МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАНИНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ (ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)»
(КГБ ПОУ ВМК ЦОПП)
ПРОГРАММа учебной дисциплины
ОГСЭ.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
п. Ванино
2021 г.
Программа общегуманитарной социально-экономической учебной дисциплины «Физическая культура» составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1547, зарегистрирован в Минюст России 26 декабря 2016 г. N 44936, по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ванинский межотраслевой колледж (Центр опережающей профессиональной подготовки)»
Разработчик:
Абдрахманова Чулпан Курбановна, преподаватель КГБ ПОУ ВМК ЦОПП
Координатор (ответственный за разработку) – Тимербаева О.В., заместитель директора по УР
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 «Физическая культура» общего гуманитарного и социально-экономического цикла по специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла.
Протокол №_________ от ______________.2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
1. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ… |
15 |
4. |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.05 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
- основы здорового образа жизни.
Выпускник, освоивший ППССЗ, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины, в том числе:
· максимальной учебной нагрузки обучающегося 130 часов, в том числе:
ü обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа, в том числе:
ü теоретическая подготовка – 0 часов;
ü практические занятия – 74 часа;
· самостоятельной работы обучающегося -56 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка |
130 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка |
74 |
в том числе: |
|
практические работы |
74 |
теоретическое обучение |
0 |
Самостоятельная работа обучающегося |
56 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Физическая культура
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Раздел 1 Социально-культурные, психолого-педагогические и медико-биологические основы. |
10 |
|
|||||
Тема 1.1. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности |
Содержание учебного материала: |
3 |
2 |
||||
1 |
Основы техники безопасности на уроках физической культуры |
||||||
2 |
Основы здорового образа жизни. Выполнение физической нагрузки в рамках основных понятий, относящихся к спорту: физическая культура, физическая подготовка, физические способности, тренировка, тренировочная нагрузка, соревновательная деятельность, спорт, физическое совершенство |
||||||
3 |
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Выполнение комплексов ОРУ в соответствии с критериями эффективности здорового образа жизни. |
||||||
Самостоятельная работа: Составление физической нагрузки для тренировочного процесса. |
7 |
||||||
Раздел 2 Легкая атлетика |
23 |
|
|||||
Тема 2.1. Совершенствование техники бега на короткие дистанции: техника низкого старта, стартового ускорения, бег по дистанции, финиширование, специальные упражнения. |
Содержание учебного материала: |
2 |
2 |
||||
Практическое занятие: Биомеханические основы техники бега Техника низкого старта; старты и стартовые ускорения; Бег по дистанции, финиширование, специальные упражнения |
|||||||
Тема 2.2. Совершенствование техники длительного бега: старт, бег по дистанции, прохождение поворотов (работа рук, стопы), финишный бросок. |
Практическое занятие: Техника бега на средние и длинные дистанции. Старт, бег по дистанции, прохождение поворотов (работа рук, стопы). Финишный бросок. |
2 |
2 |
||||
Тема 2.3. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега: техника разбега, отталкивание, переход через планку и приземление. |
Практическое занятие: Техника разбега, отталкивание, переход через планку и приземление. Специальные подводящие упражнения для выполнения прыжка в высоту. Знать способы прыжков в высоту («перешагивание», «перекидной», «фосбери-флоп»). |
1 |
2 |
||||
Тема 2.4. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега: техника разбега, отталкивание, полет, приземление. |
Практическое занятие: Знать способы прыжков в длину (“согнув ноги”, “прогнувшись”, “ножницы”) Техника разбега, отталкивание, полет, приземление. Выполнение специальные упражнений прыгуна (многоскоки, ускорения, маховые упражнения для рук и ног), акробатические упражнения (кувырки, группировки, перекаты). |
1 |
2 |
||||
Тема 2.5. Совершенствование техники метания гранаты (д.- 500 гр., ю.-700 гр.): держание гранаты, разбег, заключительная часть разбега, финальные усилия. |
Практические занятия: Техника безопасности при метании; Биомеханические основы техники метания; Держание гранаты, разбег, заключительная часть разбега, финальные усилия. Выполнение упражнений для укрепления мышц плечевого пояса, ног. |
1 |
2 |
||||
Тема 2.6. Методика эффективных и экономичных способов владения жизненно-важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижение на лыжах, методы овладения умениями и навыками). |
Самостоятельная работа: Эффективные способы владения жизненно-важными умениями и навыками. Ходьба, бег, передвижение на лыжах. Методы овладения умениями и навыками. Выполнение утренней прогулки, бег трусцой. |
4 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Составление физической нагрузки для тренировочного процесса. |
3 |
2 |
|||||
Тема 2.7. Простейшие методики оценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для направленной коррекции (выносливость, защитные функции, общее и локальное утомление, сердечнососудистая система, дыхательная система, энергетические запасы организма, тесты). |
Практические занятия: Признаки работоспособности, усталости, утомления. Средства физической культуры для коррекции (выносливость, защитные функции, общее и локальное утомление, сердечнососудистая система, дыхательная система, энергетические запасы организма, тесты).
