РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«МАТЕМАТИКА В ЛИНГВИСТИКЕ» 10-11 КЛАССАХ
I. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА «МАТЕМАТИКА В ЛИНГВИСТИКЕ»
Личностные:
• воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование гражданской позиции ответственного члена российского общества, осознающего свои права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства;
• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;
• формирование уважительного отношения к труду и отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных и общественных проблем, владение этикой трудовых отношений;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• развитие этического подхода и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное, формирование ответственного и заботливого отношения к членам своей семьи, нравственного сознания и поведения в семье;
• формирование способности делать осознанный выбор из различных возможностей реализации собственных жизненных планов при постановкефинансовых целей и готовности к самостоятельной, творческой, ответственной деятельности в процессе финансового планирования жизни.
Метапредметные:
: • способность организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов их достижения, определённых руководителем ;
• умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
• готовность осуществлять поиск информации, необходимой для выполнения профессиональных задач;
• способность использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
• умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами ;
• умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
Предметные:
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
· понятия и элементы высшей математики;
· основные понятия и элементы теории вероятностей;
· выбирать методы статистического исследования;
· методы математики для своей предметной области, математические методы анализа и
· обработки информации; сферы применения математического моделирования;
· математическим аппаратом, необходимым для профессиональной деятельности.
· количественные методы в языкознании.
· математическая лингвистика
· математические методы в лингвистике
· статистические методы в изучении языка
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА В ЛИНГВИСТИКЕ»
10 класс
Тема 1. История развития математики.
Тема2.
Математика как часть культуры человечества.
Представления о месте математики в единой культуре, о методах и возможностях современной математики; способствовать развитию логического мышления
Тема 3.
Роль и место математика в различных сферах человеческой деятельности.Развить математическое мышление и математическую культуру; познакомить учащихся с математическими методами и основами математического моделирования.Тема 4
Язык и математика
Возникновение новой математической дисциплин — математической лингвистики, предметом которой является разработка математического аппарата для лингвистических исследований. Центральное место в математической лингвистике занимает теория формальных грамматик, по характеру используемого в ней аппарата родственная математической логике и в особенности теории алгоритмов. Тема5.
Роль математики в гуманитарных науках
Изучение возникновения математической лингвистики на основе исследования становления лингвистики и развития математики. История математики и лингвистики. Точки соприкосновения математики и лингвистики.Тема6.
Количественные методы в языкознании.
Лингвистика в современном мире стала фундаментом для развития информационных технологий. Пока информатика остаётся бурно развивающейся отраслью человеческой деятельности, союз математики и лингвистики продолжит играть свою роль в развитии науки. За ХХ век компьютерные технологии проделали большой путь. Математика как наука находила всё новое практическое значение с развитием вычислительной техники. Этот процесс продолжается и сегодня.
Тема 7. Становление лингвистики.
Язык является важнейшим средством коммуникации в обществе и тесно связан с мышлением и сознанием. Языкознание входит в качестве одной из центральных наук в круг гуманитарных научных дисциплин, исследующих человека и человеческое общество.
Языкознание, или лингвистика, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.
Тема 8. Математическая лингвистика
В математической лингвистике разрабатываются также аналитические модели языка, в которых на основе тех или иных — считающихся известными — данных о «правильных текстах» производятся формальные построения, результатом которых является описание каких-то «составных частей» механизма языка. Тема 9.
Отдельные примеры использования математики в лингвистике
Примерыиспользования математики в литературных произведениях.Тема 10.
История применения математических методов в языкознании.
Перспективы применения математических методов в лингвистике. В эпоху компьютерных технологий методы математической лингвистики получили новую перспективу развития. Поиск решения проблем лингвистического анализа все активнее реализуется теперь на уровне информационных систем. Вместе с тем автоматизация процесса обработки языкового материала, предоставляя исследователю значительные возможности и преимущества, неизбежно выдвигает перед ним новые требования и задачи.Соединение «точного» и «гуманитарного» знания стало плодородной почвой для новых открытий в области лингвистики, информатики, математики и философии.
Тема.11.
Математические методы в лингвистике
Математический формализм более всего подходит для описания закономерностей в лингвистике (как, впрочем, и в других науках – и гуманитарных, и естественных). Ситуация порой складывается в науке так, что без применения соответствующего математического языка понять характер физического, химического и т.п. процесса невозможно.
