Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону
«Лицей № 103 имени Сергея Козлова»
(МБОУ «Лицей № 103»)
|
«Утверждаю»
Директор (приказ от ___ .08.2021 № ___) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
уровень: начальное общее образование
класс 3 «Г»
количество: 70 часов
учитель:
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основании Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, а также основе авторской программы по окружающему миру, разработанной А.А. Плешаковым.
Цели курса «Окружающий мир»:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по предмету «Окружающий мир».
2. Примерная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» (Сборник. «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа».М: Просвещение, 2011 г.).
3.Авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы» Просвещение, 2011 г.).
4.Учебник в 2-х частях: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Москва, Просвещение,
2020 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт отводит 70 часов
(2 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета в 3 классе.
Согласно календарному учебному графику, учебному плану МБОУ «Лицей № 103» и расписанию на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 67 часов.
Сохранение содержания учебного предмета осуществляется за счет укрупнения дидактических единиц, уроков повторения.
Запланировано: проверочные работы - 1, контрольные работы – 4, тест – 1.
Система оценки планируемых результатов выражена в практических, самостоятельных и контрольных работах. Показатели уровня успешности учащихся выражены в пятибалльной системе.
Планируемые предметные результаты:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности.
- владение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности;
- умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий.
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение языковыми средствами.
Планируемые личностные результаты:
- российская гражданская идентичность.
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной.
-уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
-нравственное сознание и поведение на основе на основе усвоения общечеловеческих ценностей.
2. Содержание учебного предмета «Окружающий мир» 3 класс
№ |
Тематический раздел
|
Кол-во часов |
Контролируемые элементы содержания (КЭС) |
Планируемые предметные результаты |
Контроль и оценка |
|
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|||||
1 |
Как устроен мир |
8 часов |
-Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. -Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира. -Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество. -Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. |
Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. |
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Объяснять значения слов: «организмы», «биология», «царства», «бактерии», «микроскоп». |
Проект «Богатства, отданные людям»
Проверим и оценим свои достижения. Тест. |
2 |
Эта удивительная природа |
19 часов |
-Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. -Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Охрана почвы. -Растения, их разнообразие. Группы растений виды растений. -Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). \ -Представление о круговороте жизни и его звеньях. |
Объяснять значения слов: «тело», «вещество», «частица». Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. |
Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; классифицировать растения и животных, обнаруживать взаимосвязи между живой и нгеживой природой, пользоваться атлосом- определителем для распознавания природных объектов |
Проект «Разнообразие природы родного края» Контрольная работа за 1 четверть. Контрольная работа за 2 четверть. |
3 |
Мы и наше здоровье |
10 часов |
-Организм человека. Органы и системы органов. -Нервная система, ее роль в организме человека. -Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. -Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц. -Питательные вещества. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания. -Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. -Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь— враги здоровья. |
Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. |
Установить связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; вырабатывать правильную осанку; выполнять правила рационального питания, закаливания предупреждения болезней; понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила |
Проект «Школа кулинаров» Проверим и оценим свои достижения |
4 |
Наша безопасность |
8 часов |
-Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. -Ядовитые растения и грибы. Опасные животные. Экологическая безопасность. |
Объяснять значение слова «диспетчер». Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. |
Выполнять правила безопасности на улицах и дорогах; различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям, понимать, какие места вокруг нас могут быть особо опасными, предвидеть скрытую опасность и Избегать ее; выполнять правила безопасного поведения в природе, понимать что такое экологическая безопасность, выполнять правила экологической безопасности в повседневной жизни. |
Проверим и оценим свои достижения. Проверочная работа. |
5 |
Чему учит экономика |
13 часов |
-Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. -Природные богатства — основа экономики. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли.
-Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. -Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. |
Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. |
Осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; объяснять что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; понимать , как ведется хозяйства семьи |
Проверим и оценим свои достижения
|
6 |
Путешествия по городам и странам |
9 часов |
Города Золотого кольца России -слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, -наши ближайшие соседи.
|
Объяснять значение слова «финифть». Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. |
Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; находить на карте страны-соседей России и их столицы, рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников, использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человек и обществе |
Проект «Музей путешествий» Итоговая контрольная работа. |
Итого 67 часов.