|
1
|
2 |
||||
Тема 2.8. Контрольные занятия
|
Выполнение контрольного норматива «Челночный бег» 3*10м. |
8 |
3 |
||||
Выполнение контрольного норматива в беге на 60 м. |
|||||||
Выполнение контрольного норматива в прыжках в высоту. |
|||||||
Выполнение контрольного норматива в метании гранаты |
|||||||
Выполнение контрольного норматива в беге на 3000-2000 м. |
|||||||
Выполнение контрольного норматива в беге на 100 м. |
|||||||
Выполнение контрольного норматива в прыжках в длину. |
|||||||
Баскетбол |
Раздел 3
|
18 |
|
||||
Тема 3.1. Стойка игрока, перемещения, остановки, повороты.
|
Содержание учебного материала: |
2 |
2 |
||||
1 |
Основы техники безопасности на уроках по спортивным играм |
||||||
Практические занятия: Совершенствование техники перемещения и стойки игрока: передвижение, ходьба, прыжки, остановки, повороты Стойка игрока, работа рук и ног во время перемещений, остановок. Выполнение перемещений в игровых действиях в баскетболе. |
2 |
||||||
Тема 3.2. Передачи мяча. Ведение мяча.
|
Практические занятия: Передача мяча двумя руками от груди; передача мяча двумя руками сверху, передача мяча двумя руками снизу; Передача мяча одной рукой от плеча; передача одной рукой от головы или сверху. Передача одной рукой «крюком»; передача одной рукой снизу; Передача одной рукой сбоку; скрытая передача мяча за спиной. Выполнение передачи мяча в усложненных условиях. Ведение с высоким и низким отскоком; со зрительным и без зрительного контроля; Обводка соперника с изменением высоты отскока; С изменением направления; С изменением скорости; с поворотом и переводом мяча. Выполнение работы с двумя мячами. |
2 |
2 |
||||
Тема 3.4. Техника штрафных бросков. Тактика игры в защите и нападении.
|
Практические занятия: Техника штрафных бросков: подготовка к броску. Бросок (техника работы рук и ног). Броски на результат с линии штрафного броска, после ОФП. Техника защиты: техника передвижений (сойка, ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты. Техника овладения мячом и противодействие (выбивание, отбивание, накрывание, перехват, вырывание, взятие отскока). Тактика нападения: (индивидуальные (действия игрока с мячом и без мяча), Командные действия (позиционное и стремительное нападение). Групповые (взаимодействие двух и трех игроков). |
2 |
2 |
||||
Тема 3.6. Основы методов судейства и тактики игры.
