Ростовская область Тарасовский район х. Верхний Митякин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Красновская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №1 от 23.08.2019 г. Руководитель МО ______Попова Л.Н. |
СОГЛАСОВАНО с заместителем директора по УВР Демьяненко И.Н.
Подпись 28.08.2019 г. |
ПРИНЯТО на заседании Педагогического Совета Протокол № 1 от 28 августа 2019 г. Председатель _____ Воликов Ю.В. |
УТВЕРЖДАЮ Директор ______ Воликов Ю.В. Приказ от 30.08.2019 г. № 119 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 4 класс
Количество часов: 1 час
Учитель: Попова Л. Н.
Квалификационная категория: высшая
2019-2020 учебный год
РАЗДЕЛ «ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА».
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
Приказы:
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
-приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»,
- приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- приказ Минпросвещения России от 8 мая 2019 г. № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
Рабочая программа разработана с учетом следующего учебно-методического комплекта:
Плешаков А.А., Железникова О.А. Концепция учебно-методического комплекта «Школа России»— М.:Просвещение, 2015.
-Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват.организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.:Просвещение, 2015.
Изучение изобразительного искусства направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по изобразительному искусству:духовно-нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Уникальность и значимость «Изобразительного искусства» как школьной дисциплины определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции, необходимых в любой профессии.
Современное содержание предмета «Изобразительное искусство» отвечает задачам формирования важнейших личностных качеств растущего человека, его творческих и культуро-строительных способностей, качеств его духовного и нравственного здоровья, а также способствует самоопределениюи умению деятельно жить в условиях современного общества.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка. Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельностидля визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуальногопрактического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, предусматривает обязательное изучение изобразительного искусства в 4 классе в объеме 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с годовым календарным учебным графиком школы данная программа рассчитана на 34 часа.
Срок реализации программы - 2019-2020 учебный год.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 4 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
§ чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
§ уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
§ понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
§ сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
§ сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
§ овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
§ умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
§ умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
· овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
· использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
· умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
· умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
· осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
· сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
· сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру;
· понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
· овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
· овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
· знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
· понимание образной природы искусства; эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
· способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
· умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
· усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
· умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
· способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
· способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
· умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
· освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
· овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
· умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
· умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
· изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
· способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
· умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения искусства у обучающихся:
· будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
· начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
· сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
· появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
· установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
· будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
· овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;
· смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
· получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
· научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
· будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА»
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник».
Дети узнают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Основные содержательные линии учебника для 4 класса «Изобразительное искусство».
№п/п |
Наименование разделов |
Содержание программного материала |
Универсальные учебные действия |
Количество часов |
В том числе |
|
проекты |
КИМ |
|||||
1 |
Истоки родного искусства |
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества |
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения |
9 |
1 |
1 |
2 |
Древние города нашей земли |
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды |
Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. Формулировать собственное мнение и позицию. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
7 |
1 |
1 |
3 |
Каждый народ – художник |
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира |
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Анализировать образец, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
10 |
1 |
1 |
4 |
Искусство объединяет народы |
От представлений о великом многообразии культур мира - к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Восприятие произведений искусства - творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни |
Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.
Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
8 |
1 |
1 |
В содержание упражнений и заданий включен региональный компонент:
№ урока |
Тема урока |
Региональный компонент |
4 |
Творческий проект «Мой родной казачий край» |
Изображение родного хутора Рисование цветов донской природы |
9 |
Традиции мастерства - выставка «Казачий праздничный костюм». |
Знакомство с ремёслами донского края |
13 |
Древнерусские воины – защитники. Видеоэкскурсия «Памятники защитникам на Дону». |
Знакомство со скульптурой донского края |
Формы контроля:
· Выставки коллективных и индивидуальных работ.
· Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности.
№ урока |
Раздел (количество часов) Тема урока |
Количество часов, отводимых на изучение темы |
Дата проведения урока |
Корректировка даты (в случае необходимости) |
|
||||
|
|||||||||
|
|||||||||
1 |
Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. Художественные материалы |
1 |
5.09 |
|
|
||||
2 |
Красота природы в произведениях русской живописи |
1 |
12.09 |
|
|
||||
3 |
Деревня – деревянный мир. |
1 |
19.09 |
|
|
||||
4 |
Творческий проект «Мой родной казачий край» |
1 |
26.09 |
|
|
||||
5 |
Красота человека. Русская красавица |
1 |
3. 10 |
|
|
||||
6 |
Образ русского человека в произведениях художников |
1 |
10.10 |
|
|
||||
7 |
Календарные праздники |
1 |
17.10 |
|
|
||||
8 |
Народные праздники. Тест по теме «Истоки родного края» |
1 |
24.10 |
|
|
||||
9 |
Традиции мастерства - выставка «Казачий праздничный костюм» (обобщение темы). |
1 |
31.10 |
|
|
||||
2 четверть – 7 часов |
|||||||||
Раздел 2: «Древние города нашей земли» (7 ч.) |
|||||||||
10 |
Родной угол. Творческий проект «Пластилиновые фантазии» "» |
1 |
14.11 |
|
|||||
11 |
Древние соборы. |
1 |
21.11 |
|
|||||
12 |
Города Русской земли. Видеоэкскурсия «Тульский кремль» |
1 |
28.11 |
|
|||||
13 |
Древнерусские воины – защитники. Видеоэкскурсия «Памятники защитникам на Дону». |
1 |
5.12 |
|
|||||
14 |
«Золотое кольцо России» |
1 |
12.12 |
|
|||||
15 |
Узорочье теремов. Тест по теме «Древние города нашей земли» |
1 |
19.12 |
|
|||||
16 |
Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы). |
1 |
26.12 |
|
|||||
3 четверть – 10 часов |
|||||||||
Раздел 3: «Каждый народ – художник»(10 ч) |
|||||||||
17 |
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. Творческий проект «Цветок-оригами». |
1 |
16.01 |
|
|||||
18 |
Страна восходящего солнца. Образ человека, характер
одежды |
1 |
23.01 |
|
|||||
19 |
Народы гор и степей |
1 |
30.01 |
|
|||||
20 |
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры |
1 |
6.02 |
|
|||||
21 |
Города в пустыне |
1 |
13.02 |
|
|||||
22 |
Древняя Эллада |
1 |
20.02 |
|
|||||
23 |
Олимпийские игры |
1 |
27.02 |
|
|||||
24 |
Средневековый город |
1 |
5.03 |
|
|||||
25 |
Образ готического храма в средневековом городе. Тест по теме «Каждый народ-художник». |
1 |
12.03 |
|
|||||
26 |
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы). |
|
19.03 |
|
|||||
4 четверть – 8 часов |
|||||||||
Раздел 4: «Искусство объединяет народы» (8 ч.) |
|||||||||
27 |
Тема материнства в искусстве |
1 |
2.04 |
|
|||||
28 |
Образ Богоматери в русском и западно-европейском искусстве |
1 |
9.04 |
|
|||||
29 |
Мудрость старости |
1 |
16.04 |
|
|||||
30 |
Сопереживание. Творческий проект «Дорогою добра» |
1 |
23.04 |
|
|||||
31 |
Герои-защитники |
|
30.04 |
|
|||||
32 |
Героическая тема в искусстве разных народов |
|
7.05 |
|
|||||
33 |
Итоговая контрольная работа по изобразительному искусству для 4 класса «Искусство объединяет народы» |
1 |
14.05 |
|
|||||
34 |
Художественная выставка «Юность и надежда» (обобщение темы)
|
1 |
21.05 |
|
|||||
Итого 34 ч. |
|||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.