Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии/специальности среднего профессионального образования (далее - СПО):
15.02.08 Технология машиностроения,
22.02.06 Сварочное производство,
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский колледж машиностроения и связи»
Разработчик: С.Д. Феоктистова – преподаватель ГБПОУ «ВКМиС»
инициалы, фамилия
№ |
Наименование раздела |
Стр. |
1. |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины |
4 |
2. |
Структура и содержание учебной дисциплины |
6 |
3. |
Условия реализации учебной дисциплины |
13 |
4. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
15 |
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 15.02.08 Технология машиностроения, 22.02.06 Сварочное производство, и предназначена для изучения дисциплины «Информатика» в ГБПОУ «Волгоградский колледж машиностроения и связи».
Основная часть практических работ даёт возможность более глубоко осмыслить и закрепить пройденный материал. Всего предусмотрено 64 практических занятий по основным темам курса. Так как на основе полученных знаний обучающиеся должны уметь самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях, то 60 часов отводится на самостоятельную работу.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
- осознание своего места в информационном обществе;
- готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
- умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
- умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
- умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
- готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
• метапредметных:
- умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
- использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
- использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
- умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
- умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
- сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
- использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
- владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
- владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
- сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
- сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
№ |
Виды учебной работы |
Объем часов |
1 |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
180 |
2 |
Обязательная аудиторная нагрузка (всего) |
120 |
|
В том числе: |
|
|
лабораторные работы |
- |
|
практические занятия |
64 |
|
контрольные работы |
12 |
3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
60 |
|
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. |
2 |
1 |
|
Раздел I. Информационная деятельность человека |
14 |
2 |
|
Тема 1.1 Основные этапы развития информационного общества. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
|
|
Практические занятия |
|
|
|
1. Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов социально-экономической деятельности (специального ПО, порталов, юридических баз данных, бухгалтерских систем). |
2 |
3 |
|
Контрольные работы (не предусмотрено) |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Умный дом. Коллекция ссылок на электронно-образовательные ресурсы на сайте образовательной организации по профильным направлениям подготовки. |
4 |
|
|
Тема 1.2 Правовые нормы информационной деятельности |
Содержание учебного материала |
4 |
|
1. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. |
2 |
|
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
|
|
Практические занятия 1. Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Лицензионное программное обеспечение. Открытые лицензии. Обзор профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского учета, юридические базы данных). Портал государственных услуг. |
2 |
||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы)
|
|
||
Раздел II. Информация и информационные процессы |
38 |
|
|
Тема 2.1 Понятие и измерение информации |
Содержание учебного материала |
8 |
|
Подходы к понятию и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. |
2
2 2 |
2 |
|
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
|
|
Практические занятия Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. |
2 |
||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Создание структуры базы данных — классификатора. Простейшая информационно-поисковая система.
|
4 |
||
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. |
Содержание учебного материала |
22 |
|
1. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы и способы их описания. |
2 |
||
2. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
2 |
||
3. Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
||
Практические занятия 1. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. 2. Проведение исследования в социально-экономической сфере на основе использования готовой компьютерной модели. 3. Создание архива данных. Извлечение данных из архива. 4. Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. 5. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике в социально- экономической сфере деятельности. |
2
2
2
2
2 |
||
Контрольные работы |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Статистика труда. Графическое представление процесса. Проект теста по предметам. |
6 |
||
Раздел III. Средства информационных и коммуникационных технологий |
22 |
||
Тема 3.1. Архитектура компьютеров |
Содержание учебного материала |
8 |
|
1. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. 2. Виды программного обеспечения компьютеров. |
2
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
||
Практические занятия |
|
||
1. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. 2. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних устройств. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности.
|
2
2 |
||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Профилактика ПК. Инструкция по безопасности труда и санитарным нормам. |
4 |
||
Тема 3.2. Локальная сеть |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
|
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
||
Практические занятия |
|
||
Разграничение прав доступа в сети, общее дисковое пространство в локальной сети. Защита информации, антивирусная защита.
|
2
2 |
||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. |
2 |
||
Тема 3.3. Информационная безопасность |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
||
Практические занятия |
|
||
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
2 |
||
Контрольные работы |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Оргтехника и специальность. Звуковая запись. Плакат-схема. Эскиз и чертеж (САПР). Реферат. |
8 |
||
Раздел IV. Технологии создания и преобразования информационных объектов |
26 |
||
Тема 4.1. Понятие об информационных системах |
Содержание учебного материала |
22 |
|
1. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста. 2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. 3. Представление об организации баз данных и системах управления ими. 4. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
2
2
2
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
||
Практические занятия |
|
||
1. Использование систем проверки орфографии и грамматики. 2. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий). Гипертекстовое представление информации. 3. Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий. 4. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Электронные коллекции информационных и образовательных ресурсов, образовательные специализированные порталы. 5. Организация баз данных. Заполнение полей баз данных. Возможности систем управления базами данных. 6. Формирование запросов для поиска и сортировки ин- формации в базе данных. 7. Создание и редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование презентационного оборудования. |
2
2
2
2
2
2 |
||
Контрольные работы |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Ярмарка специальностей. Реферат. Статистический отчет. Расчет заработной платы. Диаграмма информационных составляющих. Электронная тетрадь. Вернисаж работ на компьютере. Электронная доска объявлений. |
12 |
||
Раздел V. Телекоммуникационные технологии |
20 |
||
Тема 5.1. Технические и программные средства телекоммуникаци- онных технологий. |
Содержание учебного материала |
14 |
|
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности |
2
2
2 2
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
||
Практические занятия |
|
||
Браузер. Примеры работы с интернет-магазином, интернет-СМИ, интернет-турагентством, интернет-библиотекой и пр. Пример поиска информации на государственных образовательных порталах. Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах данных, сети Интернет. |
2
2 |
||
Контрольные работы (не предусмотрено) |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж. Резюме: ищу работу. Личное информационное пространство. |
6 |
||
Тема 5.2. Обеспечение деятельности в сетях |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция, интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет-журналы и СМИ. |
2 |
||
Лабораторные работы (не предусмотрено) |
|
||
Практические занятия |
|
||
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в локальной сети профессиональной образовательной организации СПО. |
2 |
||
Контрольные работы |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся (виды и темы) Урок в дистанционном обучении. Защита информации |
4 |
||
Дифференцированный зачет |
2 |
||
Всего: |
180 |
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебная дисциплина реализуется в кабинете/лаборатории «Информатика».
Оборудование лаборатории и рабочих мест кабинета/лаборатории:
Технические средства обучения: компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM).
Перечень учебных изданий
Основные источники
1. Угринович, Н.Д. Информатика : учебник / Угринович Н.Д. — Москва : КноРус, 2020. — 377 с. — (СПО). — ISBN 978-5-406-07314-8. — URL: https://book.ru/book/932057 (дата обращения: 14.06.2019). — Текст : электронный.
Дополнительные источники:
1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
2. Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание. — М., 2011.
3. Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2011.
4. Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники:учеб. пособие. — М., 2010.
5. Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ /под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
6. Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
7. Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
8. Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
9. Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
10. Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
11. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
12. Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
13. Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
Перечень Интернет-ресурсов
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР. URL:www.fcior.edu.ru Дата обращения: 15.06.2019
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов URL:www.school-collection.edu.ru Дата обращения: 15.06.2019
3. Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика» URL:www.intuit.ru/studies/courses Дата обращения: 15.06.2019
4. Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям URL:www.lms.iite.unesco.org Дата обращения: 15.06.2019
5. Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании. URL:http://ru.iite.unesco.org/publications Дата обращения: 15.06.2019
6. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет» URL:www.megabook. Ru Дата обращения: 15.06.2019
7. портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» URL:www. ict. edu. Ru Дата обращения: 15.06.2019
8. Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования» URL:www. digital-edu. Ru Дата обращения: 15.06.2019
9. Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации URL:www. window. edu. Ru Дата обращения: 15.06.2019
10. портал Свободного программного обеспечения URL:www. freeschool. altlinux. Ru Дата обращения: 15.06.2019
11. Учебники и пособия по Linux URL:www. heap. altlinux. org/issues/textbooks Дата обращения: 15.06.2019
12. Электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика» URL:www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice Дата обращения: 15.06.2019
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; - использовать сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; - обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; - получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; - применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; - применять компьютерные программы для поиска информации, составления и оформления документов и презентаций. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; - основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации; - устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации; - методы и приемы обеспечения информационной безопасности; - методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; - общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; - основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность. |
Анализ результатов практической работы Выполнение и защита практических работ Отчет по самостоятельной работе Опрос по индивидуальным заданиям Решение ситуационных задач Устный опрос Оформление понятийного словаря Контрольная работа Составление презентаций Тестирование по теме Составление сравнительной таблицы, схемы Выполнение рефератов
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.