|
Практические занятия: Знать технику игры. Знать правила судейства. Выполнить технику поворотов, приема и передачи мяча. Технику штрафных бросков, ведение мяча. Развития основных физических качеств баскетболистов: быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть, сила. Знать методику индивидуального подхода двигательных качеств. |
2 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Рефераты: «Упражнения для укрепления мышц кистей, плечевого пояса, брюшного пресса, мышц ног». |
8 |
3 |
|||||
Контрольные занятия: Два шага бросок в кольцо; Штрафной бросок; Баскетбольная «Дорожка» (простейшие элементы баскетбола). |
2 |
3 |
|||||
Раздел 4 Гимнастика |
25 |
|
|||||
Тема 4.1. Строевые приемы. Фигурные передвижения. Построения и перестроения. Размыкания и смыкания
|
Содержание учебного материала: |
6
|
2 |
||||
1 |
Инструктаж по технике безопасности |
||||||
Практические занятия: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Правой (левой) - вольно!», «По порядку - Рассчитайсь!» и др. Повороты на месте. Обход. Противоход. Змейка. Петля открытая. Петля закрытая. Противоходы. Диагональ. Передвижения по точкам зала. Перестроения из одной шеренги в две. Перестроение из одной шеренги и три. Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). Перестроение из шеренги уступом. Перестроение из одной колонны в три уступом. Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение из колонны в круг. Перестроение из одного круга в два. Перестроение из одного круга в три. Размыкание по уставу ВС. Размыкание приставными шагами. Размыкания по распоряжению. Размыкания по направляющим в колоннах. Размыкание дугами. Выполнение поворотов на месте и в движении. |
2 |
||||||
Тема 4.2. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.
|
Практические занятия: Направленность общеразвивающих упражнений; знать основные положения рук, ног, терминологию; провести с группой по одному общеразвивающему упражнению, комплекс ОРУ. Выполнение поворотов на месте и в движении. Составить комплексы ОРУ без предметов, с предметами (мячи, палки, скакалки и др.). Выполнение утренней гигиенической гимнастики |
2 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Требования к составлению комплекса ОРУ, терминология. |
2 |
3 |
|||||
Тема 4.3. Техника акробатических упражнений. |
Практические занятия: Кувырок вперед, назад, стойки: на лопатках, голове, руках, мост, полушпагат; знать технику безопасности при выполнении акробатических упражнений. Знать терминологию; составить простейшую комбинацию из акробатических упражнений. Упражнения для мышц брюшного пресса, спины, шеи, рук, ног. |
1 |
2 |
||||
Тема 4.4. Техника опорного прыжка.
|
Практические занятия: Разбег, наскок, отталкивание, приземление. Подводящие и специальные упражнения. Знать правила техники безопасности; уметь страховать партнера. |
1 |
2 |
||||
Тема 4.5. Упражнения на брусьях. |
Практические занятия: Висы, упоры. Подводящие и специальные упражнения. Знать правила техники безопасности; уметь страховать партнера. |
1 |
2 |
||||
Тема 4.6. Упражнения на бревне. |
Практические занятия: Наскок, ходьба, равновесие, повороты, соскок. |
2 |
2 |
||||
Тема 4.7. Самостоятельное проведение подготовительной части урока с группой студентов. |
Практические занятия: Структура подготовительной части урока; Провести подготовительную часть урока по гимнастике с группой. |
2 |
2 |
||||
Контрольное занятие: Акробатическая комбинация; Выполнение контрольного норматива прыжок через козла “ноги врозь”; Комбинация на параллельных брусьях; Комбинация на гимнастическом бревне. |
2 |
2 |
|||||
Самостоятельная работа: Требования к подбору подводящих и специальных упражнений, терминология. |
6 |
2 |
|||||
Раздел 5 Волейбол |
22 |
|
|||||
Тема 5.1. Стойки игрока и перемещения. Приемы и передачи мяча снизу и сверху двумя руками.
|
Содержание учебного материала: |
4 |
2 |
||||
Основы техники безопасности на уроках по спортивным играм |
|||||||
Практические занятия: Совершенствование техники перемещения и стойки игрока: передвижение, ходьба, прыжки (стойка игрока, работа рук и ног во время перемещений, остановок). Основная стойка, перемещение вперед, назад, вправо, влево. Совершенствование техники передачи мяча. Приемов и передачи мяча снизу. Приемов и передачи сверху двумя руками. |
|
||||||
Тема 5.3. Нижняя прямая и боковая подача.
|
Практические занятия: Совершенствование техники нижней прямой подачи мяча. Боковой подачи мяча (стойка во время подачи, работа рук и ног). |
2
|
2 |
||||
Тема 5.4. Верхняя прямая подача.
