Министерство образования Иркутской области
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Утверждаю:
Зам. директора
___________ Дружинина Е.К.
«___»_________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ГИДРОГЕОЛОГИЯ
Специальность: 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых
Форма обучения: Очная
Рекомендована методическим советом
ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Заключение методического совета,
протокол №___ от «____»_____ 2024 г.
председатель методсовета
______________ /Дружинина Е.К./
Бодайбо, 2024 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с программой общепрофессиональной дисциплины ОП.04 Гидрогеология и требованиями на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.13 Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 26.07.2022 г. № 611 и утверждено протоколом Федерального учебно-методического объединения по УГПС 21.00.00 от 25.10.2022 № 3 Зарегистрировано в государственном реестре примерных основных образовательных программ, приказ ФГБОУ ДПО ИРПО № П-40 от 08.02.2023 «Об утверждении федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по ППССЗ (программе подготовки специалистов среднего звена) 21.02.13 «Геологическая съёмка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых», квалификация техник - геолог
Организация-разработчик: ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»
Разработчик:
Высотина Ольга Анатольевна преподаватель общеобразовательных дисциплин
Рецензент:
Рассмотрены и утверждены П(Ц)К Геолого-маркшейдерских дисциплин
Протокол № __ от «__» ____________ 2024 года
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
8 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
9 |
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ГИДРОГЕОЛОГИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Гидрогеология» является обязательной частью общепрофессионального цикла; примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.13 Геологическая съемка, поиски разведка месторождений полезных ископаемых.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01,02, 04, 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК |
Умения |
Знания |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
- проводить и обрабатывать гидрогеологические и инженерно-геологические замеры и наблюдения; - определять основные водные свойства горных пород; - строить карты изогипс.
|
- методику гидрогеологических, инженерно-геологических исследований - происхождение и свойства подземных вод; - типы грунтовых вод; - методы поисков и разведки вод. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины |
54 |
в т.ч. в форме практической подготовки |
8 |
в т. ч.: |
|
теоретическое обучение |
28 |
практические занятия |
8 |
Самостоятельная работа[1] |
18 |
Промежуточная аттестация диф.зачет в 4 семестре |
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем, акад. ч. / в том числе в форме практической подготовки, акад.ч. |
Коды компетенций и личностных результатов[2], формированию которых способствует элемент программы |
|||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||
Тема 1. Вода в природе |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||||||||||
1 |
Количество воды на Земле. Круговорот воды в природе. Поверхностный и подземный сток воды. Воды в горных породах. Происхождение подземных вод |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||||||||||||
Тема 2. Водно-коллекторские свойства горных пород |
Содержание учебного материала |
4/2 |
||||||||||||
1 |
Водно-коллекторские свойства, их перечень, характеристика основных из них. Гранулометрический состав рыхлых пород, его использование. |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|||||||||||||
Практическая работа № 1 Определение основных водных свойств горных пород |
1 |
|||||||||||||
Практическая работа № 2 Изучение гранулометрического состава песка и щебня |
1 |
|||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||||||||||||
Тема 3. Физические свойства подземных вод |
Содержание учебного материала. |
3/1 |
||||||||||||
1 |
Физические свойства подземных вод. Состав подземных вод. Химический анализ. Формула химического состава вод. Оценка качества воды. |
4 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|||||||||||||
Практическая работа № 3 Графические методы изображения химического состава вод |
1 |
|||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|||||||||||||
Тема 4. Воды зоны аэрации. Грунтовые воды. |
Содержание учебного материала |
4/2 |
|
|
||||||||||
1 |
Воды зоны аэрации, грунтовые воды. Верховодка. Типы грунтовых вод. Зональность вод. |
1 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
2 |
|
||||||||||||
Практическая работа № 4. Обработка данных наблюдений за режимом грунтовых вод. Построение карты гидроизогипс |
2 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Тема 5. Артезианские воды |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||||||||||
1 |
Артезианские воды. Артезианский бассейн, его строение, типы, зональность вод |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
|
|||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Тема 6. Подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
|||||||||||
1 |
