РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
1 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
литературное чтение, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий и др.
2020 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
Ø Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
Ø Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
Ø Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач обучения и воспитания:
Ø Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям на основе художественных произведений, духовно – нравственного и эстетического содержания, активно влияющих на чувства, сознание и волю читателя. Ориентировать на моральные нормы, развивать у младших школьников умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. Формировать навыки доброжелательного сотрудничества.
Ø Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности учащихся, умение ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
Ø Формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Ø Формировать читательскую компетентность, помогающую младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
Ø Развивать потребность в постоянном чтении книг, владеть техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимать прочитанные и прослушанные произведения, уметь самостоятельно выбрать и оценить. Чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
· Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
· Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
· Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
· Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления.
· Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
· Использование знаково – символических средств представления информации о книгах.
· Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
· Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
· Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно – следственных связей, построения рассуждений.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
· Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
· Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
· Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
· Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
· Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно – познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
· Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
· Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
· Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
· Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно – познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
· Развитие художественно – творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Курс «Литературное чтение» в 1 классе рассчитан на 41 час (4 ч в неделю, 10 учебных недель, один час )
1. ВВОДНЫЙ УРОК
1.1 Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь
2. ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ
2.1 - 2.7 Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным
3. СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ
3.1 - 3.7 Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора
4. АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ!
4.1 - 4.6 Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе
5. И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ
5.1 - 5.6 Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой
6. Я И МОИ ДРУЗЬЯ
6.1 - 6.8 Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми
7. О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
7.1 - 7.5 Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
1. Административная диагностическая работа (апрель)
2. Итоговая комплексная работа (май)
Произведения для заучивания наизусть:
1. Русские народные песенки, потешки, стишки – 2 произведения на выбор
2. Стихи о весне – 2 произведения на выбор
3. К. Чуковский, О. Дриз, О. Григорьев – 1 произведение на выбор
4. К. Чуковский «Телефон» (отрывок)
5. Ю. Энтин «Про дружбу»
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
№ урока в разделе |
Содержание |
Сроки проведения |
Примечание |
||
план |
факт |
|||||
ВВОДНЫЙ УРОК (1 час) |
||||||
1 |
1.1 |
Знакомство с учебником по литературному чтению |
01.03-04.03 |
|
|
|
|
ЖИЛИ - БЫЛИ БУКВЫ (7 часов) |
|||||
2 |
2.1 |
В. Данько «Загадочные буквы» |
01.03-04.03 |
|
|
|
3 |
2.2 |
И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква "А"» |
09.03-11.03 |
|
|
|
4 |
2.3 |
С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему “А” поётся, а “Б” нет» |
09.03-11.03 |
|
|
|
5 |
2.4 |
Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?» |
09.03-11.03 |
|
|
|
6 |
2.5 |
С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть» |
15.03-18.03 |
|
|
|
7 |
2.6 |
Из старинных книг |
15.03-18.03 |
|
|
|
8 |
2.7 |
Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы» |
15.03-18.03 |
|
|
|
СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ (10 часов) |
||||||
9 |
3.1 |
Сказки авторские и народные |
15.03-18.03 |
|
|
|
10 |
3.2 |
Е. Чарушин «Теремок» |
22.03-25.03 |
|
|
|
11 |
3.3 |
Русская народная сказка «Рукавичка» |
22.03-25.03 |
|
|
|
12 |
3.4 |
Загадки, песенки* |
22.03-25.03 |
|
|
|
13 |
3.5 |
Русские народные потешки. |
22.03-25.03 |
|
|
|
14 |
3.6 |
Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»* |
05.04-08.04 |
|
|
|
15 |
3.7 |
Александр Сергеевич Пушкин |
05.04-08.04 |
|
|
|
16 |
3.8 |
Русская народная сказка «Петух и собака» |
05.04-08.04 |
|
|
|
17 |
3.9 |
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы» |
05.04-08.04 |
|
|
|
18 |
3.10 |
Обобщение по разделу. Узнай сказку» |
12.04-15.04 |
|
|
|
АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ! (6 часов) |
||||||
19 |
4.1 |
А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»* |
12.04-15.04 |
|
|
|
20 |
4.2 |
Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»* |
12.04-15.04 |
|
|
|
21 |
4.3 |
Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой |
12.04-15.04 |
|
|
|
19 |
4.4 |
Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг |
12.04-15.04 |
|
|
|
22 |
4.5 |
Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель!» |
19.04-22.04 |
|
|
|
23 |
4.6 |
Административная диагностическая работа |
19.04-22.04 |
|
|
|
И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ (6 часов) |
||||||
24 |
5.1 |
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!» |
19.04-22.04 |
|
|
|
25 |
5.2 |
Н. Артюхова «Саша-дразнилка» |
19.04-22.04 |
|
|
|
26 |
5.3 |
К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»* |
26.04-29.04 |
|
|
|
27 |
5.4 |
И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон»* |
26.04-29.04 |
|
|
|
28 |
5.5 |
М. Пляцковский «Помощник» |
26.04-29.04 |
|
|
|
29 |
5.6 |
Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» |
26.04-29.04 |
|
|
|
Я И МОИ ДРУЗЬЯ (8 часов) |
||||||
30 |
6.1 |
Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок» |
03.05-06.05 |
|
|
|
31 |
6.2 |
В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны» |
03.05-06.05 |
|
|
|
32 |
6.3 |
Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня» |
03.05-06.05 |
|
|
|
33 |
6.4 |
С. Маршак «Хороший день» |
03.05-06.05 |
|
|
|
34 |
6.5 |
М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»* |
10.05-13.05 |
|
|
|
35 |
6.6 |
Итоговая комплексная работа |
10.05-13.05 |
|
|
|
36 |
6.7 |
Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка» |
10.05-13.05 |
|
|
|
37 |
6.8 |
Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья» |
10.05-13.05 |
|
|
|
О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ (7 часов) |
||||||
38 |
6.1 |
С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…» |
17.05-20.05 |
|
|
|
39 |
6.2 |
В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку» |
17.05-20.05 |
|
|
|
40 |
6.3 |
М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка» |
17.05-20.05 |
|
|
|
41 |
6.4 |
В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет» |
17.05-20.05 |
|
|
|
42 |
6.5 |
Д. Хармс «Храбрый ёж», Н. Сладков «Лисица и Ёж» |
|
|
|
|
43 |
6.6 |
С. Аксаков «Гнездо» |
24.05-27.05 |
|
|
|
44 |
6.7 |
Обобщающий раздел по разделу «О братьях наших меньших» |
24.05-27.05 |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.