Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов информатики и ИКТ с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, календарно-тематическое планирование курса.
Основные цели изучения курса информатики и ИКТ в 10 классе:
Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе направлено на достижение
следующих целей:
• Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
• Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
• Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации;
• Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Специфика преподавания информатики заключается в формировании у учащихся различных уровней овладения работы со средствами новых информационных технологий на основе персонального компьютера.
Задачи преподавания информатики:
• Изучение возможности компьютера.
• Использование изучаемых программных продуктов для решения реальных задач из жизни. Для решения этой задачи научить учащихся обозначать проблемы, вычленять главное и подбирать тот или иной инструмент, который необходим для решения данной задачи. Это великолепно реализуются с помощью проектной деятельности учащихся.
• раскрыть общие закономерности информационных процессов в природе, обществе, технических системах;
• сформировать умение организовать поиск информации, необходимый для решения поставленной задачи;
• сформировать умение планировать действия, необходимые для достижения заданной цели, при помощи фиксированного набора средств;
• сформировать навыки поиска, обработки, хранения информации посредством современных компьютерных технологий для решения учебных задач и для будущей профессиональной деятельности;
• сформировать потребность в использовании средств ИВТ, т.е. выработать привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой предметной области, базирующуюся на осознанном владении информационными технологиями и техническими навыками взаимодействия с компьютером
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа.
Рабочая программа по информатике и ИКТ для старшей школы составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ (базовый уровень) для старшей школы (10 – 11 классы)», изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010», с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.
Обоснование выбора авторской программы.
Целесообразность выбора данной учебной программы заключается в преемственности обучения информатике при переходе на старшую ступень. Обучение информатики в общеобразовательной школе организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий, затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне средней школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения.
Информация о внесённых изменениях.
В 10 классе уменьшено количество часов по сравнению с рекомендуемым на изучение темы «Информация и информационные процессы с 4 до 1 (так как тема содержит лишь обобщающее повторение изученного в основном звене). За счет дополнительного часа из школьного компонента выполнение практической части тем «Информационные технологии» и «Коммуникационные технологии» выделено в отдельные уроки (что связано с отсутствием у большинства учащихся достаточного уровня навыков владения ПК, а также недостаточным уровнем быстродействия применяемой в процессе изучения информатики компьютерной техники). Добавлено три урока на изучение различных систем счисления, так как изучение данной темы в основном звене не даёт достаточных навыков, необходимых для понимания принципов двоичного кодирования различных видов информации.
Определение места и роли учебного курса.
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия, как информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра для решения значимых для школьников задач. Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Информация о количестве учебных часов.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение информатики и ИКТ в 10 классе (базовый уровень) отводится
35 часов из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов.
Формы организации образовательного процесса.
Для изучения курса используется классно-урочная система. Основной формой проведения занятий является урок. Уроки проводятся в следующих формах: урок-лекция, комбинированный урок с элементами практической и самостоятельной работы, уроки с элементами творческого задания, урок изучения нового материала на основе сообщений учащихся, уроки с использованием ИКТ, урок с элементами дискуссии.
Виды и формы контроля
Вид контроля |
Форма контроля |
текущий |
индивидуальный опрос фронтальный опрос практическая работа самостоятельная работа тестовые задания |
итоговый |
контрольная работа практическая работа тестовые задания |
самоконтроль |
|
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
• понятия: информация, информатика;
• виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
• единицы измерения количества информации, скорости передачи информации и соотношения между ними;
• сущность алфавитного подхода к измерению информации
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
• представление числовой, текстовой, графической, звуковой информации в компьютере;
• понятия: компьютерная сеть, глобальная сеть, электронная почта, чат, форум, www, Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, URL-адрес, HTTP-протокол, поисковая система, геоинформационная система;
• назначение коммуникационных и информационных служб Интернета; уметь:
• решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиций алфавитного подхода, рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;
• выполнять пересчет количества информации и скорости передачи информации в разные единицы;
• представлять числовую информацию в двоичной системе счисления, производить арифметические действия над числами в двоичной системе счисления;
• создавать информационные объекты, в том числе: компьютерные презентации на основе шаблонов, текстовые документы с форматированием данных, электронные таблица, графические объекты, простейшие Web-страницы;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, презентаций, текстовых документов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
• передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Информация об используемых учебниках.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010;
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение. Информация и информационные процессы (1 ч)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии (20 ч)
Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.
Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации.
Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №1 «Кодировки русских букв», №2 «Создание и форматирование документа», №3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика», №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа», №5 «Кодирование графической информации», №6 «Растровая графика», №7 «Трехмерная векторная графика», №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС», №9 «Создание Flash-анимации», №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука», №11 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера», №12 «Разработка презентации «История развития ВТ», №13 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора», №14 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах», №15 «Построение диаграмм различных типов».
Контрольная работа №1 по теме «Информационные технологии». Тесты.
Коммуникационные технологии (13 ч)
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Повторение по теме «Информационные технологии».
Перечень контрольных мероприятий:
Практические работы: №16 «Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети», № 17 «Создание подключения к Интернету», №18 «Подключения к Интернету и определение IP-адреса», №19 «Настройка браузера», №20 «Работа с электронной почтой», №21 «Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях», №22 «Работа с файловыми архивами», №23 «Геоинформационные системы в Интернете», №24 «Поиск в Интернете», №25 «Заказ в Интернет-магазине», №26 «Разработка сайта с использованием Web-редактора». Контрольная работа № 2 по теме «Коммуникационные технологии».
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
в том числе |
|
лабораторных работ |
практических работ |
экскурсий |
||
Введение. Информация и информационные процессы
Информационные технологии
Коммуникационные технологии
Резерв
|
1 ч.
20 ч.
13 ч.
1 ч. |
|
15
11 |
|
Литература и средства обучения.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010;
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 – 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы:
Аппаратные средства:
Компьютер, проектор, принтер, сканер, модем
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства:
Комплект цифровых образовательных ресурсов;
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей; Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.