Рабочая программа по информатике 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа по информатике 5 класс

Оценка 4.6
doc
24.11.2021
Рабочая программа по информатике 5 класс
П_З_5_информатика.doc

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по дисциплине «Информатика и ИКТ» и авторской программы Босовой Л. Л. для 5-6 классов. Для реализации программы используется учебник «Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010».

Примерная программа по информатике и ИКТ в 5 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса.

Место курса в базовом учебном плане. В 5 классе предусмотрено изучение предмета в количестве 34 часов.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Место курса в решении общих целей и задач обучения. Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.

В течение года обучающиеся изучат теоретический материал, связанный с изучением устройства компьютера, принципов ввода информации в память компьютера.  На практических занятиях, при выполнении практических работ обучающиеся отработают навыки работы на клавиатуре, с мышью; ввода текстовой информации и преобразование текста; работа с графическим редактором Paint, создание анимации.

В соответствии с этим реализуется модифицированная программа курса информатики и информационных технологий для 5 классов средней общеобразовательной школы Л.Л. Босовой, а именно последовательная модель. Она включает в себя следующий подход к изложению учебного материала:  компьютер для начинающих  – информация вокруг нас – информационные технологии.

Цели изучения информатики и ИКТ в 5 классе

·                освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах;

·                овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

·                развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

·                воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

·                выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

 

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по школьному курсу «Информатика и ИКТ»

 

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются письменная контрольная работа, самостоятельная работа на ПК, тестирование, устный опрос и зачеты (в старших классах).

3. При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на ПК считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на ПК, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6.Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

- оценка «5» выставляется, если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

- оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

- оценка «3» выставляется, если:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

- оценка «2» выставляется, если:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала,

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Для письменных работ учащихся:

- оценка «5» ставится, если:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

- оценка «3» ставится, если:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Самостоятельная работа на ПК оценивается следующим образом:

- оценка «5» ставится, если:

- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;

- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы;

- оценка «4» ставится, если:

- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;

- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

- оценка «3» ставится, если:

- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.

- оценка «2» ставится, если:

- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Содержание тем учебного предмета «Информатика и ИКТ» в 5 классе

1. Информация вокруг нас (8 ч)

Действия с информацией.

Хранение информации. Носители информации. Как хранили информацию раньше. Носители информации, созданные в XX веке. Сколько информации может хранить лазерный диск.

Передача информации. Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации.

В мире кодов. Язык жестов. Формы представления информации. Метод координат. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать:

·         действия с информацией, хранение информации;

·         носители информации;

·         понятия источник, канал, приемник;

·         основные понятия: кодирование информации, язык, бит, байт, способы кодирования информации;

·         основные понятия: метод координат как универсальный способ кодирования графической информации, система счисления, бит, байт, способы кодирования информации;

·         текст является  формой представления информации; табличная форма представления информации;

Уметь:

·         приводить примеры и информационных носителей, просматривать содержимое дискеты и жесткого диска;

·         различать и приводить примеры источника информации, приемника информации из окружающего мира;

·         применять свои знания, умения и навыки при логической игре.

 

2.Компьютер для начинающих (8 ч)

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. История латинской раскладки клавиатуры. Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Программы и файлы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Как работает мышь. Главное меню. Запуск программ. Управление компьютером с помощью меню.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать:

·         правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика;

·         правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютер;

·         основные устройства компьютера и понимать их назначение;

·         назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;

·         назначение клавиш на клавиатуре, представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;

·         правила работы с клавиатурным тренажёром;

·         основные объекты Рабочего стола и понимать их назначение;

·         различия доступных и недоступных, команд меню, выбранных и невыбранных команд меню;

·         элементы управления диалоговых окон, назначение командных кнопок диалогового окна;

Уметь:

·         правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности при работе на компьютере;

·         работать с клавиатурным тренажёром;

·         вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;

·          вводить прописные и строчные буквы, фиксировать и отменять режим ввода прописных букв, переключать режимы ввода русских и латинских букв;

·         создавать новый файл (новую папку), переименовывать файл (папку), копировать, удалять, упорядочивать файлы и папки;

·         выделять значок на рабочем столе, запускать программы с помощью главного меню;

·         запускать программы с помощью главного меню, открывать окно (Мой компьютер, Мои документы), перемещать окна, сворачивать окно в значок Панели задач, восстанавливать окно, разворачивать окно на весь рабочий стол, пользоваться горизонтальными и вертикальными полосами прокрутками, закрывать окно;

·         выбирать команду меню, заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры, выбирать элемент списка диалогового окна, открывать раскрывающийся список, различать переключатели и флажок, включать и выключать переключатель, устанавливать (снимать) флажок, различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;

·         создавать новый файл, переименовывать, перемещать, копировать, удалять файлы и папки.

