Рабочая программа операционные системы и среды

  • doc
  • 13.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОП 01. Операционные системы и среды.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Гуковский строительный техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»

программы подготовки специалистов среднего звена

09.02.07 Информационные системы и программирование

Квалификация

«Администратор баз данных»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуково, 2024 г.

 

 

 

Одобрена 

на заседании ПЦК ЕН и МД 

Председатель ПЦК                                                

_____________С.П. Гуцаленко

__ »____________2024г.

                                                                      

Утверждаю

Замдиректора по УПиМР Н.И.Лобанова

 

«____»____________2024 г.

 

 

 

           Рабочая программа  учебной дисциплины ОП 01 «Операционные системы и среды» предназначена для реализации образовательной программы по специальности среднего  профессионального образования: 09.02.07 Информационные системы и программирование», квалификация «Администратор баз данных».

Программа разработана на основе требований ФГОС СПО по специальности 09.02.07 (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 09.12.2016 № 1547), примерной основной образовательной программы (разработчик «Федеральное учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника» 2021, регистрационный номер в государственном реестре  примерных основных образовательных программ  №6 приказ ФГБОУ ДПО ИРПО №П-24 от 02.02.2022), с учетом требований профессионального стандарта 06.011 «Администратор баз данных» (утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2023 №408Н (зарегистрирован 29.05.2023 №73609)) с изменениями на основании приказа Минпросвещения России от 03.07.2024 N 464 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" (зарегистрировано в Минюсте России 09.08.2024 N 79088и требований региональных работодателей к уровню освоения специальности выпускниками.

Организация-разработчик: ГБПОУ РО «ГСТ»

 

Разработчик:  Кутепова О.А., преподаватель высшей категории   ГБПОУ РО «ГСТ»

 

 

 

 

Рецензент: ___________________________________________________________

 

 

 

Согласовано с работодателем:____________________________________________


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………................................................4

 

2.      СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………5

 

3.      УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………....10

 

4.      КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………11

 

 

 

 

 


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»

1.1    Область применению рабочей программы

 

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование по укрупненной группе 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Программа предназначена для реализации требований ФГОС по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование среднего профессионального образования и призвана формировать

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 4.1.   Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 4.2. Осуществлять измерения эксплуатационных характеристик программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 7.1. Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов.

ПК 7.2. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.

ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.

ПК 7.4. Осуществлять администрирование баз данных в рамках своей компетенции.

ПК 7.5. Проводить аудит систем безопасности баз данных и серверов, с использованием регламентов по защите информации.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.

 

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

 

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5.

Управлять параметрами загрузки операционной системы.

Выполнять конфигурирование аппаратных устройств.

Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей.

Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.

Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем.

Архитектуры современных операционных систем.

Особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows".

Принципы управления ресурсами в операционной системе.

Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.

 

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часов (в том числе 32 часа вариативной части, направленных на углубление обязательной части программы учебной дисциплины), из них на практические занятия 34 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

80

в том числе:

теоретическое обучение

40

практические занятия

34

Экзамен

6

 


1.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Тема 1. История, назначение и функции операционных систем

Содержание учебного материала

2/2

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5

История, назначение, функции и виды операционных систем. Место ос в структуре вычислительной системы. Требования, предъявляемые к современным ос. Эволюция ос. Классификация ос

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа №1. Настройка рабочего стола.

Тема 2. Архитектура операционной системы

Содержание учебного материала

6/6/2

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5

Структура операционной системы. Понятия ядра, пользовательского пространства, системных вызовов. Ядро операционной системы. Классификация ядер операционных систем. Достоинства и недостатки различных архитектур ядер операционных систем. Ядро операционной системы WINDOWS. Комбинация разных подходов к построению операционной системы. Режим ядра.(4часа)Архитектура ОС. Классическая архитектура.  Монолитные ОС. Многоуровневые системы.  Микроядерная архитектура (модель клиент-сервер).(2 часа)

Контрольная работа №1. «Архитектура операционной системы».

В том числе практических занятий и лабораторных работ 

Практическая работа №2. Изучение эмуляторов операционных систем. Установка операционной системы.

 Практическая работа №3.Настройка системы с помощью Панели управления.

Практическая работа №4.Работа со встроенными приложениями.

 

Тема 3. Общие сведения о процессах и потоках

Содержание учебного материала

8/10/2

 

 

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5

Понятие процесса. Адресное пространство. Регистры. Таблица процессов. Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархия процесса. Состояние процесса. Реализация процесса (4 часа)

Понятие потока. Модель потока. Применение потоков. Преимущества использования потоков. Реализация потоков в пространстве пользователя и ядра. Классификация потоков. Реализация потоков (4 часа)

Контрольная работа №2. «Общие сведения о процессах и потоках»

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа №5. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов.

Практическая работа №6. Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.

Практическая работа №7. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования.

Практическая работа №8. Работа с программой «Файл-менеджер Проводник».

Практическая работа №9. Работа с файловыми системами и дисками.

Тема 4. Взаимодействие и планирование процессов

Содержание учебного материала

8/6/2

 

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9, ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5

Планирование процессов. Понятие очереди. Алгоритм планирования. Задачи алгоритма планирования. Планирование в системах пакетной обработки. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени.( 4 часа)

Взаимодействие между процессами. Передача информации от одного процесса другому. Сокеты. Каналы. Критические области. Примитивы взаимодействия процессов.  Проблема переполненного буфера. Симафоры.  (4 часа)

Контрольная работа №3. «Взаимодействие и планирование процессов»

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа №10. Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе.

