Рабочая программа по астрономии по ФГОС.
Оценка 4.6

Рабочая программа по астрономии по ФГОС.

Оценка 4.6
docx
астрономия
11 кл
20.02.2023
Рабочая программа по астрономии по ФГОС.
астрономия ФГОС СОО 2022.docx

Приложение к рабочей программе

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»

Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25

ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001

 

 

Рассмотрена на заседании методического объединения

Протокол №_____ от «___»_____20__г.

 

Руководитель МО__________

 

Согласовано

Заместитель директора                   по УВР ____________

В.А. Тропинова

           Утверждаю

Директор ______________       Е.Ю.Песнина

приказ №93-0 от 29.08.22

 

 

 

Рабочая программа по астрономии

(учебный предмет, факультатив, элективный курс, спецкурс)

 11 класс, среднее общее образование                                      

(класс (ы), форма обучения, уровень образования)

2022-2023 годы

(сроки реализации)

 

Разработчик: Башкирова И.В., учитель астрономии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022

 


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по физике разработана на основе Примерной программы по астрономии, соответствующей ФГОС СОО по астрономии.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком школы, рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 33 часа.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсов, утвержденного приказом по школе №49-о от 24.05.2016г. Преподавание предмета ведется по учебному плану 2 вида 1 отделения 1 варианта.

Используемый учебно-методический комплект: «Астрономия» для  10-11  классов,               В.М. Чаругин, издательство  «Просвещение». Учебник одобрен РАО и РАН и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников в составе завершенной линии.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики науки, внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, и лабораторных работ, выполняемых учащимися.

Коррекционная составляющая.

В школе – интернате для слабослышащих и глухих детей особой, специальной целью в преподавании астрономии является преодоление речевого недоразвития учащихся и практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи), обучение  речевому  самоконтролю,  а также развитие речевого слуха учащихся. Развитие способности к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха, владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи. Достижению целей способствуют различные формы и методы обучения, связанные с коррекционной работой: использование наглядности, опорных схем, ресурсов интернета, работа со звукоусиливающей аппаратурой, проведение фонетических зарядок и т.д.

 

2.  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Изучение предметной области "Астрономия" должно обеспечить:

1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии.

В результате изучения астрономии ученик научится:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;
  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд;
  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы;
  • описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
  • характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
  • описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
  • описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период – светимость»;
  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения – Большого взрыва.

3. Содержание учебного предмета, курса

Введение в астрономию (2 ч)

Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными

астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.

Астрометрия (5 ч)

Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в

количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились  предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.

Небесная механика (4 ч)

Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы:

геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планеткарликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.

Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили

наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных

характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов,

понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во

Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и

умирают звёзды.

Млечный Путь (3 ч)

Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.

Галактики (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем

межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной;

узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о

радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды

жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.

Современные проблемы астрономии (3 ч)

Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения

Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью

наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли

тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе

высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных

цивилизаций и проблемах связи с ними.

 

4. Тематическое планирование всего учебного предмета, курса по годам

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

В том числе

Уроки

лабораторно -практические работы

контрольные работы

1

Введение в астрономию

1

1

-

-

2

Астрометрия

5

3

2

-

3

Небесная механика

3

3

-

-

4

Строение Солнечной системы

7

6

-

1

5

Астрофизика и звёздная астрономия

7

7

-

-

6

Млечный Путь

3

3

-

-

7

Галактики

3

2

-

-

8

Строение и эволюция Вселенной

2

1

-

1

9

Современные проблемы астрономии

2

1

-

-

 

Всего

33

25

2

4

 

 

Практические работы

Название работы

Источник

1.       

«Изучение видимого звездного неба»

«Астрономия» для  10-11  классов,               В.М. Чаругин

2.       

«Определение экваториальных координат светил звездного неба»

http://school-collection.edu.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к рабочей программе

 

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»

Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25

ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001

 

 

 

Утверждаю

Директор ______________ Е.Ю.Песнина

приказ №  102-о от 31.08.2018

 

Календарно-тематическое планирование по астрономии 11а класс

(учебный предмет, факультатив, элективный курс, спецкурс)

на  2022-2023 годы

 

                               Разработчик: Башкирова Инна Валентиновна

 

 

№ урока

Дата-план

Дата-факт

Раздел, тема урока

Виды деятельности обучающихся

Корректировка

1.

