Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ___/Курбатова Г.Н./ Протокол №_______ От «_____»____2018г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР «____»______2018г. ____/Хализева И.Н./ |
Принято на заседании педагогического совета Протокол №________ От «_____»______2018г. |
Утверждено и введено в действие Приказ №___________ От «_____»________2018г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области _______/Жарких М.В./
|
Рабочая программа
«Литература»
11 класс
(базовый уровень)
Учитель первой квалификационной категории: Курбатова Г.Н.
Программы общеобразовательных учреждений
Литература 5 – 11 классы
Авторы-составители:
Г.С.Меркин
С.А.Зинин
В.А.Чалмаев
Русское слово, 2011 год
ISBN 978-5-9932-0466-6
ББК 74.26
П 78
2020 год
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………3-6
2. Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………………………………………………6-7
3. Содержание учебной программы…………………………………………………………………………7-14
4. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………15-22
5. Список литературы…………………………………………………………………24
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с
Ø Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ;
Ø государственным стандартом основного общего образования по литературе («Вестник образования России», 2004, №12);
Ø приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Ø Федеральным перечнем учебников на 2017-2018 учебный год, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Ø примерными программами основного общего образования по литературе (М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения));
Ø обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету «Литература» (Приказ МО РФ от 14.05.1998 №1236);
Ø программой по литературе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева для 5-11 классов общеобразовательной школы, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Русское слово, 2011);
Ø учебным планом МБОУ «Колонтаевская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год;
Ø производственными календарями на 2018, 2019 годы.
Авторы новой программы (Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд. М., ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2010) предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; тексты контрольных работ; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по сей день остаются животворным источником познания мира и человека, своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное «самостояние» личности. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (2004) особое, внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. Решение этих важных задач требует сбалансированного, ориентированного на логику предмета подхода к планированию учебного материала.
Для реализации задач литературного образования в 5—9 классах предлагается концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах.
В старших классах происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии, соответствующей задаче профилизации старшей школы, ее ориентированности на углубленное изучение предмета (например, понятия «карнавальный смех», «литературная антиутопия» и т.п.). В программе 10—11 классов основной корпус теоретико-литературных сведений представлен рубрикой «Опорные понятия», сопровождающей каждый из «персональных разделов» курса.
Изучение курса литературы в 11 классе являет собой завершающий этап школьного литературного образования. Вместе с тем это лишь определенная фаза формирования духовной и эстетической зрелости юного читателя — процесса, не прекращающегося с окончанием школы. Исходя из этого, следует выделить основные структурно-содержательные параметры и методологические принципы, положенные в основу программы.
В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.
Структура программы старшей школы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности, преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий. Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений.
Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода. Существенно переосмыслена историко-литературная канва курса литературы XX века. В обзорные темы программы включены произведения, которые могут быть выделены для ознакомительного текстуального анализа в рамках обзора. Монографические разделы содержат как обязательный, «активный» перечень произведений, рассматриваемых текстуально, так и «пассивный» список для самостоятельного чтения, любые произведения из которого могут быть включены в текстуальное изучение в форме индивидуального сообщения, ученического доклада или реферата. В целом объем литературного материала для текстуального изучения рассчитан на его содержательную коррекцию в зависимости от профиля обучения (базовый и профильный уровни).
Содержательная сторона программы отражает необходимость рассмотрения всех основных потоков литературы XIX— XX веков как высокого патриотического и гуманистического единства. Любовь к России и человеку — вот главный нравственно-философский стержень курса, определяющий его образовательно-воспитательную ценность. Аннотации к разделам программы соответствуют общей концепции курса и призваны сориентировать учителя в проблематике изучаемых произведений, выделить то главное, что составляет их идейно-эстетическую значимость.
Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.
Цели и задачи обучения
Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.
Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя, позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.
В течение всего учебного года будут использоваться следующие формы урока: лекция, совместный анализ текста, развитие речи, литературная прогулка, выразительное чтение, конкурс, исследование, дискуссия.
