Планируемые результаты
Учащиеся должны:
1. Знать, понимать
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
2. Уметь
- приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
Основное содержание
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Что изучает астрономия. Наблюдения – основа астрономии
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты, Видимое движение звезд на различных географических широтах, Годичное движение Солнца. Эклиптика, Движение и фазы Луны, Затмения Солнца и Луны. Время и календарь
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ.
Развитие представлений о строении мира, Конфигурации планет. Синодический период. Законы движения планет Солнечной системы, Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе, Открытие и применение закона всемирного тяготения. Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе.
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение, Земля и Луна - двойная планета. Две группы планет, Природа планет земной группы, Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?», Планеты-гиганты, их спутники и кольца, Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) Метеоры, болиды, метеориты
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ
Солнце, состав и внутреннее строение, Солнечная активность и ее влияние на Землю, Физическая природа звезд, Переменные и нестационарные звезды. Эволюция звезд.
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Наша Галактика, Другие звездные системы — галактики, Космология начала ХХ в. Основы современной космологии.
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч.
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?», Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
тематическое планирование (11 класс)
№ п/п |
Дата |
Тема |
Количество часов |
|
План |
Факт |
|||
АСТРОНОМИЯ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ – 2ч |
||||
|
|
Что изучает астрономия. |
1 |
|
|
|
Наблюдения – основа астрономии |
1 |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АСТРОНОМИИ-5ч. |
||||
|
|
Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты |
1 |
|
|
|
Видимое движение звезд на различных географических широтах |
1 |
|
|
|
Годичное движение Солнца. Эклиптика |
1 |
|
|
|
Движение и фазы Луны. |
1 |
|
|
|
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь |
1 |
|
СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-7ч. |
||||
|
|
Развитие представлений о строении мира |
1 |
|
|
|
Конфигурации планет. |
1 |
|
|
|
Синодический период |
1 |
|
|
|
Законы движения планет Солнечной системы |
1 |
|
|
|
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе |
1 |
|
|
|
Открытие и применение закона всемирного тяготения. |
1 |
|
|
|
Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе |
1 |
|
ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ-8ч. |
||||
|
|
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение |
1 |
|
|
|
Земля и Луна - двойная планета |
1 |
|
|
|
Две группы планет |
1 |
|
|
|
Природа планет земной группы |
1 |
|
|
|
Урок-дискуссия «Парниковый эффект - польза или вред?» |
1 |
|
|
|
Планеты-гиганты, их спутники и кольца |
1 |
|
|
|
Малые тела Солнечной системы (астероиды, карликовые планеты и кометы). |
1 |
|
|
|
Метеоры, болиды, метеориты |
1 |
|
СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ-5 ч |
||||
|
|
Солнце, состав и внутреннее строение |
1 |
|
|
|
Солнечная активность и ее влияние на Землю |
1 |
|
|
|
Физическая природа звезд |
1 |
|
|
|
Переменные и нестационарные звезды. |
1 |
|
|
|
Эволюция звезд |
1 |
|
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ-4ч. |
||||
|
|
Наша Галактика |
1 |
|
|
|
Другие звездные системы — галактики |
1 |
|
|
|
Космология начала ХХ в. |
1 |
|
|
|
Основы современной космологии |
1 |
|
ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ-1ч. |
||||
|
|
Урок - конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» |
1 |
|
|
|
Роль астрономии в развитии цивилизации. |
1 |
|
|
|
Эволюция взглядов человека на Вселенную. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.