Приложение к рабочей программе
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»
Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25
ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол №_____ от «___»_____20__г.
Руководитель МО__________
|
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________ В.А. Тропинова |
Утверждаю Директор ______________ Е.Ю.Песнина приказ №93-0 от 29.08.22 |
Рабочая программа по астрономии
(учебный предмет, факультатив, элективный курс, спецкурс)
11 класс, среднее общее образование
(класс (ы), форма обучения, уровень образования)
2022-2023 годы
(сроки реализации)
Разработчик: Башкирова И.В., учитель астрономии
2022
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике разработана на основе Примерной программы по астрономии, соответствующей ФГОС СОО по астрономии.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком школы, рассчитана на реализацию в течение 1 года в количестве 33 часа.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах, факультативах и элективных курсов, утвержденного приказом по школе №49-о от 24.05.2016г. Преподавание предмета ведется по учебному плану 2 вида 1 отделения 1 варианта.
Используемый учебно-методический комплект: «Астрономия» для 10-11 классов, В.М. Чаругин, издательство «Просвещение». Учебник одобрен РАО и РАН и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников в составе завершенной линии.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики науки, внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, и лабораторных работ, выполняемых учащимися.
Коррекционная составляющая.
В школе – интернате для слабослышащих и глухих детей особой, специальной целью в преподавании астрономии является преодоление речевого недоразвития учащихся и практическое овладение речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, развитие навыков связной речи), обучение речевому самоконтролю, а также развитие речевого слуха учащихся. Развитие способности к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха, владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи. Достижению целей способствуют различные формы и методы обучения, связанные с коррекционной работой: использование наглядности, опорных схем, ресурсов интернета, работа со звукоусиливающей аппаратурой, проведение фонетических зарядок и т.д.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Изучение предметной области "Астрономия" должно обеспечить:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии.
В результате изучения астрономии ученик научится:
3. Содержание учебного предмета, курса
Введение в астрономию (2 ч)
Цель изучения данной темы — познакомить учащихся с основными
астрономическими объектами, заполняющими Вселенную: планетами, Солнцем, звёздами, звёздными скоплениями, галактиками, скоплениями галактик; физическими процессами, протекающими в них и в окружающем их пространстве. Учащиеся знакомятся с характерными масштабами, характеризующими свойства этих небесных тел. Также приводятся сведения о современных оптических, инфракрасных, радио-, рентгеновских телескопах и обсерваториях. Таким образом, учащиеся знакомятся с теми небесными телами и объектами, которые они в дальнейшем будут подробно изучать на уроках астрономии.
Астрометрия (5 ч)
Целью изучения данной темы — формирование у учащихся о виде звёздного неба, разбиении его на созвездия, интересных объектах в созвездиях и мифологии созвездий, развитии астрономии в античные времена. Задача учащихся проследить, как переход от ориентации по созвездиям к использованию небесных координат позволил в
количественном отношении изучать видимые движения тел. Также целью является изучение видимого движения Солнца, Луны и планет на основе этого — получение представления о том, как астрономы научились предсказывать затмения; получения представления об одной из основных задач астрономии с древнейших времён — измерении времени и ведении календаря.
Небесная механика (4 ч)
Цель изучения темы — развитее представлений о строении Солнечной системы:
геоцентрическая и гелиоцентрические системы мира; законы Кеплера о движении планет и их обобщение Ньютоном; космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Цель изучения темы – получить представление о строении Солнечной системы, изучить физическую природу Земли и Луны, явления приливов и прецессии; понять физические особенности строения планет земной группы, планет-гигантов и планеткарликов; узнать об особенностях природы и движения астероидов, получить общие представления о кометах, метеорах и метеоритах; узнать о развитии взглядов на происхождение Солнечной системы и о современных представлениях о её происхождении.