Распределение часов по темам.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в XI классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Учебные часы по темам распределены следующим образом:
№ |
Разделы программы |
Всего часов |
Контроль знаний |
||
Домашних сочинений |
Классных сочинений |
Тестов |
|||
1.
|
Введение
|
1 |
|
|
|
2.
|
Русская литература начала 20 века |
39 |
2 |
1 |
|
3.
|
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов |
14 |
1 |
|
|
4.
|
Литературный процесс 30-40-х годов |
22 |
1 |
|
|
5. |
Литература периода Великой Отечественной войны |
5 |
|
|
|
6. |
Литературный процесс 50-80-х годов |
16 |
1 |
1 |
|
7. |
Новейшая литература |
4 |
|
|
|
8. |
Заключительный урок |
1 |
|
|
|
|
Всего |
102 |
5 |
2 |
2 |
Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.
Образовательный процесс по литературе осуществляется по базовому учебнику: ЛИТЕРАТУРА. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы».
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик 11 класса должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Содержание учебной программы
Введение (1 час)
Сложность и самобытность русской литературы XX века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики XX века, рождения «людей-эпох», переживших свое время.
Русская литература начала ХХ века (39 часов)
«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л.Н. Толстого и А.П. Чехова рубежа веков.
Писатели-реалисты начала XX века
И.А. БУНИН
Стихотворения: «Вечер», «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной...», «Христос воскрес! Опять с зарею...» и др. по выбору.
Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали.
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».
Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.
М. ГОРЬКИЙ
Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору.
Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого» цикла. Челкаш и Гаврила как два нравственных полюса «низовой» жизни России.
Повесть «Фома Гордеев».
Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования, «пустыря в душе». Противопоставление могучей красоты Волги алчной идеологии маякиных. Призыв к раскрепощению человеческой души как главная черта горьковского «нового реализма».
Пьеса «На дне».
Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции.
А.И. КУПРИН
Повести: «Олеся», «Поединок».
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся». Любовная драма героини, ее духовное превосходство над «образованным» рассказчиком. Мастерство Куприна в изображении природы. Этнографический колорит повести.
Мир армейских отношений как отражение духовного кризиса общества («Поединок»). Трагизм нравственного противостояния героя и среды. Развенчание «правды» Назанского и Шурочки Ивановой. Символичность названия повести.
Рассказ «Гранатовый браслет».
Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций.
Л.Н. АНДРЕЕВ
Повести: «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивей-ского».
«Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве Л.Н. Андреева. Переосмысление евангельских сюжетов в философской прозе писателя. Устремленность героев Л.Н. Андреева к вечным вопросам человеческого бытия. Своеобразие андреевского стиля, выразительность и экспрессивность художественной детали.
Серебряный век русской поэзии
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала XX века (символизм, акмеизм, футуризм).
Символизм и русские поэты-символисты
Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Надсона, К. Фофанова, К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов и др.).
В.Я. Брюсов. Стихотворения: «Юному поэту», «Грядущие гунны» и др. по выбору. В.Я. Брюсов как идеолог русского символизма. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я. Брюсова. Отражение в творчестве художника «разрушительной свободы» революции.
К.Д. Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Челн томленья», «Сонеты солнца» и др. по выбору. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи. Благозвучие, музыкальность, богатство цветовой гаммы в лирике поэта. Звучащий русский язык как «главный герой » стихотворений К.Д. Бальмонта.
А.А. БЛОК. Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы...», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить...», «Россия», «На поле Куликовом», «Скифы» и др. по выбору.
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.
Поэма «Двенадцать».
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме. Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати».
Преодолевшие символизм.
Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В.Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии XX века. Взаимовлияние символизма и реализма.
И.Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Стальная цикада», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И.Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И.Ф. Анненского.
Н.С. ГУМИЛЕВ
Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору.
Герой-маска в ранней поэзии Н.С. Гумилева. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилевского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.С. Гумилева. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта.
А.А. АХМАТОВА
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства...», «Высокомерьем дух твой помрачен...», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору.
Психологическая глубина и яркость любовной лирики А.А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени.
Поэма «Реквием».
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.
М.И. ЦВЕТАЕВА
Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано...», «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», «Молитва», «Тоска по родине! Давно...», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог», «Стихи к Блоку» ( «Имя твое — птица в руке...») и др. по выбору.
Уникальность поэтического голоса М. Цветаевой, ее поэтического темперамента. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии.