 

 

Введение в астрономию.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей

П.1,2 отв. на вопросы

2.

 

 

Звёздное небо. Практическая работа

«Изучение видимого звездного неба»

Слушание объяснений учителя. Самостоятельное выполнение заданий. Формулировка выводов.

П.3, учить созвездия

3.

 

 

Небесные координаты. Практическая работа «Определение экваториальных координат светил звездного неба»

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа. Формулировка выводов.

П.4.Учить системы координат

4.

 

 

Видимое движение  планет и Солнца.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа. Формулировка выводов.

П.5., отв на  вопросы

5.

 

 

Движение Луны и затмения.

Самостоятельная работа.

П.6, учить схемы затмений

6.

 

 

Время и календарь.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа. Формулировка выводов.

П.7, отв на вопросы

7.

 

 

Система мира.

Слушание объяснений учителя.

П.8, отв на вопросы

8.

 

 

Законы Кеплера движения планет.

Слушание объяснений учителя.

П.9, отв на вопросы

9.

 

 

Космические скорости и межпланетные полёты.

Постановка опытов для демонстрации классу.

П.10, подготовить сообщения

10.

 

 

Современные  представления о строении и составе Солнечной системы.

Объяснение наблюдаемых явлений.

П.12, отв на вопросы

11.

 

 

Планета Земля.

Просмотр учебных фильмов

П.13, учить  строение

12.

 

 

Луна и её влияние на Землю.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа

П.14, карта Луны

13.

 

 

Планеты земной группы.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

П.15, доклад

14.

 

 

Планеты-гиганты. Планеты- карлики

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

П.16, доклад

15.

 

 

Малые тела солнечной системы.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.  Объяснение наблюдаемых явлений.

П.17, 18отв. на вопросы

16.

 

 

Современные представления о происхождении Солнечной системы.

Самостоятельная работа

П.18

17.

 

 

К. р. «Физическая  природа тел Солнечной системы».

Наблюдение за демонстрациями учителя.

-

18.

 

 

Методы астрофизических исследований.

Выполнение фронтальных работ. Объяснение наблюдаемых явлений.

П.19, формулы, №18

19.

 

 

Солнце.

Слушание объяснений учителя Просмотр учебных фильмов.

П.20,№19

20.

 

 

Внутреннее строение и источник энергии Солнца.

Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений.

П.21

21.

 

 

Основные характеристики звёзд.

Слушание объяснений учителя.

П.22,23. №20

22.

 

 

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды.

Слушание объяснений учителя. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

П.24,25 учить классификацию

23.

 

 

Новые и сверхновые звёзды

Самостоятельная работа

П.26, отв на вопросы

24.

 

 

Эволюция звёзд.

Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя.

П.27

25.

 

 

Газ и пыль в Галактике.

Слушание объяснений учителя. Работа с учебником

П.28

26.

 

 

Рассеянные и шаровые звёздные скопления.

Слушание объяснений учителя.  Самостоятельное выполнение заданий.

П.29, отв на вопросы

27.

 

 

Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути.

Слушание объяснений учителя.

П.30, отв на вопросы

28.

 

 

Классификация галактик.

Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

П.31, учить классификацию

29.

 

 

Активные галактики и квазары. Скопления галактик.

Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

П.32,33

30.

 

 

Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной»

Слушание объяснений учителя. Проведение исследовательского эксперимента.

П.34-36

31.

 

 

К.р. «Строение и эволюция Вселенной».

Самостоятельная работа

-

32.

 

 

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд.

Работа с разными источниками. Решение практических  задач.

П.37,38

33.

 

 

Поиск жизни и разума во Вселенной.

Изучение устройства приборов по моделям и чертежам.

П.39

.

 


 

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

Пояснительная записка. Рабочая программа по физике разработана на основе

Пояснительная записка. Рабочая программа по физике разработана на основе

Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на

Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; объяснять причины возникновения приливов на

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений

Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений

Строение Солнечной системы 7 6 - 1 5

Строение Солнечной системы 7 6 - 1 5

Приложение к рабочей программе

Приложение к рабочей программе

Объяснение наблюдаемых явлений

Объяснение наблюдаемых явлений

Конечность и бесконечность Вселенной

Конечность и бесконечность Вселенной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023