Рабочая программа по Финансовой грамотности школьников
Оценка 5

Рабочая программа по Финансовой грамотности школьников

Оценка 5
docx
02.02.2022
Рабочая программа по Финансовой грамотности школьников
ФГ ПЗ 1 кл.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

 

предмет: основы финансовой грамотности

класс: 1

количество часов (всего): 33

количество часов (в неделю): 1

срок реализации: 2020-2021 уч.год

Учитель: Филоненко Олеся Витальевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.      Общие подходы с указанием направленности программы, основ для её разработки, места в учебном плане

Программа для младших школьников «Основы финансовой грамотности» реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Основы финансовой грамотности», автор Ю. Н. Корлюгова.

2. Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

3. Практическая значимость

Курс «Финансовая грамотность» пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования. Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Данная программа создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.

На начальной стадии обучения важно с помощью игр, решения простейших задач с экономическим содержанием, разбора социально-экономических ситуаций, экскурсий по городу, на предприятия, магазины, торговые центры вводить детей в мир экономических понятий и категорий. Это позволит у младших школьников сформировать представление о богатстве, воплощенном не только в денежном выражении, но и в сокровищах природы, искусства, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека от качества труда.

4.Взаимосвязь с программами по учебным предметам

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. 

5. Целеполагание программы

Цели программы:

1.      развитие экономического образа мышления;

2.      воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

3.      формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения  элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

1.      Осуществлять  поиск  и  использование  информации  необходимой  для

результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере.

2.      Определять актуальные и потенциальные источники доходов.

3.      Анализировать  структуру  собственных  (семейных)  доходов  и расходов,  определять  уровень  жизни  семьи  на  основании  бюджета,  оценивать

финансовую  устойчивость  своего  домохозяйства,  планировать  семейный и личный бюджет, планировать сбережения.

4.      Выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать

меры по уменьшению рисков.

5.      Оценивать  актуальность  при  кредитовании,  оценивать  риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту.

6.      Оценивать   степень   безопасности   различных   предложений   на финансовом рынке.

7.      Оценивать  их  эффективность  и  качество,  описывать  алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.

6.Особенности возрастной группы

 

Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович). Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу. Усиленная подготовка к школе, посещение дошкольных лицеев, гимназий и т.д. зачастую приводит к тому, что поступление в школу утрачивает для ребенка элемент новизны, мешает ему пережить значимость этого события.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

7. Результаты освоения курса внеурочной деятельности и способы оценки их достижения. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

-        осознание себя как члена семьи, общества и государства;

-        овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-        развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

-        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

    Метапредметные результаты освоения программы курса.

-        понимать цели своих действий;

-        составлять простые планы с помощью учителя  проявлять познавательную и творческую инициативу;

-        оценивать правильность выполнения действий;

-        адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

-        Познавательные:

-         освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

-         использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представлении информации;

-         овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-         овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

-        составлять текст в устной и письменной формах;

-         слушать собеседника и вести диалог;

-         признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого;

-         излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-         осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    Предметные результаты освоения программы курса.

-        Понимание и правильное использование экономических терминов;

-        Представление о роли денег в семье и обществе;

-        Умение характеризовать виды и функции денег;

-        Знание источников доходов и направлений расходов семьи;

-        Умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

-        Определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

-        Проведение элементарных финансовых расчётов.

К концу обучения в 1 классе ученик узнает:

-      что такое собственность;

-     почему все люди трудятся;

-      какие бывают профессии;

-     как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться:

-      самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

 

Система оценки результатов

 

Индивидуальная  оценка/результат

Этапы/сроки

Коллективный результат

Этапы/сроки

Форма предоставления результатов

Игровая практика

Один раз в месяц

Презентация

 

Тест

Один раз в месяц

Презентация

 

Практическая работа

Один раз в месяц

Презентация

 

 

 

8.Формы и режим занятий, формы контроля

- режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой ОУ, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста, занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут

- основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность), практическая игра, решение практических задач, теоретические занятия, тестирование.

- структура занятия включает в себя изучение теории «Основ финансовой грамотности» через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

- для закрепления знаний обучающихся используются практические задания и ситуационные задания.

- формы контроля: тестирование.

 

 

 

 

 

9.      Тематический план

 

№ п/п

Раздел/тема

количество часов

1.            1.

Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи.

1

2.            2.

Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи.

1

3.            3.

Важность уюта, целесообразность порядка в доме.

1

4.            4.

Игра:  «Генеральная уборка»

1

5.

Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам.