«Короли смеха из журнала «Сатирикон»
Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Черного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приемов комического.
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов (14 часов)
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанова, «Окаянные дни» И.А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Эренбурга, «Плачи» A.M. Ремизова, «Голый год» Б. Пильняка и др.).
Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.).
Возникновение «гнезд рассеяния » эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. Бунина, И. Шмелева, А. Ремизова, Г. Иванова, Б. Зайцева, М. Цветаевой, А. Аверченко и др.).
Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев»
Д. Фурманова, «Разгром» А.Фадеева, «Конармия» И. Бабеля, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Сорок первый» Б. Лавренева и др.).
Развитие жанра антиутопии в романах Е. Замятина «Мы» и А. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы».
Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заостренность новеллистического сказа М. Зощенко (рассказы 20-х гг.). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».
В.В. МАЯКОВСКИЙ
Стихотворения: «А вы могли бы?..», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно...», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Аиличка», «Юбилейное» и др. по выбору.
Тема поэта и толпы в ранней лирике В.В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы.
Поэмы: «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (вступление).
Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Влюбленный поэт в «безлюбом» мире, несовместимость понятий «любовь» и «быт» («Про это»). Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина.
С.А. ЕСЕНИН
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Спит ковыль...», «Чую радуницу Божью...», «Над темной прядью перелесиц...», «В том краю, где желтая крапива...», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская» и др. по выбору.
Природа родного края и образ Руси в лирике С.А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов. Любовная тема в поэзии С.А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики.
Поэмы: «Пугачев», «Анна Снегина».
Поэзия «русского бунта » и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев». Созвучность проблематики поэмы революционной эпохе.
Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А. Есенина.
Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов (19 часов)
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти.
Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Васильева и М. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. Корнилова, Дм. Кедрина, М. Светлова, А. Жарова и др.
Литература на стройке: произведения 30-х годов о людях труда («Энергия» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Время, вперед!» В. Катаева, «Люди из захолустья» А. Малышкина и др.).
Драматургия: «Чужой ребенок» В. Шкваркина, «Таня» А. Арбузова.
Человеческий и творческий подвиг Н. Островского. Уникальность и полемическая заострен-ность образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь ».
Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. Шолохова «Поднятая целина ».
Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение.
Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 30-е годы. Ностальгический реализм И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева. «Парижская нота» русской поэзии 30-х годов. Лирика Г. Иванова, Б. Поплавского, Н. Оцупа, Д. Кнута, Л. Червинской, Г. Адамовича и др.
О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой...», «На розвальнях, уложенных соломой...>>, «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков...» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.
А.Н. Толстой. Роман «Петр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа.
М.А. ШОЛОХОВ
Роман-эпопея «Тихий Дон».
Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нем традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи.
М.А. БУЛГАКОВ
Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору.
Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии ». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович). Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа.
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трех повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М.А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.
Б.Л. ПАСТЕРНАК
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идет», «Плачущий сад», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору.
Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б.Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б.Л. Пастернака. Роман «Доктор Живаго ».
Черты нового лирико-религиозного повествования в романе Б.Л. Пастернака. Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. Нравственные искания героя, его отношение к революционной доктрине «переделки жизни». «Стихотворения Юрия Живаго» как финальный лирический аккорд повествования.
А.П. ПЛАТОНОВ
Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза», повести: «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору.
Оригинальность, самобытность художественного мира А.П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А.П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя.
В.В. НАБОКОВ
Роман «Машенька».
Драматизм эмигрантского небытия героев «Машеньки». Образ Ганина и тип «героя компромисса». Своеобразие сюжетно-временной организации повествования. Черты чеховских «недотеп» в обывателях пансиона госпожи Дорн. Словесная пластика Набокова в раскрытии внутренней жизни героев и описании «вещного» быта. Горько-ироническое звучание финала романа.
Литература периода Великой Отечественной войны (5 часов)
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времен войны (А. Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, О. Берггольц, В. Гроссман и др.).
Лирика военных лет. Песенная поэзия В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского, Л. Ошанина, Е. Долматовского, А. Суркова, А. Фатьянова, К. Симонова. «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.
Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер, «Сын» П. Антокольского, «Двадцать восемь» М. Светлова и др.). Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» как вершинное произведение времен войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца».
Проза о войне. «Дни и ночи» К. Симонова, «Звезда» Э. Казакевича, «Спутники» В. Пановой, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Судьба человека» М. Шолохова и др.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «О сущем», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Я знаю, никакой моей вины...», «Памяти матери», «Я сам дознаюсь, доищусь...», «В чем хочешь человечество вини...» и др. по выбору.
Доверительность и теплота лирической интонации А. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта.
Поэма «По праву памяти ».
По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Стихотворения: «Гроза идет», «Можжевеловый куст», «Не позволяй душе лениться...», «Лебедь в зоопарке», «Я воспитан природой суровой...» и др. по выбору.
Н. Заболоцкий и поэзия обэриутов. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта. Жанр совета, размышления-предписания в художественной концепции Н. Заболоцкого. Интонационно-ритмическое и образное своеобразие лирики Заболоцкого.
Литературный процесс 50 — 80-х годов (16 часов)
Осмысление Великой Победы 1945 года в 40—50-е годы XX века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова, А. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.
Проза советских писателей, выходящая за рамки нормативов социалистического реализма (повести К. Паустовского, роман Л. Леонова «Русский лес» и др.).
«Оттепель» 195 3—1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Дудинцева, В. Тендрякова, В. Розова, В. Аксенова, А. Солженицына и др.
Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Н. Рубцова, Ю. Кузнецова и др.
«Окопный реализм » писателей-фронтовиков 60—70-х годов. Проза Ю. Бондарева, К. Воробьева, А. Ананьева, В. Кондратьева, Б. Васильева, Е. Носова, В. Астафьева.
«Деревенская проза» 50—80-х годов. Произведения С. Залыгина, Б. Можаева, В. Солоухина, Ю. Казакова, Ф. Абрамова, В. Белова и др. Повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. Вампилова, прозы В. Астафьева, Ю. Трифонова, В. Маканина, Ю. Домбровского, В. Крупина.
Историческая романистика 60—80-х годов. Романы В. Пикуля, Д. Балашова, В. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Шаламова, Е. Гинзбург, О. Волкова, А. Жигулина.
Авторская песня как песенный монотеатр 70—80-х годов. Поэзия Ю. Визбора, А. Галича, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А. Башлачева.
В.М. ШУКШИН
Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал».
Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных полюса в прозе В. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе.
Н.М. РУБЦОВ
Стихотворения: «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образ скитальца и родного очага. Одухотворенная красота природы в лирике.
Задушевность и музыкальность поэтического слова Рубцова.
В.П. АСТАФЬЕВ
Роман «Печальный детектив», повесть «Царь-рыба», рассказ «Людочка» и др.
Натурфилософия В. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос романов писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя.
В.Г. РАСПУТИН
Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», рассказ «Не могу-у...».
Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Распутина.
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Повесть «Один день Ивана Денисовича ».
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича ». «Лагерь с точки зрения мужика, очень народная вещь» (А.Твардовский). Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести.
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрены. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия.
Новейшая русская проза и поэзия 80 — 90-х годов (4 часа)
Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т.п.).
Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б. Екимова Е. Носова Ю.Бондарева, П. Проскурина, Ю.Полякова и др. Новейшая проза Л Петрушевской, С. Каледина, В. Аксенова, А. Проханова, В Астафьева, В. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. Маканина, Л. Улицкой, Т. Толстой, В. Токаревой и др.
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т.п.).
Поэма в прозе «Москва-Петушки» В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы
В. Пелевина, ее «игровой» характер.
Ироническая поэзия 80^90-х годов. И. Губерман, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.