Практическая работа №11. Установка и настройка системы. Установка параметров автоматического обновления системы.

Практическая работа №12. Установка новых устройств. Управление дисковыми ресурсами.

Тема 5. Управление памятью

Содержание учебного материала

6/2/2

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5

Функции ОС по управлению памятью.   Типы адресов .Алгоритмы распределения памяти. Распределение памяти фиксированными разделами. Распределение памяти динамическими разделами. Перемещаемые разделы .Свопинг и виртуальная память. Страничное распределение. Сегментное распределение. Сегментно-страничное распределение. Разделяемые сегменты памяти. Кэширование данных.Иерархия запоминающих устройств. Кэш-память. Принцип действия кэш-памяти. Проблема согласования данных.Способы отображения основной памяти на кэш. Схемы выполнения запросов в системах с кэш-памятью.

Контрольная  работа №4. «Управление памятью»

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа №13. Управление памятью.

Тема 6. Файловая система  ввод и вывод информации

Содержание учебного материала

4/6/2

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5

Задачи ОС по управлению файлами и устройствами. Организация параллельной работы устройств ввода – вывода и процессора. Согласование скоростей обмена и кэширования данных. Распределение устройств и данных между процессами. Логический интерфейс. Поддержка драйверов. Синхронные и асинхронные операции ввода-вывода.

Файловая система. Логическая организация файловой системы. Монтирование. Атрибуты файла. Связанный список адресов. ФС FAT.

Контрольная работа №5. «Файловая система. Ввод и вывод информации».

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа №14.  Операционная оболочка Norton Commander

Практическая работа№15. Работа с файловыми системами и дисками.

Практическая работа №16. Работа с программой FAR manager

Тема 7. Работа в операционных системах и средах

Содержание учебного материала

6/2

ОК 1, ОК 2, ОК 5, ОК 9,

ОК 10, ПК 4.1, 4.4, ПК 7.2, 7.3, 7.5

Проблема безопасности. Аутентификация. Программные угрозы (атаки). Системные угрозы (атаки). Типы сетевых атакTrustworthy Computing (TWC) Initiative. Принципы разработки безопасных программных продуктов. Классификация угроз и атак (STRIDE). Оценка атак на программное обеспечение. Борьба с атаками. Брандмауэр. Обнаружение попыток взлома. Криптография. Уровни безопасности компьютеров. Безопасность в Windows NT. Безопасность в .NET (4 часа)

Планирование и установка операционной системы. Требование к аппаратной конфигурации. Процесс инсталляции. Конфигурирование разделов на жестком диске. Выбор файловой системы. Способы установки. Обновление существующих систем. Организация систем с двойной загрузкой.  (2 часа)

В том числе практических занятий и лабораторных работ

Практическая работа № 17. Диагностика и коррекция ошибок операционной системы, контроль доступа к операционной системе.

 

Экзамен

6

 

Всего:

80

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория "Программного обеспечения и сопровождения компьютерных систем" оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п 6.1.2.1 примерной программы по данной специальности.

Обучающиеся с нарушениями слуха должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами (программы, учебники, учебные пособия, материалы для самостоятельной работы и т.д.) в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

- в печатной форме;

- в форме электронного документа;

- в форме аудиофайла с субтитрами.

Для обучающихся с нарушениями слуха необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах для обучающихся с нарушениями слуха. Для слабослышащих обучающихся использование сурдотехнических средств является средством оптимизации учебного процесса, средством компенсации утраченной или нарушенной слуховой функции.

Технологии беспроводной передачи звука (FM-системы) являются эффективным средством для улучшения разборчивости речи в процессе обучения.

Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, должна быть оборудована радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой, информационной индукционной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет  печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания

Основные источники

1.Батаев А.В., Налютина Н.Ю., Синицына С.В. Операционные системы и среды. – М.: ОИЦ «Академия», 2017.

2.  Олифер В.Г., Олифер Н.А. Сетевые операционные системы. СПб.: Издательство Питер, 2007. 3. Таненбаум Э. Современные операционные системы. - 2-е изд. -СПб.: Питер, 2018.

Дополнительные источники

1. Зубков СВ. Linux. Русские версии. - ДМК, 2017. ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» 12

2. Стахнов A. Linux в подлиннике. - BHV, 2014.

3. Гордеев А.В., Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение Спб.: Питер, 2018. – 736 с.

4. Водолазкий В. Путь к Linux. - (3-е изд.) - Питер, 2005.

5. Партыка Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. – 400с

6. Степаненко О.С. Настройки персонального компьютера. Установки BIOS. : самоучитель. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. – 336 с

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»

 

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины:

-         Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем.

-         Архитектуры современных операционных систем.

-         Особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows".

-         Принципы управления ресурсами в операционной системе.

-         Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено высоко.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые умения работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий содержат ошибки.

«Неудовлетворительно» - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки.

•Компьютерное тестирование на знание терминологии по теме;

•Тестирование

•Контрольная работа

•Самостоятельная работа.

•Наблюдение за выполнением практического задания. (деятельностью студента)

•Оценка выполнения практического задания(работы)

•Подготовка и выступление с докладом, сообщением, презентации

•Решение ситуационной задачи

Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины:

-         Управлять параметрами загрузки операционной системы.

-         Выполнять конфигурирование аппаратных устройств.

-         Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей.

-         Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети.