Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шашки и шахматы
Оценка 4.9

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шашки и шахматы

Оценка 4.9
docx
02.09.2021
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Шашки и шахматы
программа внеурочки шашки 2020.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 3

 

ПРИНЯТО

протокол заседания методического объединения

учителей ________________________________

от «____» августа 201  года № ___

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________  __________________

от «______» августа 201    года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Шашки и шахматы»

Уровень начального общего образования.

Срок освоения: 1 год

Направление: (общеинтеллектуальное)

 

 

 

 

 

Составитель:

Витт Н.Ю. , педагог-психолог

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

1.1 Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.1.1 Формирование универсальных учебных действий

(личностные и метапредметные результаты)

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

                    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

                    широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

                    учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

                    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

                    способность к оценке своей учебной деятельности;

                    основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

                    ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

                    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

                    развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

                    установка на здоровый образ жизни;

                    основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

                    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

                    внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

                    выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

                    устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

                    адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

                    положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

                    компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

                    морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

                    установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

                    осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

                    эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                    принимать и сохранять учебную задачу;

                    учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

                    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

                    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

                    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

                    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

                    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

                    различать способ и результат действия;

                    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

                    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

                    преобразовывать практическую задачу в познавательную;

                    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

                    самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

                    осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

                    самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

                    осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

                    использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

                    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

                    строить сообщения в устной и письменной форме;

                    ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

                    основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

                    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

                    осуществлять синтез как составление целого из частей;

                    проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

                    устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

                    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

                    обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

                    осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

                    устанавливать аналогии;

                    владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

                    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

                    записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

                    создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

                    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

                    осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

                    осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

                    осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

                    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

                    произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

                    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

                    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

                    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

                    формулировать собственное мнение и позицию;

                    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

                    строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

                    задавать вопросы;

                    контролировать действия партнера;

                    использовать речь для регуляции своего действия;

                    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

                    учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

                    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

                    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

                    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

                    продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

                    с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

                    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

                    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

                    адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

 

1.3 Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

- знать шахматные и шашечные термины; названия шахматных фигур;

- выполнять правил шашечной и шахматной игры;

- уметь ориентироваться на шашечной и шахматной досках; правильно расставлять шашки и шахматные фигуры перед игрой;

- уметь перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

- решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;

- сформировать навыки общения и самоконтроля;

- сформировать усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять фантазию.

 

 

 

 

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

1 год

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности внеурочной деятельности

Раздел 1. Знакомство с игрой в шашки и шахматы.

История игры в шашки и шахматы. Шахматная доска. Названия и отличия шахматных фигур.Расположение фигур на шахматной доске.

Теоретические занятия

Групповая работа

Индивидуальная работа с информацией

Слушание объяснений учителя

Самостоятельная работа с источником информации

Раздел 2. Игра в шашки. Начало шашечной игры. Игра в различные виды шашек. Игра по правилам шашечных турниров. Игра на шашечной доске 10*10клеток. «Русские шашки». «Бразильские шашки»

Практические занятия.

Игра в парах

Работа группой по 4 человека

Игра в шашки в парах

Игра в шашки по правилам шашечных турниров

Игра в «Русские шашки»

Командная игра 2*2 участника

Самостоятельная работа с источником информации

Раздел 3. Игра в шахматы. Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

Шах и мат. Ничья.

Начало партии «Детский мат»

Начало партии «Скандинавская партия»

Начало партии «Сицилианская защита»

Мат одинокому королю. Ладейные  окончания.

Теоретические занятия

Групповая работа

Индивидуальная работа с информацией

Слушание объяснений учителя

Самостоятельная работа с источником информации

 

3. Тематическое планирование

1 год

п/п

Название

темы

Количество

часов

 

Практ.

Теорит.

1-2.

История шашек и шахмат. Название фигур.

2

1

1

3-4.

Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур.

2

1

1

5-6.

Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия».

2

1

1

7-8.

Начало партий: «Кол», «Обратный кол»

2

1

1

9-10.

Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка.

2

1

1

11-12.

Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка.

2

1

1

13-14.

Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка.

2

1

1

15-16.

Шашечные окончания. Четыре дамки против одной.

2

1

1

17-18.

Шашечные окончания. Три дамки против одной.

2

1

1

19-20.

Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур.

2

1

1

21-22.

Шах и мат. Ничья.

2

1

1

23-24.

Начало партии «Детский мат»

2

1

1

25-26.

Начало партии «Скандинавская партия»

2

1

1

27-28.

Начало партии «Сицилианская защита»

2

1

1

29-30.

Мат одинокому королю. Ладейные  окончания.

2

1

1

31-32.

Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля.

2

1

1

33-34.

Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур.

2

1

1

35

Пешечные окончания.

1

 

 

1

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1

Результаты освоения курса внеурочной деятельности 1

Регулятивные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Результаты освоения курса внеурочной деятельности - знать шахматные и шашечные термины ; названия шахматных фигур; - выполнять правил шашечной и шахматной игры; - уметь ориентироваться…

Результаты освоения курса внеурочной деятельности - знать шахматные и шашечные термины ; названия шахматных фигур; - выполнять правил шашечной и шахматной игры; - уметь ориентироваться…

Названия и отличия шахматных фигур

Названия и отличия шахматных фигур

Рокировка. Бой и защита. Размен

Рокировка. Бой и защита. Размен
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2021