Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
Согласовано. Зам. директора по УВР: ___________ Кузнецова Е.А. |
Утверждено. Директор школы: ___________ Тумаева О.В. Приказ № ___ от «___» __________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ
5 класс
Составитель:
Пузырева Н.И.,
учитель географии
высшей квалификационной категории
с. Волочаевка, 2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету география на 2020 – 2021 учебный год для 5 класса разработана на основе:
1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Профессионального стандарта педагога, утверждённого Министерством образования России от 18.10.2013 года № 544;
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
5. Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
6. Письма Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
8. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
9. Примерной программы основного общего образования, утверждённой Научно-Методическим Центром Российской Федерации 08.04.2015 года, протокол № 1/15;
10. Федерального перечня учебников, с учётом примерной программы по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 5 – 9 классы. 3-е издание. – М.: Просвещение, 2012. – 76 с. – (Стандарты второго поколения)) с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся;
11. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы с. Волочаевка на 2020 – 2021 учебный год;
12. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Волочаевка.
13. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)»).
14. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
15. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 08 мая 2020 года № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID – 19.
16. Письма Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усиления санитарно-эпидемиологических мероприятий»
17. Письма Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020 г. № ГД-1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.2020 г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
18. Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020 г. № 75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)».
19. Приказа Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
20. Концепции преподавания предметной области «География» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы.
Основной целью курса является:
- знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества — географической картой, с взаимодействием природы и человека;
При изучении курса решаются следующие задачи:
- знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, - формирование интереса к нему;
- формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
- пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
- формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы – один учебный год.
Рабочая программа по географии для 5 класса на 2020 – 2021 учебный год разработана на основе авторской программы основного общего образования по географии. 5 – 9 классы.
Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
Рабочая программа полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии (второго поколения), представляет его развёрнутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.
Изменений в программу не вносилось.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.
Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Курс состоит из пяти разделов:
Ø Что изучает география;
Ø Как люди открывали Землю;
Ø Земля во Вселенной;
Ø Виды изображений поверхности Земли;
Ø Природа Земли.
Обоснование выбора программы:
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В ней также соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образовании.
Программа является базовой т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса географии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.
В авторской программе предусмотрено развитие основных видов деятельности обучаемых, в частности включать обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ МБОУ ООШ с. Волочаевка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «География» изучается с 5 по 9 класс. Учебный предмет география для 5 класса относится к образовательной области «Естественнонаучные предметы».
Продолжительность учебного года в МБОУ ООШ с. Волочаевка для 5 класса составляет 35 недель.
В учебном плане на предмет географии в 5 классе отведён 1 час в неделю. Итого 35 часов. Из них:
ü практических работ – 7;
ü экскурсии – 1;
ü контрольно-обобщающих уроков – 6;
Итого на изучение нового материала – 20 час.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник/ М.: Дрофа, 2016 г.
2. Примерная программа основного общего образования по географии из сборника нормативных документов «География». – М.: Дрофа, 2007;
3. Авторская программа по географии. 5 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
1. География. 5 кл.: Атлас. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2011.
2. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных карт: 5 кл. / В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2011
3. Баранчиков Е.В.- География Земли, задания и упражнения М. Просвещение 2010
4. Зотова А.М.- Игры на уроках географии М. Дрофа 2006
5. Интернет- ресурсы, методические журналы.
Интернет-сайты: Википедия, мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.
1. Мультимедийная программа: География 5 -10 класс.
Интернет – ресурсы:
ЭОР, размещенные на портале www.fcior.edu.ru
· http: //www.gao.spb.ru/Russian · http: //www.fmm.ru · http: //www.mchs.gov.ru · http: //www.national-geographic.ru · http: //www.nature.com · http: //www.ocean.ru · http: //www.pogoda.ru · http: //www.sgm.ru/rus · http: //www.unknowplanet.ru |
· http: //www.weather.com
· http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал.
· http://geographer.ru – Географический портал.
· http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии.
· http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
- составлять описания объектов;
- составлять простой план;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- оценивать работу одноклассников.
Предметные результаты обучения
Учащийся научится:
- приводить примеры географических объектов;
- называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией);
- объяснять, для чего изучают географию.
- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;
- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.
- описывать представления древних людей о Вселенной;
- называть и показывать планеты Солнечной системы;
- называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты.
- объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;
- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- работать с компасом;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.
Учащийся получит возможность научиться:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- участвовать в совместной деятельности;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
- ответственным отношением к учебе;
- опытом участия в социально значимом труде;
- осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
- коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- основами экологической культуры.
