муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону
«Школа № 111 имени дважды Героя Советского Союза Лелюшенко Д.Д.»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей общественно-научных предметов и ОБЖ ______________Афонина Е.И./ Протокол №1 от 30.08.2022
|
СОГЛАСОВАНО на методическом совете Председатель методсовета
______________/Е.В.Булаева/ Протокол №1 от 29.08.2022
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа№111»
___________/О.П.Бондарева/ Приказ №08.31.2-од от 31.08.2022
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ
ДЛЯ 5 КЛАССА
на 2022-2023 учебный год
Учитель: Афонина Е.И.
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира.
Учебник 5 класс. М., Просвещение. 2018
Программы:- Примерные программы по учебным предметам. История
5-9 классы. - М.: Просвещение, 2015;
-Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная
линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы –
Н.Шевченко, А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014
Рекомендовано к утверждению:
протокол педсовета№1 от 30.08.2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
Рабочая программа по истории для 5 класса разработана в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы основного общего образования по истории, примерного базисного учебного плана, авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение, 2014)
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачи изучения истории на всех уровнях общего образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами (в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании»).
В основной школе ключевыми задачами являются:
· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоовладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
· развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе (Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 8. — С. 7—8).
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
1. Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2015
2. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – Н. Шевченко, А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014;
3. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. История древнего мира. Учебник 5 класс. М., Просвещение. 2018
5. Поурочные разработки по всеобщей истории: История Древнего мира. 5 класс.ФГОС Автор: Сорокина Е.Н. Издательство: Вако 2015
7. Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ Сост. К.В.Волкова.- 2-е изд., перераб. -М.: ВАКО, 2014.
В методической системе обучения предусмотрено использование:
- цифровых образовательных ресурсов по истории из Единой коллекции ЦОР и из коллекции на сайте ФЦИОР
http://fcior.edu.ru
http://school-collection.edu.ru
http://interneturok.ru/ru/school
http://fcior.edu.ru/
http://school-collection.edu.ru
http://www.lesson-history.narod.ru
http://www.pish.ru
http://www.prosv.ru
- дистанционные формы обучения с использованием разных платформ - Учи.ру, ЯКласс, Российская электронная школа, Фоксфорд, VIDEOUROKI.NET, InternetUrok.ru, edu.skysmart.ru, Zoom, Microsoft Teams и другие….
В соответствии с учебным планом общее количество времени на учебный год обучения составляет 66 часов. Недельная нагрузка составляет 2 часа, при 33 учебных неделях.
1.2. Нормативная основа программы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644);
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2019 No 345;
4. Приказа Минпровсещения России от 15 мая 2020 г № 254 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. №345»
5. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
6. Концепция преподавания учебного предмета
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 г. № 08-1786
8. Областной закон от 14.11.2013 №26-зс «Об образовании в Ростовской области (с изменениями на 6 марта 2020 года)»
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
12. Учебный план МБОУ «Школа №111» на 2022-2023 учебный год (Приказ №08.31.2 - од от 31.08.2022 )
13. Основные образовательные программы МБОУ «Школа №111» на 2022-2023 учебный год (Приказ №08.31.4- од от 31.08.2022)
14. Календарный учебный график МБОУ «Школа № 111» (приказ от 12.07.2022 №07.12.1-од)
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по истории определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1.4. Обоснование выбора программы.
История относится к ряду учебных предметов, которые в Федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения на этапе основного общего образования. Согласно учебному плану школы, рекомендациям Министерства образования Российской Федерации и наличию учебников в библиотеке, выбрана данная учебная программа и учебно-методический комплект по всеобщей истории А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы.
1.5. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
1.6. Формы организации образовательного процесса.
Форма организации образовательного процесса предполагает разные виды учебных занятий. Но основной формой организации образовательного процесса является урок. Разнообразные формы обучения позволят раскрыть разделы, темы курса, применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Они позволят сформировать у обучающихся системные знания и личностные качества, мировоззрение. Система форм обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия, в ходе которых организована коллективная и индивидуальная деятельность учащихся, выполняющая интегрирующе-дифференцирующую функцию.
