

2

18-19

Борьба с фашизмом. Народный фронт во Франции и Испании. Гражданская война в Испании. Австрия: от демократии к авторитарному режиму

2

20-21

Международные отношения в 1930 –е гг. Политика «умиротворения» агрессора.

2

22

Восток в первой половине XX в.

1

23-24

Вторая мировая война 1939-1945 гг.

2

25-26

Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование.

2

27-28

Итоговой повторение

2

 

Раздел 2. История России   

 

 

Тема 1. Россия в годы «великих потрясений»

10

29

Россия и мир накануне первой мировой войны

1

30-31

Российская империя в Первой мировой войне

2

32-33

Великая российская революция. Февраль 1917 г.

2

34

Великая российская революция. Октябрь 1917 г

1

35-36

Первые революционные преобразования большевиков

2

37-38

Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Гражданская война

2

 

 Тема 2. Советский Союз в 1920-1930 гг.

11

39-40

Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу

2

41

Экономика НЭПа

1

42

Образование СССР. Национальная политика в 1920-х годах

1

43

Характер национальной политики большевиков и ее оценка

1

44

Политическое развитие в 1920-е годы.

1

45-46

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е годы

2

47

Культурное пространство советского общества в 1920- е годы

1

48-49

«Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация

2

 

 Тема 3. Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.  

16

50-51

СССР накануне Великой Отечественной войны

2

52-54

Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

3

55-57

Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома

3

58-59

Человек и война: единство фронта и тыла

2

60-62

Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 – 1943 г.)

3

 63-65

Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

3

 

66-68

Итоговое повторение

3