|
Практические занятия: Совершенствование техники верхней прямой подачи. Стойка волейболиста (работа рук и ног). |
2 |
2 |
||||
Тема 5.5. Тактика игры в защите и нападении. Правила соревнований. Техника и тактика игры. Практика судейства. |
Практические занятия: Совершенствование тактики игры в защите и нападении (подача в зону, нападающий удар, блокирование игрока с мячом); Знать тактику игры в защите и нападении; знать технику игры; знать правила судейства. Выполнять приемы передачи мяча; выполнять нижнюю прямую и боковую, верхнюю прямую подачи. Судьи, бригада судей; жесты судей; правила соревнований. |
4 |
2 |
||||
Тема 5.6. Основы методики судейства по избранному виду спорта. |
Практические занятия: Судьи, бригада судей; жесты судей; правила соревнований. Техника и тактика игры. |
2 |
3 |
||||
Самостоятельная работа: Судейство соревнований по волейболу. |
8 |
3 |
|||||
Раздел 6 Плавание |
16 |
|
|||||
Тема 6.1. Правила поведения студентов на воде. Упражнения по адаптации к водной среде.
|
Содержание учебного материала: |
2 |
2 |
||||
Практические занятия: Знать правила поведения обучающихся на воде при купании; знать технику безопасности. «Сухое плавание». Ходьба, погружение до подбородка, с головой, с задержкой дыхания, при выдохе, всплытие “поплавок”, “звездочка” и др. |
|||||||
Тема 6.2. Разные способы плавания.
|
Практические занятия: Совершенствование техники плавания разными способами («кроль на груди, спине», «брасс»); Способы плавания («кроль на груди, спине», «брасс», «баттерфляй»); Проплывание отрезков 10 метров разными способами |
2 |
2 |
||||
Тема 6.3. Прикладные способы плавания.
|
Практические занятия: Прикладные способы плавания (на боку, брассом на спине, плавание в одежде, транспортировка утопающего); Уметь транспортировать утопающего 10 м. |
2 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Судейство соревнований по плаванию. |
10 |
2 |
|||||
Раздел 7 Виды спорта по выбору. Атлетическая и спортивная гимнастика |
16 |
|
|||||
Тема 7.1. Развитие координационных способностей. Техника безопасности занятий |
Практические занятия: Подскоки, амплитудные махи ногами Из упора присев стойка на руках и голове (М). Равновесие на одной руке. Кувырок назад в полушпагат (Д). ОРУ в движении. Развитие координационных способностей. Длинный кувырок с трёх шагов разбега (М). Равновесие на одной руке. Кувырок назад в полушпагат (Д). ОРУ в движении. Развитие координационных способностей. Длинный кувырок через препятствие 90 см. стойка на руках с помощью. Кувырок назад из стойки на руках. ОРУ с гантелями. Развитие координационных способностей. |
4 |
2 |
||||
Тема 7.2. Развитие силы основных мышечных групп |
Практические занятия: Упражнения для мышц живота, мышц рук и ног Отжимание в упоре лежа – четырехкратное исполнение подряд. Перевороты вперед, назад, в сторону, подъем разгибом с лопаток, шпагаты |
4 |
2 |
||||
Самостоятельная работа: Составление связки из 4-5 элементов. |
8 |
2 |
|||||
Промежуточная аттестация |
журнал |
|
|||||
Теоретических: Практических: Самостоятельная работа: Итого: |
- 74 56 130 |
|
|||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала.
Оборудование учебного кабинета:
- наличие спортивного зала, стадиона, тренажерного зала;
- наличие спортивного инвентаря (мячи, футбольные стойки, гимнастические маты, перекладины, брусья, гимнастические козлы, кони и др.).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10-11 кл. – М., 2018
2.Решетников Н.В. Физическая культура. – М., 2015
3.Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: учеб. Пособие для студентов СПО. – М., 2016
4. Червяков М.А. Обучение бегу, прыжкам, метаниям. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 152 с.
Дополнительные источники:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
выполнение практических занятий |
Знания: |
|
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; |
выполнение индивидуальных заданий, опрос
|
- основы здорового образа жизни. |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением |
|
БЫЛО |
СТАЛО |
Основание: Подпись лица, внесшего изменения
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.