1.7. Технологии обучения.
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий (совокупность приемов и средств обучения) и определенный порядок их применения:
-технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
-технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса;
-технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Система уроков условна, но все же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок повторительно - обобщающий. Предлагаются разные виды самостоятельных работ, тестирования, контроль знаний по пройденному материалу и т.д.
-личностно-ориентированные технологии обучения;
-технология индивидуализации обучения;
-информационно-коммуникационные технологии.
1.8. Дистанционное обучение
В случае перехода на дистанционное обучение, возможно внесение корректировок в отдельны темы или разделы рабочей программы.
Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий обеспечивается защита сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Формы учебной деятельности с применением ЭОТ, используемые в образовательном процессе, отражаются педагогами в рабочих программах:
- лекция,
- консультация,
- семинар,
- практическое занятие,
- лабораторная работа.
Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие организационные формы (элементы) электронного и дистанционного обучения:
- работа с электронными ресурсами;
- просмотр видеолекций;
- прослушивание аудиокурсов;
- компьютерное тестирование;
- изучение учебных и методических материалов.
В период длительного отсутствия обучающегося в школе по уважительной причине имеется возможность консультирования через электронный дневник, электронную почту.
2. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
В ходе преподавания истории в 5 классе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание не только на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций:
· ценностно-смысловой компетенции,
· общекультурная компетенция,
· учебно-познавательной компетенции,
· информационной компетенции,
· коммуникативной компетенции,
· социально-трудовой компетенции,
· компетенции личностного самосовершенствования.
Данные компетенции формируются через УУД.
2.1. Планируемые результаты
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) — извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
3. Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
4. Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
5. Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
8. Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
3. СОДЕРЖАНИЕ курса
Содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования, нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
Содержание курса выстраивается по трём основным линиям: историческое время, историческое пространство, историческое движение. Эти три линии соединяет сквозная линия — человек, личность в истории.
Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:
— принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
— принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
— принципе социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;
— принципе альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Принцип альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.
№/п |
Содержание учебного предмета |
Формы организации учебных занятий |
Основные виды учебной деятельности |
1.
2.
3
4
5
6 |
Введение Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. ПЕРВОБЫТНОСТЬ Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации. ДРЕВНИЙ МИР Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Древний Восток Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира. Древний Египет Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). Древние цивилизации Месопотамии Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания. Персидская держава Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. Древняя Индия Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). Древний Китай Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Греческие полисы Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. Культура Древней Греции Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии. Македонские завоевания. Эллинизм Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская. Древний Рим Возникновение Римского государства Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии. Римские завоевания в Средиземноморье Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская республика. Гражданские войны Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана. Расцвет и падение Римской империи Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Обобщение Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. |
1индивидуальная 2.фронтальная 3.коллективная 4.групповая: - кооперативно- групповая -дифференци- рованно-группо вая - парная
|
1. Применение интерактивных технологий - синквейн -RAFT-технология - шесть шляп -ассоциативная таблица - аквариум и др.