11класс
Тема1.
Математические методы в лингвистике
Математический формализм более всего подходит для описания закономерностей в лингвистике (как, впрочем, и в других науках – и гуманитарных, и естественных). Ситуация порой складывается в науке так, что без применения соответствующего математического языка понять характер физического, химического и т.п. процесса невозможно.
Тема2.
Метод формальной логикиДедуктивная логика дедуктивной логики является импликация. метод предпосылок, исходя из которых затем определяются частные объекты, факты или единицы языка.
Тема3.
Машинный перевод
История машинного перевода. УслугиавтоматическихпереводчиковнепосредственновСети: alphaWorks; PROMT's Online Translator; LogoMedia.net; AltaVista's Babel Fish Translation Service; InfiniT.com; Translating the Internet.
Тема4.
Статистические методы в изучении языка
Использование частотных словарей - словарей, в которых приводятся числовые характеристики употребительности слов (словоформ, словосочетаний) какого-либо языка - языка писателя, какого-либо произведения и т. п. Роль статистических методов в разработке систем машинного перевода
Тема 5.
Применение математики в лингвистике
Методы логики в разработке формализованных языков, в частности, языков программирования. Понятие «метаязык»
Тема 6.
Перспективы применения математических методов в лингвистике
Поиск решения проблем лингвистического анализа на уровне информационных систем. Взаимодействие лингвистики и логики, служащее философским фундаментом для осмысления информационных технологий и так называемой «виртуальной реальности»
Тема 7.
Основные понятия математической статистики
Генеральная совокупность и выборка. Оценивание параметров генеральной совокупности по выборке. Выборочная функция распределение по группированным данным. Выборочная дисперсия и стандартная ошибка. Коэффициент вариации. Выборочная дисперсия. Оределения игистограмма. Выборочное среднее.
Тема8
Свойства статистических оценок
Линейные оценки. Несмещённые оценки. Эффективность несмещённых оценок. Выборочное среднее как линейная несмещённая эффективная оценка математического ожидания. Оценка дисперсии. Понятие о состоятельности
оценок.
Тема 9.
Статистические выводы
Формулировка статистических гипотез. Прямая и альтернативная гипотезы. Ошибки первого и второго рода. Мощность статистического критерия. Критическое множество. Уровень значимости.
Тема 10.
Доверительные интервалы
Понятие доверительного интервала. Уровень доверия. Доверительные интервалы как средство проверки статистических гипотез. Критический уровень доверия (p-value).
Тема 11.
Основные математические понятия. Типы данных и способы их наглядного отображения.
Рассмотреть различные методы сбора и обработки данных, математическим аппаратом, необходимым для профессиональной деятельности.
Тема 12.
Элементы теории множеств.
Случайные события. Пространство элементарных событий. Вероятность иеё свойства. Равновероятные события
ПРОГРАМ III.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МАТЕМАТИКА В ЛИНГВИСТИКЕ»
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/ п |
Тема |
Часы |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
|
10класс |
|
|
1 |
История развития математики. |
3 |
Знакомятся с различными историческими сведениями исторического развития математики. |
2 |
Математика как часть культуры человечества. |
2 |
Знакомятся о месте математики в единой культуре, о методах и возможностях современной математики; способствовать развитию логического мышления и умения оперировать с абстрактными объектами. |
3 |
Роль и место математика в различных сферах человеческой деятельности. |
3 |
Знакомятся с развитием математического мышления и математическойкультуры; с математическими методами и основами математического моделирования. |
4 |
Язык и математика. |
2 |
Знакомятся с процессом возникновения новой математической дисциплины — математической лингвистики, предметом которой является разработка математического аппарата для лингвистических исследований. Центральное место в математической лингвистике занимает теория формальных грамматик, по характеру используемого в ней аппарата родственная математической логике и в особенности теории алгоритмов. |
|
Контрольная работа |
1 |
|
5 |
Роль математики в гуманитарных науках. |
4 |
Знакомятся с возникновением математической лингвистики на основе исследования становления лингвистики и развития математики. История математики и лингвистики. Точки соприкосновения математики и лингвистики. |
6 |
Количественные методы в языкознании. |
4 |
Знакомятся с лингвистикой в современном мире как фундаментом для развития информационных технологий. Пока информатика остаётся бурно развивающейся отраслью человеческой деятельности, союз математики и лингвистики продолжит играть свою роль в развитии науки.За ХХ век компьютерные технологии проделали большой путь. Математика как наука находила всё новое практическое значение с развитием вычислительной техники. Этот процесс продолжается и сегодня.
