МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ичалковский муниципальный район Республики Мордовия
МОБУ "Рождественская СОШ"
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Сабурова Т.Г. Протокол №1 от «26» августа 2024 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Планкина Е.А. Протокол №1 от «29» августа 2024 г.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Учеваткин С.А. Приказ №__ от «___» августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
для 1-4 классов основного начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
с.Рождествено,2024 г.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:
• понимает важность социально-значимых ценностей Программы (понимает сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства; осознает принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение государственных символов; уважает духовно- нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознает и принимает свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста; ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом; сознает ценность труда в жизни человека, семьи, общества; понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду);
• применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса, общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознает ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе; проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам; имеет первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знаний);
• демонстрирует социально-значимую активность в социуме (демонстрирует уважение к государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм; выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к научным знаниям, науке).
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 час в неделю 1 класс – 33 часа, 2-4 классы -34 часа в каждом классе.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально
– коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключен сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребенку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплоченности классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определенная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Подготовительный этап к участию в Программе 1 ч |
|
||
1. |
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе» |
1 |
|
2. |
«Мы будем друзьями в классе» |
1 |
|
3. |
«Правила настоящих друзей» |
1 |
|
4. |
Вводный Орлятский урок |
1 |
|
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч. |
|||
5. |
«Кто такой эрудит?» |
1 |
|
6. |
«Всезнайка» |
1 |
|
7. |
«Встреча с интересным эрудитом – книгой» |
1 |
|
8. |
«Подведем итоги» |
1 |
|
«Орлёнок – Доброволец» 4 ч. |
|||
9. |
«От слова к делу» |
1 |
|
10. |
«Спешить на помощь безвозмездно» |
1 |
|
11. |
«Доброволец – это доброе сердце» |
1 |
|
12. |
«подведем итоги» |
1 |
|
«Орлёнок – Мастер» 4 ч. |
|||
13. |
«Мастер – это…» |
1 |
|
14. |
«Мастерская Деда Мороза …» |
1 |
|
15. |
«Класс мастеров» |
1 |
|
16. |
«Классная ёлка» |
1 |
|
«Орлёнок – Спортсмен» 4 ч. |
|||
17. |
«Утро мы начнём с зарядки» |
1 |
|
18. |
«Сто затей для всех друзей |
1 |
|
19. |
«Весёлые старты» |
1 |
|
20. |
«Азбука здоровья» |
1 |
|
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 4 ч. |
|||
21. |
«Орлёнок – хранитель исторической памяти» |
1 |
|
22. |
«История школы – моя история» |
1 |
|
23. |
«Поход в музей» |
1 |
|
24. |
«Историческое чаепитие» |
1 |
|
«Орлёнок – Эколог» 4 ч. |
|||
25. |
«ЭКОЛОГиЯ» |
1 |
|
26. |
«В гости к природе» |
1 |
|
27. |
«Мы друзья природе» |
1 |
|
28. |
«Орлята – экологи» |
1 |
|
«Орлёнок – Лидер» 4 ч. |
|||
29. |
«Лидер – это…» |
1 |
|
30. |
«Я хочу быть лидером!» |
1 |
|
31. |
«С командой действую!» |
1 |
|
32. |
«Мы дружный класс» |
1 |
|
Подведение итогов 4 ч. |
|||
33. |
Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году |
1 |
|
Итого |
|
33 |
|
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Старт программы – 1 ч |
|
||
1. |
Вводный «Орлятский урок» |
1 |
|
Орлёнок – Лидер –4 ч |
|||
2. |
Лидер – это… |
1 |
|
3. |
С командой действовать готов. Верёвочный курс |
1 |
|
4. |
Встреча с тем, кто умеет вести за собой |
1 |
|
5. |
«Мы дружный класс!» |
1 |
|
Орлёнок – Эрудит – 4 ч |
|||
6. |
Кто такой эрудит? |