2. Применение ИКТ –технологий
3. Виды самостоятельной работы 1. с учебником: а) задания, связанные с поиском информации; например: – найти в тексте ответ на поставленный вопрос; – найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия; – прочитать отрывок, выделить главную мысль, главные факты; - найти и выписать требуемые факты, примеры; - по ходу чтения выполнить тестовые задания; б) задания, связанные с развитием устной речи: - прочитать и рассказать друг другу о прочитанном; - «сжать» и «развернуть» информацию; - почитав, рассказать о своих впечатлениях; - составить предложения с новыми терминами; в) задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, выявлять закономерности; например: - подобрать в тексте факты, доказывающие тезис; - придумать к данному тексту вопросы; - составить план рассказа - составить схему и др. 2. со статистическими данными: - словесно проиллюстрировать содержащуюся в таблице, графике, диаграмме информацию, проанализировать ее, сделать выводы; - найти статистические данные в тексте, построить графики; - сравнить данные двух статистических источников, отметить моменты сходства, совпадения, сделать выводы. 3. с дополнительной литературой: - подобрать литературу по изучаемой теме, оформить её список; - подготовить сообщение, реферат; - выполнить творческую работу. 4. Другие виды работы: проанализировать ответ товарища; - письменно оформить выводы по теме; - составить тест, при помощи которого можно проверить знания одноклассников по пройденной теме; - составить схему пройденного материала, отразить в ней основные понятия по теме, и связи между ними;
4. Проектная, исследовательская и поисковая деятельность - защита творческих проектов - практические занятия -совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне
5. Решение познавательных и практических задач |
3.1. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов программы |
Модуль воспитательной программы |
|
1 |
Введение. |
День Знаний. Международный день школьных библиотек. Предметные олимпиады Библиографический урок. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. |
|
2 |
Раздел I. Первобытность. |
«День толерантности». Всемирный день приветствий. Дня народного единства. Предметные олимпиады. День народного единства |
|
3 |
Раздел II. Древний мир. |
Предметные олимпиады. Урок Мужества. Интеллектуальные игры, Эрудит – викторины , Урок – путешествие |
|
4 |
Раздел III. Древняя Греция. |
Урок памяти. «День освобождения Ленинграда от фашистской блокады». День ручного письма. Урок открытых мыслей. |
|
5 |
Раздел IV. Древний Рим. |
Урок творчества «За страницами учебников» Урок дидактических игр. |
|
6 |
Обобщение. |
День науки. Урок проектной деятельности. Урок – диспут - урок –репортаж - мозговой штурм |
4. Календарно-тематическое планирование
5Б
№ урока |
Дата |
Разделы, темы |
Кол-во час |
Интернет ресурсы (ДО) |
|
|
Введение. 1час |
Российская электронная школа, VIDEOUROKI.NET, InternetUrok.ru, Фоксфорд |
|
1 |
02.09 |
Введение. |
1 |
|
|
|
Раздел I. Первобытность 7 часов |
|
Российская электронная школа, VIDEOUROKI.NET, InternetUrok.ru, Фоксфорд |
|
|
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3ч. |
|
|
2 |
06.09 |
Древнейшие люди |
1 |
|
3 |
09.09 |
Родовые общины охотников и собирателей. |
1 |
|
4 |
13.09 |
Возникновение искусства и религиозных верований. |
1 |
|
|
|
Тема 1. Первобытные земледельцы и скотоводы 3ч. |
|
|
5 |
16.09 |
Возникновение земледелия и скотоводства. |
1 |
|
6 |
20.09 |
Появление неравенства и знати. |
1 |
|
7 |
23.09 |
Повторительно – обобщающий урок «Значение эпохи первобытности для человечества» |
1 |
|
|
|
Тема 3. Счет лет в истории 1ч. |
|
|
8 |
27.09 |
Измерение времени по годам. |
1 |
|
|
|
Раздел II. Древний мир. 20 часов |
|
Российская электронная школа, VIDEOUROKI.NET, InternetUrok.ru, Фоксфорд |
|
|
Тема 4. Древний Египет 8ч. |
|
|
9 |
30.09 |
Государство на берегах Нила. |
1 |
|
10 |
04.10 |
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. |
1 |
|
11 |
07.10 |
Жизнь египетского вельможи. |
1 |
|
12 |
11.10 |
Военные походы фараонов. |
1 |
|
13 |
14.10 |
Религия древних египтян. |
1 |
|
14 |
18.10 |
Искусство Древнего Египта. |
1 |
|