Астрофизика и звёздная астрономия (9 ч)
Цель изучения темы — получить представление о разных типах оптических телескопов, радиотелескопах и методах наблюдений с их помощью; о методах и результатах наблюдений Солнца, его основных характеристиках; о проявлениях солнечной активности и связанных с ней процессах на Земле и в биосфере; о том, как астрономы узнали о внутреннем строении Солнца и как наблюдения солнечных нейтрино подтвердили
наши представления о процессах внутри Солнца; получить представление: об основных
характеристиках звёзд, их взаимосвязи, внутреннем строении звёзд различных типов,
понять природу белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр, узнать как двойные звёзды помогают определить массы звёзд, а пульсирующие звёзды — расстояния во
Вселенной; получить представление о новых и сверхновых звёздах, узнать, как живут и
умирают звёзды.
Млечный Путь (3 ч)
Цель изучение темы — получить представление о нашей Галактике — Млечном Пути, об объектах, её составляющих, о распределении газа и пыли в ней, рассеянных и шаровых скоплениях, о её спиральной структуре; об исследовании её центральных областей, скрытых от нас сильным поглощением газом и пылью, а также о сверхмассивной чёрной дыре, расположенной в самом центре Галактики.
Галактики (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление о различных типах галактик, об определении расстояний до них по наблюдениям красного смещения линий в их спектрах, и о законе Хаббла; о вращении галактик и скрытой тёмной массы в них; получить представление об активных галактиках и квазарах и о физических процессах, протекающих в них, о распределении галактик и их скоплений во Вселенной, о горячем
межгалактическом газе, заполняющим скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч)
Цель изучения темы — получить представление об уникальном объекте — Вселенной в целом, узнать как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологических моделей Вселенной;
узнать какие наблюдения привели к созданию расширяющейся модели Вселенной, о
радиусе и возрасте Вселенной, о высокой температуре вещества в начальные периоды
жизни Вселенной и о природе реликтового излучения, о современных наблюдениях ускоренного расширения Вселенной.
Современные проблемы астрономии (3 ч)
Цель изучения данной темы — показать современные направления изучения
Вселенной, рассказать о возможности определения расстояний до галактик с помощью
наблюдений сверхновых звёзд и об открытии ускоренного расширения Вселенной, о роли
тёмной энергии и силы всемирного отталкивания; учащиеся получат представление об экзопланетах и поиске экзопланет, благоприятных для жизни; о возможном числе
высокоразвитых цивилизаций в нашей Галактике, о методах поисках жизни и внеземных
цивилизаций и проблемах связи с ними.
4. Тематическое планирование всего учебного предмета, курса по годам
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
В том числе |
||
Уроки |
лабораторно -практические работы |
контрольные работы |
|||
1 |
Введение в астрономию |
1 |
1 |
- |
- |
2 |
Астрометрия |
5 |
3 |
2 |
- |
3 |
Небесная механика |
3 |
3 |
- |
- |
4 |
Строение Солнечной системы |
7 |
6 |
- |
1 |
5 |
Астрофизика и звёздная астрономия |
7 |
7 |
- |
- |
6 |
Млечный Путь |
3 |
3 |
- |
- |
7 |
Галактики |
3 |
2 |
- |
- |
8 |
Строение и эволюция Вселенной |
2 |
1 |
- |
1 |
9 |
Современные проблемы астрономии |
2 |
1 |
- |
- |
|
Всего |
33 |
25 |
2 |
4 |
Практические работы
№ |
Название работы |
Источник |
1. |
«Изучение видимого звездного неба» |
«Астрономия» для 10-11 классов, В.М. Чаругин |
2. |
«Определение экваториальных координат светил звездного неба» |
http://school-collection.edu.ru/ |
Приложение к рабочей программе
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»
Московская ул., д.44, г. Иваново, 153000 т.8(4932) 30-32-25
ОГРН 1023700547419 ОКПО 02083763 ОКАТО24401370000 ИНН/КПП3702011633/370201001
|
|
Утверждаю Директор ______________ Е.Ю.Песнина приказ № 102-о от 31.08.2018 |
Календарно-тематическое планирование по астрономии 11а класс
(учебный предмет, факультатив, элективный курс, спецкурс)
на 2022-2023 годы
Разработчик: Башкирова Инна Валентиновна