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.
5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч)
Что изучает география (2 ч)
Мир, в котором мы живѐм. Науки о природе. География – наука о Земле. Методы географических исследований.
П.р. № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы».
Как люди открывали Землю (3 часа).
Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытия русских путешественников.
Земля во Вселенной (6 часов).
Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Уникальная планета — Земля. Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э.
Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин.
П.р. № 2 «Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником, диском»
Виды изображений поверхности Земли (6 часов).
Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам. План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3 «Самостоятельное построение простейшего плана».
П.р. № 4 «Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты».
Природа Земли (17 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О. Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле. Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
П.р. № 5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли».
П.р. № 6 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли»
П.р. № 7 «Составление карты стихийных природных явлений».
7. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Кол-во контрольных, самостоятельных, практических работ |
1. |
Что изучает география |
2 |
1 (п/р)
|
2. |
Как люди открывали Землю |
3
|
|
3. |
Земля во Вселенной |
6 |
1 (п/р)
|
4. |
Виды изображений поверхности Земли |
6 |
2 (п/р) 1 (к/р)
|
5. |
Природа Земли
|
17 |
3 (п/р) 1 (к/р)
|
6. |
Региональный компонент в соответствии с Концепцией |
1
|
|
|
ИТОГО |
35
|
7 (п/р) 2 (к/р)
|
7.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов
|
Форма обучения |
Что изучает география. 2 часа
|
|||
1. |
Мир, в котором мы живём. Науки о природе. П.р. № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы». |
1
|
|
2. |
География – наука о Земле. Методы географических исследований.
|
1 |
|
Как люди открывали землю. 3 часа
|
|||
3. |
Географические открытия древности и Средневековья. |
1
|
|
4. |
Важнейшие географические открытия |
1
|
|
5. |
Открытия русских путешественников. П.р. № 2 «Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником, диском» |
1
|
|
Земля во Вселенной. 6 часов
|
|||
6. |
Как древние люди представляли себе Вселенную.
|
1 |
|
7. |
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
|
1 |
|
8. |
Соседи Солнца. Планеты – гиганты и маленький Плутон |
1
|
|
9. |
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. |
1
|
|
10. |
Мир звёзд. |
1
|
|
11. |
Уникальная планета Земля. Современные исследования космоса.
|
1 |
|
Виды изображений поверхности Земли. 6 часов
|
|||
12 – 14. |
Стороны горизонта. Ориентирование. |
3 |
|
15 – 16. |
План местности и географическая карта. П.р. № 3 «Самостоятельное построение простейшего плана». П.р. № 4 «Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты».
|
2 |
|
17. |
Контрольная работа № 1 за 1-е полугодие. |
1
|
|
Природа Земли. 17 часов
|
|||
18 – 19. |
Как возникла Земля. |
2 |
|
20 – 21. |
Внутреннее строение Земли. |
2 |
|
22 – 23. |
Землетрясения и вулканы. П.р. № 5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли».
|
2 |
|
24 – 25. |
Путешествие по материкам. П.р. № 6 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли»
|
2
|
|
26 – 27. |
Вода на Земле. |
2 |
|
28 – 29. |
Воздушная одежда Земли. |
2 |
|
30 – 31. |
Живая оболочка Земли. |
2 |
|
32. |
Почва – особое природное тело.
|
1 |
|
33. |
Человек и природа. П.р. № 7 «Составление карты стихийных природных явлений».
|
1
|
|
34. |
Контрольная работа № 2 за курс географии 5 класса. |
1
|
|
35. |
Региональный компонент. |
1
|
|
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ В 5 КЛАССЕ
Название практической работы
|
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Практическая работа № 1 «Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы» |
Урок № 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 2 «Как люди открывали Землю. Работа с контурной картой, учебником» |
|
Урок № 5 |
|
|
|
|
|
|
|
Практическая работа № 3 «Самостоятельное построение простейшего плана» |
|
|
|
Урок № 15 |
|
|
|
|
|
Практическая работа № 4 «Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты» |
|
|
|
Урок № 16 |
|
|
|
|
|
Практическая работа № 5 «Обозначение на контурной карте районов землетрясений и крупнейших вулканов Земли»
|
|
|
|
|
|
Урок № 23 |
|
|
|
Практическая работа № 6 «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли» |
|
|
|
|
|
|
Урок № 25 |
|
|
Практическая работа № 7 «Составление карты стихийных природных явлений» |
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 33 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.