15 |
21.10 |
Письменность и знания древних египтян. |
1 |
|
16 |
25.10 |
Повторительно – обобщающий урок «Достижения древних египтян». |
1 |
|
|
|
Тема 5. Западная Азия в древности 7ч. |
|
|
17 |
28.10 |
Древнее Двуречье. |
1 |
|
18 |
08.11 |
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. |
1 |
|
19 |
11.11 |
Финикийские мореплаватели. |
1 |
|
20 |
15.11 |
Библейские сказания. |
1 |
|
21 |
18.11 |
Древнееврейское царство. |
1 |
|
22 |
22.11 |
Ассирийская держава. |
1 |
|
23 |
25.11 |
Персидская держава «царя царей». |
1 |
|
|
|
Тема 6. Индия и Китай в древности 5ч. |
|
|
24 |
29.11 |
Природа и люди Древней Индии. |
1 |
|
25 |
02.12 |
Индийские касты. |
1 |
|
26 |
06.12 |
Чему учил китайский мудрец Конфуций. |
1 |
|
27 |
09.12 |
Первый властелин единого Китая. |
1 |
|
28 |
13.12 |
Повторительно – обобщающий урок « Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру». |
1 |
|
|
|
Раздел III Древняя Греция 21 час |
|
Российская электронная школа, VIDEOUROKI.NET, InternetUrok.ru, Фоксфорд |
|
|
Тема 7. Древнейшая Греция 5ч. |
|
|
29 |
16.12 |
Греки и критяне. |
1 |
|
30 |
20.12 |
Микены и Троя. |
1 |
|
31 |
23.12 |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». |
1 |
|
32 |
27.12 |
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». |
1 |
|
33 |
10.01 |
Религия древних греков. |
1 |
|
|
|
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 7ч. |
|
|
34 |
13.01 |
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. |
1 |
|
35 |
17.01 |
Зарождение демократии в Афинах. |
1 |
|
36 |
20.01 |
Древняя Спарта. |
1 |
|
37 |
24.01 |
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. |
1 |
|
38 |
27.01 |
Олимпийские игры в древности. |
1 |
|
39 |
31.01 |
Победа греков над персами в Марафонской битве. |
1 |
|
40 |
03.02 |
Нашествие персидских войск на Элладу. |
1 |
|
|
|
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до .э. и расцвет демократии 5ч. |
|
|
41 |
07.02 |
В гаванях афинского порта Пирей. |
1 |
|
42 |
10.02 |
В городе богини Афины. |
1 |
|
43 |
14.02 |
В афинских школах и гимнасиях. |
1 |
|
44 |
17.02 |
В афинском театре. |
1 |
|
45 |
21.02 |
Афинская демократия при Перикле. |
1 |
|
|
|
Тема 10. Македонские завоевания в IVв. до н.э. 4ч. |
|
|
46 |
28.02 |
Города Эллады подчиняются Македонии. |
1 |
|
47 |
03.03 |
Поход Александра Македонского на Восток. |
1 |
|
48 |
07.03 |
В Александрии Египетской. |
1 |
|
49 |
10.03 |
Повторительно –обобщающий урок « Вклад древних эллинов в мировую культуру». |
1 |
|
|
|
Раздел IV Древний Рим 18 часов |
|
Российская электронная школа, VIDEOUROKI.NET, InternetUrok.ru, Фоксфорд |
|
|
Тема 11.Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 3ч. |
|
|
50 |
14.03 |
Древнейший Рим. |
1 |
|
51 |
17.03 |
Завоевание Римом Италии. |
1 |
|
52 |
21.03 |
Устройство Римской республики. |
1 |
|
|
|
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья 3ч. |
|
|
53 |
04.04 |
Вторая война Рима с Карфагеном. |
1 |
|
54 |
07.04 |
Установление господства Рима во всем Средиземноморье. |
1 |
|
55 |
11.04 |
Рабство в Древнем Риме. |
1 |
|
|
|
Тема 13. Гражданские войны в Риме 4ч. |
|
|
56 |
14.04 |
Земельный закон братьев Гракхов. |
1 |
|
57 |
18.04 |
Восстание Спартака. |
1 |
|
58 |
21.04 |
Единовластие Цезаря. |
1 |
|
59 |
25.04 |
Установление империи. |
1 |
|
|
|
Тема 14. Римской империи в первые века нашей эры 4ч. |
|
|
60 |
28.04 |
Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне |
1 |
|
61 |
02.05 |
Первые христиане и их учение |
1 |
|
62 |
05.05 |
Расцвет Римской империи во II в. |
1 |
|
63 |
12.05 |
«Вечный город» и его жители |
1 |
|
|
|
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 2ч. |
|
|
64 |
16.05 |
Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами |
1 |
|
65 |
19.05 |
Повторительно – обобщающий урок « Вклад древних римлян в мировую культуру» |
1 |
|
|
|
Раздел: Обобщение 1ч. |
|
Российская электронная школа, VIDEOUROKI.NET, InternetUrok.ru, Фоксфорд |
66 |
23.05 |
Итоговое повторение. |
1 |
5. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Оценивание по истории осуществляет учитель – предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с основными положениями и порядком оценивания по предмету.