1

6.

Экономика как правила ведения домашнего хозяйства.

1

7.

Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

1

8.

Игра:  «Я — хозяин большого дома

1

9.

Итоговое занятие на тему: «Я и моя семья»

1

10.

Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека.    

1

11.

Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия).

 

1

12.

Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

1

13.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

1

14.

Игра:  «Страна Обмения».

1

15.

Итоговое занятие на тему: «Моё и чужое»; защита исследовательских работ

 

1

16.

Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения.

1

17.

Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить.

1

18.

Какие бывают профессии.

1

19.

Ценность труда людей разных профессий.

1

20.

Экскурсия в библиотеку.

1

21.

Что такое труд

1

22.

Важность домашнего труда для ведения хозяйства.

1

23.

Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

1

24.

Темы проектов: «Профессии в моей семье»

1

25.

Итоговое занятие на тему: «Почему люди трудятся».

 Защита проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе», «Трудовые награды в моей семье».

1

26.

Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер).

1

27.

Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом).

1

28.

Многообразия мира трудовой деятельности.

1

29.

Как люди выбирают профессию.

1

30.

Профессии членов семьи.

1

31.

Я хочу быть как…

1

32.

Итоговое занятие на тему: «Все работы хороши».

1

33.

Защита проектов «Профессии в моей семье», «Как получить профессию и как стать мастером своего дела»

1

 

10.  Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (первый год обучения)

 

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

 

Я и моя семья.  Семья — родственники, живущие вместе и имеющие общее хозяйство. Состав семьи. Дом, в котором мы живём, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразность порядка. Хозяйство — всё имущество, принадлежащее семье и её членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость.

Моё и чужое. Всё, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.

Как нужно относиться к своей и чужой собственности.

 Почему люди трудятся. Труд — это полезная деятельность людей. Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная профессия — блага, которыми следует дорожить. Ценность труда людей разных профессий. Важность домашнего труда для ведения хозяйства. Учение — это тоже труд. Учебный труд как источник знаний и залог будущего мастерства.

Все работы хороши. Каждый человек имеет профессию — работу (врач, инженер, педагог, космонавт, инженер). Какие бывают профессии по предмету труда (связанные с работой с людьми, с техникой, с созданием произведений искусства и культуры, с работой в природе, с бизнесом). Как люди выбирают профессию. Профессии членов семьи. Как люди получают профессию.

 

11.  Описание программно-методического и материально-технического обеспечения реализации программы

 

№ п/п

Название

Авторы

Программно-методическое обеспечение

1.

Энциклопедии

 

2.

Как вести семейный бюджет- М.: Интеллект-Центр, 2010.

Рябова О.А., Карамова О.В.

Материально-технические обеспечение (наглядность, оборудование и т.п.)

  1.  

Компьютер

 

  1.  

Мультимедийный проектор

 

  1.  

Интерактивная доска

 

 

Электронные и цифровые образовательные ресурсы

 

Ссылка на ресурс

Наименование ресурса

Темы, разделы, в изучении которых применяются Э и ЦОР

1

https://fmc.hse.ru/data/2016/05/24/1131587396/КИМ.pdf

Контрольно- измерительные материалы

Все разделы

2

http://финграмотностьвшколе.рф/post/444

Финансовая грамотность в школе

Все разделы

3

https://vashifinancy.ru/upload/iblock/568/568c1649bd17592acabe524bc7a20fe3.pdf

Дружи с финансами

Все разделы

 

 

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмет: основы финансовой грамотности класс: 1 количество часов (всего): 33 количество часов (в неделю): 1 срок реализации: 2020-2021 уч

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмет: основы финансовой грамотности класс: 1 количество часов (всего): 33 количество часов (в неделю): 1 срок реализации: 2020-2021 уч

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.

Цели программы: 1. развитие экономического образа мышления; 2

Цели программы: 1. развитие экономического образа мышления; 2

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу

Многие из сегодняшних первоклассников являются весьма искушенными в учебных занятиях еще до прихода в школу

Метапредметные результаты освоения программы курса

Метапредметные результаты освоения программы курса

К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться: - самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

К концу обучения в 1 классе ученик сможет научиться: - самообслуживанию, хозяйственно-бытовому труду, труду в уголке природы

Раздел/тема количество часов 1

Раздел/тема количество часов 1

Темы проектов: «Профессии в моей семье» 1 25

Темы проектов: «Профессии в моей семье» 1 25

Как нужно относиться к своей и чужой собственности

Как нужно относиться к своей и чужой собственности

Финансовая грамотность в школе

Финансовая грамотность в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2022