Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История» составлена на основании следующих документов:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.;
· Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 29.12. 2016 № 1977) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
· Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2016 N 42729).
· Учебный план МБОУ «СОШ № 61» г. Махачкала на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Всеобщая история. История Древнего мира» в 5 классе, составлена в соответствии с положениями Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. — 3-е изд., — М.: Просвещение, 2015. — 303 с.: ил., карт.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества в период Древнего мира.
Курс ставит своей целью формирование у учащихся целостного представления об историческом пути Древних Египта, стран Западной Азии, Индии и Китая, Греции, Рима. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории мира, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по всеобщей истории.
Цели изучения курса «Всеобщая история. История Древнего мира»
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, важность вклада каждого народа, его культуры в мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития человеческого общества.
Задачи изучения истории в основной школе:
— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Описание места учебного предмета
На изучение истории в 5 классе отводится 68 часов – 2 раза в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:
— целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
— яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
— способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
— представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
— умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
— уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
— уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
— уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
— умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
— умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
— умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
— готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Метапредметные результаты:
— способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;
— готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;
— умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);
— способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Личностные результаты:
— представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
— приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
— освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
— опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
Содержание учебного предмета
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. История Древнего мира (68 часов)
ВВЕДЕНИЕ. НАУКА «ИСТОРИЯ»
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
ТЕМА 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ. СЧЕТ ЛЕТ В ИСТОРИИ
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Овладение огнем. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община». Возникновение искусства и религии. Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Появление неравенства. Понятия «знать», «раб», «царь». Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
ТЕМА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Раскопки гробниц. Скульптурный портрет. Особенности древнеегипетского письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов. Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток». Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов.
ТЕМА 3. ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия. Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. Понятия «закон», «ростовщик». Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше. Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска. Город Персеполь.
ТЕМА 4. ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
ТЕМА 5. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
ТЕМА 6. ДРЕВНИЙ РИМ
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. История Древнего мира (68 часов) |
|||
№ урока |
Название темы |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
1 |
Введение. Наука «История» |
1 |
Стр. 8 |
Тема 1. Первобытность. Счет лет в истории (6 часов) |
|||
2 |
Древнейшие люди |
1 |
§ 1 |
3 |
Родовые общины охотников и собирателей |
1 |
§ 2 |
4 |
Возникновение искусства и религиозных верований |
1 |
§ 3 |
5 |
Возникновение земледелия и скотоводства |
1 |
§ 4 |
6 |
Появление неравенства и знати. Счет лет в истории |
1 |
§ 5, стр. 29-32 |
7 |
Контрольная работа по теме «Первобытность. Счет лет в истории» |
1 |
Повторить §§ 1-5 |
Тема 2. Древний Египет (8 часов) |
|||
8 |
Государство на берегах Нила |
1 |
§ 6 |
9 |
Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте |
1 |
§ 7 |
10 |
Жизнь египетского вельможи |
1 |
§ 8 |
11 |
Военные походы фараонов |
1 |
§ 9 |
12 |
Религия древних египтян |
1 |
§ 10 |
13 |
Искусство Древнего Египта |
1 |
§ 11 |
14 |
Письменность и знания древних египтян |
1 |
§ 12 |
15 |
Контрольная работа по теме «Древний Египет» |
1 |
Повторить §§ 6-12 |
Тема 3. Западная Азия в древности (8 часов) |
|||
16 |
Древнее Двуречье |
1 |
§ 13 |
17 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
1 |
§ 14 |
18 |
Финикийские мореплаватели |
1 |
§ 15 |
19 |
Библейские сказания |
1 |
§ 16 |
20 |
Древнееврейское царство |
