ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДД. 01 Основы исследовательской деятельности
для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
2020 г.
Программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»
Организация-разработчик: ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум».
Разработчики: Фомичева Н.С. преподаватель высшей категории ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум».
Программа одобрена на заседании цикловой комиссии
Протокол №__ от «__» __________ 20___г.
Председатель ___________________ __Т.В. Гневашева_____
(Подпись) (ФИО)
Программа согласована с методической службой
от «__» __________ 20__г. _________________ Е. А. Квитко
(Подпись) (ФИО)
Программу дисциплины «Основы исследовательской деятельности» утверждаю
от «__» __________ 20___г._________________ __В.Е. Асташкина__
(Подпись) (ФИО)
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
6 |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
|
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа дисциплины «Основы исследовательской деятельности» разработана для рабочих программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями. Организация реализует образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Рабочая программа составляется на основании учебного плана, последовательности его изучения, (тематика рефератов, проектов, видов самостоятельных работ) в зависимости от распределения учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования, специфики программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методику исследовательской работы;
- этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
- методы научного познания;
- правила оформления результатов исследования;
- общую структуру и научный аппарат исследования;
В результате освоения дисциплины у обучающихся по базовой подготовке формируются общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 33 часа;
внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 15 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
33 |
в том числе: |
|
практические занятия |
10 |
лабораторные работы |
|
контрольные работы |
- |
курсовая работа (проект) |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
15 |
в том числе: |
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) |
- |
виды самостоятельной работы: выполнение рефератов, презентаций, составление докладов, сообщений, подготовка выступлений |
15 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированный зачет |
1.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1 Основы организации научных исследований |
|
|
|
|
1.1 Организация научных исследований в РФ |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Понятие наука. Цели науки. Дифференциация и интеграция в науке. Наука как производительная сила современного общества. Организация научных исследований в Российской Федерации. Система подготовки научных кадров. Аспирантура. Докторантура. Ученые степени и звания. ВАК РФ. Классификация наук. Естественные, гуманитарные и технические науки. Номенклатура научных специальностей. Научно-исследовательская работа студентов - НИРС. |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное задание 1: Подготовить доклад по теме: «Научные развитие в мире и России»; «Современные научные разработки в США, Европе, Японии» |
|
|
||
1.2 Этапы проведения научных исследований. Методология научного исследования |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Этапы проведения научного исследования. Методология научного исследования. Актуальность темы. Объект и предмет исследования. Цели исследования и постановка задач. Выдвижение гипотез. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия Практическая работа 1. Методология научного исследования |
2 |
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное задание 2: Работа со специальной и дополнительной литературой для ответа на вопросы по практической работе |
2 |
|
||
1.3. Методы научного исследования |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Методы исследования. Методы теоретических исследований: факторный и ретроспективный анализ, синтез, конкретизация, моделирование, метод корреляции. Методы эмпирического исследования: изучение литературы, документов; изучение результатов деятельности; наблюдение; метод экспертных оценок; обследование; изучение и обобщение опыта. Статистические методы обработки результатов |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
||
1.4 Подготовка научного текста. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Подготовка научного текста. Формирование замысла. Отбор и подготовка материалов. Группировка и систематизация материалов. |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
||
1.5 Международное законодательство об авторском праве. Законодательство об авторском праве и смежных правах. Охрана интеллектуальной собственности. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Законодательство РФ об авторском праве и смежных правах. Международное законодательство об авторском праве. Правила цитирования. Ответственность за нарушение авторского права. Охрана интеллектуальной собственности. |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
||
Раздел 2 Основы научно -исследовательской информации |
|
|
|
|
2.1 Информационная проработка темы. Государственная система НТИ. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Информационная проработка темы. Государственная система НТИ. Государственная Автоматизированная Система НТИ (ГАС НТИ). Всероссийские органы НТИ: ВНТИЦентр, ВИНИТИ, ИНИОН, Российская Государственная Библиотека. Банки и базы данных. Сервис INTERNET. |
2 |
1 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
||
2.2. Информационный поиск: виды, методика проведения. Справочно-поисковый аппарат. Справочно-информационные фонды. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Основные источники НТИ. Первичные источники и их виды. Публикуемые и непубликуемые источники. Вторичные источники: назначение, виды, методика пользования. Депонирование |
2 |
2 |
|
2 |
Работа с литературой. Информационный поиск: виды, методика проведения. Поиск по ключевым словам, по тематическим рубрикам. Поиск по автору. Нумерационный поиск. Ретроспективный и текущий поиск. Справочно-информационные фонды. Библиотечные каталоги. Справочно-поисковый аппарат. Аннотирование и реферирование. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия Практическая работа 2. Основные этапы формирования работы с литературой |
2 |
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное задание 3: Работа со специальной и дополнительной литературой для ответа на вопросы по практической работе |
2 |
|
||
Раздел 3 Основы стандартизации |
|
|
|
|
3.1. Основные виды нормативно-технической документации. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Понятие, сущность и назначение стандартов. Основные виды нормативно-технической документации. ГОСТы, ОСТы, ТУ |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельная работа 4: Работа с ГОСТ 7.32 – 2017 СИБИД. Отчет о научно исследовательской работе. Структура и правила оформления. Изучение данных |
3 |
|
||
3.2. Оформление текстовых документов |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Оформление текстовых документов. Структура курсовой, дипломной работы. Оформление составных частей научного текста. Правила построения и оформления таблиц. Обработка рукописи. Структура, язык и стиль научного текста. Оформление иллюстраций. Формулы в тексте. Правила употребления количественных и порядковых числительных, дат, сокращений и аббревиатур в научном тексте. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия Практическая работа 3. Правила оформления научного текста Практическая работа 4. Правила оформления презентации и доклада |
4 |
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное задание 5-6: Работа со специальной и дополнительной литературой для ответа на вопросы по практической работе |
4 |
|
||
3.3. ГОСТы «Библиографическое описание произведений печати» и «Библиографическое описание электронных ресурсов» |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание произведений печати" и ГОСТ 7.82-2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов». |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия Практическая работа 5. Правила оформления библиографического списка |
2 |
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся Самостоятельное задание 6: Работа со специальной и дополнительной литературой для ответа на вопросы по практической работе |
2 |
|
||
Раздел 4 Основы организации умственного труда |
|
|
|
|
4.1 Основы организации умственного труда |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1 |
Научная организация труда. Профилактика переутомления. Режим и гигиена умственного труда. Особенности научного труда. |
1 |
1 |
|
Лабораторные работы |
|
|
||
Практические занятия |
|
|
||
Контрольные работы |
|
|
||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
|
||
Всего: |
48 |
|
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы исследовательской деятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;
- методические рекомендации по выполнению практических работ.