№ урока |
Дата-план |
Дата-факт |
Раздел, тема урока |
Виды деятельности обучающихся |
Корректировка |
1. |
|
|
Введение в астрономию. |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей |
П.1,2 отв. на вопросы |
2. |
|
|
Звёздное небо. Практическая работа «Изучение видимого звездного неба» |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельное выполнение заданий. Формулировка выводов. |
П.3, учить созвездия |
3. |
|
|
Небесные координаты. Практическая работа «Определение экваториальных координат светил звездного неба» |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа. Формулировка выводов. |
П.4.Учить системы координат |
4. |
|
|
Видимое движение планет и Солнца. |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа. Формулировка выводов. |
П.5., отв на вопросы |
5. |
|
|
Движение Луны и затмения. |
Самостоятельная работа. |
П.6, учить схемы затмений |
6. |
|
|
Время и календарь. |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа. Формулировка выводов. |
П.7, отв на вопросы |
7. |
|
|
Система мира. |
Слушание объяснений учителя. |
П.8, отв на вопросы |
8. |
|
|
Законы Кеплера движения планет. |
Слушание объяснений учителя. |
П.9, отв на вопросы |
9. |
|
|
Космические скорости и межпланетные полёты. |
Постановка опытов для демонстрации классу. |
П.10, подготовить сообщения |
10. |
|
|
Современные представления о строении и составе Солнечной системы. |
Объяснение наблюдаемых явлений. |
П.12, отв на вопросы |
11. |
|
|
Планета Земля. |
Просмотр учебных фильмов |
П.13, учить строение |
12. |
|
|
Луна и её влияние на Землю. |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа |
П.14, карта Луны |
13. |
|
|
Планеты земной группы. |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
П.15, доклад |
14. |
|
|
Планеты-гиганты. Планеты- карлики |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
П.16, доклад |
15. |
|
|
Малые тела солнечной системы. |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Объяснение наблюдаемых явлений. |
П.17, 18отв. на вопросы |
16. |
|
|
Современные представления о происхождении Солнечной системы. |
Самостоятельная работа |
П.18 |
17. |
|
|
К. р. «Физическая природа тел Солнечной системы». |
Наблюдение за демонстрациями учителя. |
- |
18. |
|
|
Методы астрофизических исследований. |
Выполнение фронтальных работ. Объяснение наблюдаемых явлений. |
П.19, формулы, №18 |
19. |
|
|
Солнце. |
Слушание объяснений учителя Просмотр учебных фильмов. |
П.20,№19 |
20. |
|
|
Внутреннее строение и источник энергии Солнца. |
Слушание объяснений учителя. Объяснение наблюдаемых явлений. |
П.21 |
21. |
|
|
Основные характеристики звёзд. |
Слушание объяснений учителя. |
П.22,23. №20 |
22. |
|
|
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. |
Слушание объяснений учителя. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. |
П.24,25 учить классификацию |
23. |
|
|
Новые и сверхновые звёзды |
Самостоятельная работа |
П.26, отв на вопросы |
24. |
|
|
Эволюция звёзд. |
Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя. |
П.27 |
25. |
|
|
Газ и пыль в Галактике. |
Слушание объяснений учителя. Работа с учебником |
П.28 |
26. |
|
|
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельное выполнение заданий. |
П.29, отв на вопросы |
27. |
|
|
Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. |
Слушание объяснений учителя. |
П.30, отв на вопросы |
28. |
|
|
Классификация галактик. |
Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
П.31, учить классификацию |
29. |
|
|
Активные галактики и квазары. Скопления галактик. |
Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
П.32,33 |
30. |
|
|
Конечность и бесконечность Вселенной. Модель «горячей Вселенной» |
Слушание объяснений учителя. Проведение исследовательского эксперимента. |
П.34-36 |
31. |
|
|
К.р. «Строение и эволюция Вселенной». |
Самостоятельная работа |
- |
32. |
|
|
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. |
Работа с разными источниками. Решение практических задач. |
П.37,38 |
33. |
|
|
Поиск жизни и разума во Вселенной. |
Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. |
П.39 |
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.