1 |
§ 17 |
21 |
Ассирийская держава |
1 |
§ 18 |
22 |
Персидская держава «царя царей» |
1 |
§ 19 |
23 |
Контрольная работа по теме «Западная Азия в древности» |
1 |
Повторить §§ 13-19 |
Тема 4. Индия и Китай в древности (5 часов) |
|||
24 |
Природа и люди Древней Индии |
1 |
§ 20 |
25 |
Индийские касты |
1 |
§ 21 |
26 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций |
1 |
§ 22 |
27 |
Первый властелин единого Китая |
1 |
§ 23 |
28 |
Контрольная работа по теме «Индия и Китай в древности» |
1 |
Повторить §§ 20-23 |
Тема 5. Древняя Греция (22 часа) |
|||
29 |
Греки и критяне |
1 |
§ 24 |
30 |
Микены и Троя |
1 |
§ 25 |
31 |
Поэма Гомера «Илиада» |
1 |
§ 26 |
32 |
Поэма Гомера «Одиссея» |
1 |
§ 27 |
33 |
Религия древних греков |
1 |
§ 28 |
34 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
1 |
§ 29 |
35 |
Зарождение демократии в Афинах |
1 |
§ 30 |
36 |
Древняя Спарта |
1 |
§ 31 |
37 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей |
1 |
§ 32 |
38 |
Олимпийские игры в древности |
1 |
§ 33 |
39 |
Победа греков над персами в Марафонской битве |
1 |
§ 34 |
40 |
Нашествие персидских войск |
1 |
§ 35 |
41 |
В гаванях афинского порта Пирей |
1 |
§ 36 |
42 |
В городе богини Афины |
1 |
§ 37 |
43 |
В афинских школах и гимнасиях |
1 |
§ 38 |
44 |
В афинском театре |
1 |
§ 39 |
45 |
Афинская демократия при Перикле |
1 |
§ 40 |
46 |
Города Эллады подчиняются Македонии |
1 |
§ 41 |
47-48 |
Поход Александра Македонского на Восток |
2 |
§ 42 |
49 |
В Александрии Египетской |
1 |
§ 43 |
50 |
Контрольная работа по теме «Древняя Греция» |
1 |
Повторить §§ 24-43 |
Тема 6. Древний Рим (18 часов) |
|||
51 |
Древнейший Рим |
1 |
§ 44 |
52 |
Завоевание Римом Италии |
1 |
§ 45 |
53 |
Устройство Римской республики |
1 |
§ 46 |
54 |
Вторая война Рима с Карфагеном |
1 |
§ 47 |
55 |
Установление господства Рима во всём Средиземноморье |
1 |
§ 48 |
56 |
Рабство в Древнем Риме |
1 |
§ 49 |
57 |
Земельный закон братьев Гракхов |
1 |
§ 50 |
58 |
Восстание Спартака |
1 |
§ 51 |
59 |
Единовластие Цезаря |
1 |
§ 52 |
60 |
Установление империи |
1 |
§ 53 |
61 |
Соседи Римской империи |
1 |
§ 54 |
62 |
В Риме при императоре Нероне |
1 |
§ 55 |
63 |
Первые христиане и их учение |
1 |
§ 56 |
64 |
Расцвет империи во II (2-м) веке н. э. |
1 |
§ 57 |
65 |
Вечный город и его жители |
1 |
§ 58 |
66 |
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами |
1 |
§§ 59, 60 |
67 |
Контрольная работа по теме «Древний Рим» |
1 |
Повторить §§ 44-60 |
68 |
Итоговое повторение по курсу «Древний мир» |
1 |
Повторение пройденного |
Материально-техническое обеспечение для реализации программы по предмету
I. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по истории.
2. Аудио-визуальные записи:
1. Древний Египет (2 экз.)
2. Древняя Греция (2 экз.)
3. Древний Рим (2 экз.)
3. Интерактивные карты: Наглядная история. Всеобщая история. 5-9 классы (2 экз.)
4. Дидактические раздаточные материалы: Всемирная история (46 экз.)
5. Справочники
1. Справочник. История в схемах и таблицах. 5-11 классы. Р. Н. Лебедева, 2017 (3 экз.)
2. Справочник. История. Даты. 5-11 классы. Р. Н. Лебедева, 2017 (2 экз.)
6. Атласы с контурными картами и контрольными заданиями: История Древнего мира. 5 класс (2 экз.)
7. Всероссийские проверочные работы. Типовые задания: История. Всероссийская проверочная работа. Типовые задания.
5 класс. Т. С. Синева, Д. С. Букринский, О. А. Кирьянова-Греф, 2017 (2 экз.)
8. Промежуточные тестирования: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Промежуточное тестирование. М. Н. Чернова, 2015 (2 экз.)
II. НАСТЕННЫЕ КАРТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История Древнего мира (5 Класс):
1. Эволюция и расселение древнего человека (2 экз.)
2. Древний Египет и Междуречье в IV-II тысячелетии до н. э. (2 экз.)
3. Восточное Средиземноморье и Междуречье в XIV-VI вв. до н. э. (2 экз.)
4. Финикийская и Греческая колонизация в VIII-V вв. до н. э. (2 экз.)
5. Персидская держава в VI-V вв. до н. э. (2 экз.)
6. Индия и Китай в древности (2 экз.)
7. Крито-Микенская Греция в XIII-X вв. до н. э. (2 экз.)
8. Греко-персидские войны (500 г. до н. э. - 479 г. до н. э.) (2 экз.)
9. Древняя Греция в V-IV вв. до н. э. (2 экз.)
10. Создание и распад державы Александра Македонского (2 экз.)
11. Рост территории Римского государства в VI-III вв. до н. э. (2 экз.)
12. Рост Римского государства в III веке до н. э.-II в. н. э. (2 экз.)
13. Пунические войны. III-II вв. до н. э. (2 экз.)
14. Римская республика в I веке до н. э. (2 экз.)
15. Великое переселение народов. Гибель Западной Римской империи. (2 экз.)
III. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ:
1. Учебные альбомы (стационарное наглядное пособие):
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
История Древнего мира. 5 класс.
1. Общество Древнего Египта.
2. Афинская демократия. V-IV века до н. э. (2 экз.)
3. Римская республика. III-II века до н. э. (2 экз.)
4. Рабство в Древней Греции и Древнем Риме (2 экз.)
5. Греко-персидские войны 500-449 гг. до н. э. (2 экз.)
Всемирная история (обобщающая таблица)
1. Зарождение цивилизаций (2 экз.)
2. Первобытность (2 экз.)
3. Древность и Средневековье (2 экз.)
2. Портреты для кабинета истории (2 экз.)
IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Интерактивная доска «SMART» в комплекте с проектором «SMART V30» и универсальным креплением
2. Персональный компьютер «ACER»
3. Колонки компьютерные «SVEN»
4. Документ-камера «DOKO»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.