ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Информатика» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
· Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
· Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 22.05.2019) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993);
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
· Основной образовательной программы основного общего образования (утверждена приказом № 01-12/90 от 31.08.2015);
· Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО и ООО (утверждено приказом № 01-12/43 от 30.08.2016);
· Учебного плана МОУ СОШ № 77, календарного учебного графика (№ № 01-12/129 от 26.08.2020).
· Примерной авторской рабочей программы Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Состав УМК:
· «Информатика» учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова.-3-е изд.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019.
· «Информатика» рабочая тетрадь для 5 класса: в 2ч./ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова – 2-е изд., пересмотр. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2020.
· «Информатика» 5-6 классы: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – 2-е изд.,перераб. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017.
· Цифровые образовательные ресурсы сети Интернет: https://lbz.ru/
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
На изучение информатики в 5 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в течении учебного года) из части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с ФГОС ООО. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20 – 25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Виды и формы контроля:
Диагностический контроль |
Самостоятельные работы |
Сентябрь – май |
Текущий контроль |
Фронтальный и индивидуальный контроль |
|
|
Тесты |
Поурочно |
|
Работы с электронной тетрадью |
Поурочно |
Тематический контроль |
Контрольные работы |
В конце изучения темы |
Административный контроль |
Внутришкольный мониторинг |
В конце каждой четверти |
Итоговый контроль |
Промежуточная аттестация |
35 неделя учебного года |
Планируемые предметные результаты освоения программы по информатике в 5 классе:
Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
• понимание роли информационных процессов в современном мире;
• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• владение информационно-логическими умениями: устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы;
• поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
• структурирование и визуализация информации;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
• умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую;
• умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
• ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
В результате изучения информатики выпускник научиться (предметные результаты):
· понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация»;
· приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
· приводить примеры древних и современных информационных носителей;
· классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
· кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
· определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
· определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
· различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
· запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
· создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
· работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
· вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
· выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
· применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
· выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
· использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
· создавать и форматировать списки;
· создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
· создавать круговые и столбиковые диаграммы;
· применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
· использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
· осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
· ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
· соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ;
В результате изучения информатики выпускник получит возможность:
· сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
· сформировать представление о способах кодирования информации;
· преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
· научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
· овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
· научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
· сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
· расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
· создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
· осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
· оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
· видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
· научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
· научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
· научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
· научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
· расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Схема передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Преобразование информации по заданным правилам. «Черные ящики». Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы. Табличный способ решения логических задач.
Раздел 2. Информационные технологии
Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текст как форма представления информации. Текстовые документы. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Ввод текста. Редактирование текста (вставка, удаление и замена символов). Форматирование текста (шрифт, размер, начертание, цвет). Структура таблицы. Диаграммы. Графический редактор. Анимация. Создание движущихся изображений.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Авторская программа |
Всего часов |
Контрольные работы |
Практические работы |
1 |
Информация вокруг нас |
13 ч. |
13 ч. |
1 |
6 |
2 |
Информационные технологии |
21 ч. |
21 ч. |
4 |
12 |
ИТОГО: |
34 ч. |
34 ч. |
5 |
18 |
Поурочное планирование
№ |
Тема урока |
Дата |
1/1 |
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. |
|
2/2 |
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. |
|
3/3 |
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» |
|
4/4 |
Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» |
|
5/5 |
Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы» |
|
6/6 |
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. |
|
7/7 |
Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» |
|
8/8 |
Код, кодирование информации. Способы кодирования информации |
|
9/9 |
Метод координат. |
|
10/10 |
Текст как форма представления информации. Текстовый редактор. Слово, предложение, абзац. |
|
11/11 |
Компьютер – основной инструмент подготовки текстов. Правила ввода текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» |
|
12/12 |
Редактирование текста (вставка, удаление и замена символов). Практическая работа №6 «Редактируем текст» |
|
13/13 |
Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» |
|
14/14 |
Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Практическая работа №8 «Форматируем текст» |
|
15/15 |
Табличная форма представления информации. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 1 и 2) |
|
16/16 |
Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» (задания 3 и 4) |
|
17/17 |
Разнообразие наглядных форм представления информации. Изменение формы представления информации. |
|
18/18 |
Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы» |
|
19/19 |
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» |
|
20/20 |
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» |
|
21/21 |
Устройства ввода графической информации. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» |
|
22/22 |
Систематизация информации. |
|
23/23 |
Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» |
|
24/24 |
Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» |
|
25/25 |
Кодирование как изменение формы представления информации |
|
26/26 |
Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» |
|
27/27 |
«Черные ящики». Преобразование информации путём рассуждений. |
|
28/28 |
Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. |
|
29/29 |
Задачи на переправы. |
|
30/30 |
Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1). |
|
31/31 |
Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2). |
|
32/32 |
Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» |
|
33/33 |
Итоговое тестирование |
|
34/34 |
Творческая работа. Разработать кроссворд по основным понятиям курса. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.