Поэзия и судьба И. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста...». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
№ урока
|
Наименование раздела, темы, урока |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата
|
|||||||
План |
Факт |
|||||||||||
I |
|
Введение. |
1 |
|
|
|
||||||
1 |
1 |
Сложность и самобытность русской литературы XX века. |
1 |
Учебник. Ч.1, с.4-7, с.8-14. Ответ на вопрос 4, с.14
|
|
|
||||||
II |
|
Русская литература начала ХХ века |
39 |
|
|
|
||||||
2 |
2 |
Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века. |
1 |
Вопросы на с.26-27 |
|
|
||||||
|
|
И.А.Бунин. |
4 |
|
|
|
||||||
3 |
3 |
Жизненный и творческий путь. |
1 |
Выучить стихотворение Бунина |
|
|
||||||
4 |
4 |
Поэтика «остывших усадеб» в прозе И.А.Бунина («Антоновские яблоки») |
1 |
Устный анализ рассказа |
|
|
||||||
5 |
5 |
Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». |
1 |
С.54-55 вопросы |
|
|
||||||
6 |
6 |
Письменная работа по творчеству И.А.Бунина |
1 |
Подготовить биографию Горького М. |
|
|
||||||
|
|
М. Горький. |
7 |
|
|
|
||||||
7 |
7 |
Судьба и творчество. Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека (рассказ «Старуха Изергиль») |
1 |
Составление плана рассказа |
|
|
||||||
8 |
8 |
Романтическая ирония автора в рассказах «босяцкого цикла» |
1 |
Письменный анализ |
|
|
||||||
9 |
9 |
М.Горький. «Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого» существования. |
1 |
Прочитать «На дне» |
|
|
||||||
10 |
10 |
Драма «На дне». Философско-эстетическая проблематика пьесы о людях «дна». |
1 |
С.75-80 |
|
|
||||||
11 |
11 |
Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции. |
1 |
Поготовиться к сочинению |
|
|
||||||
12 |
12 |
Классное сочинение по творчеству М.Горького |
1 |
Работа над сочинением |
|
|
||||||
13 |
13 |
Классное сочинение по творчеству М.Горького |
1 |
Сообщение о жизни Куприна А.И. |
|
|
||||||
|
|
А.И.Куприн. |
2 |
|
|
|
||||||
14 |
14 |
Рассказ «Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. |
1 |
Чтение повести «Олеся» |
|
|
||||||
15 |
15 |
Внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся» |
1 |
Вопросы на с.104 |
|
|
||||||
16 |
16 |
Л.Н.Андреев. Повесть «Иуда Искариот». «Бездны» человеческой души как главный объект изображения в творчестве писателя. |
2 |
Подготовиться к письменной работе |
|
|
||||||
17 |
17 |
Письменная работа по творчеству И.Бунина, А. Куприна, Л.Андреева |
1 |
|
|
|
||||||
18 |
18 |
Серебряный век русской поэзии. Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». |
1 |
Составить конспект статьи учебника по теме |
|
|
||||||
19 |
19 |
Символизм и поэты-символисты. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. |
1 |
Составить план статьи |
|
|
||||||
20 |
20 |
Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики В.Я Брюсова. «Солнечность» и «моцартианство» поэзии К.Д.Бальмонта. |
1 |
Анализ стихотворения по схеме |
|
|
||||||
21 |
21 |
Письменный анализ стихотворения поэта-символиста |
1 |
Подготовить биографию Блока А.А. |
|
|
||||||
|
|
А.А.Блок. |
7 |
|
|
|
||||||
22 |
22 |
Жизненные и творческие искания поэта. Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром». |
1 |
Выучить стихотворение |
|
|
||||||
23 |
23 |
Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме». |
1 |
С.206 вопрос 6 |
|
|
||||||
24 |
24 |
Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». |
1 |
С.193-196 вопросы |
|
|
||||||
25 |
25 |
Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме «Двенадцать» |
1 |
Вопросы 7-9. Письменный ответ |
|
|
||||||
26 |
26 |
Образ Христа и христианские мотивы в произведении. |
1 |
Отрывок из поэмы выучить наизусть |
|
|
||||||
27 |
27 |
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Блока. |
1 |
Написать сочинение |
|
|
||||||