2. Родители вправе получить информацию о порядке оценивания по предмету от учителя – предметника, классного руководителя, а также могут ознакомиться с порядком оценивания по предмету в классном кабинете.
3. При оценивании учитываются:
сложность материала;
самостоятельность и творческий характер применения знаний;
уровень приобретённых знаний, умений и навыков учащихся по отношению к компетенциям, требуемым государственной и школьной программами обучения;
полнота и правильность ответа, степень понимания исторических фактов и явлений, корректность речевого оформления высказывания;
аккуратность выполнения письменных работ;
наличие и характер ошибок, допущенных учащимися;
особенности развития учащегося.
4. Оценивание результатов обучения включает:
ü текущее оценивание в течение учебного года предусматривает:
-устные ответы по темам,
- тематические работы,
- ученические презентации.
ü промежуточное оценивание по четвертям или полугодиям проводится в форме:
- контрольной работы,
- контрольного теста,
- проекта.
ü итоговое оценивание – это проведение итоговой контрольной работы.
II . ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При оценивании устного ответа учащихся
Формы устного ответа |
Критерии оценивания |
|
Отметка |
|
|
· устные индивидуальные ответы учащегося на уроке, · устный ответ на обобщающем уроке; · участие во внеурочных мероприятиях по предмету, · защита учебной презентации, доклада или сообщения по теме; · умение использовать в ответе различные источники знаний: текст учебника, рассказ учителя, наглядный учебный материал, материал художественной литературы, кинофильмов, защита рефератов. · использование знаний учащимися на уроках истории, полученных при изучении курса обществоведения и наоборот.
|
«5» |
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. 4. Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ |
"4"
|
1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи. |
|
"3" |
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. |
|
"2"
|
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
|
При оценивании письменных ответов оценка
ставится:
Формы письменных работ |
Критерии оценивания |
|
Отметка |
|
|
· Конспект. · Таблица · Опорная схема · Письменный рассказ · Историческое сочинение. · Эссе · Дифференцированная тематическая работа (тематический тест, ответы на поставленные вопросы) · Дифференцированный контрольный тест /контрольная работа. · Итоговая контрольная работа |
«5» |
1. выполнил работу без ошибок и недочетов; 2) допустил не более одного недочета. |
"4"
|
Если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней 1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета; 2. или не более двух недочетов. |
|
"3" |
Если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок; 2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; 3. или не более двух-трех негрубых ошибок; 4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. |
|
"2"
|
Если ученик: 1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. |
Оценка тестовых работ по истории
Промежуточная и итоговая аттестация за учебный курс. |
80-100% |
60-79% |
41-59% |
0-40% |
Нормативный тест (контрольный тест, контрольная работа по разделу, блоку) |
85-100% |
66-84% |
41-65% |
0-40% |
Критериальный тест (тематическая работа) |
90-100% |
70-89% |
50-69% |
0-49% |
Отметка |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
Творческие работы обучающихся
Проверяемые элементы |
|
|
Отметка |
Критерии оценивания |
|
Реферата/ проекта - глубина и полнота раскрытия темы; - адекватность передачи содержания первоисточнику; - логичность, аргументированность изложения и выводов; - структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения); - оформление (наличие плана, списка литературы, правильное цитирование, сноски и т.д), качество сопроводительных материалов; - личная позиция автора реферата, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений; - стилистическая, языковая грамотность. |
«5» |
Ставится, если ученик глубоко и полно рассмотрел поднятую проблему, показал умение выделять главное, анализировать, сумел правильно отобрать фактический материал для аргументации, показал умение сравнивать реферируемые источники, разные точки зрения, тема научно обоснована. Реферат написан правильным литературным языком, грамотно оформлен.