Понятие «трещинные воды», классификация трещин, их водопроницаемость. Карстовые воды. Закон Краснопольского. Особенности карстовых вод |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Тема 7. Подземные воды в области распространения многолетнемерзлых пород |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
1 |
Строение многолетнемерзлых пород. Классификация вод многолетней мерзлоты, особенности вод. Воды сквозных таликов. |
2 |
|
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Тема 8. Минеральные, термальные и промышленные воды |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
1 |
Лечебные минеральные воды. Термальные воды. Промышленные воды. |
2 |
|
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Тема 9. Горные породы как грунты и их физико-химические свойства |
Содержание учебного материала |
3/1 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
1 |
Объект изучения. Генетические типы горных пород. Формирование свойств осадочных горных пород, физические, водные, механические свойства горных пород. Методы искусственного улучшения свойств горных пород |
4 |
|
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
|
|
||||||||||||
Практическая работа № 5. Инженерно-геологические исследования грунтов |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1* |
|
||||||||||||
Тема 10. Геологические и инженерно-геологические процессы и явления |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
1 |
Процессы и явления, факторы, влияющие на них – климат, ветер, вода. Зональные процессы, сейсмические и инженерно-геологические процессы. |
2 |
|
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Тема 11. Гидрогеологические и инженерно-геологические условия месторождений полезных ископаемых |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-09 ПК 1.1-1.4, 1.6, 2.2, 2.5, 3.3, 4.1, 4.3. |
|
||||||||||
1 |
Гидрогеологические и инженерно-геологические условия МПИ. Классификация МПИ по обводненности. Основные законы движения вод |
2 |
|
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
- |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Тема 12. Гидрогеологические и инженерно-геологические исследования. |
Содержание учебного материала |
4/2 |
|
|||||||||||
|
Цели и задачи гидрогеологических исследований. Методы и содержание поисков и разведки вод. Виды и объемы исследований Цели и задачи инженерно-геологических исследований их виды и стадии. |
2 |
|
|||||||||||
В том числе, практических занятий и лабораторных работ |
2 |
|
||||||||||||
Практическая работа № 6. Охрана окружающей геологической среды |
1 |
|
||||||||||||
Практическая работа № 7. Рациональное использование окружающей геологической среды |
1 |
|
||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
||||||||||||
Промежуточная аттестация |
|
|
|
|||||||||||
Всего: |
36/54 |
|
|
|||||||||||
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Гидрогеологии», оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием, приведенным в п. 6.1.2.2 Примерной рабочей программы по данной специальности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1 Захаров М. С., Корвет Н. Г., Николаева Т. Н.,Учаев В. К.. Основы геологии и почвоведения:учебное пособие для СПО/ М.С. Захаров М. С. И др. – Санкт – Петербург:Изд-во «Лань», 2021.- 256 с. Текст : непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1 Алексеев, С. И. Геология и грунтоведение. Основы инженерного грунтоведения и механики грунтов: учебное пособие для СПО / С. И. Алексеев. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 158 c. — ISBN 978-5-4488-0902-6, 978-5-4497-0741-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/98508
2 Гидрогеология и гидрология: учебное пособие / составители М. В. Решетько, Е. А. Солдатова, Н. В. Гусева. — Томск: Томский политехнический университет, 2019. — 203 c. — ISBN 2227-8397. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/96114
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения[3] |
Критерии оценки |
Методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины |
||
Знать: - методику гидрогеологических, инженерно-геологических исследований - происхождение и свойства подземных вод; - типы грунтовых вод; методы поисков и разведки вод. |
- знает различные методики гидрогеологических, инженерно-геологических исследований; -знает классификацию, происхождение и свойства подземных и грунтовых вод; - знает различные методики поисков и разведки вод. |
- наблюдение и анализ деятельности обучающихся в процессе беседы; - оценка подготовки сообщения и выступления по темам; - анализ полученных знаний в процессе устного и письменного опроса; - оценка качества знаний при выполнении самостоятельных работ |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины |
||
Уметь: - проводить и обрабатывать гидрогеологические и инженерно-геологические замеры и наблюдения; - определять основные водные свойства горных пород; - строить карты изогипс.
|
- умеет определять основные водные свойства горных пород; -Выполнение и обработка гидрогеологических и инженерно-геологических замеров строго по алгоритму, с соблюдение правил техники безопасности |
- наблюдение и анализ деятельности обучающихся в процессе выполнения практически занятий; - оценка качества выполнения практических занятий |
Скачано с www.znanio.ru
[1]Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.
[2] В соответствии с Приложением 3 ПОП.
[3] В ходе оценивания могут быть учтены личностные результаты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.