 

 

3. Информационные технологии (10 ч)

Подготовка текстовых документов. Текстовый редактор и текстовый процессор. Основные объекты текстового документа. Этапы подготовки документа на компьютере. О шрифтах. Компьютерная графика. Графические редакторы. Устройства ввода графической информации. Как формируется изображение на экране  монитора.

Требования к знаниям и умениям:

   Знать:

·         понятие графический редактор, устройство ввода графической информации;

·         название инструментов в программе Paint и возможности программной обработки

·         текстовой и графической обработки в программе Paint;

·         способы преобразования информации по заданным правилам;

·         способы решения некоторых логических задач;

·         способы записи плана действий;

·         понятия: видеосюжет, последовательность создания движущихся изображений.

Уметь:

  • открывать программу Paint и использовать имеющиеся в ней инструменты;
  • открывать программу Калькулятор и использовать имеющиеся в ней инструменты;

            редактировать и форматировать графические объекты;

  • решать логические задачи;
  • создавать движущиеся изображения.

 

4. Информация вокруг нас. Продолжение (6 ч)

Обработка информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Кодирование как изменение формы представления информации.

Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Запись плана действий в табличной форме. Создание движущихся изображений.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать:

·         наглядная форма представления информации;

·         типы обработки информации;

·         понятия: текстовый редактор и текстовый процессор;

·         правила ввода текста;

·         понятие редактирования текста;

·         понятие систематизации информации;

·         понятие и способы форматирования.

Уметь:

·         кодировать и декодировать простейшее сообщение;

·         кодировать и декодировать простейшую графическую информации;.

·         применять свои знания, умения и навыки при логической игре.

 

6. Повторение изученного (2 ч)

Выполнение и представление индивидуальных творческих работ (текст, рисунок, комбинированный документ, анимация).

 

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса при изучении

информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

·                виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

·                единицы измерения количества;

·                основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

·                программный принцип работы компьютера;

·                назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

·                выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

·                оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

·                создавать информационные объекты, в том числе:

-    структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-    создавать рисунки;

-    создавать презентации на основе шаблонов;

·                пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·                создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

·                проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

·                создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

·                организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

·                передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Предмет «Информатика и ИКТ» преподается с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Основным средством реализации электронных уроков по информатик, размещенная на сайте http://elschool45.ru. В данной системе располагаются информационные, практические, контрольные и другие материалы, необходимые для осуществления обучения.

Учебная литература и Интернет-ресурсы

- учебник «Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

- рабочая тетрадь «Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;

- Приложение «Клавиатурный тренажёр».

- Справочники по информатике и ИКТ;

- Интернет-ресурсы (elschool45.ru)

 

Аппаратное обеспечение учебного предмета

-        Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

-        Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

-        Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

-        Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

-        Устройства ввода и вывода звуковой информации – микрофон; наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.

-        Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

-        Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера.

-         

Программное обеспечение учебного предмета

-        Операционная система.

-        Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

-        Антивирусная программа.

-        Клавиатурный тренажер.

-        Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

-        Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

-        Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

 

Учебно-тематический план

 

Предмет: Информатика и ИКТ

Классы: 5

Учитель: Ершов Андрей Андреевич

Количество часов: 34 (1 час в неделю)

Практических работ: 15 (10-15 мин). Проверочных работ: 3. Контрольных работ: 1

 

Тема

Кол-во часов

Кол-во проверочных и контрольных работ

1

Информация вокруг нас

8

1

2

Компьютер для начинающих

8

1

3

Информационные технологии

10

1

4

Информация вокруг нас

6

1

5

Повторение и обобщение курса «Информатика и ИКТ» 5 класса

2

 

 

Итого

34

4

 


Пояснительная записка Рабочая программа по и нформатике и

Пояснительная записка Рабочая программа по и нформатике и

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по школьному курсу «Информатика и

Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по школьному курсу «Информатика и

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя

ПК в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %); - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению…

ПК в рамках поставленной задачи; - правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %); - работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению…

Знать: · правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика; · правильно организовывать свое…

Знать: · правила техники безопасности, понятие информатика, информация, предысторию информатики, основные этапы вычислительной техники, роль информации в жизни общества, информационная этика; · правильно организовывать свое…

Уметь: открывать программу

Уметь: открывать программу

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем

Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2021