28 |
28 |
Преодолевшие символизм. Истоки и последствия кризиса символизма. |
1 |
Чтение статьи |
|
|
||||||
29 |
29 |
Манифесты акмеизма и футуризма. |
1 |
Подготовить биографию Анненского И.Ф. |
|
|
||||||
30 |
30 |
Поэзия И.Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. |
1 |
Сообщение о жизни Гумилева Н.С. |
|
|
||||||
|
|
Н. С. Гумилев. |
2 |
|
|
|
||||||
31 |
31 |
Н. С. Гумилев. Поэзия и судьба. Герой-маска в ранней поэзии Н.С.Гумилева. |
1 |
Выучить стихотворение поэта |
|
|
||||||
32 |
32 |
Экзотический колорит «лирического эпоса» Н.Гумилева. |
1 |
Сообщение о жизни Ахматовой А.А. |
|
|
||||||
|
|
А.А.Ахматова |
4 |
|
|
|
||||||
33 |
33 |
Очерк жизни и творчества. Психологическая глубина и яркость любовной лирики. |
1 |
Составить план «Ступени биографии» |
|
|
||||||
34 |
34 |
Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А.Ахматовой. |
1 |
Чтение поэмы «Реквием» |
|
|
||||||
35 |
35 |
Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема» |
1 |
Анализ поэмы |
|
|
||||||
36 |
36 |
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Ахматовой |
1 |
Сообщение о жизни Цветаевой М.И. |
|
|
||||||
|
|
М.И.Цветаева. |
3 |
|
|
|
||||||
37 |
37 |
Поэзия М.Цветаевой как лирический дневник эпохи. |
1 |
Сделать выписки по теме «Трагический баловень» 20 века (Б.Ахмадуина) |
|
|
||||||
38 |
38 |
Поэт и мир в творческой концепции М.Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие ее поэзии. |
1 |
Составить таблицу «Темы лирики Цветаевой» |
|
|
||||||
39 |
39 |
Письменная работа по творчеству М.Цветаевой. |
1 |
Индивидуальные сообщения |
|
|
||||||
40 |
40 |
«Короли смеха» из журнала «Сатирикон». Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А.Аверченко, Н.Тэффи, Саши Черного и других. |
1 |
Вопросы с.327 |
|
|
||||||
III |
|
Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов. |
|
|
|
|
||||||
41 |
41 |
Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. |
1 |
С.341-366 чтение |
|
|
||||||
42 |
42 |
Развитие жанра антиутопии в романе Е.Замятина «Мы» |
1 |
Сообщение о жизни Маяковского В.В. |
|
|
||||||
|
|
В.В.Маяковский |
6 |
|
|
|
||||||
43 |
43 |
Творческая биография В. Маяковского |
1 |
Составить таблицу |
|
|
||||||
44 |
44 |
Тема поэта и толпы в ранней лирике В. Маяковского. |
1 |
Выучить стихотворение |
|
|
||||||
45 |
45 |
Тема художника и революции, ее образное воплощение в лирике поэта. |
1 |
Анализ стихотворения |
|
|
||||||
46 |
46 |
Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях Маяковского. |
1 |
Анализ стихотворения |
|
|
||||||
47 |
47 |
Бунтарский пафос «Облака в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. |
1 |
Подготовиться к письменной работе |
|
|
||||||
48 |
48 |
Письменная работа по творчеству В.Маяковского |
1 |
Сообщение о жизни и творчестве Есенина С.А. |
|
|
||||||
|
|
С.А.Есенин |
6 |
|
|
|
||||||
49 |
49 |
С.А.Есенин: поэзия и судьба. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. |
1 |
Эссе «Мой Есенин» |
|
|
||||||
50 |
50 |
Любовная тема в поэзии С.А. Есенина |
1 |
Выучить стихотворение |
|
|
||||||
51 |
51 |
Поэзия «русского бунта» и драма мятежной души в драматической поэме «Пугачев» |
1 |
Отвечать на вопросы 1-4 |
|
|
||||||
52 |
52 |
Нравственно-философская проблематика поэмы С.Есенина «Анна Снегина». |
1 |
Отвечать на вопросы 5-8 |
|
|
||||||
53 |
53 |
Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С.А.Есенина |
1 |
Собрать материалы к сочинению |
|
|
||||||
54 |
54 |
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству С.А.Есенина |
1 |
Написать сочинение |
|
|
||||||
IV |
|
Литературный процесс 30-40-х годов. |
|
|
|
|
||||||
55 |
55 |
Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в литературе и искусстве. |
1 |
Составить план статьи с.3-44 |
|
|
||||||
56 |
56 |
Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти |
1 |
Подготовить биографию Толстого А.Н. |
|
|
||||||
|
|
А.Н.Толстой. |
1 |
|
|
|
||||||
57 |
57 |
Роман «Петр Первый». Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора |
1 |
Отвечать на вопросы 1-5 |
|
|
||||||
|
|
М.А.Шолохов |
7 |
|
|
|
||||||
58 |
58 |
Жизненный и творческий путь писателя. «Донские рассказы» как пролог «Тихого Дона». |
1 |
План статьи с.69-71 |
|
|
||||||
59 |
59 |
Роман-эпопея «Тихий Дон». Картины жизни донского казачества в романе. |
1 |
Анализ эпизода. С.77-82 |
|
|
||||||
60 |
60 |
Изображение революции и Гражданской войны в романе. |
1 |
Письменный ответ на вопрос с.82-84 |
|
|
||||||
61 |
61 |
Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. |
1 |
Индивидуальные сообщения |
|
|
||||||
62 |
62 |
Сложность и противоречивость пути «казачьего Гамлета» (Григория Мелехова) в романе. |
1 |
Подготовиться к сочинению |
|
|
||||||
63 |
63 |
Контрольное классное сочинение по творчеству М.Шолохова. |
1 |
Работа над сочинением |
|
|
||||||
64 |
64 |
Контрольное классное сочинение по творчеству М.Шолохова |
1 |
Подготовить биографию Булгакова М.А. |
|
|
||||||
|
|
М.А.Булгаков. |
6 |
|
|
|
||||||
65 |
65 |
М.А.Булгаков. Судьба и книги. Трагизм «смутного» времени в романе «Белая гвардия» |
1 |
Чтение романа |
|
|
||||||
66 |
66 |
«Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. |
1 |
Индивидуальные задания по теме |
|
|
||||||
67 |
67 |
Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав романа. |
1 |
Анализ эпизода |
|
|
||||||
68 |
68 |
Сатирическая «дьяволиады»М.А. Булгакова в романе. |
1 |
Вопросы 3-7 |
|
|
||||||
69 |
69 |
Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». |
1 |
Вопросы 8-9 |
|
|
||||||
70 |
70 |
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.А.Булгакова |
1 |
Написать сочинение |
|
|
||||||
|
Б.Л.Пастернак. |
3 |
|
|
|
|||||||
71 |
71 |
Жизненный и творческий путь поэта. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б.Пастернака. |
1 |
Конспект статьи учебника |
|
|
||||||
72 |
72 |
Роман «Доктор Живаго». Фигура Юрия Живаго и проблема интеллигенции и революции в романе. |
1 |
Подготовиться к письменной работе |
|
|
||||||
73 |
73 |
Письменная работа по творчеству Б.Пастернака. |
1 |
Подготовить биографию Платонова А.П. |
|
|
||||||
|
|
А.П.Платонов. |
2 |
|
|
|
||||||
74 |
74 |
Оригинальность, самобытность художественного мира писателя. (рассказы «Возвращение», «Июльская гроза»). |
1 |
Вопросы на с.174 |
|
|
||||||
75 |
75 |
Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность ее названия. |
1 |
Составить план статьи учебника с.167-174 |
|
|
||||||
76 |
76 |
В.В.Набоков. Роман «Машенька». Драматизм эмигрантского небытия героев романа. |
1 |
Вопросы 1-5 |
|
|
||||||
V |
|
Литература периода Великой Отечественной войны. |
5 |
|
|
|
||||||
77 |
77 |
Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей (К. Симонов, Э.Казакевич, А.Фадеев). Публицистика времен войны. |
1 |
Индивидуальные сообщения |
|
|
||||||
78 |
78 |
Лирика военных лет (М.Исаковский, А.Сурков, М. Джалиль и другие). Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. Алигер) |
1 |
Выучить одно стихотворение |
|
|
||||||
79 |
79 |
А.Т.Твардовский. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. |
1 |
Анализ стихотворения |
|
|
||||||
80 |
80 |
«По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. |
1 |
Вопросы 3-7 |
|
|
||||||
81 |
81 |
Н.А.Заболоцкий. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта (Гроза идет», «Можжевеловый куст» и другие). |
1 |
Выучить одно стихотворение |
|
|
||||||
VI |
|
Литературный процесс 50-80-х годов. |
|
|
|
|
||||||
82 |
82 |
Осмысление великой Победы 1945 года в 40-50 годы ХХ века. Поэзия Ю. Друниной, М. Дудина, М. Луконина, С.Орлова. Повесть В.Некрасова «В окопах Сталинграда». |