Технические средства обучения:
- мультимедийный комплекс.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Куклина, Е.Н. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для СПО / Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина. – 2-е изд., испр. идоп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 234с. (Серия: Профессиональное образование).
2. Афанасьев, В.В Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для СПО / В.В. Афанасьев, О.В. Грибкова, Л.И. Уколова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 154с. (Серия: Профессиональное образование).
Дополнительные источники:
1. Гражданский кодекс РФ часть 4 (ГК РФ ч.4) №230-ФЗ от 18.02.2006г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/
2. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 11-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 128с.
3. Исследовательская деятельность: Словарь / Авт. - сост. Е.А. Шашенкова. - М.: УЦ «Перспектива». 2010. — 88 с.
4. Кожухар, В.М. Основы научных исследований: Учебное пособие/ В.М. Кожухар. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 216с.
5. Оганесян, Л.О. Основы научно-исследовательской деятельности: учебно-методическое пособие для подготовки бакалавров по профилю специальности «Экономика» / Л.О. Оганесян, С.А. Попова. – Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАО, 2016. – 40с.
6. Понамарев, А.Б. Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Понамарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186с.
7. Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / М.Ф. Шкляр. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 244с.
8. ГОСТ 7.32 – 2017 СИБИД. Отчет о научно исследовательской работе. Структура и правила оформления.
9. ГОСТ 7.0.97 – 2016 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов.
10. ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание произведений печати»
11. ГОСТ 7.82-2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов».
12. ГОСТ 7.73-96 СИБИД. Поиск и распространение информации. Термины и определения
Интернет ресурсы:
1. Интернет библиотека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nashol.com/
2. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/.
3. Экономический портал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://institutiones.com/strategies/1296-osnovy-ekonomiki-borisov-uchebnik.html.
4. Правительство России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/
5. Правительство Челябинской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://pravmin74.ru/ https://pravmin74.ru/
6. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.minfin.ru/
7. Министерство финансов Челябинской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.minfin74.ru/
8. Федеральное казначейство России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.roskazna.ru/
9. Управление Федеральным Казначейством по Челябинской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chelyabinsk.roskazna.ru/
10. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cbr.ru/
11. Федеральная государственная налоговая служба РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalпog.ru/
12. Торговый салон Московского монетного двора [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mmint.ru/
13. Императорский монетный двор [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://imdvor.ru/
14. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gks.ru/
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Челябинской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://chelstat.gks.ru/
16. Администрация Коркинского городского поселения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.korkino74.ru/
17. Администрация Коркинского муниципального района [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.korkino74.ru/
18. ПАО Сбербанк РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.sberbank.ru/
19. ПАО Челиндбанк [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.chelindbank.ru/
20. Международное авторское право [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sumip.ru/biblioteka/avtorskoye-pravo/mezhdunarodnoe-avtorskoe-pravo/
21. Интеллектальная собственность. Авторское право и смежные права. Патентное право в РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.copyright.ru/ru/documents/zakoni/megdunarodno-pravovie_akti
22. Государственная система НТИ Всероссийский институт научной и технической информации. Российская Академия наук ВИНИТИ РАН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.viniti.ru/
23. Информационные базы данных «Гарант», «Консультант+».
24.
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
УМЕТЬ: |
|
- формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования; |
Защита отчета по практическим работам №1-5, защита научно-исследовательской работы |
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации; |
Защита отчета по практическим работам №1-5, защита научно-исследовательской работы |
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов; |
Защита отчета по практическим работам №1-5, защита научно-исследовательской работы |
- формулировать выводы и делать обобщения; |
Защита отчета по практическим работам №1-5, защита научно-исследовательской работы |
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования. |
Защита отчета по практическим работам №1-5, защита научно-исследовательской работы |
ЗНАТЬ |
|
- методику исследовательской работы; |
Устный опрос, защита отчета по практическим работам, проверка выполнения домашних заданий, защита научно-исследовательской работы |
- этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы; |
Устный опрос, защита отчета по практическим работам, проверка выполнения домашних заданий, защита научно-исследовательской работы |
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов; |
Устный опрос, защита отчета по практическим работам, проверка выполнения домашних заданий, защита научно-исследовательской работы |
- методы научного познания; |
Устный опрос, защита отчета по практическим работам, проверка выполнения домашних заданий, защита научно-исследовательской работы |
- правила оформления результатов исследования; |
Устный опрос, защита отчета по практическим работам, проверка выполнения домашних заданий, защита научно-исследовательской работы |
- общую структуру и научный аппарат исследования; |
Устный опрос, защита отчета по практическим работам, проверка выполнения домашних заданий, защита научно-исследовательской работы |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.