3. Календарно-тематическое планирование курса
«Окружающий мир»
№ |
Дата |
Тема урока |
Тема раздела: «Как устроен мир» (8 ч) |
||
1 |
03.09. |
Природа: разнообразие природы, ценность природы для людей, способы изучения |
2 |
06.09. |
Человек. |
3 |
10.09. |
Общество. |
4 |
13.09. |
Российская Федерация. |
5 |
17.09. |
План местности. Какие бывают планы? |
6 |
20.09. |
Экология. |
7 |
24.09. |
Проект «Богатства, отданные людям.» |
8 |
27.09. |
Проверим и оценим свои достижения. Тест. |
Тема раздела: «Эта удивительная природа» (19 ч) |
||
9 |
01.10. |
Звёздное небо-великая книга природы. |
10 |
04.10. |
Тела, вещества, частицы. |
11 |
08.10. |
Разнообразие веществ. |
12 |
11.10. |
Воздух и его охрана. |
13 |
15.10. |
Вода. |
14 |
18.10. |
Превращения и круговорот воды. Берегите воду! |
15 |
22.10. |
Что такое почва. |
16 |
25.10. |
Разнообразие растений. |
17 |
29.10. |
Контрольная работа за 1 четверть. |
18 |
08.11. |
Солнце, растения и мы с вами. |
19 |
12.11. |
Размножение и развитие растений. |
20 |
15.11. |
Охрана растений. |
21 |
19.11. |
Разнообразие животных. |
22 |
22.11. |
Кто что ест: цепи питания. |
23 |
26.11. |
Размножение и развитие животных. |
24 |
29.11. |
Охрана животных. |
25 |
03.12. |
В царстве грибов. |
26 |
06.12. |
Проект « Разнообразие природы родного края.» |
27 |
10.12. |
Контрольная работа за 2 четверть. |
Тема раздела: «Мы и наше здоровье» (10 ч) |
||
28 |
13.12. |
Организм человека. |
29 |
17.12. |
Органы чувств. |
30 |
20.12. |
Надёжная защита организма. |
31 |
24.12. |
Опора тела и движение. |
32 |
27.12. |
Наше питание. |
33 |
10.01. |
Дыхание и кровообращение. |
34 |
14.01. |
Умей предупреждать болезни. |
35 |
17.01. |
Здоровый образ жизни. |
36 |
21.01. |
Проект « Школа кулинаров.» |
37 |
24.01. |
Проверим и оценим свои достижения. |
Тема раздела: «Наша безопасность» (8 ч) |
||
38 |
28.01. |
Огонь, вода и газ. |
39 |
31.01. |
Чтобы путь был счастливым. |
40 |
04.02. |
Дорожные знаки. |
41 |
07.02. |
Опасные места. |
42 |
11.02. |
Природа и наша безопасность. |
43 |
14.02. |
Экологическая безопасность. |
44 |
18.02. |
Проект « Кто нас защищает». |
45 |
21.02. |
Проверочная работа. |
Тема раздела: «Чему учит экономика» (13 ч) |
||
46 |
25.02. |
Для чего нужна экономика. |
47 |
28.02. |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
48 |
04.03. |
Полезные ископаемые. |
49 |
11.03. |
Растениеводство. |
50 |
14.03. |
Животноводство. |
51 |
18.03. |
Контрольная работа за 3 четверть. |
52 |
21.03. |
Обобщающий урок |
53 |
04.04. |
Какая бывает промышленность. |
54 |
08.04. |
Что такое деньги. |
55 |
11.04. |
Государственный бюджет. |
56 |
15.04 |
Семейный бюджет. |
57 |
18.04. |
Экономика и экология. |
58 |
22.04. |
Проверим и оценим свои достижения. |
Путешествие по городам и странам. ( 9часов) |
||
59 |
25.04. |
Золотое кольцо России. |
60 |
29.04. |
Наши ближайшие соседи. |
61 |
06.05. |
На Севере Европы. |
62 |
13.05. |
Что такое Бенилюкс. |
63 |
16.05. |
В Центре Европы. |
64 |
20.05. |
По Франции и Великобритании. |
65 |
23.05. |
Итоговая контрольная работа. |
66 |
27.05. |
Проект « Музей путешествий». |
67 |
30.05. |
На юге Европы. Всемирное наследие. |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
№ |
Наименование учебного оборудования |
Примечания |
Книгопечатная продукция |
||
1 |
-. Авторская программа А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы» Просвещение, 2011 г.). -Учебник в 2-х частях: А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 класс. Москва, Просвещение, 2019 г.
-Справочник для начальных классов. Т.В. Шклярова. Москва «Издательство Грамотей» 2012 г. -Справочник школьника 1-4. М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА. -Энциклопедия школьника. «Чрезвычайные ситуации».Под общей редакцией С.К.Шойгу.М.2004 . -Книга знаний. Авторы Ф Брукс, Ф.Коллинз.М. «МАХАОН». 2007. Методические пособия для учителя. Сборник программ Школа России. |
Учебник «окружающий мир» А.А.Плешаков для общеобразовательных организаций в двух частях входит в систему «Школа России». Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации.
Рекомендовано Учебным советом Педагогического общества России в качестве учебного пособия.
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
||
2 |
- Образовательная платформаUhu. ru. - Инфоурок. - Знанио. - Первое сентября. |
Презентации. Домашние задания. |
Технические средства обучения (ТСО) |
||
3 |
Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран. Интерактивная доска. |
|
Экранно-звуковые пособия |
||
4 |
- Видео уроки. - «Окружающий мир». Уроки Кирилла и Мефодия. -«Экология 21 век». - «Живая природа». Видео для образования. |
|
Натуральные объекты |
||
5 |
Коллекции полезных ископаемых. Образовательный портал UCheba.com. Коллекция горных пород. Коллекция « Стекло и изделия из стекла». Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). |
Почва и её состав. |
«Согласовано» Председатель МС протокол МС от __ ___ 2021
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.