1 |
Составить план статьи |
|
|
||||||
83 |
83 |
«Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения (В Дудинцев, В.Тендряков, В.Розов, А.Солженицын). |
1 |
Анализ стихотворения. Презентации |
|
|
||||||
84 |
84 |
«Деревенская проза» 50-80-х годов. Произведения Б.Можаева, С.Залыгина, В.Солоухина, Ю.Казакова, Ф.Абрамова и др. |
1 |
С.280-298 |
|
|
||||||
85 |
85 |
«Окопный реализм» писателей-фронтовиков 60-70 годов. Проза Ю.Бондарева, К.Воробьева, Б.Васильева Е.Носова, В.Астафьева. |
1 |
С.275-280. Сообщение |
|
|
||||||
86 |
86 |
Историческая романистика 60-80 годов. Романы В. Пикуля, Е.Гинзбург и других. Авторская песня как песенный монотеатр 70-80-х годов. |
1 |
Сообщение. С.298-310 |
|
|
||||||
|
|
В.М.Шукшин. |
3 |
|
|
|
||||||
87 |
87 |
Колоритность и яркость шукшинских героев-чудиков (рассказы «Один», «Чудик», «Срезал»). |
1 |
Читать рассказы |
|
|
||||||
88 |
88 |
Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. |
1 |
Эссе «Герой Шукшина. Кто он?» |
|
|
||||||
89 |
89 |
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству В.Шукшина. |
1 |
Подготовить биографию Рубцова Н.М. |
|
|
||||||
90 |
90 |
Н.М.Рубцов. Диалог поэта с Россией ( «Русский огонек», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…») |
1 |
Выучить одно стихотворение |
|
|
||||||
|
|
В.П.Астафьев. |
2 |
|
|
|
||||||
91 |
91 |
Человек и природа: единство и противостояние («повесть «Царь-рыба») |
1 |
С.340-350. |
|
|
||||||
92 |
92 |
Жестокий реализм позднего творчества Астафьева (рассказ «Людочка»). |
1 |
С.361. вопросы |
|
|
||||||
|
|
В.Г.Распутин |
2 |
|
|
|
||||||
93 |
93 |
Дом и семья как составляющие национального космоса |
1 |
С.363-373 |
|
|
||||||
94 |
94 |
Повесть «Прощание с Матерой». Философское осмысление социальных проблем современности. |
1 |
Подготовить биографию Солженицына А.И. |
|
|
||||||
|
|
А.И.Солженицын |
3 |
|
|
|
||||||
95 |
95 |
Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». |
1 |
Составить рассказ-характеристику главного героя по плану |
|
|
||||||
96 |
96 |
Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матренин двор». |
1 |
Подготовиться к письменной работе |
|
|
||||||
97 |
97 |
Письменная работа по творчеству А.Солженицына. |
1 |
Индивидуальные задания по теме |
|
|
||||||
VII |
|
Новейшая русская проза и поэзия последних лет. |
4 |
|
|
|
||||||
98 |
98 |
Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в ее лучших проявлениях в прозе Б.Екимова, Е.Носова, Ю.Бондарева и др. |
1 |
Индивидуальные сообщения |
|
|
||||||
99 |
99 |
Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. |
1 |
Вопросы 1-7 |
|
|
||||||
100 |
100 |
Ироническая поэзия 80-90 годов. Поэзия и судьба И.Бродского. |
1 |
Подготовиться к тестированию |
|
|
||||||
101 |
101 |
Итоговое тестирование |
1 |
Сообщения по теме |
|
|
||||||
102 |
102 |
Современная литературная ситуация: реальность и перспектива. |
1 |
|
|
|
||||||
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
2. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 ‑ 202.
3. Меркин Г.С. Программа по литературе для 5‑9 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
4. Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авторы‑сост. С.А.Зинин, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
5. Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
6.
7.
8. Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. – 2‑е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
9. Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
10. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
11. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.
12. Комплект словарей и энциклопедий.
13. Портреты поэтов и писателей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.