Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
РАССМОТРЕНА на методическом объединении учителей начальных классов протокол №____________ от « »__________20__ г. Руководитель ШМО: _______________________ |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора МАОУ «СОШ № 1» директор школы ___________ Гайдабура Л.И. приказ №____________ от « »__________20____ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
на уровне начального общего образования
УМК «Школа России»
Срок реализации: 4 года
2019-2023 уч. годы
Составитель: И.Н.Комогорцева
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Краснокаменск
2019 г
Настоящая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. № 373 с изменениями и дополнениями.
· Приказ Минобрнауки от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Приказы Минобрнауки России «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г №576; от 28.12.2015 г. №1529; от 26.01.2016г. №38; от 29.12.2016г. №1677; от 08.06.2017г. № 535; от 20.06.2017гг. № 581; от 13.07.2017г. № 629;
· Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
· Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением от 08 апреля 2015г., протокол № 1/15.
· Примерные программы учебных предметов, утвержденные Министерством образования и науки РФ;
· Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ №1».
· Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов на уровне начального общего образования.
· Учебный план образовательной организации.
Обеспечена УМК «Школа России», авторской программы «Изобразительное искусство» для четырёхлетней начальной школы Б.М. Неменского, Л.А. Неменской.
Цели и задачи учебного предмета:
● развитие личности учащихся средствами искусства;
● получение эмоционально-ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
● воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле;
● развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
● развитие воображения, творческого потенциала ребёнка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
● освоение первоначальных знаний о пластических искусствах; изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
● овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» (личностные, метапредметные и предметные)
1.1.Личностные результаты:
▪ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
▪ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
▪ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
▪ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
▪ сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
▪ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
▪ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
▪ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
1.2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
▪ овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
▪ овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
▪ использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
▪ умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
▪ умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
▪ осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
1.3. Предметные результаты освоения программы по «Изобразительному искусству»
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Предметные результаты изучения модуля
«Декоративно-прикладное искусство» должны отражать сформированность умений:
- применять в выполнении творческих работ: элементы орнаментов; алгоритм работы при создании изделий декоративно-прикладного искусства;
- создавать композиции из природных материалов, изделия
художественных
промыслов, декоративные композиции;
- использовать: приёмы кистевого мазка различных видов
декоративно-прикладного искусства, приёмы работы с художественными и природными
материалами.
Модуль «Графика»
Предметные результаты изучения модуля «Графика» должны
отражать
сформированность умений:
- создавать графические композиции из букв, графические ритмические композиции, силуэтные изображения, художественные открытки, иллюстрации к литературным произведениям;
- сравнивать стилизованные и нестилизованные формы предметов.
Модуль «Живопись»
Предметные результаты изучения модуля «Живопись» должны
отражать
сформированность умений:
- применять в выполнении творческих работ: выразительные
средства живописи, принципы смешивания цветов, принципы композиционного
построения,
основные и составные цвета, тёплые и холодные
цвета, хроматические и
ахроматические цвета, тональные отношения.
Модуль «Скульптура»
Предметные результаты изучения модуля «Скульптура»
должны отражать
сформированность умений:
- применять в выполнении творческих работ свойства
скульптурных
художественных материалов, выразительные
средства скульптуры;
- различать виды скульптуры, жанры скульптуры;
- знать и характеризовать: особенности парковой скульптуры,
особенности
мемориального ансамбля в контексте современной
городской среды;
- создавать в соответствии с законами композиции творческие
работы
различными скульптурными материалами.
Модуль «Архитектура»
Предметные результаты изучения модуля «Архитектура» должны отражатьсформированность умений:
- создавать модели архитектурных объектов в технике бумагопластики, коллективные макеты садово-паркового пространства, плоскостные композиции изпростейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии иритма;
- различать особенности традиционного жилища народов России и находить внём черты национального своеобразия.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Предметные результаты изучения модуля «Восприятие произведений искусства» должны отражать сформированность умений:
- создавать в соответствии с законами композиции живописную илиграфическую творческую сюжетно-тематическую работу на заданную тему.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Предметные результаты изучения модуля «Азбука цифровой графики» должны отражать сформированность умений:
- использовать простейшие инструменты графических редакторов дляобработки фотографических изображений и анимации.
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности |
Восприятие произведений искусства |
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская Галерея, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. |
Рисунок |
Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. |
Живопись |
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. |
Скульптура |
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объем – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. |
Художественное конструирование и дизайн |
Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. |
Декоративно-прикладное искусство |
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). |
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? |
Композиция |
Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. |
Цвет |
Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. |
Линия |
Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. |
Форма |
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. |
Объём |
Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. |
Ритм |
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве |
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? |
Земля – наш общий дом |
Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. |
Родина моя – Россия |
Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. |
Человек и человеческие взаимоотношения |
Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. |
Искусство дарит людям красоту |
Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. |
Опыт художественно-творческой деятельности |
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. |
3. Тематическое планирование по изобразительному искусству
№ п/п |
Название темы/раздела |
Количество часов |
Первый год обучения |
||
1 |
Ты учишься изображать |
9 часов |
2 |
Ты украшаешь |
8 часов |
3 |
Ты строишь |
8 часов |
4 |
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу |
6 часов |
5 |
Резерв |
2 часа |
Итого |
33 часа |
|
Второй год обучения |
||
6 |
Чем и как работает художник |
8 часов |
7 |
Реальность и фантазия |
8 часов |
8 |
О чём говорит искусство |
11 часов |
9 |
Как говорит искусство |
8 часов |
Итого |
35 часов |
|
Третий год обучения |
||
10 |
Искусство в твоём доме |
9 часов |
11 |
Искусство на улицах твоего города |
7 часов |
12 |
Художник и зрелище |
11 часов |
13 |
Художник и музей |
8 часов |
Итого |
35 часов |
|
Четвёртый год обучения |
||
14 |
Истоки родного искусства |
9 часов |
15 |
Древние города нашей земли |
7 часов |
16 |
Каждый народ - художник |
11 часов |
17 |
Искусство объединяет народы |
8 часов |
Итого |
35 часов |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.