|
7 |
Становление лингвистики. |
3 |
Знакомятся с языкознанием или лингвистикой, - как науке о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования и исторического развития и классификации конкретных языков. Лингвистика является частью семиотики как науки о знаках.
|
8 |
Математическая лингвистика |
3 |
Знакомятся разработкой в математической лингвистике аналитических моделей языка, в которых на основе тех или иных — считающихся известными — данных о «правильных текстах» производятся формальные построения, результатом которых является описание каких-то «составных частей» механизма языка.
|
|
Контрольная работа |
1 |
|
9 |
Отдельные примеры использования математики в лингвистике |
3 |
Знакомятся с примерами использования математики в литературных произведениях. Сказки, пословицы, стихи, проза. |
10 |
История применения математических методов в языкознании. |
3 |
Знакомятся с перспективами применения математических методов в лингвистике.В эпоху компьютерных технологий методы математической лингвистики получили новую перспективу развития. Поиск решения проблем лингвистического анализа все активнее реализуется теперь на уровне информационных систем. |
11 |
Математические методы в лингвистике |
2 |
Знакомятся с описанием закономерностей в лингвистике (как, впрочем, и в других науках – и гуманитарных, и естественных). Ситуация порой складывается в науке так, что без применения соответствующего математического языка понять характер физического, химического и т.п. процесса невозможно.
|
|
Зачётная работа |
1 |
|
|
Всего |
35 |
|
|
11 класс |
|
|
1 |
Математические методы в лингвистике (повторение)
|
2 |
Использование в языкознании математических и логических методов («точных методов») в значительной степени было стимулировано задачами прикладной лингвистики |
2 |
Метод формальной логики |
3 |
Знакомятся с дедуктивной логикой. Импликация. Метод предпосылок. Частные объекты, факты или единицы языка.
|
3 |
Машинный перевод
|
3 |
Дедуктивная логика дедуктивной логики является импликация. метод предпосылок, исходя из которых затем определяются частные объекты, факты или единицы языка. историей машинного перевода. услугами автоматических переводчиков непосредственно в Сети: alphaWorks; PROMT'sOnlineTranslator; LogoMedia.net; AltaVista'sBabelFishTranslationService; InfiniT.com; TranslatingtheInternet |
4 |
Статистические методы в изучении языка
|
3 |
Знакомятся с частотными словарями - словари, в которых приводятся числовые характеристики употребительности слов (словоформ, словосочетаний) какого-либо языка - языка писателя, какого-либо произведения и т. п. Роль статистических методов в разработке систем машинного перевода
|
5 |
Применение математики в лингвистике |
3 |
Понятие метаязыка. Использование метода логики в разработке формализованных языков, в частности, языков программирования
|
6 |
Перспективы применения математических методов в лингвистике
|
3 |
Поиск решения проблем лингвистического анализа. Взаимодействие лингвистики и логикиИзучить перспективы применения математических методов в лингвистике. |
7 |
Основные понятия математической статистики
|
3 |
Знакомятся с основными свойствами оценок параметров по наблюдаемой выборке. |
8 |
Свойства статистических оценок
|
3 |
Знакомятся с основными понятиями классической схемы принятия решений в условиях неопределённости. |
9 |
Статистические выводы |
2 |
Знакомятся с качественными свойствами распределения хи-квадрат, и его связь со стандартным нормальным распределением. |
10 |
Статистические выводы |
2 |
Знакомятся с понятием доверительного интервала, уровнем доверия, критическим уровнем доверия (p-value).. |
11 |
Основные математические понятия. Типы данных и способы их наглядного отображения.
|
2 |
Знакомятся с основными свойствами оценок параметров по наблюдаемой выборке. |
12 |
Элементы теории множеств.
|
5 |
Знакомятся со случайными событиями, с пространством элементарных событий, с понятием вероятности и её свойствами. Равновероятные события.
|
|
Всего |
34 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.