|
"4"
|
Ставиться, если поднятая проблема раскрыта полно, показано умение выделять главное, анализировать, но недостаточен фактический материал для аргументации. Тема научно обоснована, но сравнительного материала недостаточно. Реферат написан правильным литературным языком, есть значительные нарушения последовательности. Оформлен грамотно.
|
|
"3" "2"
|
Поднятая проблема раскрыта недостаточно полно, не всегда правильно выделяется главное, беден фактический материал, мало использовано дополнительной литературы. Реферат оформлен правильно, но имеются незначительные нарушения логики. Написан грамотно.
|
Компьютерный продукт учащегося
Проверяемые элементы |
Критерии оценивания |
Форма оценивания:
|
- степень самостоятельности - актуальность представленной работы - творческий подход к созданию презентации - оригинальность представления информации и оформления материалов - достоверность и ценность представленной информации для окружающих - эстетичность и оправданность различных эффектов - уровень освоения и использования новых информационных технологий (графика, анимация, видео и др. ) - качество выступления, глубина и широта владения темой представленной работы - аргументированность выводов, умение отвечать на вопросы оппонентов.
|
Титульный слайд с заголовком - 5 баллов Минимальное количество – 10 слайдов, - 10 баллов Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) - 5 баллов Библиография -10 баллов СОДЕРЖАНИЕ Вставка графиков и таблиц -15 баллов Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов -5 баллов ОРГАНИЗАЦИЯ Текст хорошо написан, и сформированные идеи ясно изложены и структурированы -15 баллов Слайды представлены в логической последовательности - 15 баллов Красивое оформление презентации -10 баллов |
отличная работа = 100-90 баллов хорошая работа = 89-80 баллов удовлетворительная работа = 79-70 баллов презентация нуждается в доработке = 69-60 баллов слабая работа = 59 баллов. |
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Методическая литература:
1. Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. – Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина – А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др. – М.: Просвещение, 2014.
5. История Древнего мира. Модели, игры, тренажёры. Электронное пособие. 5 класс (CD)
6. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира 2011«Вако» Москва
Дополнительная литература:
Диски:
Древний мир.(DVD-Box)
Презентации к урокам
Демонстрационные карты:
1.Рост территорий и государств в древности
2.Завоевания Александра Македонского
3.Рост Римского государства в III веке до н.э.
4.Римская империя в III-Iвв. До н.э.
5.Римская империя в IV-Vвв.
6. История Древнего мира. Электронное картографическое пособие. 5 класс (CD)
Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, учебные фильмы, компьютер, медиа проектор, интерактивная доска
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Порталhttp://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного
экзамена
http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ
http://www.ndce.ru– портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов
http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»
http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
http://www.pish.ru – сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
http://www.1september.ru – газета «История», издательство «Первое сентября»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение
методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая
коллекция А.И.Чернова)
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго
поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
hitp://www.idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982
гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим
общественных наукам
http://www.historia.ru– электронный журнал «Мир истории»
http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов
http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.lib-history.info - историческая библиотека
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
http://www.vciom.ru– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.