Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рабочих программ Б. М. Неменского, Л.А.Неменской, Н.А.Горяева, О.А.Коблова, Т.А.Мухина « «Изобразительное искусство» предметной линии учебников системы «Школа России» (М.: Просвещение, 2014), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством формирования нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребѐнка.
Задача: развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способность углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний.
Авторская программа рассчитана на 33 часа, 33 учебные недели, 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 33 часа, 33 учебные недели, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
· сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
· сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;
· умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
· умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
· формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественнотворческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
· сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
· знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
· знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств, понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира;
· применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
· освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Нормы оценивания
В 1 классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого -сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.
Текущее, тематическое и итоговое оценивания организуются без выставления бальной отметки, но сопровождаются словесной оценкой учителя.
Проводится обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодически организуются выставки, они дают детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства; научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Описание материально-технического обеспечения
1.Елена Коротеева: Изобразительное искусство: Искусство и ты. / под ред Б.М. Неменского. Учебник. 1 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
2.Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
Содержание учебного курса
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Экскурсии |
1. |
Ты учишься изображать. |
9 |
1 |
2. |
Ты украшаешь |
8 |
- |
3. |
Ты строишь |
11 |
1 |
4. |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
5 |
- |
|
Итого: |
33 ч. |
2 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Дата |
Содержание (разделы, темы) |
Кол- во часов |
Оборудование урока |
Основные виды учебной деятельности (УУД) |
|
|
Ты учишься изображать. |
9 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, альбомы, краски, тетрадь для рисования, таблицы по цветоведению, мультимедийные обучающие художественные программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - узнавать, называть и определять объекты окружающей среды - выделять необходимую информацию в разных формах (рисунок, схема) - использовать знаково-символические средства Регулятивные: - адекватно использовать свою речь, ориентироваться в учебнике - вносить необходимые коррективы после завершения работы Коммуникативные: - задавать вопросы - обращаться за помощью - формировать собственное мнение - проявлять активность во взаимодействии для решения задач Личностные: - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом - сформированность потребностей в творческом отношении к окружающему миру - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой. |
1. |
|
Изображения всюду вокруг нас. |
1 |
||
2. |
|
Мастер Изображения учит видеть. |
1 |
||
3. |
|
Изображать можно пятном. |
1 |
||
4. |
|
Изображать можно в объеме. |
1 |
||
5. |
|
Изображать можно линией. |
1 |
||
6. |
|
Разноцветные краски. |
1 |
||
7. |
|
Изображать можно и то, что невидимо (настроение) |
1 |
||
8 -9. |
|
Художники и зрители (обобщение темы). |
2 |
||
|
|
Ты украшаешь. |
8 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, альбомы, краски, тетрадь для рисования, таблицы по цветоведению, мультимедийные обучающие художественные программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников - подводить под понятие на основе выделения существенных признаков - выбирать наиболее эффективные способы решения задач Регулятивные: - преобразовывать познавательную задачу в практическую - составлять план и - последовательность действий - вносить необходимые коррективы после завершения работы Коммуникативные: - проявлять активность в коллективной деятельности - оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Личностные: - сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру |
10. |
|
Мир полон украшений. Цветы. |
1 |
||
11. |
|
Красоту надо уметь замечать. |
1 |
||
12. |
|
Узоры на крыльях. Ритм пятен. |
1 |
||
13. |
|
Красивые рыбы. Монотипия. |
1 |
||
14. |
|
Украшения птиц. Объёмная аппликация. |
1 |
||
15. |
|
Узоры, которые создали люди. |
1 |
||
16. |
|
Как украшает себя человек. |
1 |
||
17. |
|
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). |
1 |
||
|
|
Ты строишь. |
11 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, мультимедийный проектор, альбомы, краски, тетрадь для рисования, таблицы по цветоведению, мультимедийные обучающие художественные программы, документ-камера, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям - подведение под понятие на основе распознавания объектов Регулятивные: - составлять план и последовательность действий - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию - формировать собственное мнение - проявлять активность во взаимодействии для решения задач Личностные: - сформированность эстетических потребностей и потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру - уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом |
18. |
|
Постройки в нашей жизни. |
1 |
||
19. |
|
Дома бывают разными |
1 |
||
20. |
|
Домики, которые построила природа. |
1 |
||
21. |
|
Дом снаружи и внутри. |
1 |
||
22 -23 |
|
Строим город. |
2 |
||
24. |
|
Все имеет своё строение. |
1 |
||
25 - 26 |
|
Строим вещи. |
2 |
||
27 - 28 |
|
Город, в котором мы живем (обобщение темы) |
2 |
||
|
|
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
5 ч |
Электронное приложение к учебнику, интерактивная доска, альбомы, краски, тетрадь для рисования, мультимедийные обучающие художественные программы, DVD-фильмы, презентации на CD-дисках. |
Познавательные: - различать три вида художественной деятельности - узнавать и называть явления окружающей действительности Регулятивные: - ставить новые учебные задачи всотрудничестве с учителем Коммуникативные: - строить монологичное высказывание - формировать собственное мнение Личностные: - умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом |
29. |
|
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. |
1 |
||
30. |
|
Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. |
1 |
||
31. |
|
Сказочная страна. |
1 |
||
32. |
|
Времена года. |
1 |
||
33.
|
|
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). |
1 |
||
|
33 часа |
|
|
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п |
№ урока /тема по рабочей учебной программе |
Тема с учетом корректировки |
Сроки корректировки |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.