Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маслянинская средняя общеобразовательная школа № 3
ПРИНЯТО протокол заседания методического объединения учителей ________________________________ от «____» августа 201 года № ___
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________ __________________ от «______» августа 201 года |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шашки и шахматы»
Уровень начального общего образования.
Срок освоения: 1 год
Направление: (общеинтеллектуальное)
Составитель: Витт Н.Ю. , педагог-психолог |
2020
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1 Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
1.1.1 Формирование универсальных учебных действий
(личностные и метапредметные результаты)
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
– учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
– устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
1.3 Результаты освоения курса внеурочной деятельности
- знать шахматные и шашечные термины; названия шахматных фигур;
- выполнять правил шашечной и шахматной игры;
- уметь ориентироваться на шашечной и шахматной досках; правильно расставлять шашки и шахматные фигуры перед игрой;
- уметь перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- решать элементарные задачи на взятие и защиту фигур;
- сформировать навыки общения и самоконтроля;
- сформировать усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять фантазию.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 год
Содержание курса внеурочной деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
Виды деятельности внеурочной деятельности |
Раздел 1. Знакомство с игрой в шашки и шахматы. История игры в шашки и шахматы. Шахматная доска. Названия и отличия шахматных фигур.Расположение фигур на шахматной доске. |
Теоретические занятия Групповая работа Индивидуальная работа с информацией |
Слушание объяснений учителя Самостоятельная работа с источником информации |
Раздел 2. Игра в шашки. Начало шашечной игры. Игра в различные виды шашек. Игра по правилам шашечных турниров. Игра на шашечной доске 10*10клеток. «Русские шашки». «Бразильские шашки» |
Практические занятия. Игра в парах Работа группой по 4 человека |
Игра в шашки в парах Игра в шашки по правилам шашечных турниров Игра в «Русские шашки» Командная игра 2*2 участника Самостоятельная работа с источником информации |
Раздел 3. Игра в шахматы. Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. Шах и мат. Ничья. Начало партии «Детский мат» Начало партии «Скандинавская партия» Начало партии «Сицилианская защита» Мат одинокому королю. Ладейные окончания. |
Теоретические занятия Групповая работа Индивидуальная работа с информацией |
Слушание объяснений учителя Самостоятельная работа с источником информации |
3. Тематическое планирование
1 год
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
|
|
Практ. |
Теорит. |
|||
1-2. |
История шашек и шахмат. Название фигур. |
2 |
1 |
1 |
3-4. |
Шахматная и шашечная доска. Начальное положение фигур. Название и сила фигур. |
2 |
1 |
1 |
5-6. |
Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия». |
2 |
1 |
1 |
7-8. |
Начало партий: «Кол», «Обратный кол» |
2 |
1 |
1 |
9-10. |
Ловушки в начале партии. Первая и вторая ловушка. |
2 |
1 |
1 |
11-12. |
Ловушки в начале партии. Третья и четвертая ловушка. |
2 |
1 |
1 |
13-14. |
Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка. |
2 |
1 |
1 |
15-16. |
Шашечные окончания. Четыре дамки против одной. |
2 |
1 |
1 |
17-18. |
Шашечные окончания. Три дамки против одной. |
2 |
1 |
1 |
19-20. |
Правила шахматной игры. Ходы фигур. Взятие фигур. |
2 |
1 |
1 |
21-22. |
Шах и мат. Ничья. |
2 |
1 |
1 |
23-24. |
Начало партии «Детский мат» |
2 |
1 |
1 |
25-26. |
Начало партии «Скандинавская партия» |
2 |
1 |
1 |
27-28. |
Начало партии «Сицилианская защита» |
2 |
1 |
1 |
29-30. |
Мат одинокому королю. Ладейные окончания. |
2 |
1 |
1 |
31-32. |
Мат одинокому королю. Ферзь, ладья и король против короля. |
2 |
1 |
1 |
33-34. |
Рокировка. Бой и защита. Размен. Сравнительная сила фигур. |
2 |
1 |
1 |
35 |
Пешечные окончания. |
1 |
|
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.