МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 32
г.о. Мытищи Московская область141021, Московская область, г. Мытищи, улица Юбилейная, строение 6А, тел. (498)785-72-41
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №32
_____________И. В .Северилова
Приказ по МБОУ СОШ №32
от «_____» августа 2018 года.
Рабочая программа
по истории Древнего мира
5 класс
2018-2019 учебный год
Составитель:
Буланов К.В.,учитель истории
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира 5 клас разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №32, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, авторской программы А.А.Вигасина и др. Учебник: «История Древнего мира»,М.,Просвещение,2014года.
Обеспечивает формирование личностных,метапредметных и предметных результатов.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета « История»
Обучающиеся научатся:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
-читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
-осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
-последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-различать причину и следствие исторических событий, явлений;
-выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Основное содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (68ЧАСОВ)
Введение(1ч) .Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
РАЗДЕЛ I.От первобытности к цивилизации(6ч) .Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».Повторение .Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
РАЗДЕЛ П. Древний Восток.(17ч)
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы.Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.Города шумеров — Ур и Урук.Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые».. Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
РАЗДЕЛ III. Античность(19ч)
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. РольФемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
РАЗДЕЛ IV. Древний Рим(19 часов)
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», .Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.Итоговое повторение.Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Тематическое планирование учебного предмета
Название разделов Количество часов |
Основное содержание по темам |
Основные виды деятельности (на уровне учебных действий) |
|||||
Раздел1 От первобытности к цивилизации-7ч |
Введение.Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.Родовые общины земледельцев и скотоводов. |
Объяснять понятие орудия труда, приводить примеры. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. Называть основные отличия древнейших людей от животных. Называть основные отличия «человека разумного» от древнейших людей. Объяснять значение открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. |
|||||
Раздел2 Древний Восток 17ч |
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы.Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».Искусство древних египтян. |
Объяснять значение термина государство. Показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Рассказывать об условиях жизни и о занятиях населения, крупнейших городах.Объяснять значение терминов культура, миф. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представление людей того времени и мире. |
|||||
Раздел 3 Античность-19ч |
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. |
Показывать на карте территорию Эллады. Сравнивать природные особенности Эллады и древневосточных государств. Рассказывать об условиях жизни и занятиях Древней Греции .Характеризовать верования древних греков. Рассказывать о пантеоне греческих богов. Объяснять значение религии в жизни Древней Греции. Объяснять значение термина миф. Рассказывать о мифологических героях Эллады. Объяснять, почему миф является одним из исторических источников. Раскрывать значение древнегреческой мифологии в мировой культуре. |
|
|
|
|
|
Раздел 4 Древний Рим- 19ч
Итоговое повторение-6ч |
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Повторение основных тем курса |
Показывать на карте Апеннинский полуостров, называть племена, населявшие его. Показывать на карте местоположение древнейших государств. Рассказывать о жизни этрусков. Описывать произведения искусства этрусков.Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Характеризовать управление Римом в царскую эпоху. Раскрывать значение понятий патриций, плебей.
тестирование |
|
|
|
|
|
Практическое содержание учебного предмета
№ |
Темы и Разделы авторской программы |
Количество часов по программе |
Практическая часть тест |
|||||||
1 |
Введение
|
1 |
|
|||||||
2 |
Раздел I. От первобытности к цивилизации Тема 1. Предыстория человечества. Первобытный период.Повторение. |
6 |
|
|||||||
3 |
Раздел II. Древний Восток Тема 2. Древнейшие цивилизации Месопотамии Тема 3. Древний Египет Тема 4. Восточное Средиземноморье в древности Тема 5. Великие военные империи Ближнего Востока Тема 6. Древняя Индия Тема 7. Древний Китай
|
17
3
4
3
3
2
2
|
|
|||||||
4 |
Раздел III. Античность Тема8. Древняя Греция
Тема 9. Полисы Греции и древнегреческая демократия Тема 10. Победа греческой демократии над восточной деспотией Тема 11. Расцвет Греции Тема 12. Упадок Греции. Рождение нового мира
Раздел 4. Древний Рим Тема 13. Ранний Рим Тема 14. Поздняя республика Тема 15. Гражданские войны в Риме. Гибель республики Тема 16. Возникновение и расцвет Римской империи Тема 17. Поздняя империя Повторение |
19
5
4
2
5
3
19
5 2
4
5
2
1 |
1
|
|||||||
5 |
Итоговое повторение |
6 |
1 |
|||||||
Итого: |
68 |
2 |
|
|
|
|
|
|||
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Тип урока |
Основное содержание |
Дата проведения план |
Дата проведения факт |
|||||
Введение (1 час) |
|
|
|
|
|
|||||
1 |
Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого.Счет лет в истории. |
Вводный |
1 |
|
|
|||||
Раздел I. От первобытности к цивилизации (6 часов) Тема 1. Предыстория человечества. Первобытный период |
|
|
|
|
|
|||||
2 |
Древнейшие люди. |
Изучение нового материала |
1 |
|
|
|||||
3 |
Появление «человека разумного». |
Комбинированный |
1 |
|
|
|||||
4 |
Зарождение религии и искусства. |
Изучение нового материала |
1 |
|
|
|||||
5 |
Древние земледельцы и скотоводы. |
Комбинированный |
1 |
|
|
|||||
6 |
От неолита к медному веку. |
Комбинированный |
1 |
|
|
|||||
7 |
Первые очаги цивилизаций |
Комбинированный |
1 |
|
|
|||||
Раздел II. Древний Восток (17 часов) Тема 2. Древнейшие цивилизации Месопотамии (3 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
8 |
Шумер: рождение цивилизации. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
9 |
Культура Шумера. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
10 |
Древний Вавилон. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 3. Древний Египет (4 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
11 |
Страна на берегах Нила и ее жители. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
12 |
Мир пирамид. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
13 |
Могущество Древнего Египта. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
14 |
Верования древних египтян. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 4. Восточное Средиземноморье в древности (3 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
15 |
Финикия-страна мореплавателей. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