1 |
|
7. |
Развиваемся, играя! |
1 |
|
8. |
Могу быть изобретателем |
1 |
|
9. |
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» |
1 |
|
|
Орлёнок – Мастер -4 ч |
|
|
10. |
Мастер – это… |
1 |
|
11. |
От идеи – к делу! |
1 |
|
12. |
КТД «Классный театр |
1 |
|
13. |
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – подводим итоги |
1 |
|
Подведение промежуточных итогов -2 ч. |
|||
14. |
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Эколог» «Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер» |
1 |
|
15. |
Игра по итогам 3-х треков: «Орлѐнок – Эколог» «Орлѐнок – Эрудит» «Орлѐнок – Мастер» |
1 |
|
Орлёнок – Доброволец – 4 ч |
|||
16. |
От слова к делу. |
1 |
|
17. |
КТД «Создай хорошее настроение» |
1 |
|
18. |
КТД «Братья наши меньшие» |
1 |
|
19. |
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца» |
1 |
|
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч |
|||
20. |
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке! |
1 |
|
21. |
О спорт, ты – мир! |
1 |
|
22. |
Спортивная игра «У рекордов наши имена» |
1 |
|
23. |
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» |
1 |
|
Орлёнок – Эколог – 4 ч |
|||
24. |
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог? |
1 |
|
25. |
«Мой след на планете» |
1 |
|
26. |
Восхищаемся красивым миром |
1 |
|
27. |
«Шагая в будущее – помни о планете» |
1 |
|
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч |
|||
28. |
Орлёнок – Хранитель исторической памяти. |
1 |
|
29. |
Хранитель семейных традиций |
1 |
|
30. |
Кодекс «Орленка – Хранителя» |
1 |
|
31. |
Историческое чаепитие |
1 |
|
32. |
Расскажи мне о России |
1 |
|
Подведение итогов –1 ч |
|||
33. |
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году |
1 |
|
34. |
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году |
1 |
|
Итого |
|
34 |
|
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Старт программы – 1 ч |
|
||
1. |
Вводный «Орлятский урок» |
1 |
|
Орлёнок – Лидер – 4 ч |
|
||
2. |
Лидер – это… Я могу быть лидером |
1 |
|
3. |
«В команде рождается лидер» |
1 |
|
4. |
КТД «Вместе мы сможем всё» |
1 |
|
5. |
«Мы дружный класс! |
1 |
|
Орлёнок – Эрудит – 4 ч |
|
||
6. |
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит… |
1 |
|
7. |
«Игра – это полезно и интересно» |
1 |
|
8. |
«Твори! Выдумывай! Пробуй!» |
1 |
|
9. |
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» |
1 |
|
Орлёнок – Мастер 4 ч |
|||
10. |
Мастер – это…«Россия мастеровая» |
1 |
|
11. |
«В гости к мастерам» |
1 |
|
12. |
«Мастер – это звучит гордо!» |
1 |
|
13. |
«Путь в мастерство» – подводим итоги |
1 |
|
Подведение промежуточных итогов 2 ч. |
|||
14. |
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» |
1 |
|
15. |
Игра по итогам 3-х треков: «Орленок – Лидер» «Орленок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» |
1 |
|
Орленок – Доброволец – 4 ч |
|||
16. |
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!» |
1 |
|
17. |
КТД «Подари улыбку миру!» |
1 |
|
18. |
«Доброволец – это доброе сердце» |
1 |
|
19. |
«Портрет добровольца» |
1 |
|
Орленок – Спортсмен – 4 ч |
|||
20. |
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ» |
1 |
|
21. |
«Сто затей для всех друзей» |
1 |
|
22. |
Спортивная игра «Книга рекордов» |
1 |
|
23. |
«Встреча-подарок» |
1 |
|
Орленок – Эколог – 4 ч |
|||
24. |
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии» |
1 |
|
25. |
КТД «Знаю, умею, действую» |
1 |
|
26. |
Игра по станциям «Путешествие в природу» |
1 |
|
27. |
«Шагая в будущее – помни о планете» |
1 |
|
Орленок – Хранитель исторической памяти – 5 ч |
|||
28. |
«Орленок – Хранитель исторической памяти» |
1 |
|
29. |
«Традиции моей страны» |
1 |
|
30. |
«Знать, чтобы хранить» |
1 |
|
31. |
КТД «История становится ближе» |
1 |
|
32. |
«Я – хранитель, мы – хранители» |
1 |
|
Подведение итогов – 2 ч |
|||
33. |
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году |
1 |
|
34. |
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году |
1 |
|
Итого |
|
34 |
|
Учебно-методическое обеспечение программы реализации курса
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте https://orlyatarussia.гu
Не предусмотрены.
Материалы для педагогов https://orlyatarussia.гu
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.