Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с. Волочаевка
Согласовано. Зам. директора по УВР __________ /Кузнецова Е.А./
|
Утверждено. Директор школы: ____________ /Тумаева О.В./ Приказ № _____ «__»_______________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ
3 КЛАСС
Составитель:
Сульдина Н.А.,
учитель начальных классов
с. Волочаевка, 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования».
4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
5. Профессионального стандарта педагога, утвержденного Министерством образования РФ от 18.10.2013 г. № 544.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
8. Рекомендации Министерства образования и науки от 24.11.2011 г. «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
9. 9.Учебный план МБОУ ООШ с. Волочаевка.
10. Информатика и ИКТ. Рабочие программы 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Матвеева В.Н. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.
11. 11.(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года № 16 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил СП 3.1/2.4 3598 – 20 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству , содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции(COVID-19)»).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации ».
13. Рекомендации Федеральной службы Роспотребнадзора от 8 мая 2020 года № 02/9060 -2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19».
14. Письмо Минпросвещения России от 27.03.2020 г. № ГД-83/05 «О разъяснении некоторых вопросов по организации образовательного процесса в условиях усилении санитарно- эпидемиологических мероприятий».
15. Письмо Минпросвещения РФ 03 от 12.08.2020г. № ГД- 1192/03 и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12.08.20г. № 02/16587-2020-24 «Об организации работы общеобразовательных организаций».
16. Письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 17.08.2020г. №75-00-05/109-1767-2020 «О направлении дополнений по организации образовательной деятельности в образовательных организациях в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)».
17. Приказ Министерства образования Забайкальского края от 10 августа 2020 года № 118 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Цели изучения курса:
1. Получение первичных представлений об информационной деятельности человека.
2. Подготовка к продолжению образования, к ативному использованию учебных информационных ресурсов на других учебных предметах, при выполнении творческих и иных проектных работ.
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование первичных понятий об информационной деятельности человека;
- формирование первичных понятий об организации общественно значимых информационных ресурсов (библиотек, архивов и пр.);
- формирование первичных понятий о нравственных и этических нормах работы с информацией;
- формирование превичных представлений о компьютере, в том числе подготовка школьников к учебной деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий на других предметах.
Особенности класса – общеобразовательный.
Сроки реализации программы - 2020 – 2021 учебный год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала: нет.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Ключевая идея курса заключается в развитии таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности, спецификой курса информатики в начальной школе является формирование у школьников первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Курс вносит значимый вклад в формирование и развитие информационного компонента УУД, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования. Это и задает основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения планируемых результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
- наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией;
- соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
- устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
- понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.);
- выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
- решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
- самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения;
- овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?»;
- получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление;
- приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Таким образом, практическая сторона начального общего образования по информатике связана с формированием компетентностных способов деятельности, духовная – с нравственным развитием человека и воспитанием личности гражданина России.
Практическая полезность информатики обусловлена тем, что она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
Без базовой информационной подготовки невозможно стать образованным человеком. Современный ребенок погружен в новую предметную и новую информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.
В третьем классе школьники изучают представление и кодирование информации, ее хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предмет «Информатика» изучается с 2-го по 4-й класс. На каждую учебную неделю с 2-го по 4-й класс выделяется по одному уроку. Настоящая рабочая программа ориентирована на 3 класс, рассчитана на 26 учебных недель из расчета 1 час в неделю, всего 25 учебных часов.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплекс
1. Информатика и ИКТ: учебник для общеобразовательных учреждений 3 класс Н.В. Матвеева Москва: БИНОМ, Лаборатория знаний.
2. Информатика и ИКТ. Рабочая программа 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Матвеева В.Н. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний.
Дополнительные пособия для учителя
1. Матвеева Н.В. Информатика и ИКТ: контрольные работы для 3 класса – 5 издание – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.-63 с.
Интернет – ресурсы
1. http://shkola8elabuga.ucos.ru
2. http:// 1-4.prosv.ru
3. http://school-russia.prosv.ru
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение учащимися 3 класса определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично
-изменяющемся и равзивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
- поступки в информационной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
- умение использовать знаково-символические средства представления информации;
- активное использование речевых средств и средств ИКТ;
- умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- умение осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения и т.д.;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность конструктивно решать конфликты;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения при работе с компьютером.
Уметь:
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки с помощью текстового редактора;
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности и выражать эти отношения с помощью схем;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- определять цель своей деятельности, осуществлять ее организацию в соответствии с планом и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности;
- работать с разными источниками информации;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации;
- самостоятельно использовать всевозможные электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов.
Выпускник научится:
- называть органы чувств и различать виды информации;
- различать источники и приемники информации; называть древние и современные носители информации;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами с помощью программ;
-использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач разных учебных дисциплин;
- набирать небольшие текстовые сообщения на компьютере;
- приводить примеры внешней памяти.
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
- называть виды имен объектов;
- различать функции объектов: назначение, элементный состав, действия; давать характеристику объекту;
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера.
- называть части компьютера, программы и виды данных;
- различать системные, прикладные и инструментальные программы;
- находить файл в файловой системе;
- использовать информационные системы: библиотеку, медиатеку, Интернет; использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- правилам работы с компьютером и технике безопасности.
- представлять информацию на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- хранить информацию, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- определять объект; что каждый объект обладает именем, свойствами и функциями; что каждому объекту можно дать характеристику; что документы - это информационные объекты, содержащие данные об объектах.
Содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Раздел 2. Действия с информацией . 8 часов
Кодирование информации. Кодирование информации и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Раздел 3. Мир объектов. 9 часов
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Элементный состав объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Раздел 4. Компьютер, системы и сети. 7 часов
Компьютер – это система. Системные программы и операционная система. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
Итоговое повторение. 1 час
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Форма обучения |
Раздел 2: Действия с информацией - 8 часов |
|||
1 |
Кодирование информации. |
1 |
|
2 |
Кодирование и шифрование данных. |
1 |
|
3 |
Хранение информации. |
1 |
|
4 |
Обработка информации и данных. |
1 |
|
5 |
Повторение по теме: «Действия с информацией» |
1 |
|
6 |
Контрольная работа по теме «Действия с информацией» |
1 |
|
7 |
Анализ контрольной работы. Повторение |
1 |
|
8 |
Повторение по теме: «Действия с информацией» |
1 |
|
Раздел 3: Мир объектов - 9 часов |
|||
9 |
Объект, его имя и свойства. |
1 |
|
10 |
Объект, его имя и свойства. |
1 |
|
11 |
Функции объекта. |
1 |
|
12 |
Функции объекта. |
1 |
|
13 |
Отношения между объектами. |
1 |
|
14 |
Характеристика объекта. |
1 |
|
15 |
Документ и данные об объекте. |
1 |
|
16 |
Повторение по теме: «Мир Объектов» |
1 |
|
17 |
Контрольная работа по теме: «Мир объектов» |
1 |
|
Раздел 4: Компьютер, системы и сети - 8 часов |
|||
18 |
Компьютер - это система. |
1 |
|
19 |
Системные программы и операционная система |
1 |
|
20 |
Файловая система. |
1 |
|
21 |
Компьютерные сети. |
1 |
|
22 |
Информационные системы. |
1 |
|
23 |
Повторение по теме: «Компьютер, системы и сети» |
1 |
|
24 |
Контрольная работа по теме: «Компьютер, системы и сети» |
1 |
|
25 |
Итоговое повторение |
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.