16 |
Древняя Палестина. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
17 |
Библейские пророки. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 5. Великие военные империи Ближнего Востока (3часа) |
|
|
|
|
|
|||||
18 |
Ассирийская империя. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
19 |
Нововавилонское царство. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
20 |
Древняя Персия – «страна стран». |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 6. Древняя Индия (2 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
21 |
Ранние цивилизации Древней Индии. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
22 |
Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 7. Древний Китай (2 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
23 |
Первые китайские государства. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
24 |
Древняя мудрость и изобретения китайцев. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Раздел III. Античность (19 часов) Тема8 Древняя Греция (5 час)
|
|
|
|
|
|
|||||
25 |
Территория, природа и население Греции. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
26 |
Боги и герои древних греков. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
27 |
Первые государства на Китае. Минойская цивилизация. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
28 |
Ахейская Греция. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
29 |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
Тема 9. Полисы Греции и древнегреческая демократия (4 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
30 |
Возникновение полиса. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
31 |
Великая греческая колонизация. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
32 |
Зарождение демократии в Афинах. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
33 |
Древняя Спарта. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 10. Победа греческой демократии над восточной деспотией (2 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
34 |
Начало Греко-персидских войн. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
35 |
Окончание Греко-персидских войн. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 11. Расцвет Греции (5 часов) |
|
|
|
|
|
|||||
36 |
Афины при Перикле. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
37 |
Греческая архитектура эпохи классики. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
38 |
Философия, наука, образование. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
39 |
Олимпийские игры. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
40 |
Жизнь в греческом городе. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
Тема 12. Упадок Греции. Рождение нового мира (3 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
41 |
Греция подчиняется Македонии. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
42 |
Александр Македонский и завоевания. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
43 |
Мир после завоеваний Александра Македонского. тест |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Часть 2. Древний Рим (19 часов) Тема 13. Ранний Рим (5 часов) |
|
|
|
|
|
|||||
44 |
Предшественники римлян. |
Изучение нового материала. |
1 |
|
|
|||||
45 |
Рим эпохи царей. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
46 |
Ранняя Римская республика. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
47 |
Римская семья: нравы и религия. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
48 |
Рим завоевывает Италию. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 14. Поздняя республика (2 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
49 |
Пунические войны. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
50 |
Рим превращается в мировую державу. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
Тема 15. Гражданские войны в Риме. Гибель республики (4 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
51 |
Земельные реформы братьев Гракхов. |
Комбинированный. |
1 |
|
|
|||||
52 |
Рабство в Древнем Риме. |
Комбинированный |
1 |
|
|
|||||
53 |
Гибель Римской республики |
|
1 |
|
|
|||||
54 |
Диктатура Юлия Цезаря |
|
1 |
|
|
|||||
Тема 16. Возникновение и расцвет Римской империи (5 часов) |
|
|
|
|
|
|||||
55 |
Рим становится империей. |
|
1 |
|
|
|||||
56 |
Преемники императора Августа. |
|
1 |
|
|
|||||
57 |
Возникновение христианства. |
|
1 |
|
|
|||||
58 |
«Золотой век» Римской империи. |
|
1 |
|
|
|||||
59 |
Римляне в повседневной жизни. |
|
1 |
|
|
|||||
Тема 17. Поздняя империя (3 часа) |
|
|
|
|
|
|||||
60 |
Римская империя в 3- начале 4 века. |
|
1 |
|
|
|||||
61 |
Падение Западной Римской империи |
|
1 |
|
|
|||||
62 |
Древний Рим. |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
|
|||||
Итоговое повторение (6 часов) |
|
|
|
|
|
|||||
63 |
Итоговое повторение курса «история Древнего мира» |
Повторительно-обобщающий урок |
1 |
|
|
|||||
64 |
Итоговая работа по курсу «история Древнего мира» тест |
урок-повторение |
1 |
|
|
|||||
65- 68 |
Итоговое повторение курса «история Древнего мира» |
Урок повторение |
4 |
|
|
|||||
Всего:68часов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.А.А.Вигасин,Г.И.Годер,И.С.Свенцицкая. История Древний мира., 5 класс: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе . – М.: Просвещение, 2014 г.
2.Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Рабочая тетрадь1,2 части , М.: Просвещение, 2014 г.
3.Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Поурочное тематическое планирование – М.: Просвещение, 2014 г.
4.Арсланова О.В. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2015 г.
5.Драхлер А.Б. Кроссворды по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2015 г.
6.Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные методические материалы. – М: Планета, 2015 .
7.Папченкова И.В. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. – М: Планета, 2015 г.
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
1.Компьютер, ноутбук обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.
2.Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.
РАССМОТРЕНО
Методическое объединение
протокол от «______» августа 2018 года №1
Руководитель МО ____________ /__________________/
(подпись) (расшифровка)
Лист корректировки программы
I четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
5 «А» |
|
||||
План |
Факт |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
5 «А» |
|
||||
План |
Факт |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
5 «А» |
|
||||
План |
Факт |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 четверть
Название раздела, темы |
Сроки проведения по плану |
Дата проведения по факту |
Причина корректировки |
Корректирующие мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
5 «А» |
|
||||
План |
Факт |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист прохождения программы
за 2018/2019 учебный год
Всего часов по плану |
Всего часов по факту |
Из них практическая часть |
7«А» |
|
||||
План |
Факт |
факт |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Программа по учебному предмету « » за курс ____________ класса пройдена в полном объеме.
_______________________ /___________________________________/
(